Древний мир — это . Определение Древнего мира
В широком смысле Древний мир – это обозначение самого первого и самого длительного периода в истории человечества. Захватывает он отрезок времени от начала формирования общества (до нашей эры 800-1000 тыс. лет) до появления первых феодальных формаций (начало нашей эры, первые столетия). Понятие это охватывает два огромных исторических периода, которые многим известны еще со школьной скамьи как первобытное общество и строй рабовладельческий.
Определение Древнего мира невозможно дать в нескольких словах. Это понятие емкое, включающее в себя события огромного периода развития человечества. Если проще говорить о временном отрезке, то это период, начавшийся в доисторическую эпоху и завершившийся в начале Средневековья.
Краткое определение
Что такое Древний мир? История его значима, возможно, это главная частица всемирной истории, охватывающая древнейший период (от самого зарождения жизни на планете Земля) развития человечества. Этот довольно сложный путь имеет определенные отрезки, среди которых самым первым является тот, когда происходило развитие первобытного общества.
В период Древнего мира возникали, как отмечалось выше, первые общества людей и появлялось неравенство среди них.
Разные страны в эпоху Древнего мира
Древний мир – это период самых первых преобразований и достижений в жизни людей. Когда о нем заходит речь, то сразу представляются образы Древней Греции, Египта, Рима, Китая, Месопотамии, Персии и многих других государств, существовавших в те давние века и оставивших свой след в величайшей истории развития всего земного шара.
Многим известно, что Древняя Греция, являющаяся страной с удивительно бурной историей и развитой культурой, – родина философии, и именно оттуда свое начало берут Олимпийские игры, сохранившиеся до нынешних дней. Многие знают, что в Китае были изобретены порох и бумага, была сооружена протяженная Великая Китайская стена.
Один из важнейших этапов развития Древнего мира – это становление и процветание великой Римской империи, являющейся на протяжении многих веков самым большим и могущественным государством античности. На Древнем Востоке в те времена образовывались государства, строились удивительные сооружения – великие пирамиды, сохранившиеся до наших дней в Египте.
Что такое античный мир?
Говоря о Древнем мире, невозможно не упомянуть об античном мире (с латинского «антиквус» переводится как «древний»).
Так называется группа государств рабовладельческих, сложившихся на побережье Средиземного моря в Древнем мире. Это важнейшие города-страны, созданные греческими племенами. Это союз рабовладельческих городов Италии, возглавленный Древним Римом.
Уже к концу 1-го столетия до нашей эры Рим превратился в столицу Империи, включавшую в свои владения все страны Средиземноморья, часть побережья Черного моря и многие западноевропейские страны. В этом государстве был более широко распространен труд рабов, чем в Греции и на Востоке. За счет жестокой эксплуатации подневольных здесь была создана высочайшая культура, ставшая основой последующего развития народов Европы.
Греческие ученые и мыслители заложили фундамент для многих научных знаний, и многим отраслям науки они дали свои названия. В Греции впервые возник и театр. Освоив греческую культуру, римляне сделали замечательные открытия в области техники строительной. Они же впервые развили науку о суде и праве.
Выходит, что Древний мир – это всевозможные преобразования практически во всех областях жизнедеятельности людей: в науке, культуре, строительстве и пр. Все это стало основой для дальнейшего благополучного развития всего человечества.
Чем все закончилось?
С чего все начиналось и чем закончилось? Древний Рим поначалу был небольшим селением, расположенным на берегу реки Тибр. По прошествии длительного периода времени он превратился в столицу великой, могущественной державы, захватившей, можно сказать, почти весь мир. Но со временем он обессилел в борьбе с рабами и покорёнными народами. Государство римское пало в результате многочисленных ударов варварских племён и вновь раскололось на множество частей. Народы, захватившие территории бывшей великой империи образовали свои королевства и стали создавать свою цивилизацию.
Это и есть конечный пункт истории Древнего мира – падение Западной Римской империи.
Заключение
Определение истории Древнего мира довольно емкое. Следует отметить, что ценный вклад в сокровищницу всей мировой культуры внесли многие писатели, поэты, историки и ученые тех времен. Та самая римская поэзия оказала значимое влияние на великих европейских поэтов, среди которых А. С. Пушкин, Г. Р. Державин и многие другие.
Источник
Почему так важно знать историю Древнего мира?
Думаю, что начать разговор на обозначенную в заглавии тему следует с того, что «древний период»-одна из самых неточных(насколько вообще может быть точной гуманитарная наука) сфер исторического знания. Источников по этому времени существует откровенно мало, а те что есть нередко содержат в себе изрядное количество легендарного и мифического материала. Тем не менее историю Древнего мира принципиально важно знать и мы вместе постараемся ответить на вопрос «почему»
Со времен известного педагога, оказавшего немалое влияние на современную систему образования Яна Амоса Каменского изучение истории в средней школе начинают именно с курса на тему «Древний мир» и это имеет весьма важное гносеологическое значение.
