Что значит два исторических факта

Исторический факт

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.

Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.

Научно-исторический факт — это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного; результат умозаключения, основывающегося на следах, оставленных прошлым [1] . Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт — событие — характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление — отражающий типичное, общее; факт — процессы — определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты — процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.

Читайте также:  Что значит долгая жизнь

Источник

Понятие и особенности исторического факта

Слово «факт» – латинского происхождения. Латинский глагол facere означает «делать», причастие factum переводится на русский язык как «сделанное». Слово «факт» («фактум») вошло во все языки, и только немцы, также применяя его, создали и синоним-эквивалент Tatsache. В общих словарях факт разъясняется как нечто реальное, достоверное, действительно имевшее место, на чем можно основываться. Любая наука рассматривает всякий факт, факт вообще в двух смыслах: 1) для обозначения «эмпирических фактов», то есть фактов, относящихся к объективной реальности, или действительности, 2) для обозначения «научных фактов», то есть элементов знания, с помощью которых объективная реальность описывается (факт-реальность и факт – описание реальности). Понятие исторического факта также включает оба этих значения: 1) реального события прошлого – фрагмента прошлой жизни, 2) отражения этой реальной действительности в труде историка. Современный методолог дает историческому факту следующую дефиницию: «Исторический факт можно определить как сведения, почерпнутые из достоверного источника и подвергшиеся истолкованию, а именно установлению причинно-следственных связей. Имея, таким образом, двойственную природу, исторический факт никогда не может быть тождественным источнику». Обладая такими же двумя сторонами, что и всякие иные факты, исторический факт имеет свои особенности, и каждая из них влияет на специфику исторического исследования – как говорят, «имеет выход в практику». Обратимся далее к этим особенностям. Социальная значимость. Историческим фактом может быть не каждый из бесконечного множества фактов прошлого, а лишь социально значимое явление в истории общества или отдельного лица, то есть сыгравшее значительную роль в истории и наложившее свой отпечаток на ее последующее развитие. Определение социальной значимости факта прошлого – задача сложная. Она зависит от характера времени и условий деятельности исследователя, от уровня развития исторической науки, профессионализма историка, его моральных качеств и других факторов. В Средние века «пропуск в историю» имели лишь упоминавшиеся в Библии народы. Долгое время в истории царил европоцентризм. До XVIII века историки считали заслуживающими внимания только политические факты, то есть те, что были связаны с деятельностью носителей власти – королей, их министров, полководцев, придворных, а факты, отражавшие жизнь и борьбу народных масс, игнорировались, как и экономика, умственная жизнь, быт и нравы. Еще в XVIII веке историки зачастую отбирали для повествования преимущественно тс факты, с помощью которых можно было поучать и развлекать читателей. Очевидно, что с тех пор критерии определения значимости фактов прошлого изменились. Во всяком случае, из этой особенности исторического факта вытекает проблема отбора фактического материала: уже в самом начале исторического исследования ученый историк должен искать, находить, выделять исторические факты из беспредельного множества фактов прошлого. Взаимосвязь с другими фактами. Даже социально значимый факт может считаться историческим лишь во взаимосвязи другими фактами: выхваченный из контекста, даже социально значимый факт историческим не является. Вне связи с другими фактами не определить, являлась ли длина носа египетской царицы Клеопатры или глубина вхождения английского штыка в грудь артиллерийского капитана Наполеона Бонапарта под Тулоном в 1793 году историческим фактом. Вне связи с другими фактами также не определить, являлись ли историческими фактами третьестепенные события.

Читайте также:  Только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте что это значит

