- А.Даль «Что значит досуг» учебно-методический материал (7 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Досуг
- Содержание
- История
- Виды свободного времени
- Примеры свободного времени
- Разновидности в традициях
- Значение слова «досуг»
- досу́г
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Даль «Что значит досуг» — какие вопросы задать?
- Тест на знание текста по произведению В.И.Даля «Что значит досуг»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
А.Даль «Что значит досуг»
учебно-методический материал (7 класс)
Рабочий лист с текстом сказки и вопросами по произведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dal.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимир Даль / Авторские сказки
Что значит досуг
Это произведение — общепризнанный шедевр мировой художественной литературы, и сегодня не утративший свою содержательную ценность. Оно включено в список «Тысяча лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки».
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш, 1 до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом; 2 волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников 3 наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру 4 слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице 5 приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, 6 на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки 7 растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
— Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую 8 дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, 9 в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Источник
Досуг
Свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.
Содержание
История
«Свободное время» происходит от латинского «licere» что означает «быть свободным», этот термин впервые появился в начале 14-го века. Во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Хотя к 1870 более современные технологии и профсоюз привели к уменьшению рабочих часов и разрешению на два официальных выходных- субботу и воскресенье.
Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке. Рабочие стали копить свои зарплаты и собирать деньги к отпускам, что привело к увеличению организационных работ для проведения отпусков рабочего класса.
Виды свободного времени
Свободное время затрачивает не только физические но и моральные силы. Времяпровождение которое затрачивает минимальное количество сил и энергии включает в себя прогулки и йогу, и наоборот активный вид отдых требует колоссального расхода энергии — такие как кик-боксинг и футбол. Некоторые виды провождения свободного времени вовсе не затрачивают физической энергии, но в тот же момент выматывают человека, например игра в шахматы или рисование картины. Пассивное времяпровождение это то время когда человек не затрачивает ни физические ни моральные силы, такое как посещение кинотеатров, музеев, просмотр телепередач. Многие люди считают такое времяпровождение не рациональным так как они считают что при пассивном времяпровождении теряются все плюсы «свободного времени» Хотя большинство людей все таки предпочитают пассивное времяпрепровождения.
Примеры свободного времени
Люди которые занимаются «сидячей работой» обычно проводят своё свободное время занимаясь активными видами спорта такими как игры в мяч, долгие прогулки или рыбалка. С другой стороны люди которые занимаются активной работой предпочитают проводить своё время пассивно, читая книги, журналы, или просмотром телепередач. Некоторые люди находят такие хобби как коллекционирование марок, открыток или брошек очень успокаивающим видом занятий.
Свободное время организуется во многих школах и университетах. Школы предлагают большой выбор развлекательных мероприятий. Дома престарелых так же предоставляют свободное время для проведения встреч и игр. Большое количество людей предпочитают проводить время с друзьями, совместные ужины или коктейли являются хорошим отдыхом после тяжёлого рабочего дня. Для многих молодых людей, регулярные походы с друзьями в бары и клубы является составляющей частью их свободного времени.
Некоторые люди проводят своё свободное время с целью в будущем заниматься этим делом как работой, многие люди учатся на вечерних курсах ради любви к учёбе-так и в надежде на карьерный рост.
Разновидности в традициях
Капиталистическое общество часто оценивало свободное время очень позитивно, так как «свободное время» включало в себя затраты со стороны населения, а это улучшало экономику страны. И в это время так же большее значение придавалось богатым людям, так как богатые люди могли позволить себе больше свободного времени и соответственно денег они тратили больше.
«Трудоголики» это те люди, которые жертвуют своим свободным временем ради работы. Они предпочитают работать нежели отдыхать. Многие рассчитывают достигнуть карьерных высот путём жертвования свободным временем.
Согласно философу Марксу Верха Еву, это Европейцы и Американцы кто в 1960—1970 годах стали сторонниками и того что в наше время можно назвать «социализмом свободного времени». Они верили что если каждому дать по маленькому кусочку пирога, то минимальные потребности каждого человека будут удовлетворенны. Тогда люди могут использовать своё свободное время на благо и развитие искусства, спорта, и многих других видов свободного времяпрепровождения. Писатель Белфорт Бах в 1884 году написал книгу «Социализм и вопрос о воскресенье», он хотел что бы каждый человек имел возможность на отдых. И фокусировал своё внимание на выделении одного универсального дня отдыха.
Источник
Значение слова «досуг»
1. Свободное от работы, от дела время. Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять. Пушкин, Евгений Онегин. Самым душевным другом людей была в часы досуга русская гармонь. Фадеев, Ленинград в дни блокады.
