Что значит для подростка быть взрослым

Что значит быть взрослым?

Что значит быть взрослым?

«Переехать из дома родителей и взять ответственность за себя в свои руки», – возможно, ответите вы. Но что это значит в контексте самооценки? Какова самооценка молодого человека, готового быть ответственным за свою жизнь? Давайте вернемся к определению самооценки: здоровая самооценка – это умение слышать самого себя, принимать свои чувства плюс способность проявить свои чувства во взаимодействии с другими людьми. Здоровая самооценка, таким образом, предполагает умение действовать, опираясь на свои ощущения и чувства.

Но ведь быть взрослым в нашем понимании как раз и означает решительность и способность действовать: взять на себя ответственность и сделать, влиять на ход вещей, вмешаться при необходимости. Значит ли это, что наличие здоровой самооценки – достаточное условие для того, чтобы считать себя взрослым? Ведь многие съезжают из родительского дома и принимают ответственность за самих себя, имея не особенно высокую самооценку. И многие взрослые страдают от низкой самооценки на протяжении всей жизни: быть не особо в себе уверенным – довольно обычное дело.

Читайте также:  Что значит повысить капитализацию

Важно отметить, что ответственность взрослого заключается вовсе не в том, чтобы быть всегда и во всем уверенным. Взять ответственность порой значит показать свою неуверенность. К примеру, может случиться, что вы как родитель не уверены, сможет ли подросток остаться дома один на выходные. Вы проявите б?льшую ответственность, если скажете: «Я сомневаюсь в том, что это пойдет тебе на пользу. Давай еще раз это обсудим», а не «И речи быть не может». Но, разумеется, в том случае, если вы действительно не уверены.

Быть взрослым также значит включаться в равноправные отношения с другими людьми. Люди – стадные животные, и мы не можем справляться со всем в одиночку. Адекватная самооценка поможет сказать «да» другому человеку, когда вы почувствуете, что это правильно. Это предпосылка вступления в новые отношения после отделения от родителей. Адекватная самооценка также предполагает умение сказать «нет», оградить себя от нежелательного общения. Не только почувствовать «нет» своим нутром, но и суметь сказать это вслух другому: «Нет, я не хочу». Чтобы взрослый был способен сказать «да» другому человеку (например, в любовных отношениях), он должен иметь детский опыт эмоционального принятия окружающими. Чтобы взрослый был способен сказать «нет», в детстве ему должно было быть позволено себя ограждать. И то и другое закладывается в имплицитную память, чтобы мозг был в состоянии выстрелить «да», когда это нужно, и «нет», когда это необходимо.

Одним словом, чтобы повзрослеть и быть ответственным в отношениях, необходимо иметь разносторонний опыт – как включенности, так и установления границ. Здесь мы подходим к проекту становления подростка: он находится на пути прочь из родительского дома, ему нужно уйти и со временем самому стать родителем – уже в собственном доме. Ему надо стать ответственным взрослым, но он пока еще не стал им. В чем он нуждается? В опыте включенности, принятия другими и установления границ. Правильнее будет сказать, что подросткам нужно чувствовать, что они все еще принимаются, то есть привязаны к родителям, но при этом получать поддержку в умении отгораживать себя от нежелательного (подробнее о личных границах мы поговорим в главе 12).

Читайте также:  Глиоз лобных долей что это значит

Молодые люди движутся навстречу самостоятельности, но все еще не созрели для того, чтобы позаботиться о самих себе. Способность отстаивать собственные границы, мужество противостоять давлению извне еще недостаточно развиты. Поэтому молодежи труднее справляться с трудностями, если дома их не ждет безопасное укрытие. Основополагающий вопрос «Смотрят ли они за мной?» все еще не потерял свою актуальность. Забота и поддержка, которую мы оказываем, имеют огромное значение для формирующейся самооценки подростков. Приведу пример, иллюстрирующий вышесказанное.

