Что значит доминирование религиозных ценностей

Что значит доминирование религиозных ценностей

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий

Б) ускорение развития промышленности

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

1) традиционное (аграрное)

3) информационное (постиндустриальное)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
А Б В Г Д

Постиндустриальное общество характеризуется развитием науки, в качестве основного фактора производства выступают знания, развитием сферы услуг, автоматизацией и компьютеризацией производства, в политической сфере плюрализмом, демократическими структурами, сильным гражданским обществом.

Традиционное общество характеризуется занятостью основной массы населения в сельском хозяйстве, натуральным хозяйством, ручным трудом, сословным типом социальной стратификации, и как следствие низкой социальной мобильностью, низкой продолжительностью жизни, приоритетом коллективных интересов над личными, преобладанием монархических форм правления, господством традиционных ценностей.

Индустриальное общество характеризуется развитием крупной машинной индустрии, урбанизацией, занятостью населения в сфере промышленности, классовой структурой.

А) развитие высоких технологий — постиндустриальное.

Б) ускорение развития промышленности — индустриальное.

В) выдвижение на первый план сферы услуг — информационное.

Г) доминирование религиозных ценностей — традиционное.

Д) общинный уклад, коллективизм — традиционное.

Источник

Характерные религиозные ценности, значение и примеры

религиозные ценности это этические принципы и все то поведение, которое человек принимает в соответствии с религией, которую он исповедует. Такие ценности обычно связаны с универсальными ценностями, которые моделируют правильные установки и поведение в обществе. Эти ценности установлены в священных или религиозных текстах.

С другой стороны, нет необходимости быть практикующим или достигать фанатизма религии, чтобы человек мог применять определенные религиозные ценности в своей жизни. Многие люди, не имея четкой религии, могут вести нравственную и нравственно правильную духовную жизнь..

Фактически, многие агностики или атеисты поддерживают свои собственные верования веры и живут в соответствии с духовными принципами добра. Религиозные ценности основаны на понимании, уважении, прощении других и самих себя..

Кроме того, этот тип ценностей разделяется между несколькими религиями, хотя каждая из них имеет определенные различия, но стремится к одной и той же цели: правильному поведению людей, чтобы жить в гармонии и достичь своего бога..

  • 1 Характеристики
    • 1.1 Они не навязаны обществом
    • 1.2 напоминают универсальные ценности
    • 1.3 Они стремятся изменить злые чувства человечества
  • 2 Важность
    • 2.1 Понимание других и себя
    • 2.2 Понимание происхождения и будущего
    • 2.3 Помогите принять правильное решение
  • 3 примера
    • 3.1 Христианство
    • 3.2 Исламизм
    • 3.3 Буддизм
  • 4 Ссылки

черты

Они не навязаны обществом

Религиозные ценности передавались из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества; однако это ценности, которые были объяснены священными книгами. В этом смысле они представляют собой заранее установленные ценности, унаследованные от божественности. Они не созданы догмой.

В этом смысле религиозные ценности действуют не в соответствии с личным толкованием каждого человека, а с характеристиками, навязанными священными текстами или религиозным авторитетом..

Они напоминают универсальные ценности

Религиозные ценности связаны с общечеловеческими, этическими, моральными ценностями и всеми теми, которые считаются правильными в обществе. Например, такие ценности, как уважение, честность и все те, которые передаются в семье и учебных заведениях.

Как правило, религии разделяют и исповедуют одни и те же религиозные ценности; тем не менее, существуют различия в толковании ценностей, кроме того, что существуют религии, которые отдают предпочтение ценности над другими.

Короче говоря, существуют универсальные ценности, общие для религиозной сферы, поскольку они навязываются как священными книгами, так и обществом на протяжении многих лет..

Они стремятся изменить злые чувства человечества

Целью религиозных ценностей является изменение поведения человека, связанного с враждой, завистью, эгоизмом и любыми другими негативными чувствами. Это ценности, которые побуждают людей вести себя правильно, не причиняя вреда своему соседу или себе.

