Что значит для меня жить не по лжи сочинение

Жить не по лжи

Жить не по лжи — значит, жить по совести, жить так, чтобы нечего было стыдиться. Русская литература всегда призывала свою читательскую аудиторию к добру. Великая мудрость заключена в творениях народного творчества — в сказках. Жить по правде призывали и великие русские писатели: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой…
Обратимся к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Провожая на службу своего единственного сына, Петрушу Гринева, его отец дал ему свой отцовский наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Правда старшего Гринева – уверенность в том, что служить надо честно, служить не потому, что есть возможность сделать карьеру по протекции «своего» человека, а служить Родине. Именно поэтому он отправил своего сына не в Петербург (там бы Петруша жил неправедной жизнью столичного военного — пил, играл в карты, прожигал свою жизнь), а в Белогорскую крепость, в глушь, «потянуть лямку», набраться опыта.
Петруша свято блюдет заветы своего отца, живет он по правде. Правда Петра Гринева — быть преданным присяге, отечеству, не замарать свою честь предательством, малодушием. Он отказывается переступить свои твердые моральные принципы. Дилемма (жизнь или честь) для него имеет только одно решение: честь — важнее. Дать присягу самозванцу Пугачеву, сохранив этим самым себе жизнь, а потом жить во лжи, играя лживую роль патриота, в страхе перед разоблачением, — против убеждений Гринева.
Если Швабрин, спасая свою шкуру, дает присягу самозванцу Пугачеву, забыв о чести офицера, то Гринев предпочитает казнь столь лютому унижению. И только счастливое стечение обстоятельств спасло его жизнь. Впрочем, почему счастливое стечение обстоятельств? Ведь Пугачев помиловал Гринева, памятуя о добром поступке Петра Андреевича, подарившего ему не так давно теплый тулуп и полтину на водку.
У Пугачева тоже есть своя правда, основанная на добре. Вспомним мудрые народные изречения, по которым живет самозванец: «Долг платежом красен», «Сироток обижать грешно». И Пугачев придерживается этих принципов: платит добром за добро Гринева, суров со Швабриным, посмевшим обижать сироту Машу. «Кто посмел обижать сироту?»- гневно восклицает Пугачев. Казнить человека, сделавшего ему добро, позволить обижать беззащитную сироту означает для героя жить во лжи, противоречащей народной правде.
Именно твердые моральные принципы, нежелание и неумение жить во лжи заставили молодую, красивую женщину Катерину Кабанову уйти из жизни, бросившись с обрыва в Волгу.
Сестра мужа, Варвара, пытается убедить Катерину, что надо жить проще, «лишь бы все шито-крыто было»… Катерина, не выдержав гнета домашней тюрьмы, где царствует жестокая Кабаниха и томится, подобно ей, слабовольный муж Тихон, забывший о том, что он — муж, мужчина, – бросается в объятия Бориса. Ей хочется ласки, любви ,опоры ,сильного чувства… И не ее вина, что Борис оказался слабым и безвольным человеком.
Катерина — женщина, которая искренне верит в Бога. Семья, семейные ценности, верность мужу — все это для нее святые понятия, имеющие самое прямое отношение к христианству, христианским догмам с их идеей добра, серьезным отношения к институту брака, верности. Катерина не может жить с грехом, который она совершила, изменив данному перед Богом обету быть верной мужу, семейным обязанностям.
Правда Катерины — верить в Бога, иметь чистую совесть, свято хранить верность семье, мужу, радоваться простым вещам (Катерина с тоской вспоминает, как счастлива она была в родном доме, когда гуляла по саду, ухаживала за цветами, ходила в церковь, беседовала с богомолками- странницами), любить близких — несовместима с ее грехом, преступлением, с ее любовью к человеку, с которым она не венчана в церкви. Поэтому Катерина предпочла смерть.
Остаться жить в этом страшном доме-тюрьме, где «все как будто из-под палки», обманывать мужа, жить с осознанием своей греховности, моральной нечистоплотности, то есть, жить во лжи — это не для чистой души Катерины…
Хочется поговорить еще об одной правде, которую защищает герой «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова купец Степан Парамонович Калашников. Опричник Кирибеевич, воспользовавшись своим привилегированным положением, «опозорил, осрамил» в церкви венчанную женщину…
Купец Калашников, муж Алены Дмитриевны, воспринимает это как страшный позор, оскорбление, как попирание божеских законов, утверждавших святость любви и брака. Церемония венчания наполнена для него глубочайшим смыслом. «Не на то пред святыми иконами мы с тобой, жена, обручалися»- говорит он. Степан Парамонович отомстил за честь своей жены, своей семьи.
Гораздо проще Степану Парамоновичу было бы затаить в себе свою боль, обиду, не рисковать своим благополучием, поскольку обидчик его — человек, близкий царю, человек, пользующийся милостью, расположением государя… Степана Парамоновича не остановило это обстоятельство, не испугало, что он может поплатиться за свое мужество, за свое желание отстоять народную правду. Жить с этим оскорблением, с осознанием того, что попрана честь, жить во лжи — это не для Степана Парамоновича…
Герой Лермонтова поплатился за этот мужественный поступок свой жизнью… Когда царь- батюшка, Иван Грозный, спросил Калашникова, « за что про что» он убил его «верного слугу Кирибеевича», Калашников не рассказал Ивану Васильевичу, что это была единственная возможность защитить честь семьи… Он предпочел казнь.
Жить не во лжи — значит жить по правде. Конечно, каждый из героев (Гринев, Катерина, Калашников) защищает свою правду, но есть у них и что-то общее — стремление иметь чистую совесть.

Читайте также:  Что значит вычет 620 при коде дохода 4800

Источник

Сочинение на тему: Жить не по лжи

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 05.11.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Жить без лжи — это жить по совести, жить без стыда. Русская литература всегда призывала своих читателей творить добро. Великая мудрость заключается в фольклорных произведениях — в сказках. Великие русские писатели: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, призванные жить в истине.

Теперь перейдем к рассказу А.С. Пушкина «Дочь капитана».

Когда он поступил на службу к своему единственному сыну, Петруше Гриневой, отец отдал ему приказ отца: «Позаботься о платье, о мечте и чести мальчиков». Правда старшего Гринева — уверенность в том, что служить честно, а не служить, потому что есть возможность сделать карьеру в защите «своего» мужа и служить Родине. Поэтому он отправил сына не в Петербург (где Петруша вел бы несправедливую жизнь столичных военных — пил бы, играл в карты, сжигал бы жизнь), а в Белогорскую крепость, в глушь, «тянул бы за ниточки», набирался опыта.

Петруша свято делит заветы своего отца, он живет в истине. Истина Петра Гринева состоит в том, чтобы оставаться верным своей клятве, своей родине и не осквернять свою честь предательством и трусостью. Он отказывается выходить за рамки своих твердых моральных принципов. У дилеммы (жизнь или честь) есть только одно решение: честь важнее. Присягнуть самозванцу Пугачеву на спасение собственной жизни таким образом, а затем жить во лжи, играть неправильную роль патриота, из страха быть разоблаченным — против убеждений Гринева.

Когда Швабрин, спасая свою шкуру, приносит клятву верности самозванца Пугачева, забывая об офицерской чести, Гринев предпочитает казнь такому яростному унижению. И только счастливая случайность обстоятельств спасла ему жизнь. Но почему счастливый случай? Наконец, Пугачев помиловал Гринева и напомнил ему о добром деле Петра Андреевича, который не так давно подарил ему теплые тюльпаны и полпенса водки.

У Пугачева тоже есть своя правда, основанная на доброте. Вспомним мудрую народную мудрость, на которой живет мошенник: «Долг по оплате красный», «Грех обидеть сироту». И Пугачев придерживается этих принципов: хорошо заплати за добро Гринева, жестко с Швабриным, который осмелился оскорбить сироту Машу. «Кто осмелился навредить сироте?» — яростно восклицает Пугачев. Чтобы казнить человека, который сделал ему добро, чтобы позволить беззащитным сиротам быть оскорблены, означает для героя, чтобы жить во лжи, которая противоречит народной правде.

Именно твердые моральные принципы, нежелание и неспособность жить во лжи заставили молодую красивую женщину Катерину Кабанову уйти из жизни и спешить из бездны на Волгу.

Сестра мужа, Барбара, пытается убедить Катерину, что нужно жить проще, «пока все спрятано». Катерина, не в силах противостоять гнету домашней тюрьмы, где царит жестокая кабаниха, и по мере того, как она томится, слабый муж Тихон, который забыл, что он муж, мужчина, падает в объятия Бориса. Она хочет привязанности, любви, поддержки, сильного чувства. Она не виновата, что Борис оказался слабым и невольным человеком.

