- Что значит долу поникший
- Смотреть что такое «ДОЛУ» в других словарях:
- Значение слова долу
- долу в словаре кроссвордиста
- Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
- Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
- Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
- Примеры употребления слова долу в литературе.
- Бог внемлет уму
- Значение слова «долу»
- долу (наречие)
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Возвыси мой ум к Тебе, долу поникший
Что значит долу поникший
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Смотреть что такое «ДОЛУ» в других словарях:
долу — внизу, книзу, вниз Словарь русских синонимов. долу см. вниз Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ДОЛУ — ДОЛУ, нареч. (книжн. поэт. устар.). Книзу, вниз. «Молчит, потупя очи долу.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
долу — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
долу — нареч. Трад. поэт. Вниз, книзу. * Зачем ты, грозный аквилон, Тростник прибрежный долу клонишь? (Пушкин). Потупить (опустить) глаза (очи, взгляд) д. (смотреть вниз, потупившись от стыда, смущения, неловкости и т.п.) … Энциклопедический словарь
долу — нареч.; трад. поэт. Вниз, книзу. * Зачем ты, грозный аквилон, Тростник прибрежный долу клонишь? (Пушкин) * … Словарь многих выражений
долу — прысл. уніз; приклонитися долу быць пакорлівым … Старабеларускі лексікон
Долу — нареч. обстоят. места устар. Вниз, книзу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Долу — доле вниз, внизу, в глубине, в преисподней … Краткий церковнославянский словарь
долу — д олу, нареч. (вниз, книзу) … Русский орфографический словарь
Источник
Значение слова долу
долу в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
нареч. (книжн. поэт. устар.). Книзу, вниз. Молчит, потупя очи долу. Пушкин.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
нареч. (стар.). Книзу, вниз. Опус-тить очи д.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
нареч. устар. Вниз, книзу.
Примеры употребления слова долу в литературе.
Хей, — кричали ему со стены болгары, — ти слез долу и по чекай да те смъкнем с кука!
Нисходят ли долу сыны Инис-файла или шумные ветры стонут в лесу отдаленном?
Тут леди Буби, потупив взор свой долу, заметила на полу что-то сверкавшее ярким блеском, и, подняв, разглядела, что то была великолепная бриллиантовая запонка.
Долу, съвсем наблизо, имаше широк проход между хълмовете, и по него от покритата с дим равнина се вливаше плътен поток от танкове — верига до верига, ниски, мощни, с огромни плоски кули и дълги оръдия.
Светнаха циферблатите на пултовете, чу се пукот, ауспухите загърмяха, кабината ситно затрепери, всичко наоколо се изпълни с тежък грохот, далече долу сред полегналите храсти и сякаш струящата се трева принц-херцогът хвана с две ръце шапката си и започна да отстъпва.
Гласовете вече не се чуваха, само далече долу някой блъскаше капака на сметопровода.
Молодая яблонька, уцелевшая в палисаднике разрушенного снарядом дома, склоняла долу свою зеленокудрую голову, купаясь в мягкой дождевой воде.
Лицо к стене поворотил Марсилий, Заплакал, долу головой склонился И принял, нераскаянный, кончину, И завладел его душой нечистый.
У конца плетня, в долу между несколькими деревьями, собралась в мочагу вода.
И если кто окажется совершившим многие подвиги, соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был немилосерден, немилостив, глух к мольбам ближнего своего — тот из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне и не получает прощения вовеки.
Клонились долу и уже золотились нутряным золотом поспевания высокие мощные хлеба.
Ибо все небесное, а иное и пренебесное, хотя в сравнении с нами гораздо выше естеством и ближе к Богу, однако же дальше отстоит от Бога и от совершенного Его постижения, нежели насколько выше нашего сложного, низкого и долу тяготеющего состава.
Кабы раньше улыбалась, то теперь принахмурилась, но и преж и теперь лицо Марфы было строго-спокойно, только чуть дрогнула бровь, — может, просто от усилия развязать завязки повойника, — чуть дрогнула бровь, но девка тотчас испуганно утупила глаза долу.
Задумался вологодский поэт Саранчуков, голову, почти уж совсем голую, долу опустил, а рязанский прозаик тряхнул копной волос и запел русскую народную песню.
Жеребок тоже словно посерьезнел, уважительно покосился на хозяйскую десницу со свисавшим долу веским шиповатым шаром на цепи — не спеша вышагнул поперек лесной тропинки и нагнул гривастую голову: ну-ну, братва, налетай по одному.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: dolu
Задом наперед читается как: улод
Долу состоит из 4 букв
Источник
Бог внемлет уму
Один английский романист сказал: «Посейте поступок – пожнете привычку. Посейте привычку – пожнете характер. Посейте характер – пожнете судьбу». Совершенно верные слова. Только требующие добавления. Перед словами «посейте поступок» нужно добавить «посейте помысел – пожнете поступок». Так выстроится вполне правильная и законченная схема. Мысль – дело – привычка – характер – судьба. Все начинается с мысли. И этой мысли – уму – внемлет Бог.
Бесполезно пытаться влиять на жизнь, не влияя на сознание человека. Вся политическая кибернетика пытается мытьем или катанием, концлагерями или телевидением, рекламой или поп-культурой делать одно и тоже: менять сознание масс, влиять на умы. Церковь от начала занимается тем же. Призвана заниматься. Горе ей, если она этого не понимает, или понимает, но не делает. Кому нужна соль не соленая? В этом смысле ненависть к Церкви – показатель ее действенности. Ведь хорошо ли, плохо ли занимается она влиянием на умы и сердца, она – вечный конкурент социальных кибернетиков. И ее всегда будут тем более гнать и порочить, чем более она будет соответствовать своему призванию.
Я прошу обратить внимание на простейший факт. Со времен салонных французских философов проповедуют все и всюду. Проповедуют политики, артисты, фельетонисты, журналисты, клоуны и т.д. Всем можно громко возвещать свое «собственное мнение», вычитанное в утренней газете. Только Церкви сказано «Цыц!», и если некий клирик вдруг начнет вещать нечто за пределами темы постов и праздников, ему тотчас скажут: «А что это Вы, батенька, лезете не в свой огород?» К подобному извращению привыкли. Даже сами клирики привыкли. Подобное извращение у нас нормой зовется.
Но я хочу обратить наше с вами внимание на общеизвестные тексты, которые читаются постоянно и в которых говорится о том, что ничего более ума Богу в нас не интересно. Тропарь Ангелу Хранителю говорит: «Ум мой утверди во истинном пути». Молитва, обращенная к Предтече Иоанну сокрушенно говорит: «Пригвожден есть ум мой к земным вещам…» В молитве Иисусу Христу после покаянного канона говорится: «Возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели…». И на каждом часе – 1-м, 3-м, 6-м и 9-м- в молитве «Иже на всякое время и на всякий час» говорится: «Души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти…». Таких примеров, конечно, больше, чем приведено выше. Но факт есть факт: Церковь, Дух Божий, живущий в Церкви, пекутся о мыслях человека, о том, что внутри него. Ни о чем остальном можно смело не переживать. Поскольку очищенный ум родит правое дело, правое дело сможет родить хороший навык (привычку), привычка сформирует характер и характер родит судьбу. Это будет не та судьба, которая приводит человека в глубину преисподней.
Итак, ум. Он есть объект нашего (церковного) внимания. Потеряем ум – потеряем жизнь. И если теряем жизнь, то значит ранее потеряли влияние на ум. Иначе не бывает. А если хотим влиять на ум человеческий, то должны прилежать к учению во всех его формах: к проповеди, катехизации, литературной критике, публицистике и прочее, прочее в том же ряду.
Смотрите, что некогда делали католики. Когда проповедь социалистических идей распространилась среди рабочих на Западе, возникло движение священников, нанимавшихся на заводы в качестве простых рабочих. Там они в перерывах общались с трудягами, и авторитетную силу их словам добавляло то, что они работают тут же. Тот же хлеб жуют и те же копейки получают. Согласитесь – одно дело слушать пришлого проповедника, а другое – соседа по цеху. У нас такие примеры тоже были, но не имели массового и организованного характера. А если бы имели, то, может быть, не было бы революции. Но то – дела давно минувших дней. Сегодня силиться их повторять уже не стоит. Враг уже не гнездится в цехах предприятий и в курилках заводов. Если честно, то враг гнездится в СМИ.
Декрет о земле не так важен в наше время, как декрет об информации. Декрет о земле уже никого не вывел бы на площадь. Зато все, что происходит или имитируется в информационной сфере, находит широкий отклик в массах. Следовательно, духовенство должно активно присутствовать на той территории, которую враг давно признал и назвал своей. Это территория тех самых СМИ. В городских, районных и областных изданиях должны с естественным постоянством появляться статьи и колонки священников. Мы должны качественно, со знанием дела говорить обо всем: о кинематографе, о политике, о демографии, об окружающей среде… На местных радио и телевидении должно происходить то же. И не надо штурмовать центральные каналы. Они сами сдадутся со временем. Надо пахать более близкую и более понятную ниву. Результаты со временем скажутся. Просто не смогут не сказаться, как не могут остаться незамеченными признаки беременности.
Нам нужно то, чему внемлет Бог. Нам нужна сфера умов и сердец человеческих. Не ради владычества над паствой, а ради правды Божией и славы Его во Христе Иисусе. Следовательно, за умы надо бороться. За умы можно бороться только умно. И христианство есть в высшей степени умная религия, обращающая внимание на главное и только потом – на второстепенное. Попробуем понять это, пока не поздно. И может со временем привыкнем спрашивать друг друга при встрече не «Как Здоровье?», а «О чем ты думаешь?»
Источник
Значение слова «долу»
ДО́ЛУ, нареч. Трад.-поэт. Вниз, книзу. Зачем ты, грозный аквилон, Тростник прибрежный долу клонишь? Пушкин, Аквилон. Среди садов деревья гнутся долу, И до земли висит их плод тяжелый. А. К. Толстой, Ты знаешь край, где все обильем дышит. Где-то позади опущенных долу голов вынырнула черная хохлатая голова с дерзкими острыми глазами. Скиталец, Полевой суд.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДО’ЛУ, нареч. (книжн. поэт. устар.). Книзу, вниз. Молчит, потупя очи д. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
долу (наречие)
1. трад.-поэт. вниз, книзу ◆ Рука невесты с букетом ландышей была опущена долу. Ю. О. Домбровский, «Факультет ненужных вещей», 1978 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отворяться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Возвыси мой ум к Тебе, долу поникший
«Возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели» («Возвысь к Себе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. «). Эта тема в молитве покаянного канона (http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv07.shtml) напоминает и о заключительной части беседы Христа с Никодимом: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Когда «змеи» и разного рода напасти терзают нас, то как путешествовавшие по пустыне иудеи прибегали к медному змию, так надлежит спасения искать в Господе. Каким же образом? Покаянный канон отвечает и на этот вопрос:
«Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих.»
(«Омрачился я разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа. Я оставил Тебя – не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, воспитай меня с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.»)
Семь бед — один ответ, покаяние. Поиск своих ошибок и расчищение пути Господу.
И как же много мы тратим сил и времени на всякую ерунду! Долу поникши, впадаем в суету. В следование (или борьбу) какой-нибудь группировке, тенденции, структуре, кумиру, цитате или еще какому-нибудь идолу и истукану. Это ошибка. К земле поникая, в суете участвуя, ум отступает от Господа. Теряет время на прах вместо стяжания благодати. Вместо искания Бога. Грешно!
Пророк Даниил рассказывает, как отказывшись от поклонения идолам праведные отроки Анания, Мисаил и Азария были брошены в раскаленную печь. Позволю себе процитировать большой, но насыщенный смыслом и важный отрывок, из книги Даниила, глава 3 (http://www.bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/da/3):
И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа.
И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:
«Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки.
Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны.
Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.
Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.
Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было.
И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду.
И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.
И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.
Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего,
которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звезды небесные и как песок на берегу моря.
Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши,
и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою.
Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты.
Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя.
И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего.
Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей
и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи,
и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится,
и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной»
И вот, приготовлен был путь Господу, и Ангел пришел, и спас отроков своим вмешательством, о чем покаянный канон напоминает нам:
Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших. (Росоносною соделал печь Ангел для благочестивых отроков, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило взывать: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»)
Такова великая сила покаяния. Приготовлять путь во взыскание Господа и взывать:
Помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго!
Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих! Аминь. +
Источник