Такие ценности стремятся изменить зло, эгоизм и вообще все анти-ценности. В противном случае он стремится поддержать важность любви, добра, уважения и солидарности, чтобы достичь большей близости к богу, который имеет веру.

важность

Понимание других и себя

Помимо исповедуемой религии, должен соблюдаться ряд позитивных параметров, которые должны определять поведение человека. Человек не определен религией, которую он исповедует; Все религии имеют целью моделировать поведение, чувства и уважение к своему богу.

Важность религиозных ценностей связана с тем, как люди относятся к себе и как они относятся к своим соседям. Как правило, это поступок, направленный на поддержание окружающей среды, а также заботу и уважение к себе..

Религиозные ценности основаны на важности помощи всем тем, кто в ней нуждается, умении понимать и прощать грехи других и соблюдении обязательств и заповедей, установленных религией..

Понять происхождение и будущее

Религиозные ценности не только моделируют поведение людей и дают им лучший жизненный путь, но и стремятся объяснить происхождение жизни в дополнение к моделированию поведения, которому должны следовать будущие поколения..

Кроме того, они объясняют причину религиозных верований, лучший способ обновить веру и образ жизни, которые следует соблюдать с рождения до последнего дня жизни..

Помогите принять правильное решение

Религиозные ценности являются ключом к определению того, какое решение принимать, действия и реакции, чтобы иметь критерии правильных и неправильных вещей..

Священные тексты, в дополнение к дальнейшему распространению религии, являются инструментом для позитивного моделирования поведения людей, чтобы получить божественную награду..

Когда человек должен принять решение, которое подразумевает влияние на других или его самого, он должен сделать это под фильтрами любви, милосердия, милосердия, святости и послушания..

примеров

христианство

Христианские верования связаны с тем фактом, что все люди созданы по образу Божьему и что все члены веры объединены в теле Христа. В этом смысле для христиан все люди равны, независимо от расы или социального положения..

Христиан с раннего возраста учат одинаково уважать всех окружающих, помогать и относиться к другим так, как они хотели бы, чтобы относились к ним..

исламизм

Скромность — одна из важнейших религиозных ценностей ислама. Для мусульман это значение связано с одеждой верующих. Женщины покрывают все тело, иногда даже глаза, чтобы выполнить значение скромности.

По этой причине мусульмане считают животных видом, который ниже человеческого, поскольку они полностью подвержены воздействию..

буддизм

Для буддистов сострадание является одной из центральных религиозных ценностей их религии; это значение, связанное с важностью, которую человек имеет для другого.

Сострадание — это желание избежать страданий человека, даже если оно неизвестно. Буддисты, которые поддерживают эту ценность как образ жизни, чувствуют страдания других, как если бы они были их.

Оттуда люди принимают решения на основе этой ценности. Для буддистов сострадание связано с верованиями реинкарнации и кармы. Все те люди, которые совершают плохие поступки, могут заплатить им, когда они перевоплотятся в низший образ жизни.

Источник

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Происходящие в России социальноэкономические, политические, правовые изменения явились причиной трансформации общественных и индивидуальных социальных ценностей и норм. Ведущую роль в процессе обновления ценностей в обществе стали играть возрождающиеся традиционные для России религии, среди которых наиболее распространенной является христианство. Об этом свидетельствует большое количество возникших за последнее десятилетие религиозных объединений и их миссионерская деятельность. Например,

в РостовенаДону и Ростовской области зарегистрировано (по данным на 1998 г.) более 300 религиозных объединений, среди которых 211 объединений относятся к русской православной церкви [12]. Следовательно, на фоне существующих тенденций в общественной жизни России вполне допустим тот факт, что формирование системы общественных и индивидуальных ценностей может происходить на базе ценностей христианства.

Важность проблемы становления и функционирования в обществе социальных ценностей основывается на общепринятых положениях, согласно которым ценностные ориентации, с одной стороны, образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества, являются связующим звеном во взаимодействиях общества и личности [15], между личностями [9], с другой стороны, признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и регуляции ее поведения [1], [12], [15]. Трансформация и социальная нестабильность общества породили ряд новых проблем, требующих скорейшего изучения. Поэтому в последнее время в литературе появилось немало теоретических и экспериментальных работ, посвященных проблеме духовности [6], модернизации и содержанию ценностей современных россиян [7], [8], взаимосвязи тех или иных ценностей и социальной адаптации людей [16]. Среди имеющихся публикаций заметное внимание уделяется молодежи, в частности, по вопросам субъективного восприятия социальной ситуации, ближайшего социального окружения и перспективы адаптации в обществе, специфики социальной нормативности и социальной идентификации [2], [3]. В таких работах более или менее прямо затрагиваются некоторые вопросы многогранной проблемы социализации молодежи.

Таким образом, в условиях новых общественных отношений важной, но недостаточно решенной (особенно на экспериментальном уровне), является проблема представленности христианских и ахристианских ценностей в сознании современной российской молодежи и влияние этих ценностей на ее социализацию.

В качестве христианских ценностей рассматривались моральнонравственные заповеди, представленные в Новом Завете [4].

Понятие «ахристианские ценности » является условным и подразумевает те ценности, которые по своему содержанию прямо противоположны христианским. Это не значит, что они должны обязательно иметь какойто выраженный негативный личностный или общественный смысл. К ахристианским могут относиться ценности других религий, а также ценности, которые не включены ни в одну из существующих религий. Кроме того, как хорошо известно, ряд заповедей христианства имеет некоторые общие черты с заповедями других религий.

Следует отметить, что в данной статье ценности понимаются как формы репрезентации в сознании людей тех или иных принципов поведения.

Обозначенная проблема определила постановку взаимосвязанных задач исследования:

1) изучение содержания и степени представленности моральнонравственных ценностей христианства в сознании российской молодежи;

2) изучение влияния степени выраженности христианских ценностей в сознании молодежи на их социализацию в современном российском обществе.

В задачи исследования не входило изучение степени религиозности современной молодежи.

Исследование проводилось в 1999 г. среди учащихся XI (выпускных) классов средних школ РостованаДону. Общая численность испытуемых составила 400 человек. Именно в этом возрасте индивидуальные ценности приобретают

относительно устойчивый характер и, кроме того, становится актуальной проблема жизненного самоопределения, «выхода » в самостоятельную жизнь. Выбор испытуемых производился независимо от их приверженности какойнибудь религии или атеизму.

В соответствии с первой задачей исследования было выдвинуто предположение о том, что структура моральнонравственных ценностей молодежи может включать в себя подструктуры с качественно разной направленностью:

доминирующие взаимосвязанные ценности христианского содержания (например, «просящему у тебя дай «, «не противься злому «, «возлюби не только ближнего, но и врага «);

доминирующие взаимосвязанные ценности ахристианского содержания (например, «люби ближнего и ненавидь врага «, «око за око, зуб за зуб «).

Наличие таких подструктур позволяет человеку адаптироваться к различным по содержанию жизненным ситуациям. Однако в некоторых случаях взаимное соотнесение этих ценностей может носить конкурентный и напряженный характер.

Надо отметить, что выделение христианской и ахристианской подструктур в общей структуре моральных ценностей является условным. Учитывая, что эти ценности противоположны по содержанию, их можно было бы рассматривать и в качестве самостоятельных систем ценностей в сознании людей. Однако такая постановка вопроса не является принципиальной и в корне не меняет картину и интерпретацию полученных результатов экспериментального исследования. Кроме того, представленный структурный подход к изучению ценностей является вполне оправданным и получил подтверждение обоснованности своего существования в различных экспериментальных исследованиях [8], [10], [13].

Особо следует подчеркнуть, что в задачи исследования не входило изучение всего многообразия ценностей молодежи и современного российского общества в целом. Это просто было бы невозможно сделать в рамках одного исследования, принимая во внимание тот факт, что специалисты насчитывают сотни различных ценностей. Поэтому для доступного экспериментального изучения ценностей принято использовать типологический подход и проводить классификации ценностей в зависимости от критерия, положенного в их основание. Например, в качестве таких критериев можно рассматривать предметное содержание ценностей (социальные, экономические, политические и другие ценности), функцию ценностей в обществе (интегрирующие и дифференцирующие ценности), потребности индивидов и т.д. [8]. Разные авторы в своих исследованиях уделяют преимущественное внимание тем или иным конкретным разновидностям ценностей.

