Что значит эко одежда

Как правильно выбирать экологичную одежду

Что такое экологичная одежда, как правильно понимать экомаркировку на одежде, как определить, есть ли в одежде искусственные красители? Проверим, какие материалы действительно экологичны и безопасны и на что стоит обратить внимание при выборе экоодежды.

Обращайте внимание на ткань

Главное отличие обычной одежды от экологичной — это ткань, из которой она изготовлена. Производители eco-friendly предметов гардероба отдают предпочтение натуральному сырью, которое выращивается без использования пестицидов: органическому льну, хлопку, шелку, шерсти. А также используют органические бамбуковые и кукурузные волокна, крапиву, растительный кожзаменитель.

Кроме того, к экологичной одежде относятся вещи, созданные из переработанных изделий (ПЭТ-тара, обрезки тканей, рыболовные сети); одежда, чей яркий и сочный цвет достигается путем применения природных красителей.

Изучите состав изделия

Не все натуральные ткани одинаково полезны. Изделие, приятное на ощупь, еще не означает, что вещь безопасна для здоровья и окружающей среды. Химикаты используют как при производстве одежды, так и при выращивании сырья для нее. Вредные волокна в лучшем случаем вызовут дискомфорт при носке, в худшем — аллергию и раздражение на коже. Стоит знать, где таится опасность.

Хлопок, который большинство потребителей считают безопасным, является таковым лишь отчасти. Львиная доля промышленного производства этого материала не отличается экологичностью. На каждые 250 граммов изготовленного хлопка приходится 150 граммов пестицидов и около трех литров воды. Для защиты от вредителей хлопковые поля обрабатывают гербицидами, а для быстрой сборки листьев уборочные машины заправляют спецсредствами, от которых страдает экология почвы.

Читайте также:  Оками что это значит

Безопасным образом сегодня производится только 0,1% хлопка в мире. Органический хлопок выращивается в биологических хозяйствах. За растением ухаживают вручную, используют натуральные удобрения и безопасные вещества для обработки. Этикетки вещей из такого материала имеют пометку «100 organic cotton».

Шерсть тоже может таить опасность. Зачастую фермы, где выращивают овец, применяют пестициды для обработки шерсти животных от паразитов. Процедуру, порой, проводят по несколько раз в год. Вредные вещества частично могут попасть уже в готовое шерстяное изделие. Органически чистую шерсть, отмеченную этикеткой «100% organic wool», получают от овец, которые пасутся на воле и не подвергаются обработке.

Лен признан самым экологически чистым и безвредным материалом. Неприхотливое растение стойко переносит непогоду, устойчиво к болезням и вредителями. Поля не требуют обработки. Но производителям одежды из льна этого оказалось недостаточно. Натуральная ткань сильно мнется и плохо разглаживается. Исправили ситуацию при помощи формальдегида и искусственной смолы. После химической обработки ткань можно не гладить. Распознать такую небезопасную вещь поможет дополнительная информация на этикетке: «100% Linen, не требует глажки».

Шелк также может быть обработан дезинфицирующими средствами и формальдегидом. Добывая шелк в промышленных масштабах, производители применяют гормоны-ускорители роста коконов и другие вредные вещества. Безопасным считается шелковое изделие с пометкой «100% organic silk».

Бамбук может оказаться пустым словом в составе изделия. Недобросовестные производители предлагают потребителям подделку. Вместо волокон бамбука используют искусственно созданную вискозу. Если на изделии нет ярлыка с составом ткани, можно проверить вещь на ощупь. Бамбуковое волокно отличается легкостью и не мнется, если вещь очень мягкая, скорее всего, она сшита из вискозы. Производство синтетической ткани не щадит экологию: ткань не разлагается, отправляя ядом почву и воздух.

