Что значит эффективный вуз

Содержание
  1. Эффективность, результативность и влияние высшего образования (EPI)
  2. Исследовательский проект EPI включает несколько направлений:
  3. Мы рады новым идеям и людям в нашем проекте:
  4. Публикации
  5. Команда проекта в НИУ ВШЭ
  6. Егоров Алексей Алексеевич
  7. Абалмасова Екатерина Сергеевна
  8. Шибанова Екатерина Юрьевна
  9. Серебренников Павел Николаевич
  10. Платонова Дарья Павловна
  11. Лешуков Олег Валерьевич
  12. В каком вузе вы учитесь – эффективном или нет?
  13. Мнение студентов и их родителей
  14. Мнение Минобрнауки
  15. Почему существуют отличия в определении эффективности?
  16. Некоторые громкие названия вузов – также в «чёрных списках»
  17. Послесловие
  18. Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют?
  19. Для чего вообще нужны рейтинги вузов?
  20. Какие существуют рейтинги вузов?
  21. Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?
  22. Что влияет на место университета в рейтинге?
  23. Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?
  24. Какие вузы — лучшие в мире?

Эффективность, результативность и влияние высшего образования (EPI)

Исследовательский проект реализуется в сотрудничестве с Департаментом Менеджмента, экономики и организации производства Миланского политехнического университета. Руководитель проекта — профессор Томмасо Агасисти, адьюнкт-профессор Школы менеджмента Миланского политехнического университета.

Мы запустили этот проект, потому что эффективность и результативность вузов – это важная часть национальной образовательной и внутренней университетской политики.

  1. Исследуя причины неэффективности вузов, мы сможем предложить варианты улучшения результатов высшего образования в образовании, науке и третьей миссии.
  2. С точки зрения национальной образовательной политики, исследования эффективности вузов позволяют обсуждать структуру системы на основе данных: как сбалансировать количество вузов? Какими должны быть ожидаемые результаты и целевые ориентиры для развития университетов? Кроме этого, исследование может послужить основой для измерения результатов реформ. Появится возможность оценить, какая политика снижает неэффективность вузов и обеспечивает равенство образовательных результатов.
  3. Между уровнем развития образовательной системы и темпами экономического роста наблюдается устойчивая положительная связь. Мы предполагаем, что в связи с этим, исследования эффективности прольют свет на влияние высшего образования на экономическое развитие.
Читайте также:  Что значит стук пальцев

Исследовательский проект EPI включает несколько направлений:

1. Роль организационных форм в улучшении эффективности и результативности вузов (форма собственности, подведомственность, управленческие структуры и т.д.)

2. Оценка эффективности университетов по миссиям: образование, исследования и «третья миссия» (стартапы, публичные события)

3. Количественная оценка влияния государственных программ на эффективность вузов: национальные исследовательские университеты, опорные вузы, инициативы превосходства

4. Измерение вклада университетской эффективности в экономическое развитие регионов

5. Трансграничное сравнение эффективности вузов и систем высшего образования

Мы рады новым идеям и людям в нашем проекте:

Один из вариантов сотрудничества – взаимодействие с исследователями других институций. Форматы сотрудничества можно обсудить с Алексеем Егоровым (aegorov@hse.ru) и Дарьей Платоновой (dplatonova@hse.ru).

Другой вариант – трудоустройство. Мы приглашаем магистров, аспирантов и молодых учёных включиться в проект. У нас открыты вакансии стажёра-исследователя и младшего научного сотрудника. Также мы предлагаем коллегам-экономистам присоединиться к команде в качестве научных сотрудников.

Публикации

Команда проекта в НИУ ВШЭ

Егоров Алексей Алексеевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Абалмасова Екатерина Сергеевна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Шибанова Екатерина Юрьевна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Серебренников Павел Николаевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Платонова Дарья Павловна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Лешуков Олег Валерьевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией

Источник

В каком вузе вы учитесь – эффективном или нет?

Мнение студентов и их родителей

Вузовская система всегда вызывала и будет вызывать вопросы и у власти, и у простых обывателей, которые сами учатся в этих учебных заведениях, или чьи дети получают высшее образование. Вопрос эффективности всегда стоял на первом месте, причём в это понятие, например, родители и их дети-студенты вкладывают такое значение: эффективным считается такой вуз, который:

Мнение Минобрнауки

По мнению Минобрнауки, эффективным считается такой вуз, который:
— Принял на бюджетные места очного отделения студентов с результатами ЕГЭ, свидетельствующими об их фундаментальной подготовке (интересно, куда девать студентов, чьи баллы по ЕГЭ оставляют желать лучшего?). Почему не оценивать деятельность вуза по «выпускным» параметрам? Это будет наиболее чистый результат.
— Интенсивно занимается научно-исследовательской работой (определяется в расчёте на одного среднестатистического педагога). Тоже вопрос – это же не НИИ, не все преподаватели могут одновременно преподавать и печататься в серьёзных литературных изданиях, для этого нужно и время свободное, и хороший заработок.
— Имеет международное значение, то есть, занимается обучением и иностранных студентов. Этот критерий высчитывается по общему числу иностранцев, закончивших вуз, в процентном соотношении в общем выпуске. Тоже спорный вопрос – в некоторых удалённых от границы или столицы вузах иностранцев днём с огнём не отыщешь.
— в финансово-экономическом плане может себя, в некотором роде, обеспечить. Высчитывается по всевозможным доходам вуза, снова в расчёте на одного представителя педколлектива. Это как же преподаватели должны зарабатывать для своего родного вуза? Получается, что нужно больше брать студентов-платников, а бюджетников раз-два и обчёлся? Вузы не могут быть доходной статьёй бюджета, это всегда расход, потому что преподаватели занимаются не предпринимательской деятельностью, а преподавательской. Хорошо, если студенты с прекподавателями заработали гранты, а если нет? Тогда вуз автоматически становится финансово убыточным.
— обладает развитой инфраструктурой (общежития, столовые, площадь университетов и т.д.), то есть, сколько квадратных метров в данном заведении приходится на одного студента. То есть, получается, каких бы высококлассных специалистов не выпускал вуз, большую ценность имеет то, какую площадь он занимает.
— трудоустроил своих выпускников, которые спокойно работают на новых местах и не обращаются в службу занятости для оказания помощи в трудоустройстве. Ну, с этим положением большинство согласится.

Почему существуют отличия в определении эффективности?

Как видим, критерии эффективности вузов для родителей и чиновников отличаются. С чем же это связано? Для родителей и их детей главное, что они хотят получить от вуза – это знания, необходимые для будущей профессии, и документ об образовании, позволяющий трудоустроиться в выбранном направлении. Всё просто. Родителям и студентам всё равно, какой средний балл у поступающих, их не интересует, какой исследовательской деятельностью занимался вуз – главное, чтобы преподаватели смогли обеспечить качественное образование. А какой международный статус или сколько денег заработал вуз — это дело самого вуза.
Теперь рассмотрим позицию чиновников. В условиях повсеместной оптимизации образования (проще – сокращения расходов на содержание учебных заведений) вузовская система также должна реорганизоваться. То есть, менее эффективные вузы должны слиться с более удачливыми. Это позволит сократить расходы и повысить, может быть, статус и положение, а также показатели эффективности.

Некоторые громкие названия вузов – также в «чёрных списках»

Теперь рассмотрим список вузов, попавших в категорию «неэффективных».
В неэффективные вузы Петербурга, например, попали и Государственная полярная академия (практически единственная в своём роде), и Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Всего – около восьми названий. Возьмём, к примеру, Государственную полярную академию. С момента своего основания она выпустила около 1300 студентов. Из них 238 студентов закончили обучение с красным дипломом. Это примерно двадцать процентов выпускников. Такого результата добиваются редкие вузы. И как это такой вуз отнести к категории неэффективных?
Этот список пополнили и вузы Москвы: Московский архитектурный институт (государственная академия), Московская государственная академия водного транспорта, Российский государственный гуманитарный университет и ещё около двадцати вузов. А по всей России этот список насчитывает более семидесяти вузов. Но в Минобрнауки пересмотрели эти списки, потому что невозможно под одни критерии подгонять все вузы, и сократили их до тридцати. Судьба этой тридцатки сейчас решается, и на это уйдёт немало времени, потому что необходимо продумать комплекс мероприятий, способных улучшить положение и показатели данных вузов.

Послесловие

Вывод можно сделать такой: эффективность вуза – довольно расплывчатое понятие, которое определяется чиновниками, является непостоянной величиной. В список неэффективных могли попасть и довольно перспективные, динамично развивающиеся учреждения, если они по каким-то трём критериям не набрали «пороговых баллов». Поэтому оставим Минобрнауке решать, что оно в это понятие вкладывает, а нам остаётся учиться в прекрасных российских вузах, в которых и учились, и которые дают отличные знания по многим специальностям, воспитывают думающее поколение. Выпускники наших вузов с успехом устраиваются на работу и в зарубежные страны, ценятся за умение широко мыслить и находить нестандартные решения. Мы гордимся тем, что учимся в России.

Источник

Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют?

Для чего вообще нужны рейтинги вузов?

Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация. Она влияет на привлекательность заведения в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов. Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. Для этого вузы должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.

Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. Итогом должно было стать появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией. Директор по данным и аналитике Times Higher Education Дункан Росс в разговоре с РИА Новости оценил результаты работы программы как позитивные:

«Я думаю, это работает. [. ] Если бы в России не было такой программы, то вы бы увидели, что правительства, которые вкладывают деньги в эту область, развивали бы ее быстрее», — отметил он.

Согласно последним результатам, в рейтинг THE Emerging Economies University Rankings (университетов стран с активно развивающейся экономикой) вошли 19 вузов — участников «Проекта 5-100». При этом в отраслевых рейтингах QS российскую высшую школу представляют 13 участников программы, а в топ-100 предметных рейтингов входят пять университетов Проекта 5-100.

Какие существуют рейтинги вузов?

Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты определенной страны.

Основные международные рейтинги вузов:

Основные российские рейтинги вузов:

Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?

В лидерах международных рейтингов из года в год находятся американские и британские университеты. В числе первых почти всегда стоят Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Кембридж и Оксфорд. В последние годы выросло число вошедших в международные рейтинги университетов из России: там можно встретить МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, ТГУ, Новосибирский государственный университет, МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Университет ИТМО, Казанский федеральный университет.

Что влияет на место университета в рейтинге?

Все рейтинги используют разные методологии. Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS). Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, например, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.

Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который рассчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.

В критериях чаще всего фигурируют академическая и научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.

В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?

Известный хедхантер Алена Владимирская считает, что место вуза в рейтинге — важный показатель с нескольких точек зрения:

диплом рейтингового вуза имеет больше шансов заинтересовать работодателя.

В компаниях при найме хоть и не смотрят на цвет диплома, но обращают внимание на выпускников топовых вузов.

Важно: смотрят не только на «рейтинговость», но и на «личный бренд» вуза, ведь многие из них не входят в списки «топов», но имеют сформированный имидж хорошего, сильного университета;

работодатели также обращают внимание на рейтинги, когда решаются на сотрудничество с вузами с целью поиска талантливых потенциальных кадров.

Таким образом нарушается порочный круг «нужен опыт работы, который негде приобрести, так как на работу не берут без опыта». Если в институтах сформированы кафедры, курсы, проекты, программы прохождения практики в компаниях-лидерах рынка, у студентов больше шансов получить ценный опыт и в будущем попасть в эти места.

учеба в топовых вузах способствует нетворкингу.

Причем как на уровне однокурсников, многие из которых могут вскоре стать вашими коллегами, клиентами, инвесторами, так и на уровне студент-преподаватель: в рейтинговом вузе выше вероятность того, что учить вас будут лучшие практикующие специалисты области.

При этом руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович, напротив, уверен: место того или иного вуза в глобальном рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже, и прямой связи между ним и уровнем образования, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.

Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться и на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.

В любом случае, всегда нужно задействовать здравый смысл и грамотно определять цели своего обучения.

Какие вузы — лучшие в мире?

Лучшие мировые вузы входят в рейтинг университетов QS, публикуемый ежегодно и составляемый британской компанией, анализирующей высшие учебные заведения по всему миру.

В рейтинг лучших университетов 2021 года вошли 1 300 вузов. Первое место занял Массачусетский технологический институт (MIT), на втором месте — Оксфордский университет, на третьем — Стэнфордский университет. Единственный российский вуз, который вошел в ТОП-100, — Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ). Вуз занял в рейтинге 78 место.

В десятку лучших мировых вузов вошли:

  1. Массачусетский технологический институт (MIT, США).
  2. Оксфордский университет (Великобритания).
  3. Стэнфордский университет (США).
  4. Кембриджский университет (Великобритания).
  5. Гарвардский университет (США).
  6. Калифорнийский технологический институт (США).
  7. Имперский колледж Лондона (Великобритания).
  8. Швейцарский федеральный технологический институт (Швейцария).
  9. Университетский колледж Лондона (Великобритания).
  10. Чикагский университет (США).

Источник

Оцените статью