Что значит дуалистическая концепция

Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители

В философской науке выделяют два противоположных друг к другу течения — идеализм и материализм. Их принципиальные отличия заключаются в различном понимании первопричины мира (материалисты считают таковой материю, идеалисты — сознание). А потому в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающегося примирить два этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.

Что такое дуализм?

Дуализмом (от лат. «dualis», т.е. двойственность) — это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.

Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:

  • Декарт понимал бытие как две (мыслящую и протяженную) материи;
  • Вольф называл последователей дуализма людьми, допускавшими существование и материальных, и нематериальных субстанций;
  • Мендельсон выделял две сущности — тело и душу.

Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.

Читайте также:  Что значит номер квартиры 157

Основополагающие идеи дуализма

В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:

  • Постулат о том, что любому явлению реальности свойственна двойственность, а значит, всякое явление таит в себе два полярных начала («+» и «-»);
  • Двойственность присуща и любому из полярных начал, в них содержится одна либо несколько характеристик, а, следовательно, и потенциал их антиподов (к примеру, во всяком мужском начале присутствуют характеристики женского начала и наоборот), чем объясняется их постоянное взаимодействие;
  • Противоположности тесно связаны между собой, их раздельное существование невозможно. Благодаря такому взаимодействию они сливаются в единую систему, являющуюся основой для их дальнейшего развития (т.е. только единство и борьба противоположностей представляют собой путь, ведущий к гармонии).
  • Непрерывный конфликт противоположностей представлялся дуалистам главной силой прогресса, без которой немыслимо любое развитие.

Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.

Главные направления

В дуализме выделяют три следующих направления:

  • Гносеологическое, фундаментом которого считается разность понимания роли, играемой в процессе познания чувствами. Например, последователи эмпиризма превозносили опыт, полученный чувственным путем, в то время как рационалисты признавали основным инструментом познания не чувства, а разум;
  • Антропологическое, выдвигаемое еще Сократом и объединяющее телесную и духовную формы человека;
  • Онтологическое, разделявшее мир на идейный и телесный.

В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.

Появление и развитие дуалистического учения

Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Воззрения Платона и Аристотеля

Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.

Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.

Концепция Рене Декарта

В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:

  1. Дуализм духовного и телесного в человеке. И тело, и душу, Декарт относил к двум отдельным субстанциям, не единожды заявляя о пропасти, разделяющей их. Мышление, по его словам, не наделено пространственными параметрами, а тело является протяженной субстанцией, и такие параметры имеет. Согласно теории ученого, разум существует самостоятельно, в не тела, так же как и тело существует само по себе. Душа и тело признаются им противоположностями, наделенными различными качествами и свойствами. За мыслительную деятельность человека отвечает его душа, а тело человека относится к материальным предметам.
  2. Дуализм Бога и мира. По Декарту Бог является творцом всего сущего, именно он даровал миру природные и механические законы, но сам никогда не вмешивается в мирские дела, развивающиеся по законам механики. В этом выводе мыслителя не прослеживается жесткого дуализма, но он является одним из базовых в его концепции, заостряющей проблему соотношения между бытием и сознанием, являющейся основным философским вопросом.

Разновидности дуализма

Основополагающими разновидностями дуализма являются:

1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.

2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:

  • интеракционизм, допускающий как проявление материальных последствий по ментальным причинам (к примеру, из-за пожелания конкретного индивидуума), так и наступлении последствий ментального характера по причинам материального плана;
  • окказионализм, относящий всякое взаимодействие духовного и физического начал к непосредственному вмешательству Бога, поскольку взаимодействие между материальными основами принципиально не возможно;
  • параллелизм, сторонники которого выдвинули теорию о ментальных причинах, способных вызывать лишь последствия ментального характера, и физических причинах, вызывающих исключительно физические последствия, что поддерживается установленной Богом гармонией;
  • эпифеноменализм, чьи последователи выдвинули теорию, согласно которой событие ментального типа не способно вызвать физические последствия, так как их вызывают исключительно физические события, а ментальные ни к чему не приводят.

3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).

4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Дуалистическая концепция

Дуалистическая концепция рассматривает международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядко-вые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения. [1]

Отечественная международно-правовая доктрина и российское законодательство придерживаются в целом дуалистической концепции . [2]

Для понимания этой теории необходимо прежде всего иметь в виду дуалистическую концепцию тока , которой придерживался Вебер: всякий электрический ток представляет собой течение по противоположным направлениям положительного и отрицательного электрических флюидов. Исходя из этого представления, Вебер формулирует следующие исходные опытные положения: а) два элемента тока, расположенных на одной прямой, взаимно притягиваются или отталкиваются в зависимости от того, движучся ли токи по противоположным или одинаковым направлениям; б) обратное имеет место для двух параллельных элементов тока, нормальных к линии их соединения; в) элемент тока, расположенный с элементом проводника вдоль одной прямой, наводит в последнем токи прямо противоположных направлений — при возрастании и убывании силы наводящего тока. [3]

Атомистика Дальтона и Берцелиуса, опиравшаяся только на понятие атома и дуалистическую концепцию , оказалась беспомощной при решении многих теоретических вопросов, не сумела обобщить огромный экспериментальный материал, накопившийся к 40 — м годам XIX в. [4]

Теория замещения, так же как и теория многоосновных кислот Грэма — Либиха — Же-рара, опровергала дуалистическую концепцию в органической химии и подготовляла почву для возникновения новых теорий и принципов классификации и систематизации органических соединений. [5]

Эта замечательная по своей глубине и остроумию теория, сводящая с помощью запрета эквивалентности, как фундаментального принципа, дуалистическую концепцию материи к монистической, пока наталкивается на ряд весьма существенных затруднений. Мне думается, однако, что дальнейшее развитие волновой механики позволит устранить эти затруднения. [6]

Далее, материя обычно описывается дуалистически, как система, состоящая из поля и частиц, взаимодействующих друг с другом, причем поле является переносчиком взаимодействия между частицами. Я думаю, что эта дуалистическая концепция материи должна быть заменена монистической полевой концепцией, в которой частицы проявляют себя как квантовые эффекты, обязанные полю своим существованием. [7]

Конкретное содержание отношений, складывающихся между личностью и государством, определяется прежде всего теми правами и обязанностями, которые в совокупности своей составляют правовой статус лич — ности. Для Западного конституционализма характерен дуализм правового статуса личности, которая выступает в соответствующих сферах либо как человек, либо как гражданин. Эта дуалистическая концепция , разделяющая личность на гражданина и человека и соответственно наделяющая личность правами человека и гражданина, воплощена в той или иной степени во всех без исключения западных конотитуциях-как старых, так и новых. Подобное раздвоение личности совершенно органично для капитализма. [8]

Действительно, например в метане, водород можно заменять на хлор, хотя они должны иметь согласно электрохимическим представлениям разный заряд. И вот наряду с дуалистической концепцией возникло представление о валентном штрихе, который может соединять в молекуле любые атомы. Необходимо только, чтобы число валентных штрихов, исходящих от атома, отвечало его валентности. Эта теория была создана рядом ученых ( А. М. Бутлеров, А. [9]

В органических соединениях любые атомы могут замещаться другими атомами при условии учета лишь их валентности. В молекуле метана атомы водорода замещаются на атомы хлора, хотя атомы водорода и хлора до дуалистической концепции имеют заряды разных знаков. [10]

В органических соединениях любые атомы могут замещаться другими атомами при условии учета лишь их валентности. В молекуле метана атомы водорода замещаются на атомы хлора, хотя атомы водорода и хлора по дуалистической концепции имеют заряды разных знаков. [11]

Кульминация всех перечисленных противопоставлений — оппозиция знания и деятельности, теории и практики, ума, отвечающего за цель и дух действия, и тела как его органа и средства. Не будем повторять то, что уже было сказано относительно источника этого дуализма, разделяющего общество на класс, работающий своими мускулами ради хлеба насущного, и другой, свободный от экономического давления и посвящающий себя искусствам и управлению обществом. Нет необходимости снова возвращаться к тем порокам образования, которые вытекают из данного разделения. Подытожим доводы, исходя из которых следует отбросить дуалистическую концепцию и заменить ее идеей континуальности. [12]

Источник

Дуальность: что это такое простыми словами

В се мы помним детское стихотворение Маяковского о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Можно сказать, что это и есть яркий пример дуализма, то есть разделения целого на две разные, а чаще всего противоречащие друг другу части.

«Хорошо» и «плохо» — это понятия относительные. К примеру, в ведической культуре корова считается священным животным, а её убийство — один из самых тяжких грехов. В Коране же описывается, как пророк Мухаммад фактически вынудил людей убить корову, чтобы доказать свою преданность Богу (сура вторая «Аль-Бакара»). И можно ли сказать, что одни правы, а другие нет? Это и есть дуальность, когда мы судим поверхностно, без учёта всей картины. Парадокс заключается в том, что полную картину мы вряд ли вообще способны увидеть.