Научитесь читать экознаки

Этикетка поможет изучить состав эковещи и расскажет о происхождении волокон, использованных красителях, обработке ткани, транспортировке сырья, условиях труда и расходе ресурсов. Нужно только научиться читать экомаркировку. За каждым ярлычком и знаком стоит сертификат соответствия экостандартам.

Euroblume («Евроцветок»). Эта маркировка говорит о соблюдении основных экологических требований на всех этапах производства изделия и высоком экостандарте продукции.

Naturtextil («Натуральный текстиль»). Маркировка Международной ассоциации производителей натурального текстиля. Вещь, отмеченная знаком, произведена из натуральных волокон в экологически чистых условиях, без химической обработки, соответствует самым высоким экотребованиям. Продается в специализированных магазинах.

The Global Organic Textile Standard («Международный стандарт по органическому текстилю»). Знак отличия для изделий из organic cotton. Стандарт имеет два уровня сертификации. Изделия, сертифицированные в категории «Organic» содержат не менее 95% органических и до 5% неорганических натуральных или синтетических волокон. Сертификат в категории «Made with X% organic» говорит о том, что вещь содержит не менее 70% органических волокон, еще 30% могут быть неорганическими.

Ярлык Woolmark подтверждает, что шерсть получена впервые, сострижена с живых овец, без применения химических веществ. Вещь при носке не потеряет форму и цвет. Наибольшую ценность знак представляет для верхней одежды.

Textiles Vertrauen («Экотекс» или «Доверие текстилю»). Экомаркировка указывает на то, что изделие проверено по международному стандарту Oeko-Tex. Систему сертификации производитель проходит, начиная от проверки сырья, заканчивая готовым текстильным изделием. Oeko-Tex 100 гарантирует отсутствие в одежде канцерогенных и аллергенных красителей, хлора, формальдегида и других опасных веществ.

Что скрывает цвет

Текстильная промышленность — один из главных источников загрязнения окружающей среды. Большие объемы водных ресурсов (до 1500м³ в сутки), которые используются при окраске и обработке тканей, впитывают треть токсичных веществ.

Сточные воды с химическими красителями попадают в почву, а через вентиляцию в воздух заводы и фабрики выбрасывают пары всевозможных растворителей, формальдегидов и соединений металлов.

Лишь 1% от общего объема красителей для тканей относится к натуральным. Краски для одежды получают из цветков, корней, семян и коры растений, например: бамбука, куркумы, паприки, порошка какао и др.

Однако определить, какие красители использованы для окрашивания вещи, непросто. Для этого нужны лабораторные исследования. На этикетке можно найти лишь часть информации, которая поможет распознать вредные вещества.

Если волокна ткани отбелены с хлором, на бирке появится надпись «stonewasched» (нем. Gebleicht). No need iron, т.е. вещь не требует глажки, а значит материал прошел обработку формальдегидами и смолами. Actifresh и Sanigrad означает, что вещь обработана составом для защиты от бактерий. Mercerisiert — это обработка ткани концентрированным едким натром, которая применяется к хлопку.

Не все производители одежды чисты перед потребителями. Как показала масштабная проверка Greenpeace, торговые марки с мировым именем зачастую скрывают опасные вещества. Тестирование международной организации «зеленых» выявило, что каждая пятая вещь от европейского производителя содержит остатки вредной химии.

Как минимум 15 мировых брендов, среди которых Adidas, Puma, Nike, Mango, Benetton, Zara, H&M и другие, уже обязались не использовать в своих изделиях искусственные красители и ткани.

Источник

Экоодежда: как различить гринвошинг и подлинную экоустойчивость бренда одежды

Экоодежда: важна ли данная тема сейчас? Сегодня в момент критического состояния планеты, а точнее человечества, когда страны объявляют чрезвычайное положение по климату (так 28 ноября 2019 г Евросоюз объявил о климатическом ЧП) , мы должны поощрять все изменения в отношении уменьшения экологического следа теми производствами, брендами и бизнесами, которые оказывают влияние на климат и планету. Потому что под угрозой стоит будущее человека, как рода . Когда в результате человеческой деятельности стали происходить катастрофические изменения на планете, исчезновение животных и растений, загрязнение воздуха и вод, изменение климата.