Дело в том, что, именно сведения о самом далеком прошлом мира снабжают нас тем понятийным аппаратом, который совершенно необходим при дальнейшем, уже более глубоком изучении данной науки. Кроме того она дает обучаемому своеобразную «азбуку» ключевых законов исторического развития, которые в сути своей неизменны даже спустя тысячелетия.
Важно отметить, что очень многие современные политические и социальные понятия берут свое начало именно в древности и прежде всего в античности.
Так наиболее концентрированной классической формой пресловутой демократии считается именно та, что возникла в древнегреческих полисах крупнейшим из которых были знаменитые Афины.
Именно там была разработана основа современной судебной системы и политического устройства, принятыми в большинстве современных государств.
Даже само слово «демократия» имеет греческое происхождение и дословно переводится как народовластие ( демос-народ кратос-власть ).
На примере все той же античности можно проследить механизм и другой одной из основных на сегодняшний день управленческих парадигм республиканской и здесь прежде всего следует вспомнить об имевших место в уже в Италии Римской Республике, а затем и империи.
Именно Риму принадлежала решающая роль в переходе от демократии непосредственной главным источником которой было народное собрание к демократии представительской, функции которой были разветвлены между рядом государственно-политических учреждений законодательного, исполнительного и судебного характера.
Многие из них нашли свое место и в современной нам действительности. Так один из высших политических органов Соединенных Штатов Америки и сегодня по древнеримскому примеру именуется Сенатом
Важно обратиться и к другой стороне поставленного в заглавии статьи вопроса.
Большинство современных социо-политических проблем также имеют самые что ни на есть глубокие исторические корни.
Коррупция, властные инсинуации, гении и сумасшедшие у власти и непростая жизнь народных масс во все времена появились отнюдь не вчера и не решены и поныне.
Используя исторический опыт мы должны по крайней мере стремиться к тому, чтобы не повторять прошлых ошибок
Это значительно облегчит нам путь к планомерному и положительному развитию общества и государства в нынешних условиях.
Кстати о «современном».
Интересен тот факт, что именно подробный пусть и во многом специфичный анализ древней истории послужил фундаментом знаменитой теории Карла Маркса, которая в свое время избиралась в качестве основной идеи крупнейшими государствами мира да и сегодня тоже имеет немало сторонников
В ней кстати безусловно есть рациональное зерно даже если не вдаваться в пространные политические рассуждения, а взглянуть на постулаты Маркса с точки зрения исторической науки.
Способ производства и прибавочный продукт и в самом деле имели колоссальное значение в процессе исторического развития человечества.
В самые древние времена племена и каждый отдельный его индивидуум посвящали свою жизнь прежде всего борьбе за существование.
Постепенно же с развитием цивилизационной системы люди так успешно освоили механизм охоты и собирательства, что смогли перейти к скотоводству и земледелию, что позволило им совершить весьма внушительный скачок в культурном и общественном отношении, что привело в итоге к появлению тех весьма полезных и прогрессивных явлений о которых говорилось выше.
Таким образом можно заключить, что история Древнего мира оказала свое влияние и на развитие европейской философии, что является еще одним достаточно весомым поводом к ее серьезному изучению.
Немаловажным представляется в данном контексте и вот какой вопрос.
Как известно история движется вперед, а человеческие чувства не меняются.
Помните песню Высоцкого «Баллада о времени»?
В ней знаменитый советский бард и поэт заявляет, что сколько бы не прошло времени, но зло всегда называется злом, а добро добром и даже многие века не властны над подобными краеугольными представлениями.
Античная история как нельзя лучше свидетельствует о несомненной правдивости этой старой, но непреложной истины.
Можно даже сказать, что именно в древности люди нередко были свободны в проявлении своих чувств и эмоций чем мы с вами.
Любовь, дружба, ненависть и предательство представали когда-то именно в своей первозданной сущности такими какие они есть.
Не случайно и поныне будоражат умы далеких потомков подробности биографии Александра Македонского, Юлия Цезаря, других многочисленных царей и императоров.
Активно разрабатывают эту тему и кинематографисты. Достаточно вспомнить такие нашумевшие фильмы как «Клеопатра» и «Бен Гур»
Источник
Что важно понимать, изучая историю древнего мира
(предыдущая часть)
Каждый раз, когда речь заходит об истории или культуре древнего мира, необходимо четко отдавать себе отчет в том, что наш мир существенно отличается от древнего и любые аналогии между ними надо проводить очень осторожно и взвешенно. Да, биологически человек практически не изменился на протяжении этого периода, разве что за последние 40 тысяч лет потерял чуть меньше пятой части объема головного мозга. В остальном же, если бы даже неандертальца воспитали в современных условиях, то он, скорее всего, ничем, кроме внешнего вида, от нас и не отличался бы [5, 159-161].
Реконструкция внешнего вида неандертальца одетого в современную одежду
Другое дело — культура, проделавшая за этот период колоссальный путь, из-за которого судить о древнем мире, находясь на позициях современных достижений, почти тоже самое, как объяснять поведение животных с точки зрения человеческой мотивации. Но, даже оставаясь в рамках современности, например, просто переводя текст с одного языка на другой, для качественного результата необходимо хотя бы общее понимание как проблематики переводимого, так и культурных особенностей автора. В противном случае, даже переведя текст со “словарем”, например с китайского или японского, вовсе не обязательно, что без специалиста, понимающего контекст, содержание документа получится адекватно понять даже хотя бы на уровне основных идей.
Подобные сложности возникают и при интерпретации исторических источников, написанных в рамках одной культуры и на родном для читателя языке. Дело в том, что с течением времени, одни и те же слова могут нести разный смысл, иногда существенно отличающийся от первоначального. Например, “подлый” в наши дни несет негативное оценочно-этическое значение, но так было не всегда. В конце XVIII — начале XIX века, оно, в основном, не имело такого значения, а обозначало всего лишь принадлежность человека к “негосподствующим классам”. И это при том, что веком ранее, придя из польского языка, слово негативный оттенок несло, но другой. Под “подлым” понималось общее презрительное отношение “дворянства” к “черни” [1, 489].
Современная реконструкция польской гусарии
Это всего лишь один пример того, как велика вероятность искаженного понимания смысла явлений, если исследователем не учитывается исторический и культурный контекст. Поэтому, для того чтобы дать не просто фактологически верную внешнюю канву исторических событий, но и уяснить их смысл, необходимо “вжиться” в исследуемый период, научиться понимать его изнутри, стать способным мыслить и оценивать происходившее также, как это делали люди, жившие в исследуемое время. Нужно знать не только фактологию, но и понимать истоки происходивших в исследуемом обществе процессов, ориентируясь в их динамике и направленности [2, 79-84]. Вот почему, чтобы помочь читателю построить правильный контекст, в первой части исследования кратко разбираются важные моменты, необходимые для понимания особенностей “древнего” мира. Читателю, знакомому с заявленной проблематикой, первую часть, наверное, можно пропустить, ограничившись лишь ознакомлением с основными ее тезисами:
- Мышление древнего человека принципиально отличалось от современного. Оно, в основе своей, было эмоционально-чувственное. Рациональная составляющая в мышлении древнего человека хоть и присутствовала, но была в подчиненном положении. Как следствие, особенно если речь идет о древнейшей истории, надо быть осторожным с проведением прямых аналогий со современностью. Без хорошего знания работы архаического мышления, крайне сложно адекватно понимать смысл процессов, происходивших в исследуемый период.
- Мифологическое мышление имеет под собой психофизиологические истоки и базируется на эмоционально-чувственном восприятии мира человеком. Так как эмоциональный уровень относится к физиологии, а человек за последние несколько десятков тысяч лет изменился незначительно, то чем больше в мышлении будет эмоциональной составляющей, тем меньше в нем будет “культурных” различий. Именно в последнем лежит одна из возможных причин удивительной сюжетной схожести архаических мифов у разных культур.
- Понятие “миф” очень сильно меняет свое значение в зависимости от контекста. В данной работе используется определение мифа, данное Дьяконовым: “Миф — не символ, не аллегория, а эмоционально окрашенное событийное осмысление феноменов мира” [3, 84]. Миф является одной из основополагающих составляющих человеческой культуры, и в его основе лежат психофизиологические особенности людей как биологического вида. Человечество сформировалось и большую часть времени просуществовало в рамках мифологического мышления.
- Культурный герой — древнейший образ фольклора, встречающийся во всех культурах и выполняющий примерно одинаковые функции. В его образе слились воедино черты божества и человека. Он — прародитель, покровитель и наставник человечества, стоящий у истоков истории, искусства, науки, от него берут начала традиции и нормы жизни общества [4, 99]
Список литературы
- Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных, Ответственный редактор Н. Ю. Шведова, Москва, «Толк», 1994, 1138 с.
- Яскевич Я.С. Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учебное пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений. – Мн., 2002. – 291 с. ISBN 985-445-757-5.
- Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х
- Гуревич А.Я. Средневековый мир Культура безмолвствующего большинства, М.: Искусство, 1990. — 396 с. — ISBN 5-210-00102-4.
- Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1
(к оглавлению)
Источник