Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста
Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…
Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детейнаметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.
Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка, так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.
Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены.Нормальные люди теряются в антикультурной среде: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи. Организовать воспитание без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается,как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста.
Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.
Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте — процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.
Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими праздниками, традициями Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.
Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.
Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.
Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.
Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.
Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она — вместе дружная страна, Вместе — дружная семья, В.
Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.
Источник
Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?
Без духовного воспитания ребёнок в современном мире становится уязвимым. Как правильно воспитывать духовно и в чём можно увидеть результаты такого воспитания? Об этом и многом другом со священником Павлом Гумеровым беседует Кристина Сандалова.
– Батюшка, с чего начинается духовное воспитание?
– Сперва нужно определиться, что такое духовное воспитание.
В восприятии светского человека «духовное воспитание» заключается в посещении театров, музеев, литературных и поэтических вечеров.
Но в действительности перечисленное относится к развитию душевной сферы.
Однако сейчас такое время, что без духовного воспитания, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.
Если раньше школа и общество прививали ребёнку базовые критерии нравственности, то сегодня у большинства людей нет понимания правильного и дурного, критерии размыты.
Многие родители и сами не знают, как строить жизнь, и детей растят в неведении. И в агрессивном мире вседозволенности и гедонизма без нравственно-духовной опоры устоять перед грехом чрезвычайно тяжело. В результате ребёнок, вырвавшись из родительского дома, рискует наделать ошибок, исправить которые будет невозможно.
Уже выросло поколение людей без ценностей, которые соответственно воспитывают детей – без маяков и ориентиров. А бывает, люди и понимают, что нужно переосмыслить своё прошлое, стремиться к духовным идеалам, но в реальности ленятся предпринимать усилия и учить ребёнка нравственности.
Как правило, родители отдают малыша в православную гимназию или воскресную школу и выключаются из процесса воспитания, всецело полагаясь на учителей. Однако невероятно трудно воспитать ребёнка в православной вере, если мама и папа не подают должного примера, а демонстрируют противоположное.
Невозможно привить здоровый образ жизни, когда мама и папа курят и злоупотребляет спиртными напитками. Если мы хотим, чтобы ребёнок не перебегал улицу в неположенном месте, нужно самим переходить её по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора. То же самое с духовным воспитанием.
Если родители хотят, чтобы ребёнок молился, ходил в храм, постился, он должен видеть это в семье и считать православные традиции естественной, привычной, обыденной частью жизни.
Когда ребёнок с детства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по воскресениям мы ходим в храм, у него закладывается, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не просто обряд, а часть души.
– Получается, традиции играют существенную роль?
– Конечно! Ведь что такое традиция? В переводе с латинского – «передача», передача устоев, духовных законов, ценностей. В России в начале прошлого века традиция прервалась, семья развалилась, и из-за этого возникла масса проблем, которые мы расхлёбываем и по сей день.
– Нередко случается, что родители старались прививать детям православный образ жизни, водили в храм, учили поститься, молились, однако в «трудном возрасте» подростки вдруг наотрез отказываются ходить в Церковь. Что делать в этом случае, и почему это происходит?
Мне кажется, в подростковом возрасте такой отказ естественен. Вспомним притчу о блудном сыне. Очевидно, что благочестивый отец любил сына, заботился, воспитывал в традициях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оставив в горе отца.
Однако уход подростков из Церкви не означает, что воспитание в вере – бесполезное занятие. Отнюдь нет! И конец притчи, возвращение раскаявшегося сына, это подтверждает. Если бы отец не прививал мудрое, доброе, вечное, ребёнок вряд ли бы осознал свои ошибки и вернулся.
Разумеется, мы не знаем, как сложится судьба детей, и гарантию, что наш ребёнок не наделает ошибок и не потеряет веру, не может дать никто. Но это не значит, что мы должны бездействовать, наша задача – передать им положительный духовный опыт, накопленный нашими предками, святыми отцами и праведниками.
Только этот опыт и духовная жизнь дают силы, волю, стойкость к испытаниям. Ведь, когда человек вылетает из гнезда, попадает в институт, армию, рабочий коллектив, он обязательно сталкивается с искушениями, соблазнами.
И если у него с детства заложены основы, сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, то он может отделить зерна от плевел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо».
И даже сперва наломав дров, в конце концов, он может сделать верный выбор, вернуться к истокам. Но это при условии, что родители не формально водили малыша в храм, а сами духовно возрастали, беседовали с ребёнком о главном, что ребёнок видел искренность и глубокую веру.
– Многие родители с болью воспринимают отступление детей от Церкви…
– Это тяжело принять. Однако нужно помнить, что духовная жизнь часто идёт по синусоиде: то подъем, то спад. И даже у святых подвижников бывали разные периоды, поэтому если ребёнок в какой-то момент колеблется, впадает в искушение, родителям нельзя отчаиваться.
Сомнения в переходном возрасте – распространённая проблема, которая встречается даже в семьях священников. Я часто вижу по семьям моих прихожан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с родителями каждые выходные, в 12–13 – все чаще пропускает службы, а в 15–17, смотришь – а родители одни.
Нередко, на мой взгляд, это происходит от ошибочного подхода взрослых к духовному воспитанию.
Когда малыш грудной, всё просто: младенца причастили, к кресту поднесли, просфору дали, и ребёнок доволен, а родители счастливы. Этим часто мама с папой и ограничиваются. Но в 12–15 лет уже требуется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку!
В первую очередь требуется пробуждать интерес. Ведь и взрослые люди с удовольствием делают только то, что им интересно. Поэтому если мы хотим привлечь детей к храму, к церковной жизни, важно подпитывать любопытство.
У ребёнка не должно быть ощущения, что посещение службы – это насилие, тяжкая обязанность, от которой хочется увильнуть, убежать к друзьям или к компьютеру. Нужно объяснять смысл богослужения, вместе читать Евангелие, обсуждать жития, возить по святым местам и на экскурсии.
Желательно найти какое-то полезное дело, например, пение на клиросе или помощь по церковно-приходской работе. Замечательно, если родители отдадут подростка в молодёжную православную организацию, привлекающую подростков к общественным работам, например, по восстановлению храмов.
Во-первых, у ребёнка появится компания ребят из православных семей, а, во-вторых, он будет ощущать свою значимость, чувствовать, что приносит пользу.
Я сам остался в храме, в первую очередь, по молитвам родителей, и ещё потому, что у меня были друзья, с которым я вместе посещал храм. Я видел, что не одинок, что мы вместе делаем какие-то дела, помогаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.
– Получается, от родителей требуется больше, чем просто научить ребёнка молитве, посту…
– Да, духовное воспитание – нелёгкий труд. Но без него ребёнку придётся сложно. Мы видим, что большинство людей в Церкви – люди, пришедшие к вере через скорби и страдания, тогда как, если бы их воспитывали в православии с рождения, многих ошибок и испытаний они сумели бы избежать.
И хотя, повторюсь, приучение к церковной жизни с ранних лет не гарантирует отсутствие колебаний в вере в определённом возрасте, но православное воспитание существенно снижает «степень риска», помогает защитить ребёнка от бед.
Когда мы растим детей согласно заповедям, мы объясняем, что за совершение греха неизменно последуют проблемы, и избежать этих трудностей можно, живя по правилам.
Духовно-нравственное воспитание можно сравнить с профилактической прививкой. Конечно, ребёнок может серьёзно заболеть несмотря на старания родителей, но такой шанс – один на тысячу при своевременном проведении нужных профилактических мероприятий.
– Однако некоторые родители, и даже психологи, говорят о том, что чем суровее условия, в которых растёт ребёнок, тем лучше он адаптируется к взрослой жизни.
– Не соглашусь. Мы говорим не о материальных суровых условиях, а о том, чтобы ребёнок получил в семье защиту от жутко суровых и агрессивных внешних духовных условий, от влияния мира, который «во зле лежит».
Детский дом, где дети не получают адекватного воспитания, не видят примера семейной жизни, любви, материнской заботы и ласки – первая ступень к детской колонии, тюрьме.
Если мы руководствуемся благом для ребёнка, мы должны успеть до подросткового возраста дать положительный «вектор», продемонстрировать правильный подход к жизни, научить истиной христианской любви.
Таким образом, мы подготовим ребёнка, и в будущем, столкнувшись с самостоятельным выбором, подросток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повернуться в нужную сторону. Но для этого должен быть сформирован внутренний стержень.
– Для совершения правильного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Подростку трудно устоять перед насмешками сверстников над православной верой или над тем, что он ходит в храм, соблюдает заповеди. Как помочь выстоять?
– Самое главное – ребёнок должен видеть, что мама с папой не допускают никакого компромисса, никогда не идут на сделку с собственной совестью, принципами, и дома молятся, и на улице не стесняются перекреститься, проходя мимо храма.
Для сына важно знать, что отец – человек волевой, мужественный, для дочери – что мама почтительная, любящая жена. Тогда дети, стремясь походить на родителей, будут следовать их примеру.
В этом смысле чрезвычайное значение имеет пост. С 7 лет уже можно приучать малыша поститься. Пост и молитва – прекрасное воспитание воли. Все смотрят телевизор и едят бутерброды с колбасой, а ребёнок знает, что у него в семье пост, и нужно сдерживать себя, не прикасаться несколько недель к деликатесам или не смотреть мультфильмы.
Не стоит ограждать ребёнка от поста, опасаясь за калории и недостаток витаминов. Обеспечить здоровый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не приучив с малых лет к самоограничению в пище, можно лишить важного духовного опыта.
Если ребёнок в малом научится быть верен, он и в серьёзной ситуации легко сумеет устоять. Сегодня он сможет сдержать себя и не съесть предложенную другом шоколадку, а завтра – откажется от наркотиков.
И ещё: не бойтесь ребёнку внушить, что мы – другие, мы – воины Христовы, что православные представления часто идут в разрез с общепринятыми. Подросток должен понимать, что он вполне может пострадать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.
