Что значит духовное воспитание ребенка

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детейнаметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка, так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены.Нормальные люди теряются в антикультурной среде: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи. Организовать воспитание без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается,как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте — процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими праздниками, традициями Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она — вместе дружная страна, Вместе — дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Источник

Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

Без духов­ного вос­пи­та­ния ребё­нок в совре­мен­ном мире ста­но­вится уяз­ви­мым. Как пра­вильно вос­пи­ты­вать духовно и в чём можно уви­деть резуль­таты такого вос­пи­та­ния? Об этом и мно­гом дру­гом со свя­щен­ни­ком Пав­лом Гуме­ро­вым бесе­дует Кри­стина Сандалова.

– Батюшка, с чего начи­на­ется духов­ное воспитание?

– Сперва нужно опре­де­литься, что такое духов­ное воспитание.

В вос­при­я­тии свет­ского чело­века «духов­ное вос­пи­та­ние» заклю­ча­ется в посе­ще­нии теат­ров, музеев, лите­ра­тур­ных и поэ­ти­че­ских вечеров.

Но в дей­стви­тель­но­сти пере­чис­лен­ное отно­сится к раз­ви­тию душев­ной сферы.

Однако сей­час такое время, что без духов­ного вос­пи­та­ния, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.

Если раньше школа и обще­ство при­ви­вали ребёнку базо­вые кри­те­рии нрав­ствен­но­сти, то сего­дня у боль­шин­ства людей нет пони­ма­ния пра­виль­ного и дур­ного, кри­те­рии размыты.

Мно­гие роди­тели и сами не знают, как стро­ить жизнь, и детей рас­тят в неве­де­нии. И в агрес­сив­ном мире все­доз­во­лен­но­сти и гедо­низма без нрав­ственно-духов­ной опоры усто­ять перед гре­хом чрез­вы­чайно тяжело. В резуль­тате ребё­нок, вырвав­шись из роди­тель­ского дома, рис­кует наде­лать оши­бок, испра­вить кото­рые будет невозможно.

Уже выросло поко­ле­ние людей без цен­но­стей, кото­рые соот­вет­ственно вос­пи­ты­вают детей – без мая­ков и ори­ен­ти­ров. А бывает, люди и пони­мают, что нужно пере­осмыс­лить своё про­шлое, стре­миться к духов­ным иде­а­лам, но в реаль­но­сти ленятся пред­при­ни­мать уси­лия и учить ребёнка нравственности.

Как пра­вило, роди­тели отдают малыша в пра­во­слав­ную гим­на­зию или вос­крес­ную школу и выклю­ча­ются из про­цесса вос­пи­та­ния, все­цело пола­га­ясь на учи­те­лей. Однако неве­ро­ятно трудно вос­пи­тать ребёнка в пра­во­слав­ной вере, если мама и папа не подают долж­ного при­мера, а демон­стри­руют противоположное.

Невоз­можно при­вить здо­ро­вый образ жизни, когда мама и папа курят и зло­упо­треб­ляет спирт­ными напит­ками. Если мы хотим, чтобы ребё­нок не пере­бе­гал улицу в непо­ло­жен­ном месте, нужно самим пере­хо­дить её по пеше­ход­ному пере­ходу на зелё­ный сиг­нал све­то­фора. То же самое с духов­ным воспитанием.

Если роди­тели хотят, чтобы ребё­нок молился, ходил в храм, постился, он дол­жен видеть это в семье и счи­тать пра­во­слав­ные тра­ди­ции есте­ствен­ной, при­выч­ной, обы­ден­ной частью жизни.

Когда ребё­нок с дет­ства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по вос­кре­се­ниям мы ходим в храм, у него закла­ды­ва­ется, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не про­сто обряд, а часть души.

– Полу­ча­ется, тра­ди­ции играют суще­ствен­ную роль?

– Конечно! Ведь что такое тра­ди­ция? В пере­воде с латин­ского – «пере­дача», пере­дача устоев, духов­ных зако­нов, цен­но­стей. В Рос­сии в начале про­шлого века тра­ди­ция пре­рва­лась, семья раз­ва­ли­лась, и из-за этого воз­никла масса про­блем, кото­рые мы рас­хлё­бы­ваем и по сей день.

– Нередко слу­ча­ется, что роди­тели ста­ра­лись при­ви­вать детям пра­во­слав­ный образ жизни, водили в храм, учили поститься, моли­лись, однако в «труд­ном воз­расте» под­ростки вдруг наот­рез отка­зы­ва­ются ходить в Цер­ковь. Что делать в этом слу­чае, и почему это происходит?

Мне кажется, в под­рост­ко­вом воз­расте такой отказ есте­стве­нен. Вспом­ним притчу о блуд­ном сыне. Оче­видно, что бла­го­че­сти­вый отец любил сына, забо­тился, вос­пи­ты­вал в тра­ди­циях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оста­вив в горе отца.

Однако уход под­рост­ков из Церкви не озна­чает, что вос­пи­та­ние в вере – бес­по­лез­ное заня­тие. Отнюдь нет! И конец притчи, воз­вра­ще­ние рас­ка­яв­ше­гося сына, это под­твер­ждает. Если бы отец не при­ви­вал муд­рое, доб­рое, веч­ное, ребё­нок вряд ли бы осо­знал свои ошибки и вернулся.

Разу­ме­ется, мы не знаем, как сло­жится судьба детей, и гаран­тию, что наш ребё­нок не наде­лает оши­бок и не поте­ряет веру, не может дать никто. Но это не зна­чит, что мы должны без­дей­ство­вать, наша задача – пере­дать им поло­жи­тель­ный духов­ный опыт, накоп­лен­ный нашими пред­ками, свя­тыми отцами и праведниками.

Только этот опыт и духов­ная жизнь дают силы, волю, стой­кость к испы­та­ниям. Ведь, когда чело­век выле­тает из гнезда, попа­дает в инсти­тут, армию, рабо­чий кол­лек­тив, он обя­за­тельно стал­ки­ва­ется с иску­ше­ни­ями, соблазнами.

И если у него с дет­ства зало­жены основы, сфор­ми­ро­ван креп­кий внут­рен­ний стер­жень, он полу­чил духов­ный имму­ни­тет, то он может отде­лить зерна от пле­вел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

И даже сперва нало­мав дров, в конце кон­цов, он может сде­лать вер­ный выбор, вер­нуться к исто­кам. Но это при усло­вии, что роди­тели не фор­мально водили малыша в храм, а сами духовно воз­рас­тали, бесе­до­вали с ребён­ком о глав­ном, что ребё­нок видел искрен­ность и глу­бо­кую веру.

– Мно­гие роди­тели с болью вос­при­ни­мают отступ­ле­ние детей от Церкви…

– Это тяжело при­нять. Однако нужно пом­нить, что духов­ная жизнь часто идёт по сину­со­иде: то подъем, то спад. И даже у свя­тых подвиж­ни­ков бывали раз­ные пери­оды, поэтому если ребё­нок в какой-то момент колеб­лется, впа­дает в иску­ше­ние, роди­те­лям нельзя отчаиваться.

Сомне­ния в пере­ход­ном воз­расте – рас­про­стра­нён­ная про­блема, кото­рая встре­ча­ется даже в семьях свя­щен­ни­ков. Я часто вижу по семьям моих при­хо­жан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с роди­те­лями каж­дые выход­ные, в 12–13 – все чаще про­пус­кает службы, а в 15–17, смот­ришь – а роди­тели одни.

Нередко, на мой взгляд, это про­ис­хо­дит от оши­боч­ного под­хода взрос­лых к духов­ному воспитанию.

Когда малыш груд­ной, всё про­сто: мла­денца при­ча­стили, к кре­сту под­несли, просфору дали, и ребё­нок дово­лен, а роди­тели счаст­ливы. Этим часто мама с папой и огра­ни­чи­ва­ются. Но в 12–15 лет уже тре­бу­ется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку!

В первую оче­редь тре­бу­ется про­буж­дать инте­рес. Ведь и взрос­лые люди с удо­воль­ствием делают только то, что им инте­ресно. Поэтому если мы хотим при­влечь детей к храму, к цер­ков­ной жизни, важно под­пи­ты­вать любопытство.

У ребёнка не должно быть ощу­ще­ния, что посе­ще­ние службы – это наси­лие, тяж­кая обя­зан­ность, от кото­рой хочется увиль­нуть, убе­жать к дру­зьям или к ком­пью­теру. Нужно объ­яс­нять смысл бого­слу­же­ния, вме­сте читать Еван­ге­лие, обсуж­дать жития, возить по свя­тым местам и на экскурсии.

Жела­тельно найти какое-то полез­ное дело, напри­мер, пение на кли­росе или помощь по цер­ковно-при­ход­ской работе. Заме­ча­тельно, если роди­тели отда­дут под­ростка в моло­дёж­ную пра­во­слав­ную орга­ни­за­цию, при­вле­ка­ю­щую под­рост­ков к обще­ствен­ным рабо­там, напри­мер, по вос­ста­нов­ле­нию храмов.

Во-пер­вых, у ребёнка появится ком­па­ния ребят из пра­во­слав­ных семей, а, во-вто­рых, он будет ощу­щать свою зна­чи­мость, чув­ство­вать, что при­но­сит пользу.

Я сам остался в храме, в первую оче­редь, по молит­вам роди­те­лей, и ещё потому, что у меня были дру­зья, с кото­рым я вме­сте посе­щал храм. Я видел, что не оди­нок, что мы вме­сте делаем какие-то дела, помо­гаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.

– Полу­ча­ется, от роди­те­лей тре­бу­ется больше, чем про­сто научить ребёнка молитве, посту…

– Да, духов­ное вос­пи­та­ние – нелёг­кий труд. Но без него ребёнку при­дётся сложно. Мы видим, что боль­шин­ство людей в Церкви – люди, при­шед­шие к вере через скорби и стра­да­ния, тогда как, если бы их вос­пи­ты­вали в пра­во­сла­вии с рож­де­ния, мно­гих оши­бок и испы­та­ний они сумели бы избежать.

И хотя, повто­рюсь, при­уче­ние к цер­ков­ной жизни с ран­них лет не гаран­ти­рует отсут­ствие коле­ба­ний в вере в опре­де­лён­ном воз­расте, но пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние суще­ственно сни­жает «сте­пень риска», помо­гает защи­тить ребёнка от бед.

Когда мы рас­тим детей согласно запо­ве­дям, мы объ­яс­няем, что за совер­ше­ние греха неиз­менно после­дуют про­блемы, и избе­жать этих труд­но­стей можно, живя по правилам.

Духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние можно срав­нить с про­фи­лак­ти­че­ской при­вив­кой. Конечно, ребё­нок может серьёзно забо­леть несмотря на ста­ра­ния роди­те­лей, но такой шанс – один на тысячу при свое­вре­мен­ном про­ве­де­нии нуж­ных про­фи­лак­ти­че­ских мероприятий.

– Однако неко­то­рые роди­тели, и даже пси­хо­логи, гово­рят о том, что чем суро­вее усло­вия, в кото­рых рас­тёт ребё­нок, тем лучше он адап­ти­ру­ется к взрос­лой жизни.

– Не согла­шусь. Мы гово­рим не о мате­ри­аль­ных суро­вых усло­виях, а о том, чтобы ребё­нок полу­чил в семье защиту от жутко суро­вых и агрес­сив­ных внеш­них духов­ных усло­вий, от вли­я­ния мира, кото­рый «во зле лежит».

Дет­ский дом, где дети не полу­чают адек­ват­ного вос­пи­та­ния, не видят при­мера семей­ной жизни, любви, мате­рин­ской заботы и ласки – пер­вая сту­пень к дет­ской коло­нии, тюрьме.

Если мы руко­вод­ству­емся бла­гом для ребёнка, мы должны успеть до под­рост­ко­вого воз­раста дать поло­жи­тель­ный «век­тор», про­де­мон­стри­ро­вать пра­виль­ный под­ход к жизни, научить исти­ной хри­сти­ан­ской любви.

Таким обра­зом, мы под­го­то­вим ребёнка, и в буду­щем, столк­нув­шись с само­сто­я­тель­ным выбо­ром, под­ро­сток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повер­нуться в нуж­ную сто­рону. Но для этого дол­жен быть сфор­ми­ро­ван внут­рен­ний стержень.

– Для совер­ше­ния пра­виль­ного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Под­ростку трудно усто­ять перед насмеш­ками сверст­ни­ков над пра­во­слав­ной верой или над тем, что он ходит в храм, соблю­дает запо­веди. Как помочь выстоять?

– Самое глав­ное – ребё­нок дол­жен видеть, что мама с папой не допус­кают ника­кого ком­про­мисса, нико­гда не идут на сделку с соб­ствен­ной сове­стью, прин­ци­пами, и дома молятся, и на улице не стес­ня­ются пере­кре­ститься, про­ходя мимо храма.

