Что значит эффективное занятие

«Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»
методическая разработка по теме

Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования детей в большей степени зависит от проведения педагогами занятий. Использование при их подготовке разнообразных методов, форм и технологий обучения позволяют говорить об эффективности занятий, являющихся стимулом к успеху, как педагогов, так и обучающихся. Результатом их проведения становится желание ребят посещать объединения дома творчества.

Скачать:

Вложение Размер
effektivnost_uchebnogo_zanyatiya.rar 525.92 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Светлана Владимировна , методист

«Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»

Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективное занятие».

Определить критерии эффективности занятия.

Выявить приёмы, способствующие проведению эффективного занятия.

Пополнить знания педагогов знаниями по проблеме.

Создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.

Место проведения: кабинет «Игротека»

Оформление, оборудование: экран, ноутбук, проектор , стулья.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления Слайд №1 «Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся» .

Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования детей в большей степени зависит от проведения педагогами занятий. Использование при их подготовке разнообразных методов, форм и технологий обучения позволяют говорить об эффективности занятий, являющихся стимулом к успеху, как педагогов, так и обучающихся. Результатом их проведения становится желание ребят посещать объединения дома творчества.

Вопрос для обсуждения Слайд №2

— Что значит слово “эффективность”?

Слайд №3 Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность обучающихся на занятии, тем выше и результат занятия».

Вопрос для обсуждения Слайд №4

— Какое учебное занятие, по вашему мнению, можно считать эффективным?

Слайд №5 Эффективное занятие – это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат. На этих занятиях педагог и обучающиеся становятся единомышленниками одного общего дела: педагог — учит, обучающийся хочет научиться.

При проведении эффективных занятий педагоги выполняют ряд требований : Слайд №6

— целесообразное расходование времени занятия;

— применение разнообразных методов, средств и способов обучения;

— высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

— четкая организация занятия и мотивация детей на получение знаний;

— практическая значимость полученных знаний и умений.

Все перечисленные требования будут достигнуты при правильно поставленной цели и задачах — конкретных и выполнимых, а также разнообразном выборе средств и способов обучения, используемых на занятии.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.

Слайд №7 Можно выделить три способа достижения эффективности занятия – это:

использование педагогических технологий;

учет интересов и мотивации детей;

а также профессиональный рост педагогов.

Обязательным условием любого занятия является создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят, сообщение в начале занятия не только темы, но и предполагаемого порядка этапов занятия, обсуждение с детьми в конце занятия, что «нового узнали», что понравилось (не понравилось), что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому, а также проводится оценка работы ребят, включая анализ того, как дети рассуждали, чему научились, что у них получилось, а что нет и почему.

На своих занятиях наши педагоги создают атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в приобретении знаний, стремятся выявить реальные интересы детей, ведут индивидуальную работу с каждым ребенком, учат детей самостоятельно планировать, анализировать, оценивать результаты своей работы и других, как воспитанников, так и педагогов. Все это способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

При проведении занятий педагоги должны использовать проблемные творческие задания, позволяющие детям самим выбирать вид и форму изучаемого материала (словесную, графическую, условно символическую).

Мотив любого эффективного занятия – получение знаний, учитывая интересы и мотивации детей от простого к сложному. При проведении занятий у обучающихся совершенствуются навыки логического мышления и понимания, формируется более прочное усвоение знаний, адекватная самооценка своих возможностей и способностей, повышается ответственность ребят не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Творческая атмосфера занятий дает больше возможностей для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, его внутреннего потенциала. Ребят привлекает в занятиях взаимопонимание, комфортная, доброжелательная обстановка. На таких занятиях они чувствуют себя понятыми и принятыми, увлечены общим делом и работают совместно с педагогом на результат каждого занятия. Эмоциональная атмосфера эффективных занятий помогает ребятам с удовольствием приходить на занятия объединений. Как сказал Виктор Федорович Шаталов: «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создавать атмосферу в группе, в которой невозможно не выучиться». Эту функцию стараются выполнять и наши педагоги.

Вопрос для обсуждения Слайд №8

— От чего зависит эффективность учебного занятия?

Слайд №9 От чего же зависит эффективность занятия?

Источник

Эффективное обучение: практические советы

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе — это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену — за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением — то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия — самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. — вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма — давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия — самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность — обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон — важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось — выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся — приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике — я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) — добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь — все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию — как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается — в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то — схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция — один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That’s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Источник

Читайте также:  Что значит системная склеродермия
Оцените статью