- дрейфующие льды
- Смотреть что такое «дрейфующие льды» в других словарях:
- Дрейфующий лед
- Смотреть что такое «Дрейфующий лед» в других словарях:
- Дрейф льда
- Дрейф льда
- Содержание
- Общая картина дрейфа льдов в Арктике
- Начальный период исследования
- Правила Нансена
- Барический дрейф
- Дрейф льда: причины возникновения и меры безопасности
- Что такое дрейф льда
- Причины возникновения
- Профилактика и меры безопасности
дрейфующие льды
География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .
Смотреть что такое «дрейфующие льды» в других словарях:
Арктика — (Arctic) Флора и фауна Арктики, животные Арктики Изменение арктического климата, арктические льды, своение и изучение Арктики, северный морской путь, исследователи Арктики Содержание Содержание Раздел 1. Природа . Раздел 2. Изменение Арктики.… … Энциклопедия инвестора
Морской лёд — Морской лёд нилас Морской лёд лёд, образовавшийся в море (океане) при замерзании воды. Так как морская вода … Википедия
Морской лёд — лед, образующийся в море в результате замерзания морской воды (См. Морская вода). По физическим свойствам существенно отличается от льдов речных (см. Реки) и глетчерных (см. Ледники). М. л. обладает характерным свойством солёностью. При… … Большая советская энциклопедия
Полюсы географические — (Северный и Южный) Общие сведения. П. г. точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью; в П. г. сходятся земные меридианы. Северный полюс располагается в Северном полушарии, в центральной части Северного… … Большая советская энциклопедия
Дейвиса пролив — (Davis Strait), между о вами Гренландия и Баффинова Земля. Соединяет море Баффина с Атлантическим океаном. Длина 1170 км, наим. ширина 360 км, глубина от 104 до 600 м. Обычны дрейфующие льды и айсберги. Открыт в 1586 г. английским мореплавателем… … Географическая энциклопедия
Арктический бассейн — Полярный бассейн, глубоководная часть Северного Ледовитого океана, ограниченная с юга краем шельфа Евразии и Северной Америки. 5,3 млн. км2. Расчленён подводными хребтами Гаккеля, Ломоносова и Менделеева на котловины Нансена, Амундсена, Макарова … Энциклопедический словарь
Дейвиса пролив — (Davis Strait), между островами Гренландия и Баффинова Земля (Канада); соединяет море Баффина Северного Ледовитого океана с Атлантическим океаном. Длина 1170 км, наименьшая ширина 360 м, наименьшая глубина 104 м. Дрейфующие льды и айсберги.… … Энциклопедический словарь
Дюрвиля море — (d’Urville Sea), окраинное море Индийского океана, у берегов Восточной Антарктиды, между 136 и 148°в. д. Омывает Землю Адели. Глубина от 500 до 3610 м. Дрейфующие льды; много айсбергов. Названо по имени Ж. Дюмон Дюрвиля. * * * ДЮРВИЛЯ МОРЕ… … Энциклопедический словарь
Северный Ледовитый океан — Северный Ледовитый океан, Арктика … Википедия
Карское море — окраинное море Северного Ледовитого океана. Расположено между побережьем Западно Сибирской равнины, островами Новая Земля, Земля Франца Иосифа и Северная Земля. Площадь около 880 тыс. км2, средняя глубина 127 м, максимальная 620 м, объём… … Большая советская энциклопедия
Источник
Дрейфующий лед
EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010
Смотреть что такое «Дрейфующий лед» в других словарях:
дрейфующий лед — Всякий лед, плавающий на воде и находящийся под воздействием ветров и течений. Syn.: плавучий лед … Словарь по географии
Лед морской — образуется в результате замерзания морской воды. По физическим свойствам существенно отличается от речного льда. Обладает небольшой соленостью, плотность от 840 до 940 кг/м3. По своему местоположению и подвижности различают припай, дрейфующий лед … Морской словарь
лед — белый (Блок); глыбистый (Бальмонт); голубой (Муйжель); колкий (Гиппиус); мертвый (Фофанов); прозрачный (Муйжель); синеватый, как зимние облака (Горький); твердый (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов
ЛЕД МОРСКОЙ — образующийся при замерзании морской воды. Температура замерзания зависит от солености воды, изменяясь от 0,3 до 2,2° С. Различают следующие типы Л. м.: блинчатый, паковый, припайный, полярный, торосистый. По подвижности Л. м. разделяется на… … Геологическая энциклопедия
паковый лед — Любой дрейфующий лед; многолетний тяжелый морской лед в высоких широтах Арктики, просуществовавший более двух годовых циклов нарастания и таяния. Syn.: пак … Словарь по географии
плавучий лед — Всякий лед, плавающий на воде и находящийся под воздействием ветров и течений. Syn.: дрейфующий лед … Словарь по географии
Система «атмосфера — Система «атмосфера лёд океан» автоколебательная система. Варианты: «антарктическая система атмосфера лед океан материк»[1] С автоколебаниями в системе «атмосфера лёд океан» связаны колебания общей… … Википедия
ПАК — На языке китоловов и северн. мореплавателей, ледяная масса в море, происшедшая от удара сильных волн в ледяное поле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. пак (англ. pack) многолетний дрейфующий морской… … Словарь иностранных слов русского языка
Сузюмов, Евгений Матвеевич — Евгений Матвеевич Сузюмов (17/01/1908 по н.с., Пенза 30/04/1998, Москва), кандидат географических наук, почетный полярник, почетный гражданин г. Нижний Ломов (установлена мемориальная доска на доме, где жил Е. Сузюмов), почетный иностранный … Википедия
Север-2 (экспедиция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Север 2. «Север 2» воздушная высокоширотная экспедиция, проводившаяся в СССР в марте мае 1948 года. Содержание 1 Деятельность 1.1 Личный состав … Википедия
Источник
Дрейф льда
Дрейфом называется перемещение льда в морской или океанической воде под влиянием ветров и течений. Наиболее масштабен процесс в арктических водах. Он активно изучается полярными исследователями.