Исторический факт, выдернутый из совокупности фактов, превращается в не имеющий значения «фактик», в не имеющий силы доказательства пример. Непременным условием научности исследования является анализ всей совокупности относящихся к данному вопросу фактов. Факты, если взять их в целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем похуже. Вывод отсюда ясен: надо попытаться установить такой фундамент из точных и бесспорных фактов, на который можно было бы опираться. Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникает подозрение в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится «субъективная» стряпня для оправдания, может быть, грязного дела. Существуют две основные категории объективных связей между фактами: 1) пространственно-временные – всё, происходящее в мире, может иметь место только во времени и пространстве, 2) причинные, которые далеко не всегда лежат на поверхности, которые мы ищем и открываем, – без них мы имели бы хаотический набор фактов, но не историческую науку. Выход в практику исторического исследования, вытекающий из этой особенности исторических фактов: иллюстративный метод («например») в исследовании противопоказан («пример – не доказательство»); исследователь обязан отобрать максимальное количество исторических фактов, в идеале – все исторические факты, выяснив характер связей между ними. Поскольку этот идеал на практике редко достижим, встаёт вопрос, когда допустимо прекращение сбора фактов, ответ на который может быть следующим: когда исследователь пришел к определенным выводам и видит, что новые факты этот вывод лишь подтверждают.

Читайте также:  Если мужчина любит сзади что это значит

Чрезвычайно важной особенностью реального изучения исторического факта (факта-события, эмпирического факта) является то, что в подавляющем большинстве случаев историк не может его наблюдать и не может восстановить в эксперименте, – исторический факт может быть изучен и описан лишь опосредованно, через источник. Отсюда следует, что исторический факт имеет не только отмеченные выше два смысла (факт-событие, эмпирический факт, реальный факт прошлой жизни – и научный факт, факт-исследование, описание реального факта в исследовании), но и еще один, гак сказать промежуточный, смысл: факт-источник. Эта особенность исторического факта имеет для практики исторического исследования совершенно исключительное значение, поэтому несколько далее мы остановимся на ней особо.

Особенностью исторического факта является и то, что он имеет в науке, в известной мере, самостоятельное, самодовлеющее значение. Историк изучает законы и в равной степени факты. Этим его труд отличается от деятельности представителей многих научных дисциплин, видящих свою цель преимущественно в обнаружении закономерностей, В науках, которые наряду с обобщением преследуют цели описания, фактический материал играет особую роль, иную, чем в обобщающих дисциплинах. Последние используют фактические данные лишь в качестве подспорья для обобщения. Эти науки проходят стадию накопления эмпирического материала, но целью их всегда остается установление закона, и, когда это достигнуто, эмпирический материал отходит па задний план. В истории этого не происходит. Исторический факт – это не только материал для обобщения, это не просто пример, иллюстрирующий действие общественного закона, который можно опустить или заменить другим. Историческое обобщение не снимает факта. В этом смысле факты в истории имеют самодовлеющее значение.

История, прежде всего описательная дисциплина, она, конечно, и обобщает, но закономерности для нее – отнюдь не «в равной степени»; само существование исторических законов сомнительно, а если они и существуют, то носят сугубо приблизительный характер, о чем выше уже говорилось. Повышенный интерес к нему историка в любом случае, даже если он не играет первостепенной роли в выведении закономерности. Неповторимость исторического факта. Исторический факт единичен, индивидуален и неповторим, но в то же время у него имеются общие черты с некоторыми другими историческими фактами. Именно благодаря этому диалектическому единству единичного и общего в исторических фактах историк может и описывать, и обобщать, выводя закономерности. Это общее является их своеобразным общим знаменателем, его можно как бы вынести за скобки. Так, уже упоминавшийся кризис верхов имеет свои особенности во время революционных ситуаций в разных странах, но везде ему присущи финансовые невзгоды и пустая государственная казна, падение правительственного авторитета, анекдоты о носителях власти и т. п. Сочетание у единичных исторических фактов индивидуального и общего является предпосылкой выведения исторических закономерностей и позволяет истории претендовать на звание науки и являться ею. Неповторимость исторического факта. Исторический факт потенциально неисчерпаем. Потенциальная неисчерпаемость исторического факта объясняется следующими обстоятельствами: 1) его разложимостью, которая означает, что даже самый простой факт может быть разложен на ряд еще более простых; 2) наличием у него таких сторон и элементов, которые, не будучи замеченными современниками, обращают на себя внимание потомков; 3) успехами источниковедения, методики исторического исследования и других наук.

