- Суд поможет решить, кто виноват в ДТП
- Кто виноват?
- Что делать?
- Что делать при повреждении автомобиля третьими лицами
- Что такое противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ) в страховании
- Как расшифровывается ПДТЛ
- Что такое противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ)
- Какие действия входят в понятие ПДТЛ
- На что обратить внимание
- Противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ) в страховании КАСКО
- Действия автовладельца при оформлении ПДТЛ по КАСКО
- Случилось ДТП, аварийная ситуация по вине третьего лица: что происходит на практике?
- Что означает «аварийная ситуация»
- Что может привести к ДТП
- Создание ситуации, повлекшей аварию
- Будут ли изменения в законе
Суд поможет решить, кто виноват в ДТП
Кто виноват?
Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб. Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.
ИСТЕЦ: Нина Тлюнева*
ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»
СУТЬ СПОРА: О взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда
РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции
Майкопский городской суд Республики Адыгея изучил административный материал, из которого усматривается обоюдная вина водителей: один не уступил дорогу встречной машине при повороте (п. 8.8 ПДД), второй управлял автомобилем без полиса ОСАГО и с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзор. Документ, определяющий степень вины каждого водителя, отсутствует. Поэтому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный суд Республики Адыгея оставил это решение без изменения. Они напомнили: при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения.
Верховный суд решил, что факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб. Причинно-следственная связь между ДТП и управлением машиной с покрытием на переднем стекле не устанавливались, а отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе нельзя связать с аварией. ВС считает, что нижестоящие суды должны были установить степень вины каждого лица, и с учетом этого взыскать со страховой выплату. Поскольку это не было сделано, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 24-КГ18-17). Пока еще оно не рассмотрено.
Что делать?
По мнению управляющего партнера Althaus Legal Althaus Legal Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании × Андрея Бежана, позиция судов общей юрисдикции была неверной. Она основывалась на том, что при установлении факта привлечения к административной ответственности обоих участников ДТП вина считается обоюдной. Это, уверен Бежан, свидетельствует о неустановленности степени вины участников ДТП. «Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если нарушение непосредственно или опосредованно привело к причинению ущерба», – отметил старший юрист BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4 место По выручке 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По количеству юристов Профайл компании × Олег Хмелевский.
Суд самостоятельно обязан установить такие важные обстоятельства, как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственную связь ними и вину причинителя вреда, отметил адвокат КА «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов. «Сделать это суд должен на основании всех имеющихся доказательств, к которым относятся не только материалы дела об административном правонарушении, но и результаты судебных экспертиз, а также показания свидетелей», – считает Клейменов. Юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × Делгира Ходжаева рассказала, что суды часто определяют степень вины участников ДТП (например, в этих делах № 33-19245/2016, № 33-6977/2016).
«Если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Степень вины одного водителя может быть оценена, например, в 60%, а другого в 40%. Такие прецеденты по этой категории дел уже были»
Что касается судьбы этого дела, при новом рассмотрении суд апелляционной инстанции должен будет учесть все неучтенные обстоятельства и вынести новое решение. Достоверно установить, каким оно будет, сейчас не представляется возможным, говорит Клейменов. Все будет зависеть от оценки ранее не учтенных обстоятельств и новых доказательств, которые представят стороны.
* – имя и фамилия изменены редакцией.
Источник
Что делать при повреждении автомобиля третьими лицами
Если очевидно, что повреждения автомобилю причинены не в результате ДТП, то факт причинения материального ущерба необходимо оформить в территориальном органе МВД России (полиции).
Сразу после обнаружения повреждений транспортного средства обратитесь в полицию по телефону 112 или 02 для фиксации обстоятельств происшествия (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
Ожидайте приезда следственно-оперативной группы либо дежурного наряда (сотрудника), которые по прибытии проведут необходимые следственно-оперативные действия по выявлению лиц, причастных к причинению повреждений автомобилю, и свидетелей, а также по составлению схемы места происшествия, фиксации следов и т.п. (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона).
Обратитесь в территориальный отдел полиции с письменным заявлением о факте причинения вреда автомобилю. Для более быстрого рассмотрения дела заявление можно подать в отдел полиции, к территории которого относится место происшествия (п. 23 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736). В заявлении подробно укажите все известные обстоятельства происшествия (например, где, когда и кто припарковал автомобиль, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружены повреждения на автомобиле).
При подаче заявления предъявите паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документы на автомобиль (свидетельство о регистрации транспортного средства), доверенность, если с заявлением в полицию обращается не собственник.
Сотрудники полиции обязаны принять и зарегистрировать ваше заявление, а затем выдать талон-уведомление — документ, подтверждающий факт подачи заявления (п. п. 23, 24 Инструкции; ч. 4 ст. 144 УПК РФ).
При подаче заявления необходимо дать объяснения по факту случившегося и уточнить, насколько значительным для вас является причиненный ущерб, поскольку от этого зависит квалификация преступления.
Для определения размера причиненного ущерба сотрудникам полиции могут потребоваться соответствующие документы, например чеки на запчасти, заключение независимой экспертизы о стоимости восстановительного ремонта, заказ-наряд из автосервиса и т.п. При этом расходы на определение размера ущерба несете вы сами.
В течение трех суток со дня поступления вашего заявления сотрудник полиции, проводящий его проверку, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела. При этом в ряде случаев по ходатайству лица, проводящего проверку, указанный срок может быть продлен до 30 суток (ч. 1, 3 ст. 144, ч. 1 ст. 145 УПК РФ).
Вам обязаны сообщить о решении, принятом по вашему заявлению (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).
В случае возбуждения уголовного дела расследование проводится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Если по результатам рассмотрения заявления было установлено лицо, причинившее вред автомобилю, о чем должно быть указано в вынесенном постановлении, вы вправе потребовать от виновника возместить причиненный вред (ст. 1064 ГК РФ). 14 июня 2018 года
Источник
Что такое противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ) в страховании
Практически любые правила страхования содержат в перечне страховых рисков такое событие, как ПДТЛ. В этой статье мы подробно расскажем обо всем, что нужно знать страхователю о ПДТЛ.
Как расшифровывается ПДТЛ
Под риском «Противоправные действия третьих лиц» (сокращенно — ПДТЛ) понимается возможность повреждения, утраты или уничтожения застрахованного имущества в результате действий или бездействия третьих лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Что такое противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ)
Страхование имущества от противоправных действий третьих лиц предполагает выплату компенсации в случаях повреждения, утраты или гибели застрахованного имущества по вине ТЛ. Перечень таких действий довольно широк и может включать в себя хулиганство, кражи, грабежи, разбой, вандализм, умышленное либо неосторожное повреждение (уничтожение) имущества.
Обычно страховщики подробно раскрывает понятие ПДТЛ в своих правилах. Однако некоторые компании, в целях ограничения страхуемых рисков, сознательно сужают перечень действий третьих лиц, ущерб от которых подлежит возмещению.
Если правилами (или полисом) установлена страховая защита от противоправных действий третьих лиц (риск «ПДТЛ») только в случаях кражи и грабежа, это означает, что в иных случаях, например при разбое, возникший ущерб возмещаться не будет .
При этом под третьими лицами обычно понимаются все лица, за исключением самого страхователя (выгодоприобретателя), членов его семьи и его работников (когда таковые имеются).
Если кражу со взломом совершит экономка или уборщица страхователя, то страховку он получить не сможет, т. к. условиями страхования они исключены из числа третьих лиц .
Какие действия входят в понятие ПДТЛ
По общему правилу, противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ) в страховании — это административные правонарушения или уголовно наказуемые деяния, направленные на завладение, повреждение или уничтожение застрахованного имущества. В зависимости от степени тяжести такие действия квалифицируются либо Административным Кодексом (КоАП РФ), либо — Уголовным (УК РФ), например:
- кража (ст. 158 УК РФ) застрахованного имущества;
- грабеж (ст. 161 УК РФ) с целью завладения застрахованным имуществом;
- разбой (ст. 162 УК РФ) с целью завладения застрахованным имуществом;
- умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ или ст. 7.17 КоАП);
- хулиганство (ст. 213 УК РФ или ст. 20.1 КоАП РФ);
- вандализм (ст. 214 УК РФ);
- самоуправство (ст. 330 УК РФ или ст. 19.1 КоАП РФ).
На что обратить внимание
1️⃣ Для страхователя принципиально важно, чтобы необходимые ему риски от ПДТЛ учитывались полисом, т. к. неуказание их в перечне страховых случаев означает отсутствие компенсации (см. выше).
2️⃣ Кроме того, при оформлении такого договора всегда необходимо обращать внимание на формулировки ПДТЛ, подлежащих возмещению. Например, если в полисе указан риск «кража с незаконным проникновением», нужно понимать, что ущерб от кражи со взломом покрываться страхованием не будет.
