- Речь Тараса Бульбы о товариществе в повести Тарас Бульба Гоголя
- Цитата:
- Речь Тараса Бульбы о товариществе — видео
- Анализ речи Тараса Бульбы
- Обращение Тараса Бульбы к друзьям
- Чувства высоких слов
- Цель обращения Тараса
- Речь Тараса Бульбы (текст, цитата, анализ) о товариществе в повести Тарас Бульба
- Цитата:
- Значение общины для казака
- Благородное сообщество
- Истинные воины
- Анализ речи
- Сочинение Речь Тараса Бульбы о товариществе
- №1. Описание степи.
Речь Тараса Бульбы о товариществе в повести Тарас Бульба Гоголя
Тема героизма, мужества и великой силы русского патриотизма звучит в обращении атамана казаков к товарищам перед решающей и страшной битвой.
Речь Тараса Бульбы о товариществе – это призыв, проникающий глубоко в душу каждого слушателя.
Цитата:
Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.
Всё взяли бусурманы, всё пропало.
Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!
Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!
Нет уз святее товарищества!
Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Вам случалось не одному — помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а. .
— Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.
И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать.
Не хватит у них на то мышиной натуры их!
Речь Тараса Бульбы о товариществе — видео
Анализ речи Тараса Бульбы
Обращение Тараса Бульбы к друзьям
Речь мудрого и опытного запорожца призывает мужчин к настоящему чувству, которым славится казачество, — товарищество. Понятие мужской дружбы – основа всей речи.
Что пытается донести до казаков Бульба:
«…в какой чести была земля наша…» у предков;
«…подали мы, товарищи, руку на братство!»;
«…вот на чем стоит наше товарищество!».
Понять дружбу казачью можно, только разобравшись в сути запорожского товарищества.
Чувства высоких слов
Тарас сравнивает святые узы товарищества с чувствами семьи: матери, отца и детей. Родители любят своего ребенка, он ценит тех, кто подарил жизнь. Любить с открытой русской душой не способен другой человек. Он любит разумом, душой, телом, всем, чем одарил человека Бог. На истинности взаимоотношений держится Русь, отчая земля. Символом ее для казачества является Запорожская Сечь.
Казаки умеют не только воевать, верить, любить, но и умирать. Такой силы и натуры нет у других наций. Тарас сравнивает их с мышами, тихими, скрытными и мелкими, пугающимися, прячущимися в норах. Товарищей верных, как на Руси, не было, нет и не будет.
Цель обращения Тараса
Бульба призывает к смелости, мужеству. Атаман выступает перед друзьями, чтобы поднять боевой дух. Он хочет, чтобы его соратники приняли смерть достойно. Бульба понимает – гибель рядом, но унывать нельзя. Русская душа настолько сильна, что умирать нужно красиво. В смерти раскрывается все величие русской натуры. Мудрый казак достигает своей цели. Его слова глубоко проникают в каждого.
Героизм проснулся, заговорил, и запорожцы стали биться с огромной самоотверженностью, взаимовыручкой, проявляя настоящее товарищество, о котором говорил Тарас.
Источник
Речь Тараса Бульбы (текст, цитата, анализ) о товариществе в повести Тарас Бульба
Цитата:
— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.
Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.
Всё взяли бусурманы, всё пропало.
Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!
Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!
Нет уз святее товарищества!
Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Вам случалось не одному — помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… …
— Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.
И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать.
Не хватит у них на то мышиной натуры их!
Значение общины для казака
Традиции и ориентиры братства ценны и знаменательны. Казачье войско состоит из обычных людей с суровыми порядками, но они объединены тяготением к классной обособленности и вольности. Для них святы обязательства перед Родиной. Они — это бойцы, следующие за собственными идеалами, и в нужный час способны отдать за них всё, что есть.
Благородное сообщество
Сила воли и братское сообщество для персонажей гоголевского Тараса Бульбы составляют собой некие святые принципы, что укореняются и воспитываются с раннего детства. Товарищеские чувства для казаков более значимы любви к родителям, потому что это близость душевная. Это чувство не заложено природой, оно воспитывается и развивается в человеческой личности самостоятельно. Значимее может быть для запорожских воинов только любовь к Родине, на которой основывается казачье товарищество.
Надо отметить, что именно совместная любовь к родной земле соединяет их и превращает в благородных воителей. Один из наиболее запомнившихся эпизодов рассказа про атамана Тараса — воодушевляющий монолог основного персонажа. Вся славная сущность сообщества казаков изображена в нём.
В своём литературном труде Николай Гоголь поднимает тему величайшего могущества русского духа. Для казачьего воина «нет уз святее товарищества». Пожалуй, это незыблемая основа их несгибаемой натуры. Автором не столь детально рассматривается жизненный путь индивидуального персонажа, он сосредотачивается на общем портрете запорожских людей, как единого целого, описывает их традиции, жизненный уклад, светлые устремления.
Истинные воины
Таким образом, товарищеские чувства представляют собой основную жизненную опору. Нравственные ценности, почтение с детства закреплены в казачьих характерах, это восторгает и покоряет. В персонажах повести воплощены идеалы истинных защитников Родины, которые наделены особой крепостью духа, бесконечно преданы воинскому братству и Отчизне.
Образ запорожских казаков:
- смелые воины;
- настоящие патриоты;
- достоинство и честь;
- независимость и свобода.
Разумеется, дружба — это одна из самых значимых вещей на свете.
Каждый человек хочет встретить настоящего друга и товарища, который всегда будет надёжной опорой. Эти чувства можно сопоставить с любовью. При её отсутствии существовать трудно и горестно.
Поэтому дружба и товарищество сакральны в непродолжительной человеческой жизни. Только связи, закреплённые серьёзными совместными испытаниями, можно именовать нерушимыми и вечными. Это и есть казачье товарищество и братство. Подлинные друзья, которые были познаны в беде, останутся верны друг другу, несмотря ни на что.
Помимо преданности в дружбе, необходимо уметь относиться с заботой и участием. Люди между собой разные, иногда бывает сложно найти понимание, и истинные друзья должны мириться как с положительными чертами, так и с недостатками.
Анализ речи
Образ того, как героизм, великая сила и мужество смогли стать основополагающими принципами в жизни атамана, которые не раз звучат из его уст, и особенно проникновенны в обращении к своим «братьям» перед финальной битвой, которая грозит быть страшной и грозной. В ней звучат ноты величайшего патриотизма и любви к русской земле. Речь можно назвать призывом, который вливается в душу читателя единым потоком эмоций данного персонажа, за которым готовы идти люди, что отдадут жизнь лишь за честь находиться рядом с ним.
Обращаясь к своим бравым воинам, он советует им «вспомнит заветы дедов, которые проливали свою кровь, будучи такими же молодыми, и которые помнят, как враг не смог зайти на границы земли русской, как бы сильны не были его войска». Он видел что-то особенное в силе единства русского народа, особенно во времена, отягощенные бременем войны. Он приводит пример того, «что и люди, и звери любят свое дитя, однако лишь человек может познать основы дружбы и братства не кровного».
Тарас считает, что лишь русский человек способен понять тревоги и переживания другого соотечественника, говоря о том, что «все время от времени бывают на чужбине и разговаривают там с людьми из других краев, однако, когда разговор касается Родины, то поговорить с человеком становится не о чем». В основу своих речей он вкладывает всю душу, наполненную мыслями о защите страны и настоящей дружбе. Дары дружбы мудрый атаман сравнивает с родственными узами, говоря, что лишь в ней постигается и раскрывается человеческая суть.
В финальной битве он произносит невероятно красивую и трогательную речь для того, чтобы поддержать товарищей на поле боя. Тарас Бульба понимает, что смерть неминуемо ждет каждого из тех, кто стоит позади него, однако желает, чтобы осуществилось поднятие боевого духа у его бравых воинов, которые идут с ним до самого конца. Для него и его запорожских товарищей самым главным является достойная смерть, о которой будут вспоминать следующие поколения, говоря, как о подвиге дедов. И в этом сражении все они погибают, однако они не прогнулись под заграничного врага, дав ему достойный бой. Эти люди знали, для чего они пролили свою кровь и верили в то, что даже при неудаче, их дело и идеи будут продолжать жить в их потомках, которые сделают все, чтобы отомстить за своих предков. Понимание дружбы Тарасом Бульбой – явление невероятно чувственное и настоящее, наполненное философским и практическим смыслом, которое он пронес через всю свою жизнь.
Сочинение Речь Тараса Бульбы о товариществе
«Тарас Бульба» — одна из самых известнейших повестей великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, повествующая о событиях казацкого восстания 1637—1638 годов, когда группа запорожских казаков решила попытаться избавиться от власти Польши, которая держала под своей властью в те времена часть территорий современной Украины.
Рассказывая о событиях тех лет, Гоголь добавляет множество подробностей, которые ему, естественно, не могли быть известными, однако, без них произведение не могло бы максимально точно передать дух эпохи, а так же личности и их особенности главных участников тех событий – казаков. Одной из таких «подробностей» стала знаменитая речь Тараса Бульбы о товариществе.
Свою речь предводитель казацкого войска в повести произносит незадолго перед боем под городом Дубно дабы поднять боевой дух казаков. Говоря данную речь, Тарас выступает не только как военачальник, который управляет исключительно действиями своих подчиненных, но и как духовный лидер, ведущий своих товарищей на битву, которая может стать для них последней. Впрочем, Тарас и сам понимает это, осознавая то, что и для него это сражение так же может стать последним, однако это еще больше сближает его с другими казаками, показывая то единение, которое царит в их войске.
В своей речи Тарас воодушевляет своих товарищей-казаков, он призывает их не бояться смерти и ранений, ведь та причина, по которой они вступают в бой – правая, ведь они сражаются за свою Родину, за свой родной край, за своих «отцов и дедов» и их землю, за их традиции и веру, и, в конце концов, за свободу и независимость. Подкрепляет он свою вдохновляющую речь темой товарищества – Тарас делает акцент на том, что нигде так не понимают товарищества, нигде не вкладывают в это слово такой смысл, как в «Русской земле» и в частности на Запорожской Сечи.
Однако в своей речи Тарас не просто поднимает боевой дух для того, чтобы будущее сражение закончилось для казаков победой, но и раскрывает важные темы, выражая мнение казачества тех времен на важнейшие вопросы. Особенно это видно на примере перечисления в речи Бульбы важнейших ценностей казаков, среди которых особое место и занимает товарищество. Тарас подчеркивает и тот факт, что ценность настоящего русского товарищества намного выше всех иных «басурманских» традиций и ценностей, среди которых на первое место выбивается личное, а не общественное, личный достаток, а не достаток твоих верных товарищей.
Именно по этой причине речь Тараса Бульбы о товариществе является важнейшим моментом произведения, который раскрывает нам не только его взгляды на то, что такое товарищество и почему оно так важно, но и, по сути, раскрывает взгляды всего запорожского казачества тех уже далеких от нас времён.
№1. Описание степи.
(С. 183-184 учебника)
Тарас Бульба, Остап и Андрий в степи
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши.
Источник