Исторический факт является источником (единицей) информации, но сам по себе он «молчит» – до тех пор, пока исследователь не извлечет из него информацию с помощью вопросов о его происхождении и содержании. Среди этих вопросов: кем, где, когда, в какой обстановке (условиях), почему и с какой целью предпринято данное действие? Каждый из заданных вопросов, в свою очередь, может уточняться, например, «кем?» – это не только имя исторического персонажа, но и его происхождение, социальная, национальная, семейная и иная принадлежность, образование, рабочий стаж и т. и. Частный и тривиальный, казалось бы, вывод: необходимость высокого профессионального уровня исследователя. Неполнота содержащейся в факте информации. Даже при умелой и квалифицированной постановке вышеобозначенных вопросов исторический факт дает нам не полную, а частичную, относительную информацию о прошлом. Конечно, такое знание не будет полным, явится знанием со множеством пробелов, которые историк-художник или исторический романист восполнит работой своего воображения, а историк-ученый или мыслитель постарается восполнить путем логических рассуждений».

Источник

Презентация по истории на тему «Исторический факт»

Описание презентации по отдельным слайдам:

В истории фактами называются, главным образом, отдельные события, но то же название распространяется и на все явления и процессы исторической жизни. О многих фактах мы знаем непосредственно из исторических источников. Что такое исторический источник?

ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ факт-событие – то, что произошло, факт общественной или личной жизни. (то, что произошло в истории однажды и больше не повторялось). Как правило факт-событие носит собственное название или имеет конкретную дату. Например: «Битва народов», сражение при Азенкуре в 1415 году, Александр Македонский родился в 356 году до н.э.

ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХФАКТОВ 2. факт-явление – проявление чего-либо, повторяющиеся события, имеющие общие черты. Это одинаковые или схожие события, происходившие в разное время или в разных странах. Как правило факт-явление не имеет конкретных дат и собственных названий, а только общие понятия. Например: войны, ярмарки, реформы.

ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ 3. факт-процесс – последовательная смена явлений и событий в развитии чего-нибудь. Занимает длительный промежуток времени. Например: возникновение городов в Междуречье в конце IV тысячелетия до н.э.

Нарисуйте таблицу: ФАКТЫ-СОБЫТИЯ ФАКТЫ-ЯВЛЕНИЯ ФАКТЫ-ПРОЦЕССЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕ В ТАБЛИЦЕ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ФАКТЫ Коронация Генриха III, Марафонская битва, создание постоянной армии, создание постоянной армии в России в первой половине XVIII века, основание Санкт-Петербурга в 1703 году, русско-турецкая война, первый крестовый поход и взятие Иерусалима, реформы Ивана Грозного, возникновение английского парламента, эпидемии чумы в Европе, расширение границ русского государства, складывание древневосточных государств.

УРОВНИ ЗНАЧИМОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ ВСЕМИРНОЗНАЧИМЫЕ. (например: великие географические открытия) ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РЕГИОНА (например: арабские завоевания на востоке, образование европейских государств, Наполеоновские войны) ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ СТРАНЫ (например: реформы Петра I в России, революция в Англии) ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ОБЛАСТИ ИЛИ ГОРОДА ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ГРУППЫ ЛИЦ ИЛИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ Сложный исторический факт – факт, состоящий из нескольких простых, который можно разбить на составляющие элементы. Например: война состоит из битв и сражений, культура состоит из литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д. Простой исторический факт – элементарный факт, который уже нельзя разделить. Например: Марафонское сражение в греко-персидских войнах.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПО ВИДАМ, ЗАНЕСИТЕ ИХ В ТАБЛИЦУ И ОБОЗНАЧЬТЕ ИХ НА ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ. ФАКТЫ-СОБЫТИЯ – ЧЕРНЫМ, ФАКТЫ-ЯВЛЕНИЯ – ЗЕЛЕНЫМ, ФАКТЫ-СОБЫТИЯ – СИНИМ. Первые Олимпийские игры в 776 году до н.э. убийство Цезаря в 45 году до н.э. Марафонское сражение в 490 году до н.э. Мессенские войны в 724 и 685 годах до н.э. Реформы Солона в Афинах в VI веке до н.э. Расселение греческих племен 1100-800 г. до н.э. Греко-персидские войны 500-449 г. до н.э. Создание империи Александра Македонского 336-323 г. до н.э.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 887 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Сейчас обучается 208 человек из 60 регионов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1046 человек из 80 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-203197

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью