- Путин распорядился создать в России «единое информационное пространство»
- В России создадут «единое информационное пространство»
- Национальная платформа стратегического управления
- Единое информационное пространство государства
- Сущность понятия «единое информационное пространство»
- Единое информационное пространство государства: признаки, объекты, структура, цели создания
- Готовые работы на аналогичную тему
- ВУЗРУ
- «Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
- Единое информационное пространство (ЕИП)
- Основные принципы построения ЕИП
- Информационное пространство на предприятии АО «НИИ «Радиосвязь»
- Смежные системы интеграции
- Методы интегрирования системы в единое информационное пространство
Путин распорядился создать в России «единое информационное пространство»
В России создадут «единое информационное пространство»
Президент России Владимир Путин подписал указ «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 8 ноября 2021 г. и уже вступил в силу.
Документом предусматривается формирование «единого цифрового информационного пространства» с использованием существующих государственных информационных систем (ГИС) и информационных ресурсов органов публичной власти, а также инфраструктуры, которая обеспечивает их взаимодействие. К таковой, согласно тексту документа, в частности, относится система распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
Создание единого цифрового информационного пространства в представлении авторов необходимо для повышения качества стратегического управления в стране, а также совершенствования контроля информационных потоков и более эффективного применения сведений, хранящихся в ГИС и информационных системах (ИС) организаций с госучастием. Причем должны быть обеспечены совместимость ИС участников стратегического планирования и непротиворечивость содержащихся в них данных.
О необходимости совершенствования стратегического планирования Путин заявил на заседании Совета Безопасности в конце сентября 2021 г. Президент тогда подчеркнул, что нужно «не слепо копировать прежние методики, а вырабатывать и применять современные практики и подходы, в том числе адаптировать к российским условиям и использовать лучший зарубежный опыт».
Национальная платформа стратегического управления
В президентском указе упоминается «единая цифровая информационно-аналитическая платформа стратегического управления Российской Федерации». Она, как следует из текста документа, нужна для сбора, комплексной аналитической обработки данных, оценки динамики реализации стратегических национальных приоритетов и документов стратегического планирования, а также информационной поддержки участников стратегического планирования при принятии управленческих решений.
Авторы документа ожидают, что платформа обеспечит оперативное информационное сопровождение стратегического управления, в том числе в режиме реального времени, и синхронизацию процессов стратегического планирования. Кроме того, она должна стать инструментом, который поможет в моделировании последствий принятия управленческих решений с использованием искусственного интеллекта.
Необходимость запуска платформы стратегического управления была отмечена в ходе заседания межведомственной комиссии Совбеза по проблемам стратегического планирования еще в ноябре 2019 г. В сообщении пресс-службы аппарата совещательного органа тогда говорилось, что платформа «обеспечит доступ к статистическим и иным данным, объединив на основе ситуационных центров ИС федеральных органов исполнительной власти, в том числе те, развитие которых предусматривается в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика»».
Платформа упоминалась в контексте новости о создании в России информационно-аналитической системы по сбору данных для оценки состояния нацбезопасности, выявления кризисных ситуаций и негативных тенденций. Подчеркивалась важность обеспечения взаимосвязи между мониторингом состояния нацбезопасности и социально-экономического развития страны.
Источник
Единое информационное пространство государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «единое информационное пространство»
Единое информационное пространство государства — это набор информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, который позволяет на базе общих принципов и правил гарантировать безопасное информационное взаимодействие государства, различных организаций и граждан при их равной доступности к открытым информационным источникам.
Помимо того, единое информационное пространство позволяет, обеспечить максимальное удовлетворение информационных потребностей организаций и граждан в любой точке страны с сохранением баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство при обеспечении национального информационного суверенитета.
Единое информационное пространство государства: признаки, объекты, структура, цели создания
Основными признаками единого информационного пространства государства являются следующие:
- Соблюдение единых принципов и правил всеми субъектами, участвующими в информационном взаимодействии, при наличии разумного сочетания государственного регулирования и начал саморегулирования в создании и дальнейшем развитии единого информационного пространства.
- Гарантия безопасного информационного взаимодействия государственных органов, организаций и сограждан.
- Обеспечение максимального удовлетворения возникающих информационных потребностей в любой точке государства.
- Обеспечение равной доступности субъектов информационного взаимодействия к открытым информационным источникам при наличии их правового равенства.
- Наличие баланса интересов на присутствие в мировом информационном пространстве при обеспечении национального информационного суверенитета.
Главными объектами единого информационного пространства могут считаться:
Готовые работы на аналогичную тему
- Информационные ресурсы, которыми являются массивы документации, базы и банки информационных данных, любые архивные типы, библиотеки, фонды музеев и другие ресурсы, хранящие информацию, сведения и познания, расположенные на различных информационных носителях.
- Информационная инфраструктура, являющаяся набором информационных систем.
Информационная инфраструктура состоит из следующих компонентов:
- Информационно-телекоммуникационный набор структур, к которым относятся распределённые территориально корпоративные и государственные компьютерные сети, сети телекоммуникаций, системы специализированного предназначения и общего пользования, каналы и сети трансляции информационных данных, средства коммуникации и управления потоками информации.
- Информационные технологии, а также другие компьютерные и технологии телекоммуникаций.
- Набор средств массовой информации.
- Различные организационные структуры, которые обеспечивают работу и прогресс единого информационного пространства, в том числе сбор, переработку, сохранение, распределение и трансляцию информации.
Создание и развитие единого информационного пространства Российской Федерации должно иметь следующие цели:
- Реализация и поддержка информационного потенциала на уровне, обеспечивающем устойчивое и безопасное развитие общества.
- Предоставление оперативного доступа к имеющимся в наличии информационным ресурсам и занесение их в состав единого информационного пространства.
- Ликвидация информационного монополизма на открытые информационные ресурсы со стороны различных управленческих и коммерческих структур.
- Обеспечение согласованности решений, которые принимают федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов России и органы местного самоуправления.
- Построение системы, позволяющей гражданам и общественным организациям контролировать деятельность органов местного самоуправления и государственной власти.
- Рост уровня правосознания граждан, который обеспечивается свободным доступом граждан к правовой и нормативной документации, определяющей их права, возможности и обязанности.
- Реализация в государстве информационного сообщества с вхождением его в состав мирового информационного сообщества.
Информационные ресурсы считаются самым важным объектом и компонентом информационного пространства, а их создание и применение является одной из главных задач формирования единого информационного пространства. Смысл теории создания единого информационного пространства государства посредством развития информационных ресурсов заключается в следующем:
- Базой единого информационного пространства государства является единое информационное пространство государственных органов власти.
- Основанием единого информационного пространства государственных органов власти является информационно-телекоммуникационная система, способная гарантировать информационную поддержку выработки решений в различных управленческих сферах.
- Основой интегрированной системы являются государственные информационные ресурсы.
Общим законом для информационной сферы может считаться объективный закон организации и ограничения информации в социальной системе. Ещё одним объективным законом прогресса информационной области может считаться закон информационного опережения, то есть, разрешение задач информационного взаимодействия опережает по времени все очередные шаги в других областях социальной деятельности.
Единое информационное пространство должно быть сформировано до создания единого экономического и правового пространства. Информационному обеспечению также следует быть впереди каждого очередного шага в выработке решений в различных социальных сферах. Справедливо и обратное утверждение, что если не решать проблемы информационного взаимодействия, то это неизбежно ведёт к значительному отставанию и в иных сферах социальной деятельности.
Источник
ВУЗРУ
«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Единое информационное пространство (ЕИП)
Единое информационное пространство (ЕИП) представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие [1]. Создание единого информационного пространства организации — весьма актуальная задача, решение которой позволяет не только упорядочить деятельность подразделений и сотрудников, но и повысить скорость принятия решений. Технически решить эту задачу можно разными способами. Одним из них может быть интеграция используемых в организации систем на основе корпоративного портала или единого аппаратно-программного решения [2].
Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
— информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
— организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
— средства информационного взаимодействия, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства.
Характерным свойством ЕИП является его структурированность, т. е. выделены его элементы, установлены связи между ними, введены обозначения, элементы и связи упорядочены. Свойство структурированности в разных видах информационных пространств может быть выражено в разной степени. Высокий уровень обеспечивает возможность представления информации в виде документов и манипулирования данными с помощью
8 программно-технических средств информационных систем. Различают пять степеней структурированности информационного пространства:
— неструктурированное информационное пространство;
В роли информационных ресурсов ЕИП могут выступать не только данные, но и различные прикладные программы. Тогда в каждой из информационных систем ЕИП часть методов обработки данных реализуется в виде приложений, доступных из других информационных систем (ИС). Например, при взаимодействии двух ИС первая пользуется сервисами, предоставляемыми второй, и как результат получает уже обработанные данные, которые могут быть подвергнуты дальнейшей обработке компонентами первой ИС. Данный подход соответствует распределенной, одноранговой архитектуре взаимодействия. Согласно этой архитектуре, любые приложения из различных ИС могут выступать как в роли клиента, так и в роли сервера по отношению друг к другу, совместно решая те или иные задачи. Такой подход минимизирует дублирование приложений. Распределение приложений по различным информационным системам позволяет добиться оптимального баланса загрузки приложений и аппаратных средств, и, следовательно, приводит к эффективному использованию информационных ресурсов систем в целом.
Знание схемы базы данных необходимо только тому приложению, которое обрабатывает данные из этой базы данных [3]. Использование клиентом сервисов, предоставляемых информационной системой-сервером и реализующих методы обработки данных, позволяет решить проблему изменения схемы удаленной базы данных. И, так как в рамках конкретных информационных систем локализованы не только данные, но и методы их обработки, происходит существенное уменьшение затрат на администрирование, сопровождение и модификацию информационных систем, составляющих единое информационное пространство.
Таким образом, концепция единого информационного пространства характеризуется следующими особенностями:
— не зависит от аппаратных и системных программных средств;
— опирается на международные и промышленные стандарты;
— обеспечивает расширяемость системы, т.е. простоту и легкость добавления новых компонентов в существующие ИС;
— позволяет интегрировать старые функционирующие приложения в новые ИС;
— обеспечивает безопасность, надежность и отказоустойчивость;
— позволяет накапливать, тиражировать и развивать формализованные знания специалистов;
— существенно снижает суммарные затраты на создание ИС.
Основные принципы построения ЕИП
Первоочередное требование при построении единого информационного пространства — единая (электронная) форма представления данных, пригодная для хранения этих данных на машинных носителей. Формирование и развитие ЕИП предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в ЕИП. Это подразумевает как перевод имеющихся данных на традиционных носителях в электронную форму, так и предоставление общего доступа к уже имеющимся в электронной форме данным [4].
Реализация ЕИП возможна при создании и последующем соблюдении стандарта на взаимодействие между собой как информационных систем, так и их отдельных приложений. Особо необходима комплексность проведения работ по стандартизации и сертификации средств и систем информатизации на современном этапе для формирования и развития единого информационного пространства. Сертификация средств информационных технологий и систем информатизации, являясь выходным этапом оценки их качества и конкурентоспособности, требует полной нормативно-методической и инструментальной поддержки. Также необходимо внедрение международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколов связи и коммуникаций для обеспечения вхождения пользователей со своих оконечных устройств в корпоративную систему.
Таким образом, представляется следующая стратегия построения автоматизированных систем поддержки единого информационного пространства:
— создание динамических средств описания информационных объектов с возможностью расширения описания, по мере увеличения знаний об этих объектах, с адекватным отображением в структуре баз данных;
— создание системы поддержки ЕИП (целостность, репликация, управление) и эффективных средств его расширения;
— создание инструментального набора средств обработки информации по информационным объектам с возможностью его конфигурирования для обработки нескольких взаимосвязанных объектов;
— создание эффективной технологии миграции информации по ИО при расширении ЕИП на новые узлы из ИС предыдущего поколения (под узлом понимается субъект, осуществляющий обработку информации — СОИ);
— разработка технологии создания приложений, обрабатывающих связанные данные по нескольким объектам.
Основными свойствами программных средств поддержки ЕИП должны являться простота и эффективность информационного и пространственного расширения ЕИП, в т. ч. создание новых рабочих мест (принцип
масштабирования). Процесс построения такой системы начинается с формирования ядра ЕИП, что включает в себя разработку информационных объектов, их начального описания и разработку инструментальных средств. После формирования ядра ЕИП производится его развертывание по технологиям, среди которых наиболее часто используются «Сверху-вниз» и «Снизу-вверх».
Технология «Сверху-вниз» подразумевает начало построения ЕИП с формирования узлов интеграции [8]. В этом случае распространение ЕИП происходит согласно некоторой древовидной структуре. Формируется первый уровень узлов интеграции информации, который связывается «ветвями» с ядром ЕИП. Второй уровень интеграции связывается «ветвями» с предыдущим узлом — и так до формирования автоматизированного рабочего места, которое также может порождать свои узлы интеграции. Такой подход не подразумевает немедленный отказ от действующих программных средств. Однако, в случае их использования, требуется передача накопленной информации в хранилище (репозиторий) ЕИП. Кроме того, возможна разработка собственных приложений для работы с несколькими взаимосвязанными объектами в соответствии с предложенной технологией.
Технология «Снизу-вверх» имеет существенное преимущество — для старта работы ЕИП нужны средства одного или нескольких вычислительных узлов (серверов), которые позволят сформировать программно-аппаратное ядро ЕИП. На основе таких узлов обычно разворачивается система хранения данных, центр обработки, сервер системных приложений, репозиторий и т. п. Создание ядра ЕИП требует выполнения тех же мероприятий, что и при использовании технологии «Сверху-вниз». Однако, в силу ограниченного числа узлов, включаемых в ЕИП при старте наблюдается некоторое снижение общих затрат и времени реализации [5].
Информационное пространство на предприятии АО «НИИ «Радиосвязь»
Информационный ресурс охватывает все подразделения и службы организации. В этом смысле можно говорить об информационном пространстве предприятия, понимая под этим термином не только информацию и средства ее обработки, но и географию информационных отношений.
Единое информационное пространство предприятия
Рисунок 1.1 — Единое информационное пространство предприятия
Единое информационное пространство (ЕИП) АО «НШ1 «Радиосвязь» представляет собой совокупность распределенных баз данных, в которых действуют единые правила хранения, обновления, поиска и передачи информации. Такая информационная среда позволяет осуществить безбумажное взаимодействие между всеми участниками процесса подготовки производства изделия. При этом однажды созданная информация хранится в ЕИП, не дублируется и не требует каких-либо перекодировок в процессе обмена, сохраняет актуальность и целостность. На сегодняшний день в рамках ЕИП на предприятии внедрено и успешно развивается комплексное решение АСКОН на базе систем Лоцман: PLM, Вертикаль, Компас 3D. Таким образом, информационная инфраструктура предприятия имеет вид, представленный на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 — Информационная инфраструктура АО «Н1Ш «Радиосвязь»
Информационное пространство предприятия формируется с помощью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологии. В зависимости от формы их взаимодействия и использования можно выделить четыре основных уровня реализации ЕИП предприятия [6].
Анализ результатов внедрения ERP-систем на приборостроительных предприятиях, основных тенденций развития концепции PLM, взаимодействия процессов конструкторско-технологической подготовки и оперативного управления производством, выявил необходимость интеграции в ЕИП предприятия функций следующих информационных систем: CAD (системы автоматизированного проектирования), CAM (системы технологической подготовки производства), PDM (системы хранения данных), FRP (системы финансового планирования), MRP II (системы управления производственными ресурсами), MES (системы оперативного производственного планирования). Учитывая рассмотренный опыт автоматизации различных предприятий, созданная информационная база комплексной автоматизированной системы управления предприятием была разработана с учетом взаимодействия PLM- и ERP-концепций и приведена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 — Укрупненная структура системы управления предприятием АО «НШ1 «Радиосвязь»
Использованный при создании интегрированной системы автоматизации управления предприятием подход позволил подойти именно к комплексной автоматизации проектных, технологических, производственных и финансово-учетных процессов. Такой метод создания комплексной автоматизированной системы как совокупности взаимодействующих информационных систем позволяет предусмотреть дальнейшие механизмы расширения, «бесшовной» интеграции новых систем автоматизации в единое информационное пространство предприятия. Стоит отметить, что процесс развития комплексной автоматизированной системы является постоянным, итеративным, что также поддерживается примененной методикой разработки и внедрения. Спроектированная и внедренная таким образом автоматизированная система закладывает необходимую информационную поддержку дальнейшего развития деятельности предприятия, не препятствуя, а способствуя данному процессу.
