Что значит душевная невзгода

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.
История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты – «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Анализ по плану стихотворение «И скучно и грустно»

Вариант 1

Знаменитый писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов, известен своими великолепными произведениями и стихами. Стихотворение «И скучно, и грустно» — яркий пример его перл, умения выразить свои эмоции и чувства на бумаге, через многочисленные литературные приёмы. Что же хотел сказать этим стихотворением поэт? Это стихотворение Михаил Юрьевич написал за год до своей смерти. Оно носит лирический характер, автор как бы размышляет о всей своей жизни, подводит неутешительные итоги.

Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал.

Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления.

Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности, и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.

Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Эпитетов в стихотворении мало и в основном они используются для противопоставления – «сладкий недуг», «пустая и глупая шутка».

Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем. Данное стихотворения отражает позицию писателя, заставляет задуматься над смыслом жизни. С грустью автор вмещает в несколько четверостиший итоги своей жизни. Он противопоставляет себя остальному миру, но к сожалению, ничего не приносит желаемые результаты.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы.

Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворения разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой».

Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни!

От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтож­но…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Вариант 3

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко.

В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр

Произведение можно определить, как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет.

Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Тема стихотворения о грусти

В строчках стихотворения застыл широкий смысл восприятия окружающей действительности поэта. Они звучат, как вызов обществу, разрушающему моральные качества человека, сводящему любые стремления к низменным желаниям. Во многих своих произведениях талантливый поэт отобразил образы, по внутреннему ощущению идентичные его натуре. Мотив одиночества, непонимания со стороны окружающих звучит сквозь лирику всей его поэзии. Каждая строчка стихотворения несет глубокий смысл тематики бытия.

События жизни Лермонтова оставили неизгладимые отпечатки на его творчестве, что особенно ярко выражено в данном стихотворении.

С одиночеством поэт столкнулся еще в раннем детстве, когда его мать рано умерла, а конфликт между бабушкой и ее зятем лишил маленького Михаила отца.

Являясь от природы творчески одаренной, уточенной натурой, он не находил союзников в лице окружающих. Никто из его родных и знакомых не понимал поэта, видел мальчика только поверхностно.

Уже во взрослой жизни мотив одинокого человека находит отголоски в творчестве. Грусть, скука, сожаление о мимолетности бурных чувств звучит мелодией тоски в стихотворении. В момент развязки поэт погружается в философские размышления о бессмысленности бытия и несбыточности желаний.

Тема, идея произведения

Стихотворение относится к жанру элегии, философской лирики. В нем заключены переживания, размышления автора о жизни, о людях. Тема стихотворения — одиночество – просматривается во многих произведениях Лермонтова. В этом стихотворении она выражена наиболее остро, без олицетворений и аллегорий. Идея – заключена в переживании автора в том, что рядом нет человека, которого можно любить беззаветно, вечно, нет друга, которому можно подать руку, зная, что в трудную для автора минуту друг поступит также.

Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

Источник

Читайте также:  Если мужчина думает что он главный значит
Оцените статью