Поэтому, когда мы слышим даже о таком улучшении, как отказе бренда от пластиковой упаковки, использовании безопасных, органических материалов, переход на экологические виды транспорта для доставки, мы должны приветствовать такие начинания. С егодня у нас одна цель — остановить нарастание негативного влияния человеческой деятельности и вернуть планете экологический баланс и способность восстанавливаться и быть здоровой.

Индустрия моды и текстиля относится к одной из самых загрязняющих отраслей, по некоторым данным, она стоит на 2-м месте по уровню загрязнения окружающей среды после нефтяной отрасли. Несмотря на это, положительные изменения есть. М ы знаем о многих инициативах больших и малых игроков отрасли, направленных на сокращение экологического следа. Так, многие компании, производители одежды и задействованные в цепочке производства, например грузоперевозчики, подписали в 2018 году Хартию OOН о Борьбе Модной Индустрии с Изменением Климата. К обязательствам Xартии могут и должны присоединяться модные бренды и производители всех стран мира.

А что происходит на уровне потребителя? Какие инициативы брендов одежды улучшают нашу жизнь, действительно сокращая экослед? Какие из этих инициатив по-настоящему заботятся о благосостоянии планеты и человека, а не являются лишь ‘зеленым’ прикрытием, за которым кроется желание еще больше продать?

Как различить бренды, которые манипулируют нашим сознанием, используя зеленую повестку от тех, что по-настоящему радеют за сокращение экоследа и остановку негативного влияния на климат, природные ресурсы и человека?

Экоодежда: как понять, что бренд не использует гринвошинг

Хотя мы приветствуем любые, даже малые начинания по улучшению экологичности бренда, мы должны следить, что компании не используют экоинициативы точечно, для отвода глаз и ради дальнейшей, но уже завуалированной эксплуатации ресурсов, ради роста прибылей любой ценой.

Когда вы слышите, что бренд отказался от использования меха и перешел на кожзаменители, посмотрите глубже. Зайдите на сайт и изучите его экоустойчивость, обычно прописанную в разделе ‘экологичность’ или ‘корпоративно-социальная отвественность’.

В идеале вы должны увидеть, что компания открыто говорит не только об экодостижениях, но и о трудностях перехода на экоустойчивость и о своих пошаговых планах ее достижения.

БУКВА: смотри абзац об использовании переработанного пластика к концу 2021 г

Бренды одежды, которые не используют гринвошинг, стараются сделать экологичнoй всю цепочку поставок на протяжении всего жизненного цикла изделия (ЖЦИ), а не останавливаются на одном аспекте.

Например, они не просто переходят на более экологичные материалы: органический хлопок, ткани из переработанных и регенерированных материалов (например, из выловленных из морей нейлоновых сетей, как делает Ecoalf, или регенерированного кашемира, с которым работает Stella McCartney ), но и улучшают всю цепочку производства.

Они подсчитывают свой экослед, используя бухгалтерский учет с экологической составляющей, EP&L (environmental profit & loss account). Так делает и Stella McCartney и модный бренд Reformation . Зайдите на сайт Reformation, и вы увидите как при производстве вещи был сокращен ее экослед по сравнению с ‘традиционными’ устаревающими, не зелёными методами производства.

Бренды, которые пытаются улучшить весь цикл жизни изделия, не просто говорят об этом общими фразами на своем сайте, а дают конкретные примеры. Они честно признаются, в чем состоят трудности и говорят, как собираются их преодолевать.

Patagonia производит одежду для туризма и активного отдыха. Это один из ‘образцовых’ брендов в вопросе достижения экологичности и целей устойчивого развития. На него можно равняться другим брендам, а также покупателю, который хочет определить, не занимается ли гринвошингом какой-нибудь «лейбл». Бренд сообщил о своем намерении стать донором экоустойчивого запаса планеты к 2025.

С 1993 года начал проводить эксперименты с использованием альтернативных тканей, полученных способом переработки. Сейчас в ассортименте одежда из переработанного полиэстера, пуха, органического и регенерированного хлопка и шерсти, других альтернативных материалов, созданных с помощью замкнутого (практически безотходного) цикла, например Tencel. Ткани и изделия бренда сертифицированы рядом международных экосертификатов. Например сертификация Bluesign, которая oзначает минимальное использование химикатов и энергозатрат и предполагает строгий контроль за ними при производстве ткани. А сертификация Fair Trade означает, что компания обеспечивает адекватную оплату труда швеям.

Дополнительно предлагаются услуги по ремонту своих изделий и сбору их по окончании носки. Это делается для того, чтобы уменьшить количество новых вещей за счет продления жизни уже имеющихся. Это разумное и ответственное отношение к ресурсам. Сегодня компания производит до 40,000 ремонтов в год. Не подлежащие ремонту вещи подлежат ресайклингу. В США вы можете бесплатно отправить свою вещь в центр починки, или сдать ее по окончании носки за баллы, на которые можете приобрести что-то другое. Даже европейские клиенты знают, что проводится ремонт не только в магазинах, но и на природе, куда в теплое время года выезжаeт мини мастерскaя на мобильном грузовике Worn Wear Truck. По расписанию, которое можно найти на сайте бренда, мастерская посещает популярные места для серфинга, где прямо на пляже вам починят ваши вещи этого бренда, включая костюмы для винд серфинга и дайвинга.

Забота о своих изделиях, возможность сдачи вещи для ремонта, дальнейшей продажи по сниженной цене или передачи в переработку — один из способов достижения экоустойчивости как бизнеса, так и нашей планеты.

Конечно, Patagonia, грамотный и уже давно существующий игрок на рынке одежды. Она обладает опытом и финансами, чтобы последовательно перестраивать свой бизнес, все стадии жизненного цикла изделия, оплачивать сертификаты, инвестировать в исследования по созданию новых тканей, уменьшению микрополастика от стирки синтетических изделий.

При рассмотрении брендов, важно учитывать их размер. Большой компании, такой как Adidas, легче финансировать в создание инновационных технологий. Вспомним коллаборация Adidas и Parley for the oceans, в результате которой появилась линия кроссовок из переработанного пластика, выловленного из вод и собранного по берегам океанов. В настоящий момент Адидас разрабатывает новый вид кроссовок, которые можно будет на 100% подвергать ресайклингу. Такое дорогостоящее исследование по карману только огромному бренду.

С другой стороны, гигантскому концерну требуется больше усилий и времени, чтобы перестроить производство и перевести всю цепочку поставок на экологические рельсы, тогда как небольшие бренды могут действовать более оперативно.

Так Adidas обещает внедрить использование только переработанного пластика в цепочке производства с 2024 года, а фирме с меньшими объёмами, такой как Everlane сможет сдел А ть это быстрее — к 2021.

Поэтому при определении уровня правдивости утверждений предприятия о его экологичности, необходимо учитывать подход ко всем стадиям цепочки производства, трансляцию этого подхода на сайте, а также его размер.

Экоодежда очень важна, но! Самая экоустойчивая вещь — та, что уже есть у вас в гардеробе. Поэтому прежде чем отправиться в магазин за обновками, поступите, как поступает стилист. Создайте коллаж тех образов, которые нравятся вам, отвечают вашим запросам и стилю жизни и начните собирать эти луки из ваших вещей. Пересмотрите свой гардероб, а вместе с ним и образ жизни!

Автор публикации: Ольга Джонстон Антонова

Эксперт по экоустойчивой моде, стилист, историк моды и трендкастер

Источник

Оцените статью