Дошкольное детство
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .
Полезное
Смотреть что такое «Дошкольное детство» в других словарях:
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО — период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу. Характеризуется интенсивным созреванием организма и фор мированием психики. В рамках Д. д, согласно существующей периодизации возрастного развития (см. Возраст), выделяются… … Российская педагогическая энциклопедия
Общение: онтогенез — дошкольное детство — При характеристике развития ребенка в первый год жизни в кач. ведущей деятельности называют непосредственно эмоциональное. О. со взрослым. Благодаря близкому эмоциональному контакту в процессе О. формируются новообразования младенческого возраста … Психология общения. Энциклопедический словарь
Структуры управления и учреждения — Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы государственные учреждения, созданные Департаментом для… … Википедия
Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы — Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы государственные учреждения, созданные Департаментом для обеспечивания деятельности и обслуживания системы образования и некоторые образовательные… … Википедия
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо физиологическими и социально психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство… … Психомоторика: cловарь-справочник
День работников дошкольного образования — День воспитателя и всех дошкольных работников профессиональный праздник в Российской Федерации. Этот праздник отмечается ежегодно, 27 сентября. Содержание 1 История праздника 2 Интересные факты … Википедия
Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 4 года), средний (4 5 лет) и старший (5 7 лет) Д. в. Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
возраст (в психологии) — конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Новоселова, Светлана Леонидовна — Заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды Научного центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Московского Комитета образования с 1992 г.; родилась 4 февраля 1933 г. в г. Каменске Шахтинском Ростовской области;… … Большая биографическая энциклопедия
Парамонова, Лариса Алексеевна — Директор Московского научного центра «Дошкольное детство» с 1992 г.; родилась 17 сентября 1939 г. в Московской области; окончилаМосковский государственный заочный педагогический институт в 1964 г., кандидат педагогических наук; 1957… … Большая биографическая энциклопедия
Источник
Статья на тему: «Сущность и характеристика дошкольного детства»
статья
Публикация статьи на тему: «Сущность и характеристика дошкольного детства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sushchnost_i_harakteristika_doshkolnogo_detstva.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Центр развития ребенка —
Детский сад №101 «Жар Птица»
Волжского района г. Саратова
Сущность и характеристика дошкольного детства
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра, как вид самостоятельной деятельности детей, имитирующий жизнь взрослых.
Если объектом общей педагогики выступает человек в самых различных видах деятельности общения, развития, то объект возрастной педагогики — ребенок с момента рождения до перехода к состоянию взрослости.
Предмет общей педагогики — закономерности, формы, методы, средства организации учебно-воспитательного процесса, то предметом возрастной педагогики — является закономерности, методы, средства и технологии организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства.Между возрастом и детством имеются существенные различия: Возраст – понятие психологическое. Оно характеризуетстадию психофизического развития испособность ребенка разрешить противоречия между требованиями окружающей среды и его возможностями.
Детство — понятие педагогическое, но (!) тесно связанное спсихологическим, так как в основе характеристики лежит, прежде всего, возраст ребенка. Детство — понятие более широкое, чем возраст.Оно определяется степенью участия взрослых в обеспечении главных жизненных потребностей ребенка (биологических, духовных, материальных) и уровнем возможностей ребенка самостоятельно противодействовать неблагоприятным влияниям среды в сочетании с поддержкой взрослых.
Понятие «Детство» носит целостный характер, то есть ребенок рассматривается как член общества, но и как непреходящая самостоятельная ценность, Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подходы включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. Таким образом, детство должно рассматриваться как целостная управляемая система, обеспечивающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов развития воспитания ребенка на основе ценностно-личностного подхода.
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольный возраст — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющая динамике образных представлений.Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Детство — это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет до момента систематического обучения 6-7). Здесь решающую роль играет не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. Дошкольное детство — это период, в котором происходит формирование основных индивидуально-психических качеств личности, создаются предпосылки социально-нравственных качеств личности.
Каждый ребенок развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составит труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновениювозрастной периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.
В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации. В каждом из них сделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Наиболее основательным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским, согласно которому только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастными. Д.Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того она опирается на нее и дополняет.
На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуре образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа. А внутри каждого типа учреждений — еще более детальное, то есть разделение на группы:первая и вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы.Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка.
Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Это закономерно, так как теперь для растущего организма необходимы укрепление костной системы, мышц, ритмичное функционирование всех жизненно важных систем организма. Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6-7 лет.Физическое развитие ребенка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, то есть фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Дошкольник активно познает мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П.Я. Гальперин отмечал, что на основе поэтапной методики мы получили в 6-7 лет (и даже в 5 лет). умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте.Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится.
Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные знания, но и систему знаний. И если, как отмечал Л.С. Выготский, до 3 лет ребенок учится по «собственной» программе (в том смысле, что малыш пока еще не может удерживать и воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого в обучении его), то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей, правда, если они представлены в наглядно-образной форме (22, с. 79). Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым.
Всем известно, что дошкольники любят фантазировать, придумывать, что-то воображать. Ребенок постоянно пребывает в мире привлекающих его образов: рисует, придумывает свои песни. Это очень хорошо и полезно для развития творческой личности.
С течением времени ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.
Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен», и в нем отражается характер воспитания в первые 6-7 лет жизни.
Следовательно, давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, эстетическое, нравственное, развитие эмоций, воли, интеллекта, развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.-М., 1998.
Источник
Консультация «Дошкольное детство. Возраст от 3 до 7 лет»
Ольга Наренкова
Консультация «Дошкольное детство. Возраст от 3 до 7 лет»
Дошкольный возраст
Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни ребенка в это время быстро меняются. Рамки жизни в семье расширяются до пределов улицы, города.
Самое лучшее, что могут сделать родители для развития детей в это время – НЕ МЕШАТЬ ДЕТЯМ ИГРАТЬ.
Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не мешать ребенку, если он увлечен.
Не нужно стремится постоянно «занять» ребенка – пусть поскучает, помечтает, пусть понаблюдает за окружающим его миром.
Это не баловство, не пустое времяпровождение – это РАЗВИТИЕ.
В дошкольном возрасте на первый план выходит РОЛЕВАЯ или ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА. Здесь ребенок учится строить план, получает эмоции и проживает эти действия.
Для того, чтобы ребенок научился планировать ролевую игру, должны изменится его ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным его совместная деятельность с близкими взрослыми начинает распадаться. Но игра не может развиваться без полноценного взаимодействия со взрослыми и без разнообразных впечатлений от окружающего мира.
Поэтому на данном этапе и важно ребенку как можно больше давать возможность играть. Тем самым он учится взаимодействовать со взрослыми и познавать жизнь.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это РЕЖИССЕРСКАЯ, а позднее ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ игра.
В таких играх ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и в соответствии с этой ролью действует.
Режиссерская и образно-ролевая игра позднее переходит в сюжетно-ролевую игру. Позже из этого вида игры появляется ИГРА С ПРАВИЛАМИ.
Сюжет – это то, что отражается в игре. Сначала сюжет берет моменты из семьи, затем они усложняются – школьные, производственные, военные и т. д.
Продолжительность игры увеличивается. Если в 3-4 года ребенок играл в «дочки-матери» 10-15 минут, то в 4-5 лет одна игра может продолжаться 40-50 минут.
МЛАДШИЕ дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Действия разных детей могут не согласовываться друг с другом. Дети могут забывать для кого они и что именно делают.
СРЕДНИЕ дошкольники уже более сосредоточены на отношениях. Поэтому 5-летний ребенок не забудет поставить нарезанный хлеб перед куклой. Исключено и забывание ролей, параллельное выполнение одного и того же.
Для СТАРШИХ дошкольников важными становятся правила, которые вытекают из роли, и правильность выполнения этих правил. Предметные действия практически прекращаются.
Таким образом можно отследить такое развитие:
От игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.
В развитии игры выделяют 2 основные фазы или стадии.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия.
ВТОРАЯ СТАДИЯ (5-7 лет) – моделируются реальные отношения между людьми, содержанием игры становятся социальные отношения.
Игра на всех стадиях имеет яркую аффективную, то есть эмоциаональную окраску.
В игре развивается:
— мотивационно-потребностная сфера (хочу и надо);
— произвольность поведения (выполнение не только своих желаний, но и согласование с другим своих действий);
— ребенок учится контролировать свои эмоции.
Развитие психических функций в дошкольном возрасте.
В этот период завершается долгий и сложный процесс. К 7 годам язык становится средством общения. Он становится для ребенка «родным».
Развивается звуковая сторона. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего звукопроизношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Быстро увеличивается СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ речи.Здесь иеют место быть индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других меньше. Эти различия зависят от условий жизни детей, в какой среде и с кем он живет, как и сколько с ним общаются близкие взрослые.
Развивается ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ речи. Дети усваивают закономерности морфологического порядка (строение слов) и синтаксического (построение фразы, предложения).
Все это приводит к тому, что ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, понятно передать свои впечатления окружающим.
У ребенка появляются формы речи – монолог, рассказ.
Восприятие утрачивает свой аффективный (эмоциональный) характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нем выделяются произвольные действия –наблюдение, рассматривание, поиск.
Основное – это переход от НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО к НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ и затем к СЛОВЕСНОМУ МЫШЛЕНИЮ.
Но, основным пока остается наглядно-образное мышление. Несмотря на это, дети могут рассуждать и решать сложные задачи. Главное – четко объяснить ребенку условия задачи.
В этом возрасте у ребенка лучше усваиваются понятия. Например, «день, ночь» и т. д. появляется тенденция к обобщению, установлению связей.
Дошкольное детство наиболее благоприятно для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью материал.
У младших дошкольников память НЕПРОИЗВОЛЬНА. Ребенок не ставит перед собой целью что-то запомнить. Запоминается то, что вызывает интерес, эмоции.
Начинает развиваться смысловая память.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется пока только эпизодически.
Возраст с 3-5 лет становится возрастом первых детских воспоминаний.
Дошкольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева, «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований.
Развиваются эмоциональная и мотивационные сферы. Формируется самосознание.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие аффективных вспышек по незначительным поводам. Но, это не значит, что становится меньше эмоций, насыщенности и интенсивности.
Действия ребенка уже не связаны напрямую с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмет, о желательном результате, о возможности достичь егов ближайшем будущем.С ребенком можно договориться: «Сейчас ты сделаешь то-то и то-то, а потом мы пойдем в магазин».
Меняются эмоциональные реакции. Если в раннем детстве ребенок, переживая обиду плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, хаотично двигался, краснел, кричал, мог сломать игрушку, попавшую под руку. То сейчас реакции становятся более сдержанными. Переживания становятся сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание.
Все, во что включается дошкольник, должно иметь яркую эмоциональную окраску.
Самым важным личностным механизмом и образованием в этом периоде считается соподчинение мотивов.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он может научится не реагировать на понравившийся предмет.
Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды.
Более слабый – наказание.
Еще слабее — собственное обещание ребенка.
Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются новые мотивы.
Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разные мотивы имеют разную силу. Среди них выделяют доминирующие мотивы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интеллектуальному и личностному развитию.
Оно считается центральным новообразованием. То есть главным достижением ребенка в этом возрасте.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе чисто «эмоциональной самооценки – я хороший» и рациональной оценки чужого поведения.
Ребенок сначала научается оценивать чужие поступки, а затем свои действия, качества, умения.
Оценивая свои достижения 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В целом самооценка у ребенка достаточно высока. Благодаря этому он осваивает новые виды деятельности.
Адекватный образ «Я» формируется у ребенка, если гармонично сочетаются знания, которые поступили к нему из окружающей среды, и знания из общения со взрослыми и сверстниками.
Для данного периода характерна половая идентификация. Ребенок осознает себя как мальчик или девочка. Дети получают знания о соответствующем стиле поведения. Начинается осознание себя во времени.
В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем «когда я вырасту».
Дошкольное детство Период детства является одним из главных компонентов составляющих процесс развития личности. Становясь взрослым и рассматривая с позиции.
Развлечение «Дошкольное детство, прощай» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Алтайского края Хабарского района «Дошкольное.
Консультация для родителей: «Дошкольное детство. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста». Буклет Буклет памятка для родителей детей 4-7 лет Буклеты являются одной из форм работы психолога детского сада и школы с родителями. Буклет (англ.
Сценарий выпускного бала «Фильм «Дошкольное детство» ВЕД. : Как зал наш красив, как наряден и светел! Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали немного.
Сценарий выпускного бала в детском саду «Дошкольное детство, прощай» Зал празднично украшен шарами. Под музыку Вальса в зал входят воспитатель Вед: Мы открываем бал выпускников — С него начнется взрослая.
Сценарий выпускного в детском саду «Прощай моё дошкольное детство» Музыка объявление для родителей и гостей. Заведующая: Дорогие гости! Сегодня вас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются.
Выпускной 2019 «Дошкольное детство, прощай!» Сценарий выпускного бала в детском саду: «Дошкольное детство, прощай!» Персонажи: 1. Кощей 2. Баба Яга 3. Избушка 4. Василиса 5. Конь –.
Выпускной бал «Вспомним дошкольное детство» Выпускной вечер «Вспомним дошкольное детство». 1-й вед. С волненьем ждали этот день, но он нагрянул как-то сразу, И расцвела для всех сирень,.
Выпускной «Вспомним дошкольное детство» Выпускной «Вспомним дошкольное детство» Цель: создать тёплую атмосферу между взрослыми и детьми, поднять настроение выпускникам, формировать.
Источник