2. в знач. сказ., кому (обычно с неопр.). Прост. Есть, имеется свободное время у кого-л. — Ах, я чем виноват? — Молчи! устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! И. Крылов, Волк и Ягненок. Теперь пора рабочая, Досуг ли толковать? Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. Спят бойцы, кому досуг. Твардовский, Василий Теркин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДОСУ’Г, а, м. 1. только ед. Время, не занятое работой или другим делом. У него мало досуга. Задумчивость. теченье сельского досуга мечтами украшала ей (Татьяне). Пшкн. 2. Отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Он свой д. (или свои досуги) проводит дома. Я свой д. (или свои досуги) посвящаю чтению. 3. только мн. Развлечение, личные занятия в свободное от работы время (устар.). В их семье были в обычае музыкальные досуги. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
досу́г
1. время, не занятое работой, какими-либо делами ◆ Оставшись вдовою, г-жа Ельцова посвятила весь свой досуг на воспитание дочери и почти никого не принимала. Тургенев, «Фауст», 1856 г. ◆ Я ему говорю, что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице, он должен отдавать свой досуг обществу. Чехов, «Ионыч», 1898 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова идеократия (существительное):
Источник
Даль «Что значит досуг» — какие вопросы задать?
В. И. Даль «Что значит досуг»
Требуется задать 10-12 вопросов к сказке.
К этой сказке Владимира Ивановича Даля можно задать, например, такие вопросы :
1). Каким животным, птицам и насекомым раздал задания Георгий Храбрый?
2). Кто из них справился со своим заданием, а кто нет?
3). Кто такой Георгий Храбрый?
4). Какую работу он поручил Медведю, как Медведь с ней справился?
5). Какое задание получила от Георгия Храброго кошка, выполнила ли она его?
6). Почему дятел и воробей не сделали свою работу вовремя?
7). Кто такая баба-птица, почему она не смогла наловить достаточно рыбы?
8). Кому Георий Храбрый поручил изготовить горшки, кто ему должен был помогать?
9). Почему пчела не жаловалась на недосуг?
10). Почему сказка так называется?
Возможно, ответами на вопрос «Человек пришел на работу и сразу ушел. Почему?» будут следующие:
- УВОЛИЛИ — ответ может принести вам 40 очков.
- ВЫХОДНОЙ — ответ может принести вам 80 очков.
- НЕ ПОНРАВИЛОСЬ — ответ может принести вам 120 очков.
- ЗАБОЛЕЛ — ответ может принести вам 160 очков.
- ОТПРОСИЛСЯ — ответ может принести вам 200 очков.
- НЕ ВЗЯЛИ — ответ может принести вам 240 очков.
Нет, нельзя. Дублирование и есть дублирование и правилами оно запрещено независимо от того, свой вопрос дублирован или чужой, есть ответы или нет. Так что дубль закроют. Могут и просто удалить, если ни одного ответа и коммента в нём нет. И вас оштрафуют. Рано или поздно. Такова се ля ви.
Вместо этого можно поднять уже заданный вопрос на верхнюю позицию списка. Причём поднять можно и чужой вопрос. Нужно всего лишь, имея 3 кредита, нажать большую зелёную кнопку в правой части вопроса. А если знаете ответ, напишите его сами, начисления пойдут за вопрос и ответ разом.
Источник
Тест на знание текста по произведению В.И.Даля «Что значит досуг»
Тест по сказке В.И.Даля «Что значит досуг?»
Ученика 5 класса__________________________________________
Кто дал задания животным?
а) Георгий Победоносец в) Георгий Храбрый
б) Георгий Храбрец г) Георгий Трудолюбивый
а) «.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился. да еще было и лапу себе отдавил. »__________________
б) «. пять десятин пашни перемерял, . — так работать некогда было»___________
в) «. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»___________________________
г) «Одна __________________ только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой . да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»
д) «. и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, . покою не дают. »___________________________
е) «. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »____________________________
ж) «- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»__________________________
з) «. жвачку жевала. да за отрубями к посудомойке — и день прошел»________________
Что такое досуг?
а) свободное от работы время
б) время сна и тихого часа
в) время, когда человек занят работой
г) всё время, когда человек бодрствует
В чём главная идея сказки? (Чему хотел нас научить автор?)
а) Сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут .
б) Если трудиться, то сделаешь любое дело. А если будешь искать причины и отговорки, заниматься своими проблемами, то на дело времени не останется. Недосуг будет.
в) Мораль этой сказки не понятна мне, вероятно её и нет.
г) Сказка учит тому, что можно и не трудится, заниматься тем, чем хочется в своё удовольствие.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-860802
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник