Что значит должность руководителя организации

КС РФ напомнил о содержании понятия «руководитель организации»

kantver/ Depositphotos.com

В Конституционный Суд РФ поступила очередная жалоба на неконституционность ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса, определяющей, что руководитель организации – это физическое лицо, которое осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. По мнению заявителя, данная норма по смыслу, придаваемому ей сложившейся практикой, включают в понятие «руководитель организации» заместителя руководителя организации и позволяет распространять на него дополнительные основания для прекращения трудового договора. Так, сам заявитель был уволен конкурсным управляющим с должности заместителя председателя правления банка по п. 1 ч. 1 ст. 278 ТК РФ – в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), что было признано правомерным судом общей юрисдикции.

Но КС РФ в самой норме изъянов не усмотрел. Содержащаяся в ней дефиниция вносит в ТК РФ одно из применяемых в нем понятий, действует во взаимосвязи с другими его положениями, положениями иных правовых актов и по своему буквальному смыслу не предполагает в рамках трудовых отношений отнесения к руководителям организаций лиц, на которых не возложено в установленном порядке выполнение функций единоличного исполнительного органа. Данное нормативное положение не препятствует правильной идентификации лица в качестве руководителя организации по предусмотренным этим положением объективным признакам согласно фактическим обстоятельствам конкретного дела и как таковое конституционные права заявителя не нарушает (Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2020 г. № 2081-О).

Читайте также:  Что значит относительно недалеко

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Вопрос же оценки правильности применения приведенной нормы судами общей юрисдикции в полномочия Конституционного Суда не входит.

КС РФ уже высказывал аналогичную точку зрения в определении от 18 июня 2020 г. № 1341-О, а Пленум ВС РФ – в п. 2 постановления от 2 июня 2015 г. № 21. Однако, как видно, суды общей юрисдикции продолжают толковать положения ст. 273 ТК РФ расширительно, несмотря на позицию высших судов.

Источник

Руководители — это. Определение, обязанности, деятельность

Как много специалистов ставят перед собой цель непременно стать руководителем! Но для того чтобы претендовать на такую ответственную должность, одних знаний и опыта недостаточно. Важно четко понимать, что собой представляет такая работа. Руководитель должен не только быть профессионалом в выбранной сфере, но и обладать определенными личностными характеристиками, иметь организаторские и управленческие задатки.

Кто такой руководитель?

Для начала сформулируем краткое определение. Итак, согласно словарю терминов, понятий и определений по экономике и бизнесу, руководители — это категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы компании. Но как известно, такие специалисты бывают разные, например генеральный директор, управляющий, начальник отдела, главный редактор и другие. Кроме того, к такой категории сотрудников относят и всех заместителей.

В определении термина акцент ставится на том, что руководители — это сотрудники компании, которые имеют право принимать важные решения и нести ответственность за результат, а также отвечать за деятельность всех подчиненных специалистов.

Классификация руководителей: код Адизеса

Как уже было отмечено, управленцы бывают разных звеньев. В экономической науке принято классифицировать таких специалистов. Подобное разделение вносит ясность в обязанности руководителя, определяет границы влияния, сферу воздействия. Работодателям также проще оценить, как работает новый руководитель, зная, какое звено во всей кадровой структуре занимает последний.

В экономике существуют разные классификации руководителей. Наиболее известной является код Адизеса, или сокращенно PAEI. Согласно такому разделению, управленцы бывают:

  1. Продюсер или специалист, изготавливающий продукт. Он отличается высокими показателями эффективности труда, его деятельность направлена на увеличение прибыльности компании.
  2. Администратор организовывает оптимальную деятельность сотрудников.
  3. Предприниматель анализирует рынок сбыта и предлагает новые идеи.
  4. Интегратор — это специалист, который налаживает внешние связи и организовывает, объединяет коллектив сотрудников компании.

Такая классификация подвергается критике со стороны экономистов, бизнес-управляющих и психологов. Так как в большинстве случаев успешные руководители обладают одновременно всеми указанными выше качествами или совмещают несколько из них.

Уровни руководителей

В экономической литературе принято разделять управленческий персонал на три уровня в зависимости от выполняемых функций в компании:

  1. Высшее звено управленцев. К этому уровню относятся сотрудники, которые руководят и несут ответственность за деятельность всей компании в целом. Они разрабатывают основное направление деятельности производства, принимают ключевые решения, подготавливают долгосрочные планы, определяют бюджет и многое другое. Только эти руководители имеют полномочия приобретать или продавать компанию, новую производственную линию и т. д. К руководителям высшего звена относится президент и вице-президент компании, управляющий, председатель совета директоров, исполнительный директор. Занять кресло руководителя такого уровня — задача крайне сложная, требующая профессиональной самоотдачи и врожденных задатков лидера.
  2. Перед начальниками среднего звена ставится задача выполнить указания вышестоящих руководителей, донеся поставленные задачи до подчиненных, а именно нижнего звена. Специалисты среднего уровня могут вносить предложения по работе компании, определять методы и пути реализации поставленных начальниками целей. Кроме того, значимое место в работе таких специалистов занимает взаимодействие, руководство нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками. К среднему звену управленцев относятся начальники отделов и цехов, руководитель управления, проекта и другие.
  3. Управленцы низшего звена работают непосредственно с исполнителями процессов. Они представляют интересы рабочих, контролируют выполнение поставленных задач. К таким специалистам относятся менеджеры-контролеры, мастера участков, руководители групп и т. д.

Также классифицируют руководителей на линейных и функциональных. Отличаются они сферой влияния и возложенными полномочиями.

Психологические типы руководителей

В психологии также уделяют внимание разделению руководителей по характеру управления. Существуют разные классификации, но самой распространенной является описанная ниже. Итак, с точки зрения психологии, начальники бывают следующими:

  • лидер вдохновляет подчиненных на активную деятельность, заряжает энтузиазмом, сподвигает на генерацию новых идей;
  • деспот привык к строгому выполнению правил и установок;
  • дипломат рассматривает коллектив как команду, решает вопросы и спорные ситуации корректно;
  • гуманист представляет компанию как единую семью, внедряет корпоративную этику;
  • демократ разделяет часть своих полномочий с подчиненными.

Кто может стать руководителем?

Для того чтобы занять должность руководителя, в первую очередь необходимо высшее образование, а также определенные личностные качества (о них подробнее ниже). Кроме этого важно накопить опыт работы в выбранной сфере, знать основы менеджмента и психологии коллектива. Претенденту на должность руководителя следует осознать всю ответственность такой работы, проанализировать возможные риски и предстоящие сложности.

Психологи утверждают, что психологический портрет потенциального руководителя включает следующие аспекты:

  • уровень образования;
  • врожденные способности;
  • личностные черты характера.

Необходимое образование

Какое требуется образование для того, чтобы занять кресло руководителя? Социологические исследования выявили, что большинство успешных управленцев имеют 2 диплома по разным специальностям. Первое образование может быть инженерное, экономическое, юридическое. А дополнительное — психологическое, педагогическое.

Официальное трудоустройство: особенности

Основная деятельность руководителя — принимать важные для компании решения в рамках полномочий, указанных в трудовом договоре. С управляющим, так же как и с другими сотрудниками, заключается официальный договор, в котором подробно описаны должностные обязанности, полномочия специалиста. Кроме того, руководителю любого уровня также требуется соблюдать трудовую дисциплину и внутренние правила компании. Чаще всего трудовой договор для руководителей заключается на срок до 5 лет, но встречаются и бессрочные.

Для управленцев устанавливается испытательный срок, условия которого оговариваются в трудовом договоре. Но если руководитель выбран в результате конкурса, то обычно испытательный период не назначается — специалист в первый же рабочий день получает оговоренные полномочия и приступает к выполнению производственных обязанностей.

Профессиональные качества руководителя

Кроме высокого уровня образования руководитель должен обладать и определенными личностными качествами. В психологии выделяют такие виды: деловые и истинно личностные характеристики руководителя. Обладают следующими деловыми качествами успешные руководители. Это:

  • лидерские задатки;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • креативность, инициативность, гибкость мышления;
  • пунктуальность;
  • ответственность.

Личностные качества руководителя

К личностным качествам можно отнести самые разные черты характера руководителя, которые помогают управленцу достичь профессионального успеха. К ним можно отнести позитивное мышление, устойчивые моральные принципы, доброжелательное отношение к окружающим, толерантность, стрессоустойчивость, чувство юмора и т. д.

Как стать успешным руководителем: практические советы

Над вопросом о том, почему одни специалисты становятся успешными руководителями, а другие, имея идентичное образование и опыт, не могут реализовать себя в такой роли, задумываются психологи всего мира: проводятся многочисленные исследования и выдвигаются порой невероятные теории по этому поводу. В чем мнения сходятся, так это в том, что руководители — это пример для подчиненных. Такие специалисты должны быть эталоном профессионала и человека.

Анализируя литературу, можно сформулировать самые распространенные и, как доказывает практика, действенные рекомендации по поводу того, как стать успешным руководителем:

  1. Важно заниматься саморазвитием: повышать профессиональный, деловой и личностный уровень.
  2. Умение эффективно организовать коллектив поможет начальнику эффективно выполнять поставленные задачи. Если бывший руководитель не смог сплотить подчиненных, то задача нового главы — объединить общей целью сотрудников, внедрить корпоративные традиции, поощрять взаимопомощь и доверие.
  3. Научиться ставить конкретную реальную цель, это поможет правильно организовать производственный процесс на разных уровнях.
  4. Необходимо уметь четко принимать решения и нести ответственность за результат, не перекладывая вину на других сотрудников.

Таким образом, многогранна подобная работа. Руководитель — это человек, который является профессионалом одновременно в разных сферах. Он не только специалист выбранного профиля, но и лидер, организатор, контролер в одном лице. Для того чтобы занять такую должность, нужен длительный практический опыт. Возможно, поэтому, согласно статистике, чаще других успешными руководителями становятся лица старше 50 лет.

Источник

Что значит должность руководителя организации

Директор предприятия: обязанности, функции, характеристика

Директор предприятия – руководитель, который управляет всеми делами компании: финансовыми, кадровыми, обеспечением безопасности сотрудников и так далее.

На должность руководителя назначается наиболее подготовленный работник, который обладает необходимым уровнем образования и следующими деловыми навыками:

  • коммуникабельностью,
  • целеустремленностью,
  • желанием совершенствовать работу компании и процессы, происходящие в ней,
  • хорошо развитым логическим мышлением и
  • прочими, по усмотрению учредителей.

Директор предприятия может назначаться как из числа уже состоявшихся работников, так и при принятии на работу новых сотрудников, имевших опыт подобной работы либо же обладающих достаточным уровнем квалификации и образования для занятия руководящей должности.

Список кандидатур, претендующих на должность директора предприятия, формируется из кадрового резерва предприятия либо – если речь идет о государственных или муниципальных предприятиях – из кадрового резерва органов местной власти.

Директор предприятия может назначаться и увольняться с должности только учредителем компании или их коллегиальным советом, если речь идет о нескольких учредителях (например, в «ООО»).

Директором может быть и сам учредитель, когда есть такая необходимость (обычно так происходит на мелких предприятия, где штатная численность всех сотрудников составляет 3-5 человек).

Обязанности директора предприятия

Директор предприятия обязан не только надлежащим образом выполнять свою работу, но и наблюдать за работой всего персонала и контролировать все процессы, происходящие в компании.

В круг полномочий руководителя предприятия входит:

  • надлежащее исполнение обязанностей;
  • контроль качества выполнения сотрудниками обязанностей, а также создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе;
  • обеспечение нужд предприятия в плане материальной и хозяйственной деятельности, которое осуществляется за счет доходов либо же за счет дополнительных резервов предприятия или за средства учредителя (учредителей) организации;
  • обеспечение выполнения плана работы, разработанного и утвержденного учредителем (или их советом) на текущий плановый период;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия, а также способствование своевременной смене кадров при необходимости;
  • решение всех возникающих проблем на предприятии, а также принятие ответственных решений в критический момент, если того требует ситуация;
  • делегирование необходимых объемов работы между сотрудниками и так далее.

Директор предприятия – главная «составляющая» управленческой вертикали, позволяющая компании нормально функционировать в целом и вовремя корректировать недостатки и решать проблемы, если таковые возникают.

Ключевые функции директора предприятия

Функции директора предприятия заключаются в следующем:

  • общее руководство учреждением;
  • организация слаженной работы всего коллектива в частности и каждого работника в отдельности;
  • обеспечение выполнения всех обязательств предприятия и выполнение всех запланированных объемов работ;
  • создание и поддержание безопасных условий труда;
  • защита интересов компании, в том числе и в судебном порядке и многое другое.

