Что значит для героини тройка мчащаяся по дороге

«Тройка», анализ стихотворения Николая Некрасова. Анализ стихотворения «Тройка

“Тройка” – одно из самых известных стихотворений Некрасова, который трепетно рассказывает о судьбе русской женщины. Краткий анализ “Тройка” по плану поможет ученикам 10 класса понять позицию автора. Использовать тот разбор на уроке литературы можно для более полного раскрытия темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тройка.
История создания – произведение написано Некрасовым в 1846 году. Год спустя, в 1847-м его опубликовали в “Современнике”.

Тема – тяжесть судьбы русской крестьянки.

Композиция – кольцевая, которую начинает и заканчивает обращение лирического героя к крестьянской девушке.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг”.

Метафоры – “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы”.

Сравнение – “черные, как ночь”.

Образы и символы

В самом начале стихотворения автор знакомит нас со своим излюбленным образом дороги, по которой мчится та сама неуловимая тройка. Дорога – это что-то вечное, приносящее страдания от разлуки и тоску по былым местам, а тройка – это центральный образ, образ упущенной возможности, быстротечности жизни – это миг, который ускользает прямо перед глазами, и человек бессилен что-либо изменить.

Главная героиня стихотворения – молодая крестьянка, находящаяся в ожидании любви. Она стройная, резвая, с ярко выраженными красивыми чертами лица. Описывая ее, автор будто бы хвалится красотой русской женщины, невольно подбирая ей такого же статного суженого. Образ крестьянки — динамичный и впечатляющий. Но потом поэт будто бы возвращается в реальность и предупреждает героиню, что ее брак будет нежеланный с «мужем-привередником», свекровь будет «гнуть в три погибели», а сама она впадет в «сон непробудный». На смену «чернобровой дикарке», радостной и устремленной вперед, придет забитая, измученная, уродливая среднестатистическая русская женщина, с выражением на лице «тупого терпения» и «вечного испуга». А самое печальное, что покой к ней придет только вместе со смертью.

Роль лирического героя играет сам автор, его обращение прискорбно и жалобно, в одно и то же время поэт восхищается красотой и привлекательностью девушки, но также понимает, что ее ждет горькая судьба. Обращаясь к ней, описывает ее будущую тяжелую, беспросветную жизнь, пытается наставить ее на правильный путь, указывая на то, что не стоит лелеять мифические надежды о светлом будущем, и как бы она не хотела изменить свою судьбу, ничего не выйдет, ведь она — лишь крепостная крестьянка, и для проезжающего мимо корнета дикарка — просто деталь пейзажа, ей за ним не угнаться.

История создания

Это стихотворение Некрасов написал в 1846 году. Он посвятил его приятелю Тургенева и Белинского, Ивану Маслову. Этот человек служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Для того, чтобы опубликовать стихотворение в “Современнике”, пришлось получать одобрение цензуры. Получено оно было только в конце 1846 года, 30 декабря, из-за чего и пришлось переносить публикацию “Тройки” на следующий год.

Фольклор как основа стихотворения

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт одним из первых создал обобщенный образ женщины-крестьянки. Произведение вошло в фольклор и стало русской песней, что подчеркивает его прямое отношение к народности. Стих соответствует фольклорным канонам лишь в сюжетно-композиционном плане, где автор противопоставляет жизнь в девичестве и после замужества. К устной народной поэзии можно отнести фразеологическое клише «сырая могила» и такую этнографическую деталь, как «алая лента в волосах».

В сюжетно-композиционном плане фольклорные истоки подчеркиваются при помощи образов «веселых подруг», от которых отдаляется главная героиня, пребывая в мире грез о счастливом будущем. Потом поэт вписывает в свое произведение злую свекровь, нелюбимого, грубого мужа. Тройки, ямщики, дорога — эта тема уже казалась исчерпанной и стереотипной, но все же Некрасов ее выбрал, чтобы показать обновление социальной темы, возможность красиво и доступно описать ту реальность, которая раньше не поддавалась поэтизации.

Композиция

Для того, чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками – нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.

Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.

Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…

Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь только добавит. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая девушка прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.

И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.

Темы и проблемы

В произведении есть насыщенная тематика и злободневная проблематика.

  • Основная тема стихотворения – это тяжелая судьба русской женщины, в особенности крепостной крестьянки. В произведении судьба девушки делится на две части: до замужества она переполнена иллюзиями, красотой и легкостью, а после ее жизнь становится рутинной и однообразной, в которой даже дети не могут сделать ее счастливой.
  • Основная проблема – несправедливость общественного устройства. Крестьянка обречена на тяжкий труд, семейное несчастье, нужду и печаль. У нее нет выбора, ведь другое сословие для нее недоступно и заколочено презрением. Какой бы прекрасной она ни была, происхождение решило ее судьбу за нее.

В произведении можно просмотреть и несколько второстепенных тем и проблем.

  • Тема красоты – это безразличие окружающих к красоте и к привлекательности, примитивное общество никогда не сможет по достоинству оценить великолепие девушки.
  • Еще затрагивается проблема сословной любви. Мало кого волновала искренняя любовь, тогда брак должен был принести выгоду и прибыл семьям, и конечно же, общественное одобрение.

Также интересен главный конфликт произведения между мечтой и реальностью. Сначала читатель погружен в мажорную гамму чувств, испытывает положительные чувства к главной героине, наслаждается ее молодостью и красотой, а затем, ближе к концу, он осознает всю угнетающую обстановку, которую ловко создает автор. Читатель начинает сопереживать и поддерживать девушку, и, как она, не хочет верить в реальность, в печальную данность предстоящей жизни крестьянки.

Средства выразительности

Автор “Тройки” умело использует многочисленные художественные средства, чтобы не только донести до читателя основную мысль, но и создать эмоциональный настрой произведения. В нем есть:

  • Эпитеты – “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг”.
  • Метафоры – “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы”.
  • Сравнение – “черные, как ночь”.

Некрасов — певец женской доли

Николай Алексеевич много своих лирических произведений посвятил женской судьбе. От его стихотворений, главной героиней которых является русская женщина, мать, сестра, веет теплом и сочувствием к их несчастной доле. Особенно жаль Некрасову было молоденьких крестьянок, судьба которых предопределена с рождения. Девушки так и не успевали в полной мере расцвести, как уже вяли и превращались в старух. Жизнь женщины на Руси была недолгой, безрадостной, полной унижений и мучений. Каждая крестьянка мечтала о сказочном но Некрасов был реалистом, он прекрасно понимал, что это чья-то собственность и счастья ей не положено.

Безрадостные перспективы дальнейшей жизни

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт желал предупредить доверчивых девушек, чтобы они не мечтали о сказочных принцах, а сразу смирились со своей участью. Автор прекрасно понимает, что главной героине предстоит выйти замуж за нелюбимого, неряшливого и небезразличного к выпивке мужа, который не прочь поучить кулаками свою жену уму-разуму. Девушка переедет жить в дом супруга, где ей придется прислуживать всей его родне. Особое опасение вызывает злая и придирчивая свекровь, готовая все соки выжать из невестки, согнуть ее в три погибели, взвалив на хрупкие плечи всю домашнюю работу.

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» подводит к мысли о том, что, как это ему ни прискорбно, но автор советует смириться бедняжкам со своей судьбой. Очень скоро черноволосая красавица превратится в дряхлую старуху, в глазах которой застынет страх и тупое терпение. Женщины на Руси долго не живут, ведь хлопоты по хозяйству, работа в поле, рождение детей изматывают их, приводят к неизлечