Что значит духовно рыцарский орден

Духовно-рыцарский орден

Духовно-рыцарские ордена — в Западной Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12—13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых походов и войны с неверными: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда и протестантства). Впоследствии ордены могли стать светскими.

Содержание

Членство

Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты воздержания, послушания, бедности. Как рыцари-феодалы они носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли неофитами. Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения.

Структура ордена

Структура духовно-рыцарских орденов была иерархической. Каждый орден возглавлял избираемый пожизненно и утверждаемый папой великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники «провинций» (местных подразделений ордена) — приоры, а также маршалы (ведавшие финансами ордена), командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли периодически созываемый генеральный капитул, имевший законодательную власть. Главным слоем были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Власть у магистров была поистине большая. При магистрах находился совет из других высших должностных лиц, которые существовали в орденах. Практиковались периодические сборы генеральных капитулов братьев-рыцарей. Ордена могли быть разделены по территориям, на которых находились монастыри. Подчинялись ордена лишь Папе Римскому.

Читайте также:  Что значит гипатит с

История

Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщическим и торговым сделкам духовно-рыцарские ордена добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордена постепенно утратили значение, хотя некоторые из них (например, Тевтонский) продолжают существовать.

Источник

Рыцарский орден

Рыцарские ордены — организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV— XV вв.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства. У них были разные цели — борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники), тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.

При вступлении нового члена в состав ордена проводился т. н. обряд посвящения.

Д’Арси Бултон (1987) разбил рыцарские ордены XIV и XV веков на следующие категории:

  • Монархические ордены
  • Братские ордены
  • Ордены принцев
  • Баронские ордены
  • Ордены-братства
  • Клятвенные ордены
  • Клиентские псевдоордены
  • Почётные ордены

Содержание

Монархические ордены

Главами были монархи тех или иных государств.

Братские ордены

Ордены принцев

Основаны принцами, после 1430 года, большинство из них имитируют орден «Золотого руна».

  1. Орден святой Катерины, основанный Умбером, дофином Вьеннским, прибл. в 1335
  2. Орден святого Антония, основанный Альбрехт Баварский в 1384
  3. Общество Орла, основанный Альбрехтом II в 1433
  4. Общество Нашей Дамы (называемое также Орден Лебедя), основан Фридрихом II Бранденбургским в 1440
  5. Орден святого Губерта, основанный Gerhard V of Jülich and Berg в 1444
  6. Орден Полумесяца, основанный René d’Anjou в 1448
  7. Общество святого Иеремии, основанный Friedrich II of Wettin в 1450
  8. Орден Святой Марии Вифлеемской, основан для защиты острова Лемнос (Булла: «Veram semper et solidam») римским папой Пием II в 1459, 19 января

Баронские ордены

  1. Орден святого Губерта (Barrois, (1422))
  2. Орден святого Георгия Ружмонтского (Франш-Конте, 1440)

Ордены-братства

( fraternial ); сформированные для отдельных предприятий

  1. Компания Чёрного Лебедя, основанный 3 принцами и 11 рыцарями в Савое в (1350)
  2. Corps et Ordre du Tiercelet, основанный виконтом де Thouars и 17 баронами в Пуату (1377—1385)
  3. Орден христианских рыцарей, основанный во Франции в 1616 году герцогом Карлом I Гонзага[1] .
  4. Орден Золотого Яблока, основанный 14 рыцарями в Оверни (1394)
  5. Alliance et Compagnie du Levrier, основанный 44 рыцарями в the Barrois (1416—1422), позже превращённый в братский орден святого Губерта (см.выше).

Клятвенные ордены

Временно формируемые на основе присяги; были скорее утончёнными рыцарскими играми, чем настоящим обетам; известно три таких ордена из уставов:

  1. Emprise de l’Escu vert à la Dame Blanche (Предприятие зелёного щита с белой дамы), основанный Jean le Maingre dit Boucicaut и 12 рыцарями в 1399 на 5 лет
  2. Emprise du Fer de Prisonnier (предприятие железного заключённого), основанный Jean de Bourbon и 16 рыцарями в 1415 на 2 года
  3. Enterprise of the Dragon, основанный Jean comte de Foix на 1 год.

Клиентские псевдоордены

Без уставов или ограниченного членства, обычно свиты принцев, модно названные орденами

  1. Ordre de la Cosse de Genêt (орден метлы), основан Карлом VI примерно в 1388
  2. Order of the camail or Porcupine, создан Людовиком Орлеанским в 1394
  3. Орден голубя, Кастилия, 1390
  4. Order of the Scale of Castile, около 1430

Почётные ордены

Без уставов, но с красочными фестонами и значками

  1. Орден святой гробницы, для рыцарей, которые совершили паломничество в Иерусалим с XV века
  2. Рыцари святой Катерины горы Синай, примерно такой же, но с XI по XV века
  3. Орден Золотой Шпоры, папский орден
  4. Орден Бани, в Англии (создан заново в 1725)
  5. Орден Почётного легиона, создан во Франции Наполеоном Бонапартом в 1802 году

Интересные факты

По воле писателя Александра Дюма, орденом Подвязки, как и другими высшими орденами, награжден был граф де ла Фер, иными словами — Атос из знаменитой мушкетерской трилогии. В последней части — «Десять лет спустя» — он появляется перед кардиналом Мазарини, будучи «одет в черное платье, скромно вышитое серебром. Он носил знаки Подвязки, Золотого Руна и Святого Духа — трех высших орденов; соединенные вместе, они бывали только у королей или у артистов на сцене…»
Кардинал Мазарини был настолько удивлен, что не мог не поинтересоваться:

— Кто пожаловал вам знаки Золотого Руна? Помню, что вы кавалер ордена Подвязки, но о Золотом Руне не знаю…

— Недавно испанский король по случаю бракосочетания его величества Людовика Четырнадцатого прислал королю Карлу Второму патент на орден Золотого Руна. Карл Второй передал патент мне, вписав мое имя…

Источник

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

Духовно-рыцарские ордены — военные монашеские братства в Зап. Европе в XII—XVII вв.

Целью их создания была защита христиан и христианской веры, защита и расширение владений на Ближнем Востоке, на Пиренейском п-ове, в Прибалтике. Виды Д.-р. о.: 1) военно-странноприимные, возникшие в XII—XIII вв. в Святой Земле в связи с Крестовыми походами; 2) военные подразделения монашеских орденов, возникшие, как правило, в ходе Реконкисты на Пиренейском п-ове; 3) королевские национальные ордены, создававшиеся с целью консолидации знати в интересах королевской власти.

Ранее других возникли Д.-р. о., ставившие задачи обеспечения пути паломников в Святую Землю, выкупа пленных. Хотя их члены при посвящении принимали монашеское послушание и монашеским обеты (целомудрия, и добровольной нищеты), такие Д.-р. о. являлись преимущественно военными организациями. Таковы иерусалимские ордены: Св. Лазаря (конец XII в.), Св. Гроба (1099), Госпиталя Св. Иоанна (госпитальеры, они же иоанниты, 1113—1130; впоследствии орден был известен как Родосский, а с 1530 — как Мальтийский), орден Храма (тамплиеры, 1118), Тевтонский орден (1190), орден Меченосцев, основанный в Ливонии в 1197 для христианизации Прибалтики; в 1237 он объединился с тевтонским. В 1218 в Арагоне для выкупа пленников был учрежден орден Богоматери-Искупительницы, или орден Милосердия Святой Девы (Nuestra Señora de Merced); в 1317 его рыцари перешли в новый орден Монте`сы. Ранняя история орденов изобилует множеством полудостоверных сведений.

Воины-монахи (milites,chevaliers) духовно окормлялись духовенством соответствующих монашеских орденов (например, цистерцианского). Структурно Д.-р. о. делились на нации, приорства, бальяжи и командорства, за счет доходов от которых финансировалась их деятельность. Организация Д.-р. о. была строго иерархической: во главе стоял магистр или великий магистр, подчинявшийся папе римскому, за ним следовали командор, маршал, казначей. Рыцари были освобождены от десятины, пошлин и налогов, за исключением коммерческой деятельности, наделены и другими экономическими и правовыми привилегиями. На Пиренейском п-ове великие магистры рыцарских орденов имели право на титульный предикат «дон» перед личным именем. Далеко не все воины принадлежали к привилегированному сословию, часть рекрутировалась из свободного крестьянства; рыцарями они не становились. Кроме рыцарей в орден входили монастырские братья и клирики церквей соответствующих приходов. Визуально различия отражались в церемониальном одеянии. Знаком орденов был крест: красный мечевидный процветший (Сантьяго), красный процветший (Калатрава), зеленый процветший (Алька`нтара, Ависский), черный процветший, обремененный красным крестом (Монте`сы), восьмиконечный белый (иоанниты), красный костыльный (Св. Гроба), черный лапчатый (тевтонский) и др.

Возникшие на Пиренейском п-ове ордены Алькантара (1154), Калатрава (1158), Ависский (св. Бенедикта) (1167), Сантьяго (1170), постепенно продвигая границы христианских королевств к югу, сыграли важную роль в Реконкисте. Им даровались замки, населенные пункты, земли и права, что включало их в сеньориальную и экономическую структуру регионов. С момента завершения Реконкисты (в Португалии в 1249) проблемой стали взаимоотношения Д.-р. о. с короной. Идеальный пример сотрудничества представляет португальский орден Христа, созданный в 1319 после ликвидации ордена тамплиеров (22 марта 1312) на основе их имущества. В Валенсии имущество тамплиеров было передано ордену Монтесы (1317), который в 1400 объединился с орденом Св. Георгия Альфамы, основанным в 1201 и признанным в 1373.

Королевские национальные, так называемые светские, Д.-р. о. создавались с целью консолидировать знать вокруг королевской власти и отличались гораздо меньшим религиозным компонентом. Таковыми во Франции являлись орден Звезды (1352), орден Св. Михаила (1469), орден Св. Духа (1570); в Англии орден Бани (1339), орден Подвязки (1349); в Дании орден Белого Слона (1464); в Бургундии орден Золотого Руна (1430). Основанный в конце XIV в. восточноевропейский рыцарский орден Дракона, формально считавшийся странствующим, относится к национальным королевским орденам. Старые ордены сближались с короной, создавались новые региональные. В орденах первого типа великий магистр избирался рыцарями, в орденах второго избирался рыцарями и утверждался капитулом монашеского ордена, а затем папой; в орденах королевского типа назначался из принцев или бастардов королевского дома. В XVI в. многие ордены были аннексированы короной.

В Новое время к членам в Д.-р. о. стали предъявлять строгие требования подтверждения знатности. В ходе либеральных революций начала XIX в. военные ордены были ликвидированы, но их наименования подчас были возвращены в виде орденов — наград за заслуги. Большая часть Д.-р. о. исчезла или продолжала номинальное существование. Ряд Д.-р. о. был восстановлен под старыми названиями в самые недавние времена; часть существует как самопровозглашенные.

Лит.: Антошевский И. К. Державный Орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. СПб., 1914; История Мальтийского Ордена XI—XX века. М., 1999; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978; Bielenfeld F. F. von. Geschichte und Verfassung aller Ritterorden. Weimar, 1841; Bonnet M.-R., Cierbide R. Les statuts de l’ordre de Saint-Jean de Jérusalem. Ed. critique des manuscrits en langue d’Oc (XIVe siècle). Bilbao, 2007; Cappelletti L. Storia degli ordini cavallereschi. Livorno, 1904; Chaffanjon A., Galimard Flavigny B. Ordres et contre-ordres de chevalerie. Paris, 1982; La Commanderie: Institution des ordres militaires dans l’Occident medieval. Paris, 2002; Idem. Brève histoire des ordres religieux militaires. Gavaudun, 1997; Idem. Chevaliers du Christ, les ordres religieux-militaires au Moyen Age. Paris, 2002; Favyn A. Histoire des ordres de chevalerie. Vol. I—II. Paris, 1620; Lawrence-Archer J. H. The Orders of Chivalry. London, 1887; Novoa Portea F. Le Glaive et la Croix, templiers, hospitaliers, chevaliers teutoniques et autres ordres militaires au moyen âge. Paris, 2005; Pinoteau H. Études sur les Ordres de Chevalerie du roi de France, et tout spécialement sur les ordres de Saint-Michel et du Saint-Esprit. Paris, 1995.

Источник

Духовно-рыцарские ордена

Духовно-рыцарские ордена — военно-религиозные объединения рыцарей-монахов в Западной Европе XII-XVII столетий. Создавались для защиты христиан во время европейской экспансии в Прибалтике, Пиренеях и на Ближнем Востоке.

