- Происхождение терминов «груз 200», «груз 300» и прочих: факты и версии
- Почему гроб с телом погибшего солдата называется «груз 200»
- История появления термина «груз 200»
- Почему хоронят и перевозят в цинковых гробах
- Другие грузы с номерами
- Почему погибших солдат называют «груз 200»?
- Почему погибших солдат называют « груз 200»?
- От груза 100 до 800. Что значат данные абревиатуры в армии
Происхождение терминов «груз 200», «груз 300» и прочих: факты и версии
Оговорюсь сразу: сведения, обладающие более-менее высокой степенью достоверности, имеются только относительно наименования «200». Да и то, говоря даже о происхождении этого числа, нам придется столкнуться с целым рядом версий, гипотез и предположений. Что мы знаем наверняка? Доподлинно известно, что страшные слова «груз 200» начали звучать в устах советских военных во время войны в Афганистане. Так называли транспортируемые в Советский Союз в цинковых гробах тела наших солдат и офицеров, сложивших головы вдали от Родины. Почему именно 200? Разберемся с объяснениями в порядке их наибольшей правдоподобности.
Пошло все от приказа министра обороны СССР от 08.10.1984 № 200 «О введении в действие «Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них». Вот вам и первые две сотни — номер приказа. Кое-кто считает, что от него и возникло название. Однако более вероятным представляется все-таки объяснение, в соответствии с которым страшная цифра обусловлена тем, что в соответствии с упомянутым выше нормативным документом при транспортировке погибшего (умершего) военнослужащего Советской Армии авиационным транспортом должен был выдаваться багажный талон на 200 килограммов груза. При перевозке по железной дороге – аналогичный талон на 300 килограммов багажа.
Общеизвестно, что тела наших воинов покидали ставший для них роковым Афганистан практически исключительно по воздуху. Отсюда и термин. Кроме того, вес специального цинкового контейнера для хранения останков, уложенного в деревянный ящик для транспортировки, как правило, и составлял те же 200 килограммов. Есть, правда, еще и версия о том, что название пошло от номера формы сопроводительного документа на груз (накладной), однако в приложениях к упоминаемому мной приказу оно значится под номером 2. Не складывается…
Что ж, если с самым неприятным обозначением, породившим целый пласт более чем специфического армейского жаргона и фольклора («сотни сложить», «сдвухсотиться» и тому подобное), мы худо-бедно разобрались, то с остальными дело обстоит куда сложнее. Раненых товарищей в условиях боевых действий называют «трехсотыми». Отчего так? Имеются скудные обоснования опять-таки насчет каких-то «форм, заполняемых при перевозке в медучреждения», но документальных подтверждений им я не обнаружил. «Груз 300» — и все тут. «Грузом 100» обычно называют транспортируемые боеприпасы, причем самые разные, от патронов и гранат, до бомб и ракет.
Дальше – еще причудливее. Прочно прижились в определенных кругах словечки «груз 700» и «груз 800». Тут разночтений нет никаких: в первом случае имеются в виду перевозимые военными серьезные материальные ценности (крупные суммы денег, драгоценные металлы), а во втором – нечто, представляющее особую опасность для окружающих. Как правило, оружие массового поражения, объекты, грозящие химическим или биологическим заражением.
Сложнее всего с «серединой списка». Толкований термина «груз 500» мне доводилось слышать как минимум три. В одном случае он трактовался как перевозимые медикаменты. В другом так назывались попросту здоровые военнослужащие. Кое-кто берется утверждать, что этим наименованием пользуются, говоря о пленных, транспортируемых для допроса. Однако в других источниках захваченного неприятеля классифицируют как «груз 400», при этом противореча тем, кто таким образом именует своих бойцов, получивших контузию.
Толковать данные цифры, объяснять их и увязывать с какими-либо номерами приказов или иных документов, весовыми, а также прочими показателями никто даже и не пытается. Сложилось как сложилось. Для коротких и отрывистых переговоров, ведущихся в условиях боевых действиях крайне дозированным радиообменом, такие краткие и понятные только своим обозначения – самое оно. Раз-другой сказалось, прижилось, да так и пошло.
Пару раз приходилось мне слышать и о совершенно особом «грузе 150». В этих случаях поименованные так боевые товарищи были живы, не ранены и не контужены. Правда, к самостоятельному передвижению категорически неспособны. Конечно же, речь шла о бойцах, «принявших на грудь» сверх всякой меры и термин этот, безусловно, шуточный. Что тут скажешь? Уж если кому из нас и суждено когда-нибудь играть роль груза, то пусть его номером будет только 150!
Источник
Почему гроб с телом погибшего солдата называется «груз 200»
Термин «груз 200» вошёл в обиход в восьмидесятые с началом Афганской войны. Известия о его прибытии боялись все: и командиры частей, и родственники солдат, оказавшихся в Афганистане.