Арктический дрейф льда включает 2 крупных процесса:
- Антициклонический – по часовой стрелке при взгляде сверху. Отмечается в центральной области Северного Ледовитого океана.
- Перемещение льдин из океана в Гренландское море под влиянием Восточно-Гренландского течения в виде трех потоков, движущихся возле восточного берега Гренландии.
В ходе дрейфового процесса ледяная масса достигает Гренландской акватории примерно за 2 года из Карского моря, за 3 из Лаптевых, за 4 из Восточно-Сибирского, за 5 из Чукотского.
Изучали дрейф многие ученые-полярники. Серьезно подойти к раскрытию причины явления удалось норвежскому исследователю Фритьофу Нансену. У него получилось найти связь между движением морского льда и перемещением воздуха. Итог исследований – установление 2 эмпирических правил:
- направление ледяного потока отклонено вправо от потока ветра на 30°;
- скорость смещения ледяной массы равна 1/50 части скорости воздушных масс (коэффициент, отражающий соотношение скоростей, составляет 0,02).
В Северном полушарии под воздействием силы Кориолиса льдины отклоняются вправо, в Южном – влево.
В областях, где наблюдается интенсивное поверхностное течение, дрейф отмечается в противоположном от ветра направлении. Крупные, глубоко погруженные льдины более подвержены влиянию течений, небольшие и поверхностные – воздушных масс. В результате наложения ветров и течений ледяной покров распространяется довольно быстро. В зимние месяцы при господствующих северных потоках воздуха льдины смещаются меридионально.
Различная интенсивность и направленность движения формирует области с разной плотностью скопления льда: между плотными, длительно существующими массивами находятся разреженные участки – полыньи.
Активный и быстрый дрейф представляет опасность для морских судов, добывающих платформ.
Источник
Дрейф льда
Дрейф льда — движение льда в море или океане под действием ветра и течений. [1] Самый масштабный дрейф льда происходит в Арктике, поэтому именно там он давно и усиленно исследуется.
Содержание
Общая картина дрейфа льдов в Арктике
Дрейф льдов в Арктике в основном представлен двумя крупномасштабными движениями: [2]
- антициклонический (то есть по часовой стрелке, если смотреть сверху) круговорот льдов в центральной части Арктики
- выход льдов из Северного Ледовитого океана в Гренландское море тремя параллельными потоками вдоль восточного побережья Гренландии.
Попадая в круговорот, льды Карского моря выносятся в Гренландское море за 1—2 года, льды моря Лаптевых — за 2—3 года, льды Восточно-Сибирского моря — за 3—4 года, льды Чукотского моря — за 4—5 лет. [3] :104 Главную роль во втором движении играет Восточно-Гренландское течение.
Начальный период исследования
Информация по дрейфу льда начала накапливаться еще в первых полярных экспедициях. В частности, это дрейф судна «Ганза» у берегов Гренландии в 1869 году, [2] :121 арктическая экспедиция на судне «Адмирал Тегетгофф» в 1872—1873 гг., [3] :92 экспедиция Де Лонга на судне «Жаннетта» в 1879—1881 гг., [2] :111 экспедиция на судне «Димфна» в 1882—1883 гг. [3] :92
Правила Нансена
Регулярные систематические наблюдения дрейфа льда были начаты Ф. Нансеном во время полярной экспедиции 1893—1896 гг. на судне «Фрам». [3] :95 Корабль дрейфовал от Новосибирских островов до северной части Гренландского моря, [2] :111 и Нансен отмечал характеристики погоды и льда по всему пути следования.
