Суд отменил штраф, наложенный ТФОМС за долгое ожидание скорой помощи
inhabitant / Depositphotos.com |
Категория вызова и время доезда бригады скорой помощи определяется диспетчером ССМП на основе той информации, которую предоставил абонент. Если из нее не следует, что пациент находится в смертельной опасности, то вызову не присваивается статус «экстренного», а время доезда по нему может составить до двух часов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № 310-ЭС19-1857).
На это указали суды, рассматривая спор между центром экстренной медпомощи и ТФОМС. Фонд оштрафовал медиков за долгое (чуть более часа) ожидание бригады для помощи пациенту 18 лет (с хроническим почечным недугом), который внезапно почувствовал себя плохо. За время ожидания скорой у него еще сильнее увеличились и боль, и температура (с 39,5 до 40,1 градуса), на номер 112 за это время поступило еще 2 звонка по этому же поводу.
Родные пациента пожаловались на этот случай в Администрацию Президента РФ, оттуда «спустили» письмо в региональное Правительство, а оно, в свою очередь, обратилось в ТФОМС с требованием провести проверку.
ТФОМС провел внеплановую тематическую проверку и целевую МЭЭ, которая установила ограничение доступности при оказании медпомощи пациенту, состояние которого требовало оказания экстренной медицинской помощи, в виде нарушения времени доезда бригады до пациента при оказании СМП в экстренной форме, предусмотренного Терпрограммой госгарантий бесплатного оказания медпомощи (1 час 10 мин против установленных 20 мин). ТФОМС применил код дефекта – 1.1.3. «нарушение условий оказания медпомощи, в том числе времени доезда бригад СМП при оказании СМП в экстренной форме» и установил размер неоплаты – 30% подушевого финансирования (2668,80 руб.). Эту сумму фонд потребовал перечислить на счет ТФОМС.
При этом в акте МЭЭ указано, что фельдшер СМП недооценил тяжесть состояния пациента: внезапное ухудшение состояния у 18 летнего пациента было связано с резким подъемом температуры до фебрильных цифр (39,5-40,1 градусов), ознобом, болями в области почек и требовало оказания медицинской помощи в экстренной форме, т. е. безотлагательно и бесплатно. При этом в журнале вызовов сделана запись «высокая температура» (без указания цифр и указаний на боли в пояснице и при мочеиспускании), а информация о повторных обращениях на скорую помощь в связи с ростом температуры и ухудшением состояния в журнале отсутствует. Установлено, что вызов передан бригаде СМП спустя 1 час 5 минут после приёма вызова фельдшером, к пациенту бригада прибыла в течение ближайших пяти минут. Пациент же был госпитализирован в горбольницу с диагнозами «Хронический цистопиелонефрит? ОРВИ? острый бронхит?»
Однако суды обратили внимание на следующее:
- основным фактором оказания скорой медицинской помощи в экстренной форме является угрожающее жизни состояние;
- а такое состояние определено в п. 6.2 приказа Минздрава России от 24 апреля 2008 г. № 194н как вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью;
- согласно же п. 12 Порядка оказания медпомощи по профилю «терапия» при выявлении показаний к оказанию медпомощи в экстренной и неотложной формах пациента безотлагательно доставляют, в том числе бригадой СМП, в необходимую медорганизацию. При этом повод к направлению бригады СМП на вызов – это предварительный синдромальный диагноз и краткая характеристика ситуации, формулируемые фельдшером (медсестрой) по приему вызовов СМП на основании данных, полученных от вызывающего;
- в спорном случае каких-либо симптомов, подтверждающих наличие явной угрозы жизни и здоровью пациента при первичном вызове, диспетчеру станции СМП не сообщили. Спорный вызов диспетчер квалифицировала как неотложный с учетом отсутствия признаков, позволяющих отнести его к экстренным;
- а время доезда скорой по неотложному выезду в Терпрограмме не определено, но составило 1 час 10 минут, то есть в пределах двух часов, установленных терпрограммой как срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- следовательно, избыточной задержки в осуществлении выезда бригады СМП в данном случае нет, а невозможность выезда на вызов сразу после принятия вызова обусловлена обстоятельствами объективного характера;
- да и штраф в размере 30% подушного финансирования предусмотрен за нарушение времени доезда бригад СМП по «экстренным» вызовам. Ответственности за опоздание по «неотложным» вызовам в региональном тарифном соглашении ОМС вообще не установлено;
- более того, фактически этот конкретный случай оказания медпомощи на оплату в системе ОМС заявителем не представлялся, каких-либо затрат ТФОМС не понес;
- а стало быть, никакого штрафа платить не нужно.
ВС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, отметив, что нижестоящие суды не нашли доказательств наличия у принимавшего сообщение фельдшера всей необходимой информации о состоянии больного, позволявшей отнести данный вызов к экстренным. А на переоценку доказательств у кассационной инстанции полномочий не имеется.
Источник
Разницу между скорой или неотложкой объяснили в Областной службе скорой медицинской помощи
Вызывая скорую по номеру 112, важно понимать, какие медицинские специалисты и в какой временной интервал приедут к пациенту – служба неотложной помощи поликлиники или бригада скорой. Разобраться в вопросе помог и.о. главного врача Московской областной станции скорой медицинской помощи Сергей Папиянц.
«Во-первых, конечно же, главный определяющий фактор – является ли повод к вызову угрожающим жизни и здоровью. Вызывающему необходимо максимально точно рассказать о жалобах на здоровье. В зависимости от этого вызов будет обслужен бригадой скорой помощи или отделением неотложной помощи поликлиники», — сообщил Сергей Папиянц.
Неотложные вызовы обслуживают бригады медицинских специалистов отделения неотложной помощи поликлиник и время до оказания медицинской помощи пациентам составляет до 2-х часов. Бригады приезжают к пациентам с головокружением, головными болями, признаками ОРВИ, внезапными острыми заболеваниями, обострениями хронических заболеваний и другим, когда состояние не угрожает жизни пациенту. Бригада на месте окажет необходимую медицинскую помощь, направит на необходимые исследования и в случае необходимости откроет листок нетрудоспособности.
При экстренных вызовах, когда существует угроза жизни и здоровью, такие как — нарушение сознания, дыхания, системы кровообращения, серьезные травмы, ожоги, беременность, психические расстройства и любой другой повод, представляющий угрозу жизни направляется бригада скорой помощи и при этом время доезда составляет до 20 минут. Врачи скорой помощи окажут медицинскую помощь и в случае необходимости по показаниям госпитализируют пациента в стационар.
Напомним, что вызов скорой помощи в Московской области осуществляется по единому номеру экстренных служб «112», а также через мобильное приложение региональной системы-112, которая дает возможность отследить, где находится бригада скорой помощи.
Источник
Пресс-центр
Скорая и неотложная помощь – в чем разница
Мы медленно, но верно приближаемся к пику заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. В прошлом эпидсезоне, в январе–марте, когда страну накрыла эпидемия свиного гриппа, тульская служба скорой медицинской помощи обслуживала по 900 вызовов в сутки вместо обычных 500–600.
Из каждого утюга звучали рекомендации: при резком подъеме температуры никуда не ходить, вызывать врача на дом, а при первых признаках одышки звонить 03. Грипп действительно развивался молниеносно, давал осложнения в виде пневмонии уже на вторые сутки от начала заболевания. Но это совершенно не означает, что любая температура именно от гриппа и что скорая обязана к нам нестись, если градусник показывает не выше 38-ми…
Лечебные учреждения работали тогда в режиме цейтнота, но в максимальном напряжении была как раз скорая. Число бригад на линии по велению Деда Мороза увеличиться не могло, так что из-за большого числа вызовов опоздания к пациентам были существенными. А ведь в помощи нуждались не только пациенты с температурой, но и инфарктники, например.
Потребительского отношения населения к службе 03 не сняла даже организация при поликлиниках кабинетов неотложной медицинской помощи, куда переадресовывается часть вызовов. Кабинеты оснащены точно так же, как и современные кареты скорой помощи, единственная функция, которую они не осуществляют, – транспортировка больного в лечебное учреждение. Если такая необходимость возникла, специалисты неотложки, приехав по вызову, вызывают на себя еще и 03.
Основная разница между скорой и неотложной службами в стандарте времени доезда: первая обязана явиться к больному через 20 минут, вторая – в течение двух часов.
В чем разница между скорой и неотложной помощью, нашим читателям рассказывают областной специалист по скорой медицинской помощи Вячеслав Потапов и заместитель главного врача по поликлинике больницы скорой медицинской помощи им. Ваныкина Людмила Кийкова.
Как утверждает Вячеслав Потапов, из 600 вызовов в сутки к категории экстренных относятся от 50 до 100, то есть малая часть. Именно в таких случаях скорая обязана прибыть на место через 20 минут после звонка.
Вся остальная масса вызовов, как это диспетчеру ясно уже по звонку, а затем на месте только подтверждается, экстренного прибытия к больному совершенно не требует. Вызов может быть переадресован в пункт неотложной медицинской помощи участковых поликлиник. Диспетчер обычно это и делает, предупредив пациента, что к нему приедут не из скорой, а из неотложки.
– Когда ситуация экстренная, дорога каждая минута, опоздания недопустимы. Если они все же происходят, мы разбираем каждый такой случай. Система ГЛОНАСС следит за перемещениями машин в режиме онлайн, действует система записи телефонных разговоров наших сотрудников. Но выполнить двадцатиминутный норматив не всегда реально. У нас есть зоны с 38-километровым доездом. Если с мигалкой в идеальных погодных условиях по хорошей дороге, то долететь можно. Но на деле дорога такая же плохая, как и погода, а пробка становится препятствием просто непреодолимым. Мы всегда делаем все возможное. В этом году на работу скорой помощи поступило 170 жалоб, по каждой создавалась комиссия, и ни одна жалоба обоснованной признана не была.
Самое обидное, что из тех же 600 вызовов в сутки от 70 до 90 вызовов оказываются «пустыми». Это когда бригада приезжает на место, а больной уже куда-нибудь ушел, или ему стало настолько лучше, что он объявляет скорой: все слава богу, в медпомощи не нуждаюсь. Почему внезапное выздоровление не понудило его набрать 03 и отказаться от вызова, остается загадкой…
Служба неотложной помощи сравнительно молода, она начала организовываться в регионе в 2013 году. Сегодня в поликлинических отделениях лечебных учреждений действуют 87 неотложных кабинетов, которые активно взаимодействуют со службой скорой медицинской помощи.
Многие пациенты по достоинству успели оценить возможности новой службы: фельдшер или врач оказывает реальную помощь прямо на месте, в то время как вызванный на дом участковый терапевт только выписывает лекарства, за которыми еще надо идти в аптеку. При кабинете неотложной помощи должна дежурить машина, время доезда – два часа.
Как правило, неотложные кабинеты работают с 8 до 20 часов, их телефоны есть в регистратуре и на сайте поликлиники. Сотрудники неотложки приезжают на вызов с такой же укладкой, как и бригада скорой помощи, ставят внутримышечные и внутривенные уколы, могут снять кардиограмму, померить артериальное, внутриглазное давление, сахар крови.
– Если нет угрозы для жизни и диспетчер скорой помощи передает вызов в неотложку, это значит: к вам приедут, только чуть позже. В ночное время и в выходные дни неотложные пункты не работают. Но не забывайте, что, кроме круглосуточно работающей скорой, помощь оказывают дежурные врачи поликлиник. В субботу с 8 до 17 часов, в воскресенье с 9 до 15-ти. Дежурные врачи будут на месте все новогодние праздники, расписание утверждается специальным приказом.
По мнению наших сегодняшних визави, чтобы скорая имела возможность прибыть к вам в экстренном случае, не следует дергать ее в то время, когда экстренности нет. Если мы будем звонить 03 по поводу любого чиха, а однажды у нас начнет развиваться инфаркт, на подстанции может не оказаться свободной бригады.
Екатерина Гарбузова, газета «Тульские известия»
Источник
Скорая или неотложная: в чем разница?
При вызове скорой медицинской помощи мы надеемся, что бригада приедет быстро и медики окажут всю необходимую квалифицированную помощь. А когда наши ожидания не оправдываются, начинаем звонить во все колокола и жаловаться на врачей, которые ехали к вам два часа. Давайте разберемся, в чем разница между скорой и неотложной помощью и как быстро бригады должны приезжать к пациенту?
Согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
- нарушения сознания;
- нарушения дыхания;
- нарушения системы кровообращения;
- психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
- болевой синдром с угрозой для жизни пациента;
- травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
- термические и химические ожоги;
- кровотечения любой этиологии;
- роды, угроза прерывания беременности.
В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная бригада.
Время доезда скорой медицинской помощи на экстренный вызов – до 20 минут.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:
- внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни, указанных выше;
- констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Время доезда скорой медицинской помощи на неотложный вызов – до 2-х часов.
Время доезда скорой медицинской помощи по факту констатации смерти не регламентируется.
Источник