Степану Парамоновичу было бы гораздо легче скрыть свою боль, обиду, не рисковать своим благополучием, чем своему виновнику — человеку, близкому к царю, человеку, пользующемуся милостью, благосклонностью императора. Степан Парамонович не остановил этот факт, не побоялся, что сможет заплатить за свое мужество, за желание отстоять правду народа. Не Степану Парамоновичу жить с этим оскорблением, с пониманием того, что его честь нарушена, жить во лжи.

Герой Лермонтова заплатил за этот смелый поступок жизнью. Когда царский отец, Иван Грозный, спросил Калашникова «почему» он убил своего «верного слугу Кирибеевича», Калашников не сказал Ивану Васильевичу, что это единственный способ защитить честь семьи. Он предпочитал казнь.

Жить во лжи — значит жить во лжи. Конечно, каждый из героев (Гринев, Катерина, Калашников) защищает свою собственную правду, но у них тоже есть кое-что общее — желание иметь чистую совесть.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

«Жить не во лжи» по тексту Александра Исаевича Солженицына (ЕГЭ по русскому)

Каждый из нас неоднократно наслаждался плодами трудов известных композиторов, писателей, художников, но задумывались ли вы о том, в чём настоящее предназначение искусства? Не может же быть так, что стихи и романы пишутся для того, чтобы просто посидеть во время чтения, а картины — чтобы лишь раз окинул их взглядом. Александр Исаевич Солженицын в тексте жить не во лжи поднимает проблему роли искусства в жизни человека.

Автор раскрывает проблему на примере своих рассуждений по поводу фразы Фёдора Михайловича Достоевского о том, что мир спасёт красота. Размышляя над этим утверждением, Александр Исаевич приходит к выводу, что если в триединстве Истины, Добра и Красоты первые два оказываются задавленные, то именно Красота в лице искусства, литературы могут на деле помочь сегодняшнему миру. Автор убежден, что Красота занимает особенное положение в искусстве: «убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце».

Автор убеждён, что именно писателям и художникам доступен великий дар — способность победить ложь. Писатель считает, что искусство в борьбе с неправдой всегда побеждало и побеждает.

Александр Исаевич призывает всех «выйти на бой» с ложью, так уверен, что мы можем «помочь миру в его раскалённый час, если не будем отнекиваться безоружностью, отдаваться беспечной жизни». Автор прибегает к народному творчеству и подчеркивает то, что русские пословицы выражают немалый тяжёлый народный опыт и приводит в пример одну из них: «Одно слово правды весь мир перетянет».

Я полностью согласен с позицией автора и убеждён, что искусство действительно играет большую роль в мире: оно объединяет людей из разных стран и народов, побуждает к размышлениям о тех перипетиях, в которые попадают герои произведений, учит жизни. Классическая литература занимает отдельное место в жизни каждого из нас — она даёт людям нравственные ориентиры, зачастую сильно влияет на становление личности — если человек не прочитает некоторых <самых важных>произведений ещё в детстве, то он будет духовно обделен.

Для доказательства своей позиции хочу привести следующие примеры из литературы.

Роль искусства чётко можно проследить в произведении Константина Симонова «Жди меня и я вернусь». стихотворение, написанное в начале Великой Отечественной войны, долгие годы было настоящей молитвой, обращенной к родным и близким, которая помогала им не падать духом и продолжать сражаться с фашистами, ведь надежда на то, что в тебя всё ещё верят и ждут дома очень сильно поддерживала бойцов во время тяжёлых сражений за свой землю. Защитники Родины не были уверены ни в победе над фашизмом, ни в том, что когда-нибудь окажутся дома, но их согревала одна лишь мысли о том, что где-то далеко живёт любимая до последнего ожидающая возвращения мужа с фронта. Именно поэтому стихотворение Константина Симонова было очень популярно и любимо бойцами Красной Армии.

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Николай Ростов проиграл в карты большую сумму денег и потому возвращался домой в довольно подавленном и задумчивым настроение, так как не знал, как ему поступить, как признаться. Уже находясь в окружении семьи Николай слышит пение сестры — Наташи ростовой. Эмоции, вызванные музыкой, сила искусства помогла ему перебороть свои страхи и признаться отцу, хотя он мог промолчать или же просто что-то соврать. В этой ситуации именно искусство помогло Николаю Ростову сделать единственный верный выбор.

Таким образом, мы видим, что задачи искусства и его роли в нашей жизни велики и разнообразны, но лишь одно можно сказать наверняка — искусство всегда было, есть и будет незаменимым помощником для человека: оно может и поддержать в трудную минуту, и помочь сделать правильный выбор, и дать людям нравственные ориентиры.

Источник

Оцените статью