В рамках данного исследования критерием типологии ценностей является их соответствие или несоответствие моральнонравственным заповедям христианства.

Для изучения степени представленности в сознании молодежи христианских ценностей была разработана методика, предполагающая ознакомление испытуемых с тридцатью утверждениями, сформулированными в виде обобщенных жизненных позиций [14]. В мнениях, выражаемых испытуемыми относительно этих позиций, предполагается косвенное проявление, проекция индивидуальных ценностных ориентаций. Пункты списка утверждений отражают содержание моральнонравственных заповедей христианства, представленных в Нагорной проповеди и других главах Евангелия от Матфея [4].

Каждая заповедь была представлена в двухтрех пунктах списка и в противоположной по содержанию форме, например: «Дружелюбным стоит быть только с близкими людьми «, «Не следует оставлять грубость без ответа «, «Часто

полезно указывать людям на их недостатки «.

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью процедуры кластерного анализа «без учителя » [5]. Кластерный анализ оказался наиболее адекватным по сравнению с другими математическими методами, для определения структуры ценностей. Группировка вошедших в список утверждений со сходными ответами проводилась дважды: отдельно по ответам «да » и «нет «. Принцип построения списка и особенности кластерного анализа таковы, что группировка утверждений по ответам «нет » позволяла выявить взаимосвязанные по содержанию христианские ценности, тогда как группировка утверждений по ответам «да » — взаимосвязанные по содержанию ахристианские ценности.

Проведение кластерного анализа позволило выделить две группировки утверждений, вошедших в список:

христианские ценности (кластер А) (17 утвержденийценностей);

ахристианские ценности (кластер Б) (13 утвержденийценностей).

Все утверждения оказались включенными в тот или иной кластер.

Каждое из утверждений, вошедших в кластер А, выбрали более 55 % учащихся. Мера плотности кластера свидетельствует о достаточно высокой взаимосвязанности содержания утвержденийценностей данного кластера. Специфика кластерного анализа позволяет говорить о том, что ценности, отраженные в утверждениях кластера А, представляют собой подструктуру доминирующих взаимосвязанных христианских ценностей.

Качественный анализ утверждений кластера А позволил выделить следующие ценности христианского содержания:

дружелюбным надо быть не только с близкими людьми;

не осуждать других за неправильные поступки, недостатки (не судить других);

прощать недругов, прощать нанесенные обиды;

прощать людям их ошибки;

помогать (давать деньги взаймы) просящему;

помогать больше, чем просят;

уважать даже слабых и беспомощных;

прислушиваться к мнению родителей;

забота о материальном благополучии — не главное в жизни.

Наиболее значимыми ценностями христианского содержания, т.е. теми ценностями, которым отдают предпочтение более 75 % школьников, оказались следующие:

в общении надо быть тактичным, сдержанным, но не дерзким (эта ценность является «центральной «, т.е. имеет наибольшее сходство по содержанию с остальными христианскими ценностями);

не оговаривать других (не лжесвидетельствовать), даже ради собственного благополучия.

С каждым из утверждений, вошедших в кластер Б (ахристианские ценности), согласились более 60 % учащихся, что свидетельствует о значимости для школьников утвержденийценностей данного кластера. Мера плотности данного кластера оказалась выше, чем кластера А. Это позволяет судить о высокой взаимосвязанности утвержденийценностей данного кластера по их содержанию, и следовательно, их можно рассматривать в качестве подструктуры доминирующих взаимосвязанных ахристианских ценностей.

Качественный анализ утверждений кластера Б позволяет выделить следующие особенности ахристианских ценностей:

допустима злость по отношению к человеку, если он этого заслуживает (данная ценность является «центральной «, т.е. имеет наибольшее сходство по содержанию с остальными ахристианскими ценностями);

бороться с судьбой и не смиряться;

всегда заботиться о будущем;

не скрывать сделанного кому-то добра;

в ряде случаев обман допустим;

можно присваивать кемто потерянную вещь;

всегда требовать возврата долга;

за оскорбление человек должен отвечать;

убийство может быть оправдано;

зависть — нормальное явление.