Всё дело в том, что «грузом 200» называли цинковый гроб с телом погибшего в ходе сражения солдата или же военнослужащего, умершего своей смертью. Но почему этот тяжкий груз получил именно такое название?
История появления термина «груз 200»
Этот термин появился в 1984 году, в самый разгар Афганского конфликта. Именно тогда издали соответствующий Приказ Министерства обороны СССР. Он был подписан восьмого октября и числился под номером 200. Этим Приказом в Министерстве обороны утвердили Руководство по оформлению воинских перевозок. Помимо всего прочего, в нём были прописаны правила транспортировки контейнеров с телами погибших офицеров и солдат на воздушном и наземном транспорте.
Практически сразу после оглашения Приказа № 200 военные в своих диалогах стали называть перевозимые гробы с телами солдат грузом 200, что значительно упростило переговоры. Кроме того, это помогло скрыть от врагов, перехватывающих радиосообщения, что перевозил тот или иной самолёт. В общении между собой военные даже начали использовать глагол, образованный от термина «груз 200» — «сдвухсотился». Так говорили о каком-то сломанном предмете или погибшем солдате. Но есть и ещё одна версия появления термина «груз 200».
В том же Приказе № 200 был прописан максимальный вес цинкового гроба с телом погибшего. Он составлял 200 килограммов для воздушного транспорта и 300 килограммов для наземного и морского. И поскольку из Афганистана погибших солдат чаще всего доставляли самолётами и вертолётами, то грузов весом 200 килограммов было больше. Вполне вероятно, что именно по этой причине солдат в цинковых гробах стали называть «грузом 200». Такой большой вес, кстати, не случаен и обусловлен особенностями перевозки тел безвременно почивших.
Почему хоронят и перевозят в цинковых гробах
Не только в России, но и во множестве других стран тела погибших перевозят только в цинковых гробах. К слову, это правило относится не только к транспортировке солдат, но и гражданских лиц, умерших вдали от своего места проживания. Согласно правилам перевозок, вес цинкового гроба вместе с телом и деревянным ящиком, в котором перевозится гроб, не должен составлять более 200 килограммов — это, как мы уже знаем, в случае транспортировки самолётом. Цинковый гроб представляет собой герметично запаянный контейнер, внутри которого размещается тело погибшего.
Цинковые гробы, готовящиеся к отправке из Афганистана
Благодаря герметичности контейнера тело разлагается намного медленнее, чем в обычном деревянном гробу. К тому же, из-за герметичности неприятный запах, исходящий от трупа, не распространяется по грузовому отсеку самолёта или вагону поезда. А ещё такой способ перевозки тел предотвращает распространение болезней. Раз гроб с телом герметичен, то в воздух не могут попасть микроорганизмы, вызывающие болезни. Ведь в цинковых гробах перевозят не только погибших солдат, но и людей, умерших из-за различных болезней. Хоронят в них умерших больных по той же причине — чтобы не допустить заражения из-за вскрытия герметичного контейнера. Солдат же опускают под землю в цинковом гробе в том случае, если от тела мало что осталось или оно находится в совершенно неприглядном виде.
Выбор цинка в качестве материала для гробов обуславливается и другими факторами. Этот металл стоит не слишком дорого и, к тому же, не подвержен влиянию ржавчины. Неслучайно цинк добавляют к другим металлам, чтобы продлить срок службы изделия.
Другие грузы с номерами
Кроме «груза 200», в обиходе российских военных есть и другие термины, которыми обозначаются различные «грузы». Например, раненого солдата, вывозимого с места боя на самолёте, вертолёте или другом транспорте, называют «грузом 300». Так повелось из-за номера типового бланка, который заполняется при перевозке раненого.
Есть и другие обозначения различных грузов. Так, перевозимые деньги называют «грузом 700», а боеприпасы — «грузом 100». Во время военных действий военнопленные при перевозке числятся как «груз 400». «Грузом 500» называют перевозимое золото, а «груз 800» обозначает химическое оружие.
Источник
Почему погибших солдат называют «груз 200»?
На жаргоне военных погибших называют «двухсотыми», или «груз 200». Это знает любой, кто посмотрел хотя бы пару фильмов о войне в Чечне или Афганистане. А откуда пошло это выражение?
Выражение появилось во время войны в Афганистане, в 1980-е годы. Изначально обозначало перевозку погибшего военнослужащего к месту захоронения, позже приобрело более широкое значение — так стали называть гроб с телом, а позже и любые безвозвратные потери вообще.
Версий происхождения названия несколько. Две наиболее вероятные происходят от Руководства по оформлению воинских перевозок, утверждённого Министерством обороны СССР в октябре 1984 года. Согласно ему, при перевозке гроба с телом военнослужащего воздушным транспортом на него выдавался багажный талон на 200 кг груза. По совпадению, приказ министра обороны о введении этого руководства в действие также имел номер 200. Вот и прицепилось.