Нансен вывел два простых правила, известных как «правила Нансена», которые с тех пор часто находили применение на практике: [2] :112 [1]
- скорость дрейфа льда составляет примерно 2 % от скорости вызвавшего его ветра
- направление дрейфа льда — 30 градусов вправо от направления вызвавшего его ветра
Замечательное применение правила Нансена получили уже в 1924 году, когда профессор Визе, анализируя научные результаты экспедиции на судне «Св. Анна» отметил в одном из арктических районов отклонения направления фактического дрейфа судна от предсказываемого вторым правилом Нансена. Визе предположил наличие суши в этом районе. Экспедиция на судне «Георгий Седов» в 1930 году подтвердила это предположение, открыв остров, названный в честь открывшего его на бумаге учёного Островом Визе. [2] :113—114
Барический дрейф
Кроме упомянутой экспедиции на судне «Св. Анна», из арктических экспедиций начала—первой половины XX века наиболее примечательными дрейфами во льдах были дрейф капитана Бартлетта на судне «Карлук» в 1913—1914 гг., дрейф экспедиции Р. Амундсена от острова Врангеля до Новосибирских островов на судне «Мод» в 1922—1924 гг., [2] :111—112 дрейф парохода «Челюскин» в 1933—1934 гг., дрейф парохода «Ленин» в 1937—1938 гг., дрейф первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» в 1937—1938 гг., легендарный дрейф «Георгия Седова» в 1937—1940 гг. [3] :92
Кроме того, в арктических областях к концу 1930-х гг. уже существовала сеть метеорологических станций, что позволяло учёным сопоставлять данные по дрейфу льдов с картами погоды. Сопоставив карту дрейфа «Георгия Седова» с картой распределения атмосферного давления на тот период, советский учёный Н. Н. Зубов заметил, что дрейф происходил по изобарам. Дрейф «Георгия Седова» был особо выделен потому, что на большом протяжении он практически соответствовал пути ветра, отклоняясь от него вправо на 30 градусов по второму правилу Нансена, а влияние течений и берегов было очень слабым.
По аналогии с правилами Нансена Зубов сформулировал два правила барического дрейфа льдов: [2] :115—116
- направление дрейфа льда совпадает с направлением изобар, причём область повышенного давления находится справа, а пониженного давления — слева
- скорость дрейфа пропорциональна градиенту атмосферного давления (то есть обратно пропорциональна расстоянию между изобарами)
Направление дрейфа льда было выведено Зубовым на основании того, что под влиянием трения о поверхность Земли и силы Кориолиса ветер отклоняется на 30 градусов влево от изобары, а по второму правилу Нансена судно отклоняется на 30 градусов вправо от направления ветра. [2] :115—117
Во второй половине XX века добавились наблюдения за дрейфом льда многочисленных советских и нескольких американских дрейфующих станций. Они позволили российским учёным обобщить первое правило Зубова, поскольку сумма угла отклонения дрейфующего во льдах судна от направления ветра и угла отклонения направления ветра от изобары оказалась не всегда равной нулю, то есть корабль не всегда будет двигаться точно по изобаре. [3] :98
Источник
Дрейф льда: причины возникновения и меры безопасности
Явление дрейфующих льдов с давних пор и до настоящего времени вызывает интерес у исследователей Арктики и Антарктики. Многочисленные экспедиции производили измерения и вычисления, но самый большой вклад в изучение этого вопроса внес норвежский исследователь Фритьоф Нансен. Он систематизировал полученные данные и вывел некоторые закономерности возникновения дрейфа ледяной массы.
Что такое дрейф льда
Дрейф льда — движение льда в различных направлениях под воздействием ветра и водного течения. Скорость распространения ледяного покрова довольно высокая.
В результате наложения ветров и течений ледяной покров распространяется довольно быстро. В зимний период имеет место меридиональное смещение, так как в это время преобладает северное направление ветра.
Льдины более крупного размера, погруженные в воду, движутся под влиянием течений, а имеющие небольшой размер, находящиеся на поверхности, приводятся в движение посредством воздушного потока. Из-за разной интенсивности и направления образуются полыньи. Это значит, что между плотными скоплениями льда имеются участки его разрежения.
Причины возникновения
Основные причины возникновения дрейфа льда:
- Сильные ветры с устойчивым направлением.
- Воздействие сильных течений.
Процесс дрейфа происходит в направлении ветра. Для Северного полушария — это правостороннее движение, для Южного — левостороннее. Угол отклонения составляет 30-40 градусов.
Движение антициклонического вида охватывает пространство океана, прилежащего к Гренландии, Канадскому Арктическому архипелагу и Аляске, а выносной трансокеанский поток льдов охватывает часть океана между полюсом и Евразией. Например, понадобится два года, чтобы ледяная масса достигла Гренландской акватории из Карского моря, три года из моря Лаптевых.
Профилактика и меры безопасности
Необходимо соблюдать безопасное нахождение судов и добывающих платформ в период быстрого дрейфа. Судно, должно расположиться подальше от береговой линии, в глубине ледяного массива.
В 1914 году был организован специальный Международный ледовый патруль (МЛП), который отслеживает расположение дрейфующих айсбергов.
- Использовать для работы ледоколы.
- Суда должны разрабатываться для определенной территории плавания.
- Строить береговые сооружения в местах, наиболее подходящих для этого.
- Перевозка опасных грузов запрещена.
- В зимний период не ледовые суда должны прекратить работу.
- Без особой необходимости не заходить в район со льдами.
- Выход судов на чистую воду.
Процесс дрейфа льда до сих пор активно изучается. Благодаря созданию дрейфующих станций стало возможным получать информацию о траектории движения льдов.
Источник