- ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ
- Смотреть что такое «ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ» в других словарях:
- НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЛЮДЕЙ
- Читайте также
- Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
- НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА 330
- III. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания
- Нравственные аспекты спроса и предложения
- Терминология и нравственные устои общества
- Про людей-жлоботварин
- Про людей-підробок
- Неодинаковость людей
- Миграция людей
- Нравственные вершины
- Про людей
- Среди людей
- 17. Морально-нравственные нормы жизни
- Люди для людей
ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ
Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .
Смотреть что такое «ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ» в других словарях:
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Жуковский, Василий Андреевич — — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия
Голейзовский — Голейзовский, Касьян Ярославович Касьян Голейзовский Имя при рождении: Касьян Ярославович Голейзовский Дата рождения … Википедия
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… … Энциклопедия Кольера
Скафтымов Александр Павлович — [28.9(10.10). 1890, с. Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии, ‒ 26.1.1968, Саратов], советский литературовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Окончил Варшавский университет (1913). С 1923 профессор Саратовского университета.… … Большая советская энциклопедия
Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Скафтымов — Александр Павлович [28.9(10.10). 1890, с. Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии, 26.1.1968, Саратов], советский литературовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Окончил Варшавский университет (1913). С 1923 профессор… … Большая советская энциклопедия
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Манн Томас — (Mann) (1875 1955), немецкий писатель. Брат Г. Манна. С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1938 в США, с 1952 в Швейцарии. В «семейной хронике» буржуазной семьи (роман «Будденброки», 1901), философский роман «Волшебная гора» (1924), «Доктор… … Энциклопедический словарь
Источник
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЛЮДЕЙ
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЛЮДЕЙ
Я всегда с недоумением относился и буду относиться к тем критикам, которые настойчиво делят советских писателей на группы и касты: вот это деревенщики, это производственники, это представители интеллектуальной литературы… Дело это, по моему глубокому убеждению, вредное, оно не способствует созданию необходимого нравственного климата в литературной среде, а ведет к образованию и закреплению в литературе каких-то обособленных цеховых групп, порождает ненужные нам эксцессы, создает искусственные противоречия. Позволительно спросить критиков, настойчиво производящих такое деление: а что, разве так называемые деревенщики не исследуют в своих произведениях социально-нравственные процессы в сфере советского социалистического промышленного производства, разве так называемые представители рабочей литературы живут на необитаемом промышленно-индустриальном острове, и на население этого острова не оказывают влияния опять те же социально-нравственные процессы, происходящие в современной деревне? И разве литература, так называемая деревенская и так называемая производственная, лишена интеллектуальности? Да тогда это не литература! Тогда это не искусство!
Нет, неправильно это — делить литературу, делить писателей на группы и касты. Литература у нас одна — советская, социалистическая. Писатели различных национальностей исповедуют в своем творчестве единый метод — метод социалистического реализма. А вот темы писатели, естественно, берут разные. Кому ближе жизнь рабочих, кому — сельская жизнь, а кому — дела и нравственные поиски, скажем, интеллигенции, молодежи. Но о чем бы писатель ни писал, какую бы тему ни избирал, он, если хочет создать реальную картину советской действительности, не может не учитывать социально-общественных процессов, нравственно-духовных особенностей и итогов развития обоих классов советского общества и социальной прослойки, каковой является интеллигенция. Так что все дело в теме, все дело в разрешаемой автором проблеме нашей жизни и нашей действительности, а не в том, к какому виду или подвиду принадлежит по классификации иных критиков писатель. Ну-ка определите, к какому виду или подвиду принадлежат, скажем, такие глубокие и серьезные писатели, как Михаил Алексеев или Петр Проскурин? Они пишут и о рабочих, и о колхозниках, и о творческой интеллигенции, и о партийных работниках, и о солдатах и командирах Советской Армии и т. д. Ни в одну из изобретенных подобного рода критиками схем они не укладываются. Так, может быть, потому и немного о них, об их произведениях, глубоких и обстоятельных, критических работ и монографий. Во всяком случае, меньше, чем хотел бы читатель и чем заслуживают их произведения. Но именно это, увы, и печально. Именно это и говорит о несовершенстве нашей критики. И пора ей кончать с этим пресловутым делением писателей на различные группы.
Искусство, каких бы областей человеческого бытия оно ни касалось, всегда искало и будет искать ответы на вопросы — в чем счастье человека, в чем высшее проявление его духа? Процесс этот беспрерывный, потому что беспрерывно человеческое бытие. Как только нравственные цели, за которые борется общество, достигнуты, тотчас встают цели еще более возвышенные. И начинается за них борьба во всех сферах человеческого деяния, в том числе в сфере литературы и искусства.
Да, литература, искусство своими специфическими и могучими средствами всегда борются за общественный прогресс.
