- Экологическое просвещение населения
- Глобальная проблема современности
- Уровень экологического просвещения
- Немного истории
- Стратегия экологического образования
- Разновидности экологического образования
- Уровни неформального образования
- Уровни формального образования
- Основные задачи
- Экологическая культура
- Роль политических аспектов
- Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний
- Основные направления деятельности
- Проводимые мероприятия
- Статья 74. Экологическое просвещение. Комментарий к статье 74
Экологическое просвещение населения
Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.
Глобальная проблема современности
В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.
А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.
Уровень экологического просвещения
Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.
Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.
Немного истории
Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.
Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.
Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.
Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.
Стратегия экологического образования
Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.
Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.
Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.
Разновидности экологического образования
В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.
Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов. Основная цель неформального образования в экологической сфере — охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.
Уровни неформального образования
Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.
Уровни формального образования
Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.
Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.
Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:
— студенты посещают особые курсы;
— создаются специализированные факультеты;
— усиливается экологическая тематика традиционных курсов;
— происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).
На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.
Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.
Основные задачи
Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:
— воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;
— обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;
— содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;
— ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;
— дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.
Экологическая культура
Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.
Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.
Роль политических аспектов
Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.
Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.
Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний
К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.
Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.
Основные направления деятельности
План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:
— партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;
— работу по комплексным программам и целевым проектам;
— проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;
— осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.
Проводимые мероприятия
Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.
Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.
В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:
— познавательные заочные путешествия;
— экологические акции и лектории;
— открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;
— проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.
Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.
Источник
Статья 74. Экологическое просвещение. Комментарий к статье 74
1. Экологическое просвещение — деятельность, направленная на распространение экологических знаний, а также информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности. Целями экологического просвещения являются:
— формирование в обществе экологической культуры;
— воспитание бережного отношения к природе;
— рациональное использование природных ресурсов.
Одним из направлений экологического просвещения является информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Информирование осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами. Можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации в целях обеспечения надлежащей реализации права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также повышения уровня экологической культуры общества создается единое информационное пространство в области экологии.
Наибольшее распространение экологические знания получают через средства массовой информации посредством выпуска специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также экологизированных программ и передач.
Центрами экологической культуры на территории Российской Федерации являются также публичные и научные библиотеки. Они комплектуют экологические структуры, формируют банки данных о состоянии окружающей среды и здоровья населения, целенаправленно осуществляют эколого-просветительскую деятельность в соответствии со своей компетенцией.
Эколого-просветительскую деятельность осуществляют также государственные природные заповедники, национальные парки и другие особо охраняемые природные территории, являющиеся объектами общенационального культурно-исторического достояния народов Российской Федерации. Они осуществляют:
— организацию постоянно действующей системы экологической пропаганды и природоохранного просвещения на базе природных заповедников и национальных парков России, создают в них соответствующие структурные подразделения, информационно-просветительские центры и музеи природы;
— разработку и реализацию эколого-просветительских программ и проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки в регионе, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо охраняемой природной территорией;
— создание условий для проведения летних экологических практикумов, в первую очередь для учащихся школ, профессиональной стажировки педагогов и студентов;
— развитие экологического туризма как эффективной формы экологического просвещения.
Так, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит в том числе осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Субъекты РФ также заботятся о распространении экологических знаний среди населения. Так, в ст. 20 Закона Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» предусмотрено, что в целях воспитания экологической культуры населения Самарской области и бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств осуществляется распространение экологических знаний и информирование населения о состоянии окружающей среды Самарской области и о законодательстве об охране окружающей среды и природопользовании. Распространение экологических знании и информирование населения о состоянии окружающей среды Самарской области и законодательстве об охране окружающей среды и природопользовании осуществляется органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и юридическими лицами.
———————————
См.: Закон Самарской области от 4 мая 2001 г. N 29-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» (с изм. от 13.11.01 г., 08.05.02 г., 06.11.02 г., 07.10.03 г., 26.12.03 г., 06.05.04 г., 28.12.04 г., 01.04.05 г.) // «Самарские Известия». 2001. 5 мая. N 81.
В настоящее время необходимо совершенствовать систему экологического просвещения на территории Российской Федерации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня экологической культуры и экологического образования.
Необходимо отметить, что Российская Федерация заключает Соглашения с различными государствами о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, одними из направлений которого являются экологическое воспитание, образование и просвещение населения .
———————————
См., например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (Москва, 20 декабря 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. Март. 2005. N 3.
В заключение комментария данной главы необходимо отметить, что в целях активизации развития в Российской Федерации системы всеобщего непрерывного экологического образования и выработки научно обоснованных рекомендаций по реализации главы XIII комментируемого Закона в Российской Федерации создан Консультативный совет по экологическому образованию и просвещению МПР России (здесь и далее по тексту — Консультативный совет). Задачами Консультативного совета являются: оказание научно-методической помощи в разработке государственной политики и стратегии развития экологического образования и просвещения населения Российской Федерации, планов и программ по их реализации, подготовка которых осуществляется по инициативе, под руководством или при участии МПР России; подготовка предложений для внесения на рассмотрение руководством МПР России по вопросам развития экологического образования и просвещения в Российской Федерации.
Консультативный совет выполняет следующие функции:
— разрабатывает проекты, рекомендации, предложения по вопросам развития в Российской Федерации системы экологического образования и просвещения в целях обеспечения ее устойчивого развития;
— готовит предложения по организации мониторинга, анализа и оценке состояния разных уровней экологического образования и просвещения, экологической подготовки специалистов разных сфер производственной и иной деятельности (педагогических кадров, кадров руководителей, государственных служащих, представителей общественных организаций и других), распространения информации о развитии этого направления деятельности в регионах и субъектах РФ;
— рассматривает важнейшие проблемы, связанные с развитием экологического образования и просвещения, включая вопросы разработки и реализации межотраслевых, межправительственных, международных соглашений и проектов, федеральных и межрегиональных программ;
— участвует в формировании рабочих групп для проработки конкретных вопросов по проблемам развития в Российской Федерации экологического образования и просвещения населения, экологической подготовки специалистов .
———————————
См.: Приказ МПР РФ от 1 марта 2002 г. N 95 «О Консультативном совете по экологическому образованию и просвещению МПР России».
В соответствии с Экологической доктриной РФ , основной задачей в области экологического образования и просвещения является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
———————————
См.: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р «Об одобрении Экологической доктрины РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 36. Ст. 3510.
Для этого необходимы:
— создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
— включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
— усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
— подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;
— включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
— государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющей экологическое просвещение и образование;
— разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
— развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
— повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
— поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.
Действующее законодательство, регламентирующее вопросы экологического образования, просвещения и культуры, нуждается в настоящее время в совершенствовании. Это будет способствовать гармонизации отношений общества и природы. На сегодняшний день не существует отдельного действующего федерального закона, посвященного экологическому образованию. Комитетом по экологии ГД ФС РФ был разработан законопроект «О государственном регулировании образования в области экологии», который в 2005 г. был снят с рассмотрения в связи с отклонением Президентом Российской Федерации. В связи с этим важно отметить объективную необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в данной области.
Глава XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗРЕШЕНИЕ
СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Источник