Исходя из функций директора предприятия составляется и его должностная инструкция, вычленяются его полномочия, а также очерчивается круг обязанностей.

Закономерен вопрос: может ли предприятие существовать без директора?

Да, предприятие может существовать и без директора, однако в этом случае, его функции принимает на себя иное лицо (чаще всего – один из учредителей) либо де-факто обязанности директора возлагаются на его заместителей, которые смогут выполнить работу руководителя в полном объеме и обеспечить контроль за работой других работников.

Заместитель директора обладает теми же полномочиями, что и руководитель, однако в плане принятия стратегически важных решений и крупных финансовых расходов он должен предварительно согласовывать свои действия с учредителями компании, если иное не предусмотрено его должностной инструкцией.

Директор предприятия по совместительству

Директор может управлять сразу несколькими компаниями – не важно, дочерними или же совсем разной направленности, главное, чтобы это были не конкурирующие между собой компании.

Директор, работающий по совместительству на другом предприятии, – не часто, но все же встречающаяся действительность.

Так как директор – сотрудник наемный, то и меры обеспечения работы по совместительству к нему применяются такие же, как и к любому другому специалисту. Это касается и разделения оплаты труда, а также времени работы в каждой из компании.

При работе по совместительству директор не должен руководить конкурирующими фирмами, не может работать в ущерб любой из компаний, а также обязан соблюдать коммерческую тайну каждого учреждения.

Имея доступ к инсайдерской информации о компании, руководитель не может и не должен использовать ее в корыстных целях, даже если это пойдет на благо одной из компаний.

Характеристика на директора предприятия

Правильно составленная характеристика способна в буквальном смысле изменить жизнь человека, стать пропуском на вышестоящие должности и способствовать небывалому карьерному росту.

Отрицательная характеристика, напротив, может замедлить движение работника по службе, а то и вовсе привести к его увольнению с предприятия.

Характеристика директора – это документ, который может потребоваться для предоставления в различные органы и учреждения.

Образец характеристики директора предприятия

Характеристика часто востребована при рассмотрении вопросов о поощрении или наказании работника, повышении или понижении его в должности, текущей или внеплановой аттестации, включении или исключении сотрудника из кадрового резерва.

Составляется характеристика либо учредителем (учредителями) компании, либо же самими директором. В последнем случае учредители утверждают составленную характеристику и вносят в нее корректировки.

Характеристика на директора предприятия должна включать в себя следующие сведения:

  • перечисление всех заслуг и достоинств руководителя;
  • указание уровня его работоспособности и направленности на результат;
  • карьерный рост за годы службы в компании;
  • недостатки и ошибки руководителя в работе, если таковые имели место быть;
  • выводы относительно соответствия занимаемой должности.

Характеристика на директора предприятия для награждения в обязательном порядке включает в себя:

  • предысторию работы директора на предприятии (период, предыдущие должности, перемещения по службе)
  • перечисление всех заслуг директора, положительные стороны управления компанией, перечисление ярких и значимых достижений;
  • краткий обзор выполненных проектов;
  • вывод о том, что руководитель учреждения добросовестно выполняет свои служебные обязанности и вносит существенный вклад в работу компании и ее развитие.

Должностная инструкция директора предприятия

Должностную инструкцию директору предприятия составляют так же, как и обычным наемным работникам.

Обычно должностная инструкция для директора включает в себя:

  • список документов и нормативно-правовых актов, которыми должен руководствоваться директор при выполнении своих должностных обязанностей;
  • перечень знаний и навыков, которыми должен обладать руководитель предприятия, а также сведения о необходимости повышения квалификации через определенный период времени (если это требуется);
  • круг полномочий применительно к сфере деятельности предприятия, дающие ему возможность заключать сделки, представлять интересы предприятия в финансовых и других учреждения, контролировать движение финансовых и материальных потоков и проч.;
  • ответственность за недобросовестное отношение к своим обязанностям.

Помимо должностной инструкции, руководитель предприятия также действует в соответствии с требованиями действующего законодательства страны, в которой он находится.

Видео о том, что никогда не должен делать директор предприятия:

Источник

Оцените статью