Каждая из этих религий зародилась в свой период. И если ведические знания пришли к нам в более благостные времена, то ислам появился в эпоху Кали-юги. То, что говорилось 5000 лет назад в «Бхагавад-гите», и то, что было передано 1500 лет назад в Коране, совершенно очевидно должно отличаться, потому что поменялись люди. То, что они были способы понять 5000 лет назад, они уже не способны были понять 1500 лет назад.

Итак, что же такое «дуальность человека» простыми словами? В повседневной жизни мы не воспринимаем события как единый поток, мы делим их на хорошие, плохие, приятные, неприятные, правильные, неправильные, выгодные, невыгодные, удобные, неудобные и так далее. И всё бы ничего, но дело в том, что данная дихотомия всегда субъективна. Примерно так же, как в вышеуказанном примере, то, что представитель одной религии считает грехом, в другой может считаться едва ли не богоугодным делом.

Понятие дуальности неразрывно связано с нашим умом. Именно он привык всё делить, причём чаще всего это происходит на автоматическом уровне. Тут речь даже не идёт о противостоянии каких-то концепций и верований. К примеру, мы с детства учимся тому, что боль — это плохо. Но если препарировать данное явление, то возникает вопрос: а что, собственно, плохого в боли? Разве могла природа заложить в нас то, что априори плохо, неправильно и причиняет вред? Увы, это всего лишь наше двойственное восприятие.

Боль сигнализирует нам о том, что с нашим здоровьем что-то не в порядке, что мы ведём неправильный образ жизни. Боль даёт нам сигнал, куда нужно обратить внимание, пока ещё не поздно. Если бы человек, вывихнув ногу, не почувствовал боли, он бы так и продолжал идти, усугубляя своё положение. Есть такое редкое заболевание, когда человек не чувствует боли; как ни странно, эти люди глубоко несчастны, ведь они не знают, когда и где у организма возникают проблемы.

Но мы привыкли всё делить на чёрное и белое. Причём в категорию белого чаще всего попадает не позитивное и полезное, а, скорее, приятное, удобное, понятное и так далее. А жизненные уроки (та же болезнь) воспринимаются как нечто негативное. В этом и есть проблема дуального восприятия и дуального мышления.

Дуальное мышление

Дуальность. Сразу на ум приходит ассоциация со словом «дуэль», то есть «противостояние». Дуальное мышление — это всегда противостояние. Мы становимся в оппозицию к миру, к природе, к другим людям. В сущности, все войны происходят только по причине дуального мышления. Можно вспомнить историю про Гулливера, где лилипуты воевали за то, каким концом разбивать яйцо — тупым или острым. Все дружно посмеялись, так и не поняв, что это ведь сарказм в адрес всего нашего общества и люди часто воюют по ещё более мелочным поводам: они спорят о том, как одеваться, как разговаривать, какие книги читать и так далее.

Дуальное мышление — это западня, в которую нас ловит наш собственный ум. Попробуйте сейчас честно себе ответить, являются ли ваши убеждения собственно вашими убеждениями? Мы созданы своей средой, мы воспитаны родителями, школой, обществом. И дуальность мышления — это, пожалуй, самое главное, что предыдущее поколение передаёт своим потомкам.

Нас учат делить мир на чёрное и белое в соответствии с субъективными представлениями о мироустройстве. А что в итоге? В итоге получается то, что у каждого своя дуальная система координат, где в категории «плюса» у одних — одни представления, а у других — другие. Но самое интересное далее: даже одно и то же явление у одного и того же человека может вызывать разную реакцию в зависимости от обстоятельств.

Если кондиционер включить летом, это будет блаженство, а если зимой — страдание. Так что же является причиной страдания — кондиционер или обстоятельства? А может быть, проблема ещё глубже, и причиной страданий является наше отношение к объекту?

Дуальность ума

Дуальность человека — это нормально. Такова природа нашего ума: с первых минут жизни мы начинаем разделять мир в соответствии со своими ощущениями. Принцип дуальности преследует нас повсюду. Например, Будда учил своих учеников тому, что страдание, в сущности, проистекает всего из двух желаний: желания получить приятное и желания избежать неприятного. Задумаемся, что лежит в основе этих двух желаний? Правильно: снова-таки дуальное восприятие.

Да, можно возразить, что, дескать, это не ум наш дуальный, это мир дуальный. Но дуальность бытия — это не более чем иллюзия. Вернее, в какой-то мере дуальность присутствует. Но если посмотреть глубоко в суть вещей, то всё едино. Как говорили наши предки, «сила ночи, сила дня — всё едино для меня». И речь тут идёт не о вседозволенности или нигилизме. Речь идёт о том, что всё имеет единую природу. И силу ночи, так же как и силу дня, можно использовать во благо.

К примеру, алкоголь. Можно ли сказать, что это абсолютное зло? В малых дозах алкоголь вырабатывается в нашем организме. Да, часто этот аргумент люди приводят как доказательство того, что можно пить алкоголь. Но это вовсе не свидетельствует в пользу употребления алкоголя. Если он вырабатывается в определённых количествах, значит, именно столько человеку нужно, и этот факт не говорит о том, что нужно добавлять алкоголь извне.

Алкоголь — это нейтральная вещь, ни плохая, ни хорошая. Это просто химический регент. Просто C2H5OH. И когда он естественным образом вырабатывается в организме, он приносит пользу, а когда он зашкаливает в крови несущегося по трассе водителя, он становится убийцей. Но виноват в этом не алкоголь, а те условия, при которых он использован. Поэтому дуальность бытия возникает там, где появляется совершающий действие. То есть мир нейтрален до тех пор, пока мы не начинаем с ним взаимодействовать. И это всегда наш выбор, что мы делаем и с какой мотивацией.

Дуальность мира: что это такое

Дуальный мир — это порождение наших действий. В обществе, где никто не верит в реинкарнацию, смерть является страшным злом, а там, где люди воспринимают себя как душу, а не как тело, смерть — это просто этап развития. Поэтому принцип дуальности возникает только там, где появляется воспринимающий, осознающий и действующий персонаж. То есть мы с вами. И чем глубже мы постигли природу вещей, тем меньше дуальности будет в нашей жизни.

Воспринимать мир дуально — это начальный уровень развития, первый класс. Как сказано в стихотворном переводе «Бхагавад-гиты», «несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Для этого и нужна йога, ведь один из переводов этого понятия — ‘гармония’.

Дуальность и дуализм тесно связаны. Дуальное восприятие породило целое философское мировоззрение — дуализм, то есть привычку всё делить на противоборствующие стороны. Так разделяются душа и тело, добро и зло, атеизм и вера, эгоизм и альтруизм и так далее.

Да, парадокс заключается в том, что двумя абзацами выше мы тоже прибегли к дуализму, противопоставив понятия «тело» и «душа». Иногда дуализм необходим для простоты понимания тех или иных вещей, но важно помнить, что любая дуальность является иллюзией. Душа воплощается в теле согласно своей карме, и она привязана к телу — можно ли сказать, что это две самостоятельные субстанции? Вовсе нет. Но чтобы разобраться в вопросе, иногда нужно «включить» дуальность. Важно не заигрываться в эту иллюзию.

Дуальность добра и зла также относительна. Быть может, смертник, нажимающий на кнопку в метро, считает себя праведником, но ведь мы с вами так не думаем, правда? Совершенно очевидно, что наши системы координат с осями «добро» и «зло» несколько отличаются. Дуальность веры и атеизма также весьма условна.

Атеист — такой же верующий, просто верующий в то, что Бога нет. И чаще всего верит он в свою идею ещё более безосновательно и нелогично, чем религиозные фанатики — в своих богов. Так где грань между атеизмом и верой? Где провести черту дуальности?

А эгоизм и альтруизм? Часто бывает, что одно проистекает из другого. Если человек не хочет жить в грязи, он идёт и убирает в подъезде. И, может, кто-то подумает, что он альтруист. И даже не узнает о том, что в этот момент человек думал только о себе. Так где грань между альтруизмом и эгоизмом? Эту грань строит только наш ум, порождая дуальность бытия, которой на самом деле нет. Дуальность — это иллюзия нашего ума. И дуальность присутствует во всём: как в разделении мира на чёрное и белое, так и в обособлении себя от этого мира.

Но стоит только посмотреть на клетки нашего тела, и мы поймём, что единство — в многообразии. Ткани и органы различаются между собой, но разве хотя бы одной из клеток придёт в голову, что она существует отдельно от всего организма? Впрочем, иногда такое бывает; это мы называем онкологией. И это болезнь, но никак не норма. Почему же своё дуалистичное восприятие, восприятие себя как отдельного от всего мира мы считаем нормой?

Песчинка в пустыне может сколько угодно думать, что она существует отдельно от пустыни. И можно себе представить, как смеётся над этим пустыня. Впрочем, может быть, песчаные бури — это и есть её смех? Или негодование? Быть может, и наш мир проявляет нам такие «песчаные бури» испытаний, чтобы мы наконец-то избавились от дуальности и перестали считать себя отдельной песчинкой?

Источник

Оцените статью