Но средства эти бывают могучими лишь в том случае, если литературное произведение талантливо, если человек, берущийся писать художественное произведение, глубоко чувствует и понимает законы классового развития мира. В противном же случае в сочинении будут, говоря словами Маркса, только «нападки на современность, неопределенные, бесформенные чувства, отсутствие естественности, сплошное сочинительство из головы, полная противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть, риторические размышления вместо поэтических мыслей».
Наша литературная практика такова, что у нас еще очень много появляется сочинений именно «из головы», в которых господствуют, как говорил Маркс, «риторические размышления вместо поэтических мыслей». И, увы, нередко, очень нередко такие произведения активно поддерживаются критикой. Почему так получается? Понимают ли сами критики, что они иногда, а я бы сказал — весьма нередко, поддерживают заведомо никудышные сочинения и пытаются выдать черное за белое? Я думаю, что большинство из них это понимает. А почему они это делают — вопрос другой.
Человек нашего времени, берущийся за перо, за создание художественных произведений, с самых первых своих шагов, с самых первых своих литературных опытов должен обостренно чувствовать и понимать многомерность реального мира, его классовую природу, сущность социально-классовой борьбы. Хотя чего говорить помимо таланта! Все это и входит в понятие — литературный талант! Обладающий этим талантом человек будет понимать, что наша великая революция, направленная на коренное переустройство общества и мира на справедливых социальных основах, не закончилась, что она продолжается в иных обстоятельствах и, значит, в иных формах и будет продолжаться до полной победы коммунизма.
Но вот эти иные обстоятельства революционной борьбы и иные, чем раньше, формы ее проявления во всех сферах общественной нашей жизни и предстоит запечатлеть писателям, работающим в современной теме, для будущих поколений.
Если взять сферу индустриального труда, избрать для художественного произведения какую-то тему из жизни сегодняшнего рабочего класса, с чего бы я, к примеру, начал размышлять? Естественно, с того, что рабочий класс — это единственный до конца революционный класс, как гениально определил его природу и его сущность В. И. Ленин. Некоторые поморщатся — эко, с чего начал, да это всем известно. Известно-то известно, да ведь известно, что и дважды два — четыре. А когда подводится результат, то у некоторых, увы, получается, как ни странно, почему-то три, а у некоторых — пять. Далее, я бы размышлял, что сегодняшние рабочие являются как бы третьим поколением своего революционного класса. Первое поколение с неимоверными жертвами, проявляя чудеса мужества, подготовило и осуществило Великую Октябрьскую революцию, одолело контрреволюцию, заложило первые камни в фундамент будущего социалистического общества. Второе поколение, тоже с великими трудностями, неся огромные жертвы, являя всему миру величие своего героического духа, создало могучую экономику Советского социалистического государства, защитило и отстояло великие завоевания Октября от фашизма, в котором были сосредоточены самые реакционные, самые черные силы всей земли. И вот сегодняшнее третье поколение рабочего класса является осознанным и достойным преемником и продолжателем великого революционного дела своих дедов и отцов.
Конечно, это деление рабочего класса на три поколения довольно условно, но главные революционные этапы развития этого класса здесь соблюдены. И только понимая, обязательно учитывая исторический процесс развития рабочего класса, можно проникнуть в духовную сущность современного рабочего. И только это проникновение позволит объективно и убедительно исследовать те процессы, которые происходят в среде рабочего класса, написать, скажем, произведение о нравственных исканиях молодого рабочего парня.
Здесь хотелось бы сказать несколько слов о нравственных исканиях наших героев, будь то представители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции — любой социальной среды. Что это за нравственные искания? Чего это герои все ищут? Ищут, ищут, а находят не всегда. Казалось бы, в учебниках по истории, философии, социологии и в других все написано и все объяснено. А герои наших книг все заблуждаются, ошибаются, переживают всякие драмы, а порой и трагедии.
Да, в учебниках написано, но нравственный поиск сопровождает любого человека всю его жизнь. И это потому, что человек всегда ищет соответствия своих идеалов с жизнью. Но нравственно-эстетические идеалы у каждого человека свои, причем под воздействием тех или иных обстоятельств, под воздействием жизни они постоянно и незаметно меняются. Но при этом беспрестанно обновляется и сама жизнь, и она, развиваясь от простого к сложному, властно диктует все более высокие принципы и нормы взаимоотношения людей, в результате которых и рождается человек нового, коммунистического общества. Причем жизненные процессы противоречивы. Диалектический закон развития жизни сформулирован марксистско-ленинской наукой предельно кратко и емко: жизнь есть единство и борьба противоположностей. Но почувствовать, увидеть и понять в этой противоречивости жизни, в ее явлениях, подчас исключающих друг друга, основные и главенствующие революционные тенденции, неумолимые и неостановимые тенденции постоянного социально-общественного обновления и прогресса — главнейшая обязанность всякого художника, всякого таланта. Тогда в его книге появятся типы и характеры, рожденные временем и несущие все приметы того или иного времени, тогда в персонажах книги и отразится то, чем жила и живет страна, и жизнь страны и общества станет частью личной судьбы этих персонажей, тогда нравственные искания того или иного героя произведения будут волновать читателя, он будет сопереживать его поступкам, радоваться или огорчаться его взлетам или падениям. А коль так читатель будет относиться к героям произведения, значит, писатель написал настоящую книгу, нужную людям, помогающую каждому читателю разобраться в его собственных нравственных исканиях.