3️⃣ Еще одной особенностью договора страхования от ПДТЛ является указание в нем территории страхования. Как правило, нахождение страхуемого имущества в определенном договором месте позволяет страховщику оценивать уровень рисков от ПДТЛ, определять условия для мер по обеспечению сохранности имущества и т. п., отчего и будет зависеть размер страховой премии. Неуказание в полисе страховой территории применяется редко, например, в случаях страхования имущества при его транспортировке.
Противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ) в страховании КАСКО
У различных страховых компаний формулировки ПДТЛ в полисах КАСКО могут не совпадать (например, «умышленные», «злоумышленные», «противоправные» и прочие действия). Тем не менее риск ПДТЛ все равно будет покрыт в случае ущерба, нанесенного транспортному средству в результате совершения или попытки совершения третьими лицами противоправных действий (в случаях уничтожения, хищения, повреждения авто).
1️⃣ Наиболее типичными ПДТЛ в страховании КАСКО являются действия, в результате которых автомобиль оказался поцарапанным, облитым краской, поврежденным от падения тяжелого предмета с высоты (например, строительного блока с балкона).
2️⃣ Под случаи ПДТЛ в полисе КАСКО также могут подпадать: хищение предметов из салона автомобиля, демонтаж его отдельных частей, угон либо неправомерное пользование автомашиной.
Действия автовладельца при оформлении ПДТЛ по КАСКО
При наступлении такого случая, для гарантированного получения компенсации страхователю-автовладельцу необходимо выполнить ряд неотложных действий, предусмотренных полисом, в том числе:
- позвонить в отделение полиции и сообщить о случившемся;
- не менять положение автомобиля вне зависимости от того, мешает он кому-то или нет;
- связаться со своим страховщиком по телефону, указанному в полисе КАСКО;
- обеспечить проведение оценки вреда, причиненного автомобилю, с последующим составлением расчета ущерба.
Для получения страховой выплаты автовладелец должен подтвердить факт того, что ущерб возник именно вследствие ПДТЛ, а не по его неосторожности. Поэтому необходимо позаботиться о свидетелях, записать номера их телефонов, адреса и иные реквизиты.
Кроме того, необходимо написать заявление в полицию о привлечении виновных лиц к ответственности. В нем нужно подробно изложить все обстоятельства случившегося, с указанием местоположения (фото), точного времени, перечня похищенного имущества и перечня повреждений, полученных застрахованным авто. Такая дотошность необходима для того, чтобы у страховщика не возникло лишних поводов для отказа в выплате.
Передав заявление, необходимо получить талон о его принятии. В дальнейшем, на основании рассмотрения заявления, полицией будет оформлено постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, а также выданы необходимые справки по формам, установленным МВД. Все эти документы нужно будет передать страховщику для получения компенсации.
Источник
Случилось ДТП, аварийная ситуация по вине третьего лица: что происходит на практике?
В КоАП пока нет статьи за создание аварийной ситуации на дороге. Но это обстоятельство – одна из самых частых причин ДТП. Поэтому сотрудники ГИБДД стараются пресекать подобное поведение автомобилистов, применяя другие статьи закона. Ведь почти всегда создание аварийной ситуации сопровождается его нарушением.
Что означает «аварийная ситуация»
Сам термин в ПДД отсутствует. Есть определение «опасность для движения», означающее действия автомобилиста, продолжение которых создает предпосылки для возникновения ДТП. В «Правилах …» также сказано, что ему запрещается опасное вождение.
Эти понятия безусловно имеют отношение к созданию аварийной ситуации. Но очевидно, что сам термин означает действия водителя, вынуждающие других участников движения резко менять траекторию, скорость их автомобилей или предпринимать другие меры ради предотвращения ДТП. Им это удается не всегда. А человек, фактически спровоцировавший происшествие, может в нем вовсе не участвовать и никак не пострадать.
Что может привести к ДТП
Иногда создание аварийной ситуации происходит даже без нарушения правил, просто потому, что водитель вовремя не среагировал на внезапно возникшую без его участия опасность. Но в большинстве случаев оно имеет место. И чаще всего автомобилисту вменяют разные разделы статьи 12.14 КоАП, которая называется «Нарушение правил маневрирования». Но аварийную ситуацию могут спровоцировать и иные проступки:
- отсутствие сигнала перед поворотом, разворотом, перестроением;
- осуществление маневра не из того положения на дороге, то есть неожиданно для других участников движения;
- выполнение поворотов, разворотов, обгона, езда задним ходом там, где это запрещено;
- непредоставление преимущества автомобилям, которым по правилам следует уступать;
- превышение допустимой скорости ТС;
- слишком быстрая езда там, где это опасно, например, на мокрой или скользкой дороге;
- игнорирование необходимой дистанции и бокового интервала;
- беспричинное резкое торможение;
- препятствование обгону.