Следует отметить, что первые шесть из перечисленных ценностей ахристианского содержания являются наиболее значимыми для молодежи в целом, так как их придерживаются более 75 % школьников. Это позволяет говорить о том, что ахристианские ценности занимают меньший объем в рассматриваемой структуре ценностей, но несколько более значимы для школьников, чем христианские ценности.

Сравнительный анализ полученных результатов с результатами исследования, проводившегося автором в 1997 г. среди старшеклассников [14], позволяет выделить некоторые общие и отличительные закономерности изменения структуры ценностей молодежи.

В 1997 г. в структуре моральнонравственных ценностей учащихся также были выявлены две составляющие — ценности христианского (10 утвержденийценностей) и ахристианского содержания (13 утвержденийценностей). Однако ряд ценностей (семь пунктов списка) оказались «автономными «, т.е. не включенными ни в одну из указанных компонент. В 1999 г., т.е. по прошествии двух лет, подструктуры христианских и ахристианских ценностей школьников оказались представлены теми же ценностями, что и в 1997 г., но при этом существенно возрос объем подструктуры христианских ценностей за счет тех, которые ранее были «автономными «.

Таким образом, подтверждается предположение о том, что структура моральнонравственных ценностей поведения, общения молодежи, связанная с религиозными ценностями, включает в себя две составляющие: доминирующие взаимосвязанные христианские ценности и доминирующие взаимосвязанные ахристианские ценности. Они принципиально различаются по содержанию и незначительно — по объему и значимости.

Существование в структуре моральнонравственных ценностей двух разнонаправленных по содержанию подструктур можно интерпретировать как закономерное явление, которое возникает в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Каждая из них выполняет определенную функцию в жизни человека и способствует более успешной его адаптации в тех или иных конкретных условиях жизнедеятельности. Христианские ценности предполагают установление бесконфликтных отношений с другими людьми, но также и уход от возникающих противоречий, отказ от активного разрешения жизненных трудностей. Такое отношение к себе, другим людям и ситуациям в одних случаях может иметь социальноадекватную, а в других — социальнонеадекватную форму поведения. Например, когда между людьми устанавливаются доверительные, открытые отношения (например, отношения супругов в семье), то более приемлемым является следование христианским ценностям. В противном случае может произойти разрыв отношений между людьми (например, распад семьи). Однако абсолютная приверженность христианским ценностям ведет к дезадаптации человека, который перестает учитывать все требования жизни. Например, в случае агрессивного отношения со стороны другого человека или войны отказ от сопротивления может означать для человека физическую гибель. Поэтому в ряде жизненных ситуаций более приемлемым, с точки зрения самосохранения индивида, является следование ахристианским ценностям.

Их содержание заключается в активном противодействии трудностям, что часто приводит к обострению противоречий, возникновению конфликтов. Следовательно, христианские ценности являются главным фактором устойчивости межличностных и общественных отношений. Ахристианские ценности обеспечивают прогресс (или регресс) личности, группы или общества, потому что порождаемые ими противоречия являются главным источником (с точки зрения диалектики) изменения любой системы.

В соответствии со второй задачей исследования было выдвинуто предположение, согласно которому определенная степень представленности христианских и ахристианских ценностей в сознании молодежи может оказывать существенное влияние на процесс их социализации в современном российском обществе.

Проблема социализации активно изучалась в зарубежной и отечественной психологии. Это не случайно, так как она является одним из важных аспектов фундаментальной проблемы взаимодействия личности и социальной среды. Однако недостаточно изученным, в первую очередь на экспериментальном уровне, в настоящее время является вопрос о взаимосвязи христианских ценностей и социализации современных старшеклассников.

Опираясь на существующее в психологии и социологии понимание процесса социализации как многогранного явления, я выделил для изучения следующие аспекты социализации старшеклассников:

а) уровень социальнопсихологической адаптации в учебной группе;

б) степень усвоения социальных ролей;

в) уровень профессионального самоопределения;

г) удовлетворенность своей жизнью в обществе.