В советское время верующие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непременно отправят в стройбат, и будет крайне сложно получить хорошую работу. Потому что любого молодого человека, замеченного на церковных службах, КГБ тут же брало «на карандаш». Детям священников практически невозможно было получить высшее образование.
Либо ты должен был отречься, либо терпеть. Сегодня же от нас не требуется жертвы, а только твёрдость характера.
– Как вы считаете, в чем задача родителей с духовной позиции?
– Мне кажется, у родителей две задачи. Первая – ребёнка «образовать». Я имею в виду не образование, а сохранение образа Божия: взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребёнок вырос настоящим христианином. Вторая – подготовить к самостоятельной жизни, дав чёткие ориентиры и критерии оценки.
Помните, что ребёнок – чадо Божие, который дан родителям на короткое время. Мы не сможем его постоянно контролировать, помогать, советовать, поддерживать.
Настанет время, и ребёнок отделится, получит профессию, создаст семью. И от того, как мы его подготовим, сложится его судьба. От духовно-нравственного воспитания зависит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все остальное приложится».
– Маленькие дети открыты и восприимчивы к религии, а в переходный период дети часто закрываются, начинают отвергать догматы, критикуют. Почему?
– Мне кажется, все индивидуально. Я в раннем возрасте не очень охотно ходил в храм, внутренне протестовал, а в подростковом возрасте заинтересовался, втянулся, и в последних классах школы принял решение идти в семинарию.
Я убеждён, что любой протест, отрицание ребёнка требует разговора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а поговорить, выяснить, что не нравится, объяснить, что и почему важно делать, заинтересовать.
Как и со школой – бесполезно и бессмысленно просто заставлять ребёнка учиться, нужно понять, где кроется причина недовольства, попытаться устранить её или помочь ребёнку преодолеть.
Даже в младенце нужно видеть личность, уважать детские чувства, ведь у малыша такая же бессмертная Богом данная душа, как и у нас с вами, и свободная воля тоже, и за них тоже Христос умер.
Это не означает, что не должно быть запретов или наказаний, уважение не исключает воспитание. Но запреты, ограничения или лишения должны быть объяснены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.
Это ребёнка и располагает, и развивает у него чувство ответственности, сознательность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не вступил в самостоятельную жизнь, что все его поступки: и хорошие, и плохие будут иметь последствия. Без этого навыка очень тяжело придётся в любой сфере жизни.
– А как реагировать на серьёзные проступки детей?
– Зависит от возраста. Но почти в любом возрасте ребёнок совершает тот или иной проступок скорее под влиянием нахлынувшего на данный момент чувства, бессознательно, без холодного расчёта.
Конечно, нельзя оставаться безучастным, спускать все с рук. Но и нельзя действовать в гневе. Нужно сурово, но спокойно побеседовать, и непременно назначить определённое наказание.
Не стоит оставлять проступок, нарушение без последствий, иначе ребёнок попросту не поймёт, что хорошо, а что плохо и недопустимо. И наказание должно быть индивидуальным. На кого-то влияет лишение любимой игрушки, на другого – отказ от интересной поездки или похода в гости.
У ребёнка не должно возникать даже мысли, что родители «покричат-покричат, да и простят», он должен понимать, что за серьёзные нарушения наказание будет суровым и неизбежным.
Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то особые, безумные, идеальные для него условия: все разрешать, ни за что не наказывать.
И пока он будет жить с нами, до поры до времени он будет считать, что всё нормально, но что будет потом, когда он пойдёт в школу, в армию, институт, на работу, там будут уже совсем другие условия, требования, над ним будут учителя, начальники, старшие, а уж они-то с ним носится не будут.
– Но как говорить с детьми на духовные темы?
– Уже с малых лет можно читать детскую Библию, беседовать на доступном детям языке о жизни святых, подбирая с возрастом более серьёзную литературу. Можно вместе смотреть фильмы на библейские сюжеты, а после – обсуждать.
Разумеется, это отнимает силы и время, но делать это необходимо. У нас в семье главным духовным воспитателем является моя супруга, матушка. Духовные книги она читает в основном на ночь, когда дети уже угомонятся и отходят ко сну, но спать им как всегда не хочется, и вот, лёжа в кровати, они слушают духовные рассказы, Евангелие.
Сейчас, слава Богу, большой выбор хорошей духовной литературы для детей. Есть о. Сергий Николаев, Б. Гонаго, о. Николай Агафонов и многие другие авторы. В постные дни, когда наши дети не смотрят мультики и фильмы, мы показываем им документальное кино духовного содержания, например, про монастыри.
Согласно статистике, подавляющее большинство родителей по-настоящему общаются с детьми всего несколько минут в день. Отсутствие общения порождает душевную и, конечно же, духовную разобщённость.
О каком духовном воспитании детей тогда может идти речь, если родители порой только проверяют уроки и кормят детей ужином…
Но ведь у обычного среднестатистического родителя, который в 18, 19 часов вечера приходит домой, остаётся ещё 4–5 часов до сна. Уделите из них часть времени на общение с детьми, и вы никогда об этом не пожалеете.
Источник