Смежные системы интеграции
Подсистема интеграции с внешними системами, предназначена для информационного взаимодействия со следующими автоматизированными системами:
— система учета конструкторской документация;
— система учета технологической документация;
— система диспетчеризации производства. Основными задачами подсистемы является:
— прием и передача информации в электронной форме между Сетевым графиком и системой учета конструкторской документации;
— прием и передача информации в электронной форме между Сетевым графиком и системой технологической документации;
— прием и передача информации в электронной форме между сетевым графиком и системой диспетчеризации производства.
Методы интегрирования системы в единое информационное пространство
Рассмотренный опыт разработки и внедрения комплексной интегрированной информационной системы управления предприятием АО «НПП «Радиосвязь» основан на интеграции общенаучных подходов, системных принципов и общих закономерностей построения, планирования, функционирования и развития сложных многоуровневых систем. Это позволяет рассматривать процесс проектирования интегрированных информационных систем управления как процесс создания единых динамических систем взаимодействия процессов конструкторско-технологической подготовки и оперативного управления производством изделий радиоэлектронной аппаратуры.
Структура и состав интегрированной информационной системы управления должны выбираться таким образом, чтобы в перспективе было возможно реализовать комплексирование систем класса PLM и ERP в рамках единого информационного пространства предприятия. Методы и принципы организации «бесшовной» интеграции различных систем автоматизации в рамках комплексной интегрированной системы позволят перейти к автоматизации управления процессами взаимодействия с потребителем продукции, что, несомненно, выведет на новый уровень эффективности бизнес-процессы предприятия и будет способствовать дальнейшему снижению издержек и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом [8].
В настоящее время, информационные системы все больше проникают в
систему управления предприятием. При этом специфичные программные
продукты используются в соответствующих областях. В виду этого, задача
интеграции существующих систем в единый ландшафт является важной,
решение которой позволяет выполнять управление и учет в глобальном
масштабе, избежать дублирования данных, обеспечить целостность и
17 непротиворечивость данных. В целом эффективность IT-инфраструктура зависит от уровня интеграции существующих систем.
Так как отдельные системы являются звеньями единой цепи, и работа последующих элементов сильно зависит от входящих данных из предыдущих систем, то мы имеем дело со сквозными процессами, которые являются основополагающими для полной автоматизации работы. В виду этого, мы должны иметь методологию для выбора способа интеграции систем с учетом собственной специфики.
В целом, процесс интеграции может быть построен с использованием:
1) Односторонней интеграции (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 — Односторонняя интеграция
Применение односторонней интеграции не рекомендуется, исходя из сведений, приведенных в таблице 1.1.
2) Двухсторонней интеграции (рисунок 1.5).
Сравнение двусторонней интеграции приведено в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — Достоинства и недостатки двухсторонней интеграции
Реализация механизмов мониторинга. Прозрачность процесса. Стресс-устойчивость — реализуется за счет механизмов обратной связи Высокие трудозатраты по сравнению с односторонней интеграцией. Необходимость совместимости протоколов в 2х направлениях.
В настоящее время более распространен механизм двухсторонней интеграции, что обусловлено наличием протоколов высокого уровня поддерживающих обмен информацией в обоих направлениях и так же требованиями к целостности данных. Это также иллюстрируется достоинствами, приведёнными в таблице 1.2.
Многообразие применяемых технологий и систем, разнообразие форматов данных, циркулирующих в информационных потоках, обилие аналитических и отчётных форм сделали чрезвычайно актуальной задачу интеграции технологических и информационных объектов и сущностей, а также физические и виртуальные пространства их взаимодействия в единую информационно-управленческую среду [10].
Методы интеграции системы в единое информационное пространство:
— интеграция на уровне базы данных;
— интеграция на уровне физических, программных и пользовательских интерфейсов;
— интеграция при помощи Web-сервисов.
В связи со сложностью и различностью дискретных производств, создать универсальную MES-систему — задача невыполнимая, будет либо переизбыток функций — для одного пользователя, либо недостаточная скорость обработки информации для другого. В любом случае, универсальная система — это всегда дорого для конечно пользователя, т. к. покупатель вынужден приобретать подсистему, имеющую лишние для него функции, либо должен доплачивать разработчикам за подстройку системы под свое производство. В этом ключе актуальна разработка модульной системы оперативного управления, которая может быть интегрирована в ЕИП предприятия.
Внедрение системы в единое информационно пространство предприятия является трудоемкой работой. Основная проблема внедрения системы заключается в специфичности производственного планирования.
Источник