Для сына важно знать, что отец – чело­век воле­вой, муже­ствен­ный, для дочери – что мама почти­тель­ная, любя­щая жена. Тогда дети, стре­мясь похо­дить на роди­те­лей, будут сле­до­вать их примеру.

В этом смысле чрез­вы­чай­ное зна­че­ние имеет пост. С 7 лет уже можно при­учать малыша поститься. Пост и молитва – пре­крас­ное вос­пи­та­ние воли. Все смот­рят теле­ви­зор и едят бутер­броды с кол­ба­сой, а ребё­нок знает, что у него в семье пост, и нужно сдер­жи­вать себя, не при­ка­саться несколько недель к дели­ка­те­сам или не смот­реть мультфильмы.

Не стоит ограж­дать ребёнка от поста, опа­са­ясь за кало­рии и недо­ста­ток вита­ми­нов. Обес­пе­чить здо­ро­вый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не при­учив с малых лет к само­огра­ни­че­нию в пище, можно лишить важ­ного духов­ного опыта.

Если ребё­нок в малом научится быть верен, он и в серьёз­ной ситу­а­ции легко сумеет усто­ять. Сего­дня он смо­жет сдер­жать себя и не съесть пред­ло­жен­ную дру­гом шоко­ладку, а зав­тра – отка­жется от наркотиков.

И ещё: не бой­тесь ребёнку вну­шить, что мы – дру­гие, мы – воины Хри­стовы, что пра­во­слав­ные пред­став­ле­ния часто идут в раз­рез с обще­при­ня­тыми. Под­ро­сток дол­жен пони­мать, что он вполне может постра­дать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.

В совет­ское время веру­ю­щие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непре­менно отпра­вят в строй­бат, и будет крайне сложно полу­чить хоро­шую работу. Потому что любого моло­дого чело­века, заме­чен­ного на цер­ков­ных служ­бах, КГБ тут же брало «на каран­даш». Детям свя­щен­ни­ков прак­ти­че­ски невоз­можно было полу­чить выс­шее образование.

Либо ты дол­жен был отречься, либо тер­петь. Сего­дня же от нас не тре­бу­ется жертвы, а только твёр­дость характера.

– Как вы счи­та­ете, в чем задача роди­те­лей с духов­ной позиции?

– Мне кажется, у роди­те­лей две задачи. Пер­вая – ребёнка «обра­зо­вать». Я имею в виду не обра­зо­ва­ние, а сохра­не­ние образа Божия: взрос­лые должны при­ло­жить все уси­лия, чтобы ребё­нок вырос насто­я­щим хри­сти­а­ни­ном. Вто­рая – под­го­то­вить к само­сто­я­тель­ной жизни, дав чёт­кие ори­ен­тиры и кри­те­рии оценки.

Помните, что ребё­нок – чадо Божие, кото­рый дан роди­те­лям на корот­кое время. Мы не смо­жем его посто­янно кон­тро­ли­ро­вать, помо­гать, сове­то­вать, поддерживать.

Наста­нет время, и ребё­нок отде­лится, полу­чит про­фес­сию, создаст семью. И от того, как мы его под­го­то­вим, сло­жится его судьба. От духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния зави­сит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все осталь­ное приложится».

– Малень­кие дети открыты и вос­при­им­чивы к рели­гии, а в пере­ход­ный период дети часто закры­ва­ются, начи­нают отвер­гать дог­маты, кри­ти­куют. Почему?

– Мне кажется, все инди­ви­ду­ально. Я в ран­нем воз­расте не очень охотно ходил в храм, внут­ренне про­те­сто­вал, а в под­рост­ко­вом воз­расте заин­те­ре­со­вался, втя­нулся, и в послед­них клас­сах школы при­нял реше­ние идти в семинарию.

Я убеж­дён, что любой про­тест, отри­ца­ние ребёнка тре­бует раз­го­вора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а пого­во­рить, выяс­нить, что не нра­вится, объ­яс­нить, что и почему важно делать, заинтересовать.

Как и со шко­лой – бес­по­лезно и бес­смыс­ленно про­сто застав­лять ребёнка учиться, нужно понять, где кро­ется при­чина недо­воль­ства, попы­таться устра­нить её или помочь ребёнку преодолеть.

Даже в мла­денце нужно видеть лич­ность, ува­жать дет­ские чув­ства, ведь у малыша такая же бес­смерт­ная Богом дан­ная душа, как и у нас с вами, и сво­бод­ная воля тоже, и за них тоже Хри­стос умер.

Это не озна­чает, что не должно быть запре­тов или нака­за­ний, ува­же­ние не исклю­чает вос­пи­та­ние. Но запреты, огра­ни­че­ния или лише­ния должны быть объ­яс­нены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.

Это ребёнка и рас­по­ла­гает, и раз­ви­вает у него чув­ство ответ­ствен­но­сти, созна­тель­ность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не всту­пил в само­сто­я­тель­ную жизнь, что все его поступки: и хоро­шие, и пло­хие будут иметь послед­ствия. Без этого навыка очень тяжело при­дётся в любой сфере жизни.

– А как реа­ги­ро­вать на серьёз­ные про­ступки детей?

– Зави­сит от воз­раста. Но почти в любом воз­расте ребё­нок совер­шает тот или иной про­сту­пок ско­рее под вли­я­нием нахлы­нув­шего на дан­ный момент чув­ства, бес­со­зна­тельно, без холод­ного расчёта.

Конечно, нельзя оста­ваться без­участ­ным, спус­кать все с рук. Но и нельзя дей­ство­вать в гневе. Нужно сурово, но спо­койно побе­се­до­вать, и непре­менно назна­чить опре­де­лён­ное наказание.

Не стоит остав­лять про­сту­пок, нару­ше­ние без послед­ствий, иначе ребё­нок попро­сту не пой­мёт, что хорошо, а что плохо и недо­пу­стимо. И нака­за­ние должно быть инди­ви­ду­аль­ным. На кого-то вли­яет лише­ние люби­мой игрушки, на дру­гого – отказ от инте­рес­ной поездки или похода в гости.

У ребёнка не должно воз­ни­кать даже мысли, что роди­тели «покри­чат-покри­чат, да и про­стят», он дол­жен пони­мать, что за серьёз­ные нару­ше­ния нака­за­ние будет суро­вым и неизбежным.

Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то осо­бые, безум­ные, иде­аль­ные для него усло­вия: все раз­ре­шать, ни за что не наказывать.

И пока он будет жить с нами, до поры до вре­мени он будет счи­тать, что всё нор­мально, но что будет потом, когда он пой­дёт в школу, в армию, инсти­тут, на работу, там будут уже совсем дру­гие усло­вия, тре­бо­ва­ния, над ним будут учи­теля, началь­ники, стар­шие, а уж они-то с ним носится не будут.

– Но как гово­рить с детьми на духов­ные темы?

– Уже с малых лет можно читать дет­скую Биб­лию, бесе­до­вать на доступ­ном детям языке о жизни свя­тых, под­би­рая с воз­рас­том более серьёз­ную лите­ра­туру. Можно вме­сте смот­реть фильмы на биб­лей­ские сюжеты, а после – обсуждать.

Разу­ме­ется, это отни­мает силы и время, но делать это необ­хо­димо. У нас в семье глав­ным духов­ным вос­пи­та­те­лем явля­ется моя супруга, матушка. Духов­ные книги она читает в основ­ном на ночь, когда дети уже уго­мо­нятся и отхо­дят ко сну, но спать им как все­гда не хочется, и вот, лёжа в кро­вати, они слу­шают духов­ные рас­сказы, Евангелие.

Сей­час, слава Богу, боль­шой выбор хоро­шей духов­ной лите­ра­туры для детей. Есть о. Сер­гий Нико­лаев, Б. Гонаго, о. Нико­лай Ага­фо­нов и мно­гие дру­гие авторы. В пост­ные дни, когда наши дети не смот­рят муль­тики и фильмы, мы пока­зы­ваем им доку­мен­таль­ное кино духов­ного содер­жа­ния, напри­мер, про монастыри.

Согласно ста­ти­стике, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство роди­те­лей по-насто­я­щему обща­ются с детьми всего несколько минут в день. Отсут­ствие обще­ния порож­дает душев­ную и, конечно же, духов­ную разобщённость.

О каком духов­ном вос­пи­та­нии детей тогда может идти речь, если роди­тели порой только про­ве­ряют уроки и кор­мят детей ужином…

Но ведь у обыч­ного сред­не­ста­ти­сти­че­ского роди­теля, кото­рый в 18, 19 часов вечера при­хо­дит домой, оста­ётся ещё 4–5 часов до сна. Уде­лите из них часть вре­мени на обще­ние с детьми, и вы нико­гда об этом не пожалеете.

Источник

Читайте также:  Закрой имя что значит
Оцените статью