Для исследования перечисленных аспектов социализации были разработаны соответствующие методики, которые предварительно подверглись проверке на надежность ( «надежность — согласованность » пунктов списка утверждений) и валидность (содержательная валидность и отбор пунктов списка со «средней диагностической силой «). Кроме того, для этих методик были выделены нормативные данные, что позволило проводить типологизацию испытуемых по уровню их социализации (высокий, средний, низкий). В дальнейшем будут анализироваться только высокий и низкий уровни социализации (как наиболее показательные).

Методика изучения социальнопсихологической адаптации в учебной группе была создана в форме тестопросника, содержащего 17 пунктов; он фиксирует включенность человека в группу, возможность удовлетворения потребностей в группе, взаимоотношения и взаимопонимание (например, «Многие мои инициативы группа не поддерживает «, «Группа часто не понимает того, что я говорю или делаю «).

Методика изучения уровня усвоения социальных ролей (ролевое общение с преподавателями, родителями, незнакомыми взрослыми) была создана также в форме тестопросника (20 пунктов), в котором были заложены ситуации противоречия или конфликта школьника со взрослым (например: «Когда родители вмешиваются в мою личную жизнь, то я открыто выступаю против этого «, «Когда преподаватель дает советы относительно моей личной жизни, то я возмущаюсь «, «Как правило, я не прислушиваюсь к советам незнакомых людей «). Именно такие противоречивые ситуации общения являются наиболее показательными в плане определения степени усвоения школьниками социальных ролей.

Методика исследования уровня профессионального самоопределения включала в себя изучение:

профессиональной определенности (сделан ли конкретный профессиональный

выбор и на чье мнение в этом выборе ориентировался школьник — на собственное или на мнение родственников, преподавателей, знакомых взрослых, друзей);

мотивации профессионального выбора (преобладание социальноадекватных, социальнонеадекватных мотивов или смешанная мотивация).

В последнем случае в качестве доминирующих социальноадекватных мотивов профессионального выбора рассматривались, например, «заработная плата «, «значимость специальности в обществе «, а в форме социальнонеадекватных мотивов — например, «приятное проведение времени «, «низкая ответственность «.

Методика исследования удовлетворенности своей жизнью в обществе (социальнопсихологического комфорта в обществе) была построена по принципу семантического дифференциала.

Изучение степени представленности христианских ценностей в сознании конкретных испытуемых осуществлялось с помощью ранее разработанной методики для исследования структуры моральнонравственных ценностей молодежи. К этой методике также были выработаны нормативные данные, на основе которых все испытуемые разделялись на три категории в зависимости от степени выраженности у них христианских ценностей:

с доминированием христианских ценностей;

с одинаковой и средней выраженностью христианских и ахристианских ценностей;

с доминированием ахристианских ценностей.

Анализ полученных результатов позволил установить ряд закономерностей.

Вопервых, высокий уровень социальнопсихологической адаптации в учебной группе в большей мере характерен для школьников, имеющих равнозначную представленность в сознании христианских и ахристианских ценностей (41 % школьников данной категории) и в меньшей степени — для учащихся с преобладанием христианских (23 % школьников) и ахристианских (19 % школьников) ценностей.

Низкий уровень социальнопсихологической адаптации в учебной группе реже всего встречается у школьников, которые в одинаковой степени придерживаются христианских и ахристианских ценностей (13 % школьников данной категории) и чаще всего наблюдается среди школьников, у которых доминируют христианские (32 % школьников) и ахристианские ценности (35 % школьников).

Вовторых, оптимальный уровень усвоения социальных ролей в подавляющем большинстве случаев наблюдается среди школьников, имеющих одинаковую выраженность христианских и ахристианских ценностей (78 % школьников данной категории). Такой же высокий уровень усвоения ролей имеют 43 % школьников с доминированием христианских ценностей и 27 % школьников с преобладанием ахристианских ценностей.