Штрафы за нарушения обычно невелики – от 500 р. до 1500 р. А пострадавшие из-за создавшего аварийную ситуацию водителя платят гораздо дороже, иногда собственным здоровьем и жизнью.
О причинах ДТП смотрите в этом видео:
Создание ситуации, повлекшей аварию
В практике ГИБДД и по опыту автомобилистов известно множество случаев, когда ДТП было спровоцировано участником движения, который сам его избежал:
- На перекрестке автомобиль L повернул направо на зеленый сигнал светофора. И увидел, что на него едет D, проскочивший на красный. L резко свернул вправо и нажал на тормоз, чтобы избежать столкновения с D. В результате он въехал в бок автомобиля Z, движущегося по правой полосе. И в него же влетела идущая следом машина.
Очевидно, что аварию спровоцировал D. Но виновным назвали водителя L, так как инспектор посчитал, что он должен был принять на себя удар D, а не создавать аварийную ситуацию для других машин. Это решение должно быть опротестовано в суде, так как здесь хорошие шансы наказать реального провокатора аварии.
- Автомобиль V едет по трассе с разрешенной скоростью 80 км/ч. Его обгоняет машина W, причем в области действия запрещающего этот маневр знака. Из-за ближайшего поворота ему навстречу выезжает третий автомобиль. Во избежание столкновения с ним и грузовиком ремонтирующей полотно службы W резко перестраивается на полосу V прямо перед ним и так же внезапно тормозит. Водитель V тоже пытается остановиться.
Но так как это происходит на значительной скорости, а у автомобилиста нет достаточного опыта, ТС улетает в кювет. А W остается неповрежденным. В этой ситуации справедливым и законным было бы признать виновным его водителя. Ведь он нарушил ПДД, использовал опасное вождение, что привело к аварии.
- Автомобиль L едет по главной дороге. На перекрестке ему не уступает проезда машина D, двигающаяся по второстепенному пути. Желая избежать столкновения, L сворачивает на тротуар и врезается в дерево. А D, который спровоцировал эту ситуацию, не сбавляя скорости, едет дальше. Его водителя признал виновным суд.
Но автомобилист, спровоцировавший происшествие, упорно не желал с этим соглашаться и подал заявление в высшую инстанцию. Он считал, что вообще не участвовал в ДТП, и судить его не за что. Кроме того, водителю D предъявили обвинение в оставлении места аварии, с чем он тоже не согласился. И все же другой судья подтвердил прежнее решение и о виновности, и о необходимости наказания за побег.
- Автомобиль N проскакивает перекресток на красный сигнал светофора. Машина Z, которая движется на зеленый свет, резко тормозит, стремясь избежать столкновения с нарушителем. В результате в него врезается идущий следом автомобиль F. Его водителя в большинстве случаев и признают виновным. Хотя фактически ДТП организовано тем, кто управлял N. Но чтобы доказать это, водителю F потребуется немало усилий и хороший адвокат.
Будут ли изменения в законе
В 2016 году МВД предложило ввести в КоАП новую статью об опасном вождении и брать с водителей штраф 5000 р. за это нарушение. В начале 2017 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Всего их должно быть три, затем изменения подпишет президент, они вступят в силу после опубликования. Когда это произойдет, неизвестно. Но очевидно, что первый шаг к ужесточению законодательства в отношении провоцирующих аварийную ситуацию автомобилистов сделан.
Кроме того, появилась практика решения подобных дел в Верховном суде. Уже сейчас тому, кто организовал аварию, но сам избежал столкновения, не удастся избежать наказания. И то, что контакта его ТС с другими не было, значения не имеет. Ведь в соответствии с пунктом 1.2 «Правил дорожного движения»:
Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
О том, что для этого обязателен контакт ТС участников, в законе нет ни слова. И в случае установления причинно-следственной связи между действиями провокатора аварии и ее возникновением этого водителя признают виновным в событии. Ему придется платить штраф за нарушение ПДД, его страховой – возмещать ущерб другим участникам. А если в результате действий автомобилиста есть травмированные или погибшие, еще и нести уголовную ответственность, выплачивать моральный ущерб.
Источник