Часто можно слышать, что 200 — это номер бланка накладной на перевозку гроба. На самом деле это не так — согласно всё тому же руководству, экспедиционные данные вносились в форму номер два.
В 1988 году аналогичные правила были введены и для МВД СССР — для перевозки гроба с телом по воздуху выдавался багажный талон на двести килограмм. Можно спросить: почему так много?
Дело в правилах перевозки. Тело погибшего укладывалось в деревянный гроб, который, в свою очередь, запаивался в герметичный стальной оцинкованный футляр для сохранности тела (отсюда и пошло название «цинковый гроб»), и всё это укладывалось в деревянный ящик. Масса в итоге оказывалась сильно больше, чем у обычного гражданского соснового гроба — поэтому под перевозку и выделялось целых двести килограмм.
Источник
Почему погибших солдат называют « груз 200»?
На жаргоне военных погибших называют « двухсотыми», или « груз 200». Это знает любой, кто посмотрел хотя бы пару фильмов о войне в Чечне или Афганистане. А откуда пошло это выражение? WARHEAD.SU отвечает.
На жаргоне военных погибших называют « двухсотыми», или « груз 200». Это знает любой, кто посмотрел хотя бы пару фильмов о войне в Чечне или Афганистане. А откуда пошло это выражение? WARHEAD.SU отвечает.
Выражение появилось во время войны в Афганистане, в 1980-е годы. Изначально обозначало перевозку погибшего военнослужащего к месту захоронения, позже приобрело более широкое значение — так стали называть гроб с телом, а позже и любые безвозвратные потери вообще.
Версий происхождения названия несколько. Две наиболее вероятные происходят от Руководства по оформлению воинских перевозок, утверждённого Министерством обороны СССР в октябре 1984 года. Согласно ему, при перевозке гроба с телом военнослужащего воздушным транспортом на него выдавался багажный талон на 200 кг груза. По совпадению, приказ министра обороны о введении этого руководства в действие также имел номер 200. Вот и прицепилось.
Часто можно слышать, что 200 — это номер бланка накладной на перевозку гроба. На самом деле это не так — согласно всё тому же руководству, экспедиционные данные вносились в форму номер два.
В 1988 году аналогичные правила были введены и для МВД СССР — для перевозки гроба с телом по воздуху выдавался багажный талон на двести килограмм. Можно спросить: почему так много? Дело в правилах перевозки. Тело погибшего укладывалось в деревянный гроб, который, в свою очередь, запаивался в герметичный стальной оцинкованный футляр для сохранности тела ( отсюда и пошло название « цинковый гроб»), и всё это укладывалось в деревянный ящик. Масса в итоге оказывалась сильно больше, чем у обычного гражданского соснового гроба — поэтому под перевозку и выделялось целых двести килограмм.
Источник
От груза 100 до 800. Что значат данные абревиатуры в армии
Со времён войны в Афганистане цифра 200 для любого советского человека приобрёла зловещий оттенок. Из многих семей парни ушли служить в Афган, и домашние до паники боялись вестей о том, сколько «двухсотых» в очередной раз привёз на родину «Чёрный тюльпан».
Цифра «300» была на эту же тему, но означала не гибель солдата, а его увечье. А кроме «200» военные использовали и другие цифровые коды, обозначая тип перевозимого груза:
- груз 100 – боеприпасы;
- 400 означает транспортировку тяжело контуженого бойца;
- 500 – ящики с таблетками, ампулами и перевязочными материалами;
- 700 – перевозка денежных средств;
- 800 – химоружие.
Есть несколько версий происхождения кода «200». Согласно одной, кодовое обозначение связано с Приказом МО Советского Союза от 8 октября 84 года за №200. Кто-то считает, что «двухсотыми» погибших стали называть по той причине, что для их транспортировки на родину нужно было получить талон на 200 кг . Такую массу имело тело, цинковый ящик, гроб и деревянный контейнер.
Как известно, за время войны в Афганистане погибло 14 000 советских солдат и офицеров. И всех их необходимо было доставить в родной город или деревню. Так что код «200» стал широко известен не только военным, но и всему гражданскому населению . А сейчас тем более об этом коде наслышаны практически все. Постарались журналисты, кинематографисты и писатели.
Кстати, бойцы между собой использовали ещё одно нештатное обозначение груза – «150» . Так называли солдат, которых везли в расположение части после обильного употребления спиртных напитков, из-за чего они не могли передвигаться самостоятельно.
А вам приходилось сталкиваться с этими кодами в жизни или на службе? Поделитесь воспоминаниями в комментариях!
Источник