Низкий уровень овладения социальными ролями у школьников с выраженными христианскими ценностями во всех случаях проявляется в низкой самостоятельности, повышенной зависимости от взрослых, в стремлении к сглаживанию конфликта в трудных ситуациях общения со взрослыми. Среди школьников с доминированием ахристианских ценностей низкий уровень усвоения ролей, наоборот, чаще всего выражается в нонконформизме, повышенной конфликтности (54 % школьников данной категории).

Втретьих, высокий уровень профессиональной определенности проявляется у 40 % школьников с равнозначной представленностью в сознании христианских и ахристианских ценностей и, соответственно, у 21 и 27 % школьников с доминированием христианских ценностей и ахристианских ценностей.

Низкий уровень профессиональной определенности имеет противоположную закономерность, а именно, реже встречается среди учащихся, имеющих одинаковую выраженность христианских и ахристианских ценностей (24 % школьников данной категории), и чаще — у школьников с доминированием христианских (36 % школьников) и ахристианских (42 % школьников) ценностей.

Доминирование социальноадекватных мотивов профессионального выбора встречается у 69 % школьников, которые в одинаковой степени ориентированы на христианские и ахристианские ценности. В меньшей степени доминирование таких мотивов встречается у школьников с преобладанием христианских (42,8 % школьников) и ахристианских (30 % школьников) ценностей. Преобладание же социальнонеадекватных мотивов проявляется в 2,53 раза чаще (по сравнению с другими категориями учащихся) среди школьников с доминированием ахристианских ценностей (19 % школьников).

Вчетвертых, исследование, проводившееся в 1997 г., показало, что высокий уровень удовлетворенности своей жизнью в обществе в большей степени проявляется среди школьников с доминирующими ахристианскими ценностями (28 % школьников данной категории), чем среди тех, кто имеет преобладание христианских ценностей (20 % школьников) [15].

Подобная закономерность, но в обратном порядке, наблюдается при низком уровне социальнопсихологической удовлетворенности жизнью в обществе. Так, низкая адаптация чаще всего встречается среди учащихся, у которых преобладают христианские ценности (33 % школьников данной категории), тогда как низкий психологический комфорт в обществе в три раза реже наблюдается среди учащихся с выраженными ахристианскими ценностями (10 % школьников данной категории).

Относительно всех уровней социальнопсихологического комфорта в обществе (высокий, средний, низкий) учащиеся со средней и одинаковой выраженностью христианских и ахристианских ценностей занимают промежуточное положение между школьниками, у которых доминируют христианские ценности, и школьниками, у которых преобладают ахристианские ценности.

Таким образом, социальнопсихологическая адаптация в учебной группе, усвоение социальных ролей и профессиональное самоопределение успешно протекают чаще всего среди школьников, которые в одинаковой степени ориентированы как на христианские, так и на ахристианские ценности. Удовлетворенность жизнью в обществе более всего характерна для учащихся, у которых преобладают ахристианские ценности.

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 6370.

2. Андреева Г.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 3141.

3. Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 2531.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Минск, 1992.

5. Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Структура межличностных отношений в старших классах: методика и результаты исследования. Ростов н/Д., 1996.

6. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психол. 1998. № 3. С. 104114.

7. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации // Социол. исслед. 1995. № 1. С. 5972.

8. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исслед. 1996. № 5. С. 323.

9. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко. М., 1994.

10. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

11. Религиозные объединения Ростова и Ростовской области: Словарьсправочник / Под ред. Н.С. Капустина, В.Ю. Верещагина. Ростов н/Д., 1998.

12. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

13. Сидоренков А.В. Соотношение просоциальных и асоциальных ценностей общения учащихся // Психол. вестн. Вып. 1. Ч. 1. Ростов н/Д., 1996. С. 283294.

14. Сидоренков А.В. Христианские ценности и адаптация российской молодежи в современном обществе // Славянский мир. 1997. № 1. С. 4349.

15. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

16. Шабанова М.А. Ценность и «цена » свободы в процессе социальной адаптации к рынку // Социол. исслед. 1995. № 4. С. 8897.

Источник

Читайте также:  Мужчина называет меня душа моя что это значит
Оцените статью