Тринадцатилетняя Камилла через пару недель начнет ходить в среднюю школу[5]. Она слышала, что многие начитают курить в восьмом-девятом классе, и боится давления со стороны сверстников. Сама она не хочет начинать курить, но боится, что не выдержит давления группы и сделает это. Либо же будет чувствовать себя лишней, если все будут курить, а она нет. Камилла делится своими переживаниями с мамой, которая предлагает ей выход, позволяющий противостоять возможному давлению:

«Может быть, вы с подругами заранее договоритесь о том, что не станете курить? Тогда ты будешь не одна, так легче сказать “нет”». Мама и Камилла некоторое время обсуждают различные способы уйти от давления. Они говорят и том, что, вероятно, давление не будет таким уж сильным. Но Камилла все еще обеспокоена. Она вдруг говорит: «Мам, слушай, а мне вообще-то можно курить?» Мама несколько шокирована, такого поворота она не ожидала: «Нет! Я не хочу, чтобы ты курила! Нет, тебе нельзя курить». – «Значит, я так и скажу: мне запрещают курить, вот и все!» Вот теперь Камилла успокоена. Разговор закончен. Камилла – ребенок, который может опереться на свою маму.

Тринадцатилетняя девочка в этом примере совсем юна. Она нуждается в том, чтобы родители ее «удерживали». Она знает, что ей предстоит столкнуться с элементами взрослого мира, и чувствует потребность в том, чтобы о ней позаботились как о ребенке. Ей идут навстречу, и это способствует ее развитию. Установка «мне не разрешено курить» со временем преобразуется в установку «я не хочу курить». Та же основополагающая потребность в поддержке родителей сохраняется у всех подростков, пока они постепенно не научаются управлять своими решениями.

Баланс между великим проектом становления и все еще сохраняющейся потребностью в заботе и присмотре достаточно трудно удержать, и решение этой задачи требует от родителей многого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Что значит быть Просветленным?

Что значит быть Просветленным? Так что же нужно делать, чтобы напоить, чтобы насытить свое сердце радостью? Не так уж и много. Слушать свое сердце, любить Бога – а значит, и все, что им создано, включая нас самих, и добросовестно исполнять свои земные обязанности – даже если

Глава 2 Иметь значит быть

Глава 2 Иметь значит быть Легко доказать, что имущество воспринимается как часть личности — достаточно лишить человека его личных вещей. В начале 1990-х граждане покойного СССР зачитывались книжкой Эриха Фромма «Иметь или быть», клеймившей западную меркантильность и

Что значит быть исключенным из системы?

Что значит быть исключенным из системы? Из примера Антонеллы видно, что забытыми или исключенными из системы родственниками могут быть не только преждевременно умершие члены семьи. Часто это те, кому не было оказано должного уважения, те, кто не смог занять принадлежащее

Что значит быть взрослим?

Что значит быть взрослим? Многие подростки считают, что быть взрослым — это значит быть свободным от родительской опеки, быть независимым, распоряжаться собой. Некоторые молодые люди пытаются весьма своеобразно продемонстрировать свои волевые качества, показать свою

Что значит быть мальчиком?

Что значит быть мальчиком? Мы говорим «дети», «мальчики», не подозревая (при всей нашей образованности не подозревая), что слова эти давно затеряли свое множественное число в несчетной россыпи единиц. Райнер Мария Рильке Русское слово «мальчишество» не является научным

Как научиться кататься на велосипеде и быть взрослым

Как научиться кататься на велосипеде и быть взрослым Я помогал ребенку научиться ездить на двухколесном велосипеде. Он сообщил мне, что на самом деле учиться не хочет, и изложил очень логичные причины: возле его дома нет велосипедных дорожек, ему вообще негде ездить, от

Что значит быть звездой?

Что значит быть звездой? Правда ли, что звезды несут меньше ответственности перед командой, нежели другие игроки? Что у них только одна роль — быть великими и выигрывать матчи? Или наоборот: ответственности у звезд намного больше? Что по этому поводу думает Майкл

Глава 1 БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ — ЗНАЧИТ БЫТЬ В ПУТИ

Глава 1 БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ — ЗНАЧИТ БЫТЬ В ПУТИ Что мы будем понимать под «смыслом». — Актуальность поиска смысла объясняется, во-первых, свободой человека, основанной на его открытости миру; во-вторых, различной ценностью вещей и событий; в-третьих, постоянной сменой

№ 41. Байка «Быть человеком значит быть борцом»

№ 41. Байка «Быть человеком значит быть борцом» Эта фраза заимствована из произведения Иоганна Вольфганга Гете «Западно-восточный диван» [33]. Мораль: активная жизненная позиция всегда предполагает преодоление трудностей.Комментарий: задача родителя – не сделать так,

Что значит быть другой

Что значит быть другой Хорошо воспитанные женщины редко творят историю. Анита Борг, ученый-программист Все четверо мы преследовали мечты, не свойственные женщинам нашего времени и культуры. Джен ворвалась на радио и телевидение, когда в этой области работало еще очень

День 1. Что значит быть счастливым?

День 1. Что значит быть счастливым? 1. Утренние страницы.С этого упражнения будет начинаться каждый ваш день на протяжении 90 дней. Нужно, как только вы проснулись, выделить себе время для того, чтобы написать три страницы текста. Писать нужно все, что приходит вам в голову:

Влиять — значит быть интересным

Влиять — значит быть интересным • Если тебя не понимают, то задумайся, как стать интересным.• Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего. Говори не о том, что нужно, или что самому кажется интересным, а о том, что важно для

Что значит быть на трибуне

Что значит быть на трибуне Находиться на зрительской трибуне совсем не означает, что вы должны только созерцать и ничего не делать. Вовсе нет. Вы выполняете все положенные правила поведения — ходите на службу, составляете планы работы и исполняете их, готовите бумаги,

Что значит «быть в ударе»

Что значит «быть в ударе» Чтобы лучше понять, в чем заключается разница между автоматическим выполнением нужных движений в спорте, когда мы даже не думаем о том, куда поставить ногу или на какую высоту поднять руку, сравните уже известную вам историю о том, как Трейси

Источник

Что значит быть взрослым?

Что объединяет всех детей и подростков? Они все мечтают стать старше. Взрослые ассоциируются у них с независимостью, и здесь нет ничего удивительного. Для определенного возраста это совершенно нормально, ведь именно так происходит становление и развитие личности.

Почему наступает момент, когда девочки пытаются выглядеть старше своих лет, начинают красить волосы, делать макияж, одеваться, как старшие девушки? Мальчишки стремятся быть похожими на авторитетных мужчин, беря часто за свой идеал даже криминальные личности. Ответ простой – они мечтают о признании и свободе действий.

Дети подчиняются своим родителям, у них ограниченные права, часто они чувствуют себя заложниками взрослых. Немногие из них понимают, что таким образом их хотят защитить, оградить от ошибок и проблем, которых можно избежать. Родители так пытаются поделиться собственным опытом проб и ошибок, потому что сами наступали на грабли.

Но, что значит быть взрослым?

Быть взрослым – это значит уметь отличать добро от зла, мудрость от глупости. Это значит уметь жертвовать чем-то ради других людей. Взрослый умеет себя обуздать, если так будет нужно, он сможет ограничить и поставить себя в рамки, чтобы достичь своей цели. Взрослый человек никогда не будет поступать «как все», вначале он обдумает и оценит предлагаемое, он всегда отвечает за свои слова и поступки.

Но всему свое время! Не спешите взрослеть, потому что детство потом не вернуть. Не пытайтесь его обогнать и перепрыгнуть через ступеньки – это чревато неприятностями. Время отрочества и детства следует принимать не как время несвободы и родительского контроля, а как время обучения, работы над собой, когда еще можно рассчитывать на помощь и обеспечение родителей, на их советы и поддержку. Но если вы чувствуете, что вам на самом деле пора уже повзрослеть, то примите некоторые меры:

1. Научитесь самостоятельно справляться с жизненными трудностями и собственными желаниями. Умейте укротить свой пыл, негативные эмоции, когда они лишние.

2. Помните, многое приходит с опытом, но не стремитесь слишком быстро его наживать.

3. Прислушивайтесь к советам старших. У них, на самом деле, гораздо больше знаний, они вряд ли посоветуют глупости. Взрослые люди очень часто обращаются за советом к мудрому человеку.

4. Научитесь быть ответственными за каждый свой шаг, каждое сказанное слово. По-настоящему отвечать за кого-то вы будете, когда у вас появится семья, а сейчас, попытайтесь для начала, не перекладывать ответственность на других.

По-настоящему взрослый человек, не по паспортному, а по внутреннему возрасту, который выдает ответственное поведение, старается поступать правильно. А, совершив ошибку, он пытается ее исправить наилучшим образом.

Результатом такого поведения становится уменьшение ссор с родителями и повышение их доверия.

Источник

Час общения: «Что значит – быть взрослым»

Целью часа общения является раскрытие учащимся содержания понятия «ответственность»; формирование у детей ответственности за свои мысли, поступки и действия; развиватие понимания сути взрослого отношения к окружающей действительности. Основными методами обучения, которые используютя на уроке — беседа, рассказ, объяснение, упражнение.

Просмотр содержимого документа
«Час общения: «Что значит – быть взрослым»»

Тема: «Что значит – быть взрослым?»

Цель урока: раскрыть учащимся содержание понятия «ответственность»; формировать у детей ответственность за свои мысли, поступки и действия; развивать понимание сути взрослого отношения к окружающей действительности.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение.

Ресурсы: текст В. Железникова «Рыцарь», картинка с изображением рыцаря в латах.

Учитель и дети выходят по очереди в центр круга и здороваются со всеми любым способом, не повторяя ранее использованные приемы. Класс повторяет каждое приветствие.

– Представьте себе, что вы стали взрослыми и самостоятельными людьми. Мысленно нарисуйте свой образ, портрет. Прислушайтесь, что он говорит вам: «Быть взрослым – это очень ответственно». Это значит, ты держишь свое слово, выполняешь данные тобой обещания, а главное – обдумываешь свои поступки, чтобы они не причиняли боль, обиды другим людям. И еще ты всегда заботишься о младших, о своей семье, поддерживаешь мир, чтобы никто не ссорился.

Взрослый – это умный, сильный, добрый человек. Он умеет учиться, трудиться, общаться с другими людьми, и делает это осознанно, целеустремленно, ответственно.

– Общество людей делится на детей и взрослых. Взрослый человек может по своему выбору заниматься тем, чем он хочет и любит заниматься. Однако на него возложена очень большая ответственность – забота о людях, которые живут и работают рядом с ним. Каждый человек, который считает себя взрослым, должен поступать по-взрослому, то есть быть ответственным и не искать виновных в своих бедах среди других людей. Надо иметь мужество признавать свои ошибки и сразу их исправлять.

– Подумайте и скажите, являются ли следующие действия проявлением ответственности человека. Итак:

– все делать по совести;

– отвечать за свои поступки;

– всегда выполнять свои обязанности;

– не обещать того, что вам не под силу.

Что значит быть ответственным?

Является ли ответственность признаком взрослости? Почему?

Как вы полагаете, ответственны ли вы?

Заботитесь ли вы о ком-нибудь? Как вы это делаете?

Какие еще качества свойственны взрослым людям? Чем еще взрослые отличаются от детей?

Работа с текстом

Перед чтением произведения учитель предлагает детям посмотреть на картину с изображением рыцаря в латах.

– Конечно же, это рыцарь, закованный в латы. Рыцари жили очень давно. Любой человек мог обратиться к ним за помощью. Особенно внимательны были рыцари к женщинам и старикам, потому что они физически довольно слабы и им очень трудно постоять за себя. С тех давних пор рыцарем называют любого человека, который внимателен к слабым, защищает их, помогает преодолевать трудности.

Писатель В. Железников однажды увидел такого человека и написал о нем рассказ «Рыцарь».

Давайте прочитаем его.

В. Железников. «Рыцарь»

Саша вышел во двор и огляделся… Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубинке, ворота были открыты настежь. Ну, машины – это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей.

Саша подошёл к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Дальше идти без разрешения он боялся.

Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.

– Здравствуйте, дядя, – сказал Саша.

– Здравствуй, малый, если не шутишь, – ответил шофёр.