Л. И. Брежнев в Отчетном докладе XXV съезду КПСС, говоря о теме нравственных исканий в литературе и искусстве, о теме морали, отметил, что были здесь и свои издержки, но все-таки больше достижений. «Заслуга наших писателей, художников, — продолжал он, — в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, глубину чувств, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности».
Сказано это нашей партией емко и полно. Изображая и исследуя нравственные искания людей, живущих в различные времена и исторические эпохи, современный писатель, современный художник должен прежде всего сам обладать высокими принципами коммунистической нравственности, всегда исходить из них в своем творчестве. Лишь тогда писатель способен добиться не призрачного, как случается еще порой, успеха, объясняющегося теми же противоречиями жизни, о которых я говорил выше, а успеха серьезного и настоящего.
Читайте также
Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ Вот о чем хотелось бы сказать. В «Заметках о русском» и в «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не
НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА 330
НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА330 В данной работе я хотел бы рассмотреть смысловую структуру биографической деятельности и?формы осознания ее биографом. В?качестве материала использованы отечественные биографии XVIII—XX вв.Жанр биографии в?России весьма консервативен
III. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания
III. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания Первое чувство ребенка есть любовь к самому себе, а второе, вытекающее из первого, – любовь к тем, кто его окружает; ибо при том состоянии слабости, в котором он находится, он знакомится с другими лишь
Нравственные аспекты спроса и предложения
Нравственные аспекты спроса и предложения Цивилизация велит идти вперед. Теперь прогресс с собой и черта двинул. Гёте, «Фауст» Древняя истина о том, что спрос рождает предложение, в эпоху глобализации канула в Лету. Спрос в этой цепочке утратил миссию субъекта управления
Терминология и нравственные устои общества
Терминология и нравственные устои общества Появившись на свет Божий, каждый человек через глаза формирует свое мировоззрение, как представление о мире в образах, и миропонимание, как те же представления, но уже в лексических формах, на основе понятий. Понятие
Про людей-жлоботварин
Про людей-жлоботварин Жлоб — це тварина в людині. А оскільки кожна людина певною мірою тварина, то апріорі всі люди — жлоби. І я не
Про людей-підробок
Про людей-підробок Жлоб — це людина-підробка. Воно може мати дві ноги, дві руки, голову, щось там казати, щось там пити, курити, жерти чи промовляти якісь сентенції, але це ще не означає, що воно — людина. Бо людина передусім мала б виконувати на цій землі якусь свою місію, від
Неодинаковость людей
Неодинаковость людей Казалось бы, природная одинаковость мышления приведет к нивелировке человеческого разнообразия при подобии общих внушаемых представлений. Этого не произойдет по двум причинам. Первая причина заключатся в том, проявление похожих качеств зависит от
Миграция людей
Миграция людей В истории крупные людские массы не раз перемещались из более населенных в менее населенные регионы планеты. Причина миграции в одном: люди ищут место, где легче выжить и практически делают это, как только появляется физическая возможность. Результатом
Нравственные вершины
Нравственные вершины ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫПамять — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок лягут по прежним
Про людей
Про людей О прозе Маргариты ХемлинВ журнале «Знамя» принято предварять публикации короткой заметкой «От автора». Иногда ее замещает послужной список – «Об авторе», иногда писатели рассказывают о себе. Маргарита Хемлин о личном умолчала, нужным же сочла сообщить
Среди людей
Среди людей Среди людей Вартанян Шушаник. И никто не обнял солдата[?] — М.: Художественная литература, 2012. — 256 с. — 500 экз. О том, как мудро прожить жизнь, написано и сказано немало. Но всем давно уже известно, что универсальных рецептов не существует. Да и не может
17. Морально-нравственные нормы жизни
17. Морально-нравственные нормы жизни «Не имей друзей, которые уступали тебе в моральном отношении» (Конфуций). «Низменное привлекает и усваивается быстрее, чем возвышенное» (автор). Чаще люди думают только о том, как нажиться, считая, что весь смысл жизни в деньгах, в их
Люди для людей
Люди для людей Люди для людей СРЕДА ОБИТАНИЯ Вектор социальной направленности Невозможно оценить культурный уровень человека только количеством зарабатываемых им денег. Для этого необходимо проследить, на что он их тратит. Это правило работает и в масштабах
Источник