  • военно-странноприимные (существовали в Иерусалиме в XII-XIII веках по причине Крестовых походов; магистр избирался рыцарями);
  • военно-монашеские (характерны для эпохи Реконкисты в Испании и Португалии; магистр избирался рыцарями и утверждался капитулом монахов, а затем папой римским);
  • национальные организации королевств (формировались для охраны монарших интересов; магистр назначался из числа принцев или бастардов).

Традиционным знаком духовно-рыцарского ордена стал крест:

  • Сантьяго — красный, в форме меча, процветший;
  • Калатрава — красный процветший;
  • Алькантара, Ависский — зеленый процветший;
  • Монтесы — черный процветший с красным крестом;
  • иоанниты — белый восьмиконечный;
  • Святого Гроба — красный костыльный;
  • тевтонский — черный лапчатый.

Причины создания и структура

Первоначально возникли духовно-рыцарские ордена, охранявшие паломников по пути в Иерусалим. Вступающие в организацию принимали монашеский сан, окормлялись советующими духовниками и клялись блюсти обеты. Несмотря на это, ордена носили преимущественно военный характер. Например, орден Святого Лазаря, орден Святого Гроба, орден Госпиталя Святого Иоанна, орден Храма, орден Меченосцев. В 1218 году для выкупа пленных христиан в Арагоне возник орден Богоматери-Искупительницы (он же орден Милосердия Святой Девы).

В структурном плане духовно-рыцарские ордена подразделялись на:

Также их отличала строгая иерархия:

  1. Магистр или Великий магистр, подчиненный лично римскому папе.
  2. Командор.
  3. Маршал.
  4. Казначей.
  5. Рыцари.

Члены ордена не платили налоги, кроме пошлины на предпринимательскую деятельность, а также обладали правовыми привилегиями. В частности, в Испании и Португалии магистры носили титульный предикат «дон», который стоял перед именем. При этом не все рыцари относились к привилегированному классу. Некоторые члены ордена набирались из крестьянства и от этого рыцарями не становились. Помимо них, организация насчитывала клириков и братьев из монастырей. Отличия в принадлежности отображались через церемониальные одежды.

Экономический и политический аспекты

Ордена Алькантара, Калатрава, Ависский и Сантьяго на Пиренеях расширяли границы католического мира, играя важную роль в Реконкисте. За это они получали земли, замки и определенные права, вплоть до сбора дани с податного населения. С окончанием Реконкисты в 1249 году отношения орденов с монархиями усложнились.

С одной стороны получалось, что в королевстве дислоцировались серьезные военизированные структуры, не подконтрольные королю. С другой, они богатели за счет оказания специфических услуг (охрана грузов и высокопоставленных особ по пути из Ближнего Востока в Европу), в то время как монаршая казна пустела. Типичным примером политики по расправе с неугодными стало учреждение ордена Христа в Португалии в 1319 году, который занял место уничтоженного ордена тамплиеров. Он же получил часть его имущества, в то время как другую забрал король Филипп IV (Франция). В Валенсии же тамплиерская казна попала ордену Монтесы, основанному в 1317 году.

Королевские национальные ордена формировались для охраны монарших интересов через создание вокруг короля круга доверенных лиц из высшего сословия. В таких организациях религиозный аспект имел гораздо меньшее значение. Например, во Франции — орден Звезды 1352 года, орден Святого Михаила 1469 года, орден Святого Духа 1570 года. В Бургундии — орден Золотого Руна 1430 года. В Англии — орден Бани 1339 года, орден Подвязки 1349 года. В Дании — орден Белого Слона 1464 года.

При этом старые религиозные ордена постепенно консолидировались вокруг короны, а в регионах создавались новые, пока еще не зависимые от монарха. К XVI столетию большинство орденов были окончательно подчинены короне.

Ордена в Новое и Новейшее время

В Новое время к членам духовно-рыцарских орденов стали предъявлять особые требования по части подтверждения знатности. За время либеральных революций XIX столетия многие организации были распущены или уничтожены. Их названия сохранились лишь в наименовании орденов, медалей и других наград.

Большинство организаций средневеково типа себя изжили или продолжили существовать чисто номинально. Некоторые ордена были восстановлены и стали работать как самопровозглашенные.

Источник

Оцените статью