– Я не шучу. – Саше понравилось, что шофёр назвал его малым. Это для него звучало необычно, ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух.

– А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды, – сказал шофёр. – Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.

Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. И он, Саша, пошёл в глубь гаража.

В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнехонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжелым, он улыбнулся: «Ерунда, – мол, – не такие таскали». Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.

Шофер залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.

– Заходи, когда будет время, – сказал он.

Саша крепко пожал ему руку и ответил:

– Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.

Шофер уехал, а у Саши на руке осталась широкая темная полоса – это шофер вымазал его руку машинным маслом. Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шоферскую заметину. Так и ушел Саша домой, но шофера теперь считал лучшим своим другом.

Прошло несколько дней, и как-то этот шофер, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не увидела, что загородила дорогу машине.

– Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберешь.

Саша это все услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофер. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо:

– Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас. я вас ударю! – крикнул он тонким голоском.

Вот сейчас что-то должно было случиться.

– Ух, ты! – сказал шофёр. – Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь.– Он оглушительно рассмеялся.

Больше ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой, а тут впервые ему сказали такие слова. Еще кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имени.

А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые! Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. Тогда он сказал:

– Ну, прости, малый, виноват. Кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.

Он тронул машину и помахал Саше рукой.

А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки?

– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?

– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?

– Можно ли назвать героя этой истории «взрослым человеком»? А почему?

– Вам случалось совершать благородные поступки? Вы чувствовали себя в этот момент взрослым человеком? Опишите этот момент.

– Подумайте, всегда ли возраст говорит о взрослости человека? Может ли ребенок быть взрослым, а взрослый – ребенком? Приведите примеры.

Работа в тетради

Задание 1. Подумайте и запишите, чем похожи и чем отличаются друг от друга взрослые и дети.

Задание 2. Напишите 3-4 качества взрослого человека.

По завершении работы учитель предлагает детям по желанию и по выбору прочитать записи в тетради.

Упражнение-тренинг «Стань взрослым»

Класс делится на пары. Каждая пара получает задание с конкретным случаем, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем.

Твой товарищ попросил у тебя списать. Как ты поступишь?

В школе разбили окно. Ты видел, кто это сделал. Как ты поступишь?

Одноклассник в твоем присутствии нагрубил женщине, моющей пол в коридоре школы, намусорил. Как ты поступишь? Почему?

Вы готовитесь к школьному празднику, репетируете сценку. Выясняется, что два человека хотят играть одну и ту же роль. Как разрешить эту ситуацию?

Мальчик принес в школу плеер. Его друг взял послушать и сломал его. Хозяин плеера страшно разозлился. Как можно разрешить эту ситуацию?

Твой товарищ решил пошутить и спрятал твою тетрадь. Скоро прозвенит звонок, а тетрадь он не отдает. Как ты поступишь?

Товарищ попросил у тебя почитать библиотечную книгу и не возвращает. Как можно разрешить эту ситуацию?

Учитель попросил вас разделиться для дальнейшей работы на группы. Твой друг решил работать не с тобой, а почему-то ушел в другую группу. Тебе это не понравилось. Как ты поступишь?

Ситуации обсуждаются в кругу. Можно некоторые ситуации проинсценировать. Учителю желательно при помощи вопросов выяснить мотивы того или иного решения, принятого детьми, затем обсудить эти решения в группе, чтобы ученики увидели «плюсы» и «минусы» каждого решения и сделали соответствующие выводы.

– Быть ответственным – это значит добросовестно относиться к своим обязанностям. Не нужно думать, что только те люди, которые старше вас по возрасту, считаются взрослыми. Вы, дети, уже взрослеете! Потому что вы рассуждаете, чувствуете и поступаете ответственно, по-взрослому. А еще взрослым и ответственным человеком считают того, кто поступает по совести. Прислушайтесь к слову «совесть». Человек совершает поступок или действие, прислушиваясь к себе, к своему сердцу и разуму. Совесть – это мера, характерная черта ответственного человека.

Ответьте на вопрос: «Как стать взрослым человеком?»

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…».

Источник

Оцените статью