Что значит добровольное применение госта

И снова об «обязательных»
и «добровольных»
стандартах.

Их обязывают вместо СТО применять стандарты только из правительственного или росстандартовского перечня (утвержденных, соответственно, постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 и приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365), либо разрабатывать специальные технические условия.

Чем плоха такая «обязаловка»?

Не снижается поток информации и о том, что некоторые органы государственного строительного надзора, стараясь не отстать от госэкспертизы, незаконно штрафуют строителей по ст.9.4 КоАП РФ за нарушения требований стандартов добровольного применения из перечня Росстандарта. При этом и госэксперты, и госинспекторы дружно ссылаются на норму ч. 2 ст. 5 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (ФЗ-384) о том, что безопасность зданий и сооружений должна обеспечиваться посредством соблюдения требований ФЗ-384, а также требований стандартов, включенных в соответствующие перечни, или требований специальных технических условий.

По их мнению, данная норма носит прямой исчерпывающий характер, и из нее вытекает «обязательность» всех стандартов, включенных и в правительственный, и в росстандартовский перечни, — т.к., якобы, только их применением выполняется наш строительный Технический регламент. Если же в указанных стандартах необходимые требования отсутствуют, то обязательно надо, оказывается, разрабатывать специальные технические условия.

Наверное, такие представители госвласти считают свою позицию вполне аргументированной, логичной и удобной, но на самом деле это — ошибочная позиция, основанная на вырванном из контекста бюрократическом понимании нормы ч.2 ст.5 ФЗ-384. Одновременно их точка зрения является еще и деструктивной, поскольку из-за нее строительное сообщество, будучи «втиснутым» в некое прокрустово ложе перечней стандартов, фактически лишается права творчески-профессионально применять стандарты всей совокупности системы нормативных документов в строительстве. По сути, госчиновники отказывают строительной отрасли в праве применять исторически накопленные знания в области строительства, аккумулированные в строительных стандартах, а также в праве применять собственные стандарты организаций, содержащие инновационные решения.

Читайте также:  Что значит различия недостоверны

Ошибочная интерпретация «обязательности» и «добровольности» применения стандартов в строительстве приобрела столь массовый характер, что профессиональная общественность, обреченно махнув рукой, уже почти и не возражает. А зря. И поскольку данная проблема существует, то ее надо «разруливать». Предлагаемая статья является попыткой рассмотрения проблемы требований обязательного и добровольного применения.

О «добровольности» забыли?

Для начала надо поподробнее сформулировать указанное выше широко распространенное ошибочное мнение: итак, «обеспечение безопасности объектов должно обеспечиваться только обязательным выполнением требований:

— Технического регламента о безопасности зданий и сооружений,

— стандартов из правительственного перечня (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521),

— стандартов из росстандартовского перечня (утв. Приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365),

— специальных технических условий, если в указанных выше стандартах необходимых норм нет, либо их недостаточно для обеспечения надежности и безопасности, либо требуется от таких требований отступить».

Данная формулировка условий обязательности применения норм настолько похожа на правду, что их невыполнение при проектировании считается вполне достаточным основанием для формулирования замечаний госэкспертизы, а невыполнение таких условий при строительстве влечет наложение госстройнадзором административных наказаний на строителей.

Так в чем же кроется ошибочность и деструктивность такого мнения? Рассмотрим.

Итак, в соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ-384, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ-384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в соответствующие перечни (со ссылкой на чч.1 и 7 ст. 6) или требований специальных технических условий. Следует иметь в виду, что эта норма в техническом регулировании не единственная, имеются и другие нормы, связанные с ч.2 ст.5 ФЗ-384, игнорирование которых как раз и приводит к ошибочным суждениям.

В двух ссылочных связанных нормах — в ч.1 ст.6 ФЗ-384 и ч.7 ст.6 ФЗ-384 — указывается, что Правительство РФ утверждает перечень стандартов (их частей), применяемых на обязательной основе, а Росстандартом утверждается аналогичный перечень, но применяемый на добровольной основе.

В результате логического сложения связанных ч.2 ст.5, ч.1 и ч.7 ст.6 получается, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством соблюдения требований самого ФЗ-384, соблюдения на обязательной основе требований стандартов, включенных в правительственный перечень, а также соблюдения на добровольной (на добровольной, а не обязательной, как трактуют чиновники!) основе требований стандартов, включенных в росстандартовский перечень.

Обязанность применения стандартов из правительственного перечня не вызывает ни у кого сомнений.

А вот о правилах использования стандартов добровольного применения госэксперты и инспекторы почему-то не знают. Ниже пойдет разговор и об этом, но прежде надо уточнить контекст нормы о специальных технических условиях (СТУ).

Так, в ч.8 ст.6 ФЗ-384 указываются все случаи, когда подготовка проектной документации и строительство объекта осуществляются в соответствии с СТУ, а именно:

а) когда необходимо отступить от требований, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе (согласно ссылке на ч.1 ст.6),

б) когда недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе,

в) когда необходимые требования к надежности и безопасности в стандартах вообще не установлены.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о необходимости разработки специальных технических условий (или отсутствии такой необходимости) следует прежде провести анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта и, при необходимости, — в отношении конкретного проектного решения. Проведение такого анализа обуславливается п.6 «Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (утвержден приказом Минрегиона от 1 апреля 2008 г. № 36). Представим по пунктам возможную последовательность его проведения.

Разложим по полочкам…

В первую очередь надо определить, имеются ли в обязательных стандартах, включенных в правительственный перечень, необходимые для принятия конкретных проектных решений требования. Здесь могут быть два варианта ответа.

Вариант первый: такие требования в обязательных стандартах имеются. В этом случае далее следует рассмотреть три возможных пути (см. пп. 1-а, 1-б и 1-в).

Путь 1-а: надо выяснить, есть ли необходимость отступления от таких требований. В данном контексте имеется в виду выяснение возможности снизить (или облегчить) уровень требований, предусмотренных обязательными нормами, либо вообще ими пренебречь. Чаще всего такой вариант применяется из экономических соображений. В случае, если — да, то следует разрабатывать СТУ для обоснования указанной возможности.

Путь 1-б: надо дать оценку степени достаточности требований обязательных норм для обеспечения надежности и безопасности. Следует иметь в виду, что здесь речь идет не о достаточности видов таких требований, а о достаточности уровня таких требований. Если выяснится, что уровень требований для обеспечения надежности и безопасности следует повысить (или ужесточить), то следует разрабатывать СТУ. В этом случае СТУ необходимы не столько для обоснования ужесточения требований, сколько для обоснования необходимости повышения затрат при строительстве для обеспечения такого ужесточения. Как видно, и здесь главенствуют экономические соображения.

Путь 1-в: имеющихся требований в обязательных стандартах вполне достаточно для принятия проектного решения. В этом случае СТУ не разрабатывается.

Вариант второй: в обязательных нормах стандартов из правительственного перечня отсутствуют требования, необходимые для принятия проектного решения.

Важно: в данном случае речь идет об отсутствии необходимых видов требований, а не об их уровне. И не следует сразу бросаться разрабатывать СТУ, надо сначала исчерпать правовые возможности, предоставляемые ч.2 ст.5 ФЗ-384: безопасность зданий и сооружений должна и может обеспечиваться посредством соблюдения требований стандартов не только из правительственного перечня или СТУ, но и стандартов из росстандартовского перечня.

Следовательно, при отсутствии в обязательных нормах необходимых видов требований надо их искать в стандартах, применяемых на добровольной основе, включенных Росстандартом в свой перечень.

Теперь пора вспомнить о правилах применения стандартов, применяемых на добровольной основе, которые установлены только в одном месте законодательства о техническом регулировании — в ч.4 ст.16.1 ФЗ-184. Поэтому такими (и только такими!) правилами надлежит пользоваться всем, кто намеревается руководствоваться стандартами на добровольной основе.

В соответствии с такими правилами оценка соответствия требованиям технического регламента может осуществляться на основании подтверждения их соответствия стандартам из перечня добровольного применения, что вполне согласуется с нормами ч.2 ст.5 и ч.7 ст.6 ФЗ-384. При этом выбор норм добровольного применения осуществляется при отсутствии необходимых видов требований в нормах обязательного применения.

Эти правила учитывают и случай, когда в стандартах добровольного применения, включенных в перечень Росстандарта, необходимые виды требований отсутствуют. И надо помнить о том, что неприменение таких стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, т.е. их неприменение не несет никаких правовых последствий (о чем часто забывают проверяющие чиновники). В этом случае правилами установлено, что надо выбирать нормы, в которых имеются необходимые виды требований: либо предварительные национальные стандарты, либо стандарты организаций, и (или) иные документы (ч.4 ст.16.1 ФЗ-184), например, стандарты системы нормативных документов в строительстве.

И только лишь в случае, если необходимых видов требований для обеспечения надежности и безопасности вообще в стандартах не установлено, то можно вспомнить о разработке СТУ. Либо разработать свой стандарт организации.

Таким образом, предложенный алгоритм анализа имеющейся нормативной базы позволяет представить детальную картину обязательных и добровольных требований стандартов для их правильного использования при проектировании в отношении конкретного объекта и в отношении конкретных проектных решений.

Сергей Коноплев,

эксперт НП «Союз производителей бетона»,

Источник

Что значит добровольное применение госта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2018 г. № 18958-ИК/03 О добровольной и обязательной основе применения ГОСТ 12.0.004-2015

Вопрос: Прошу разъяснить носит ли характер добровольного или обязательного применения Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В самом приказе Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст, которым данный ГОСТ был введен в действие, прямо указывается на добровольность его применения, что в полной мере соответствует положениям Закона о стандартизации.

Однако суды выносят решения о привлечении к административной и уголовной ответственности за неисполнение требований указанного ГОСТа (например, приговором Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 10.05.2018 по делу N 1-67/2018 было осуждено должностное лицо, в описательной части приговора суд указывает на невыполнение им пунктов указанного ГОСТа). Также привлекаются к административной ответственности за неисполнение ГОСТа 12.0.004-2015 и работодатели (например, решение Ростовского областного суда от 17.05.2018 по делу N 11-566/2018 и т.п.).

В связи с этим вопрос — обязательно ли работодателю выполнять требования ГОСТа или нет?

Ответ: Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассмотрело обращение по вопросу применения ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и в рамках установленной компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре поставки.

Согласно статье 27 Федерального закона нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

Одновременно сообщаем, что ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» входит в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» утвержденный Приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. N 254 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017″.

И.о. заместителя начальника
Управления технического
регулирования и стандартизации
И.А. Киреева

Обзор документа

С 1 марта 2017 г. действует ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Росстандарт разъяснил:

— документы национальной системы стандартизации применяются добровольно, если иное не установлено законом;

— изготовитель и (или) исполнитель обязаны применять национальный стандарт, если они публично заявили о соответствии продукции стандарту, ГОСТ указан на маркировке, в эксплуатационной или иной документации, продукция маркирована знаком национальной системы стандартизации;

— отношения поставщика и потребителя по применению стандартов нужно определить в договоре.

Нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники для обеспечения выполнения требований акта и в случае, если органы власти, госкорпорации уполномочены вводить соответствующие требования.

Упомянутый ГОСТ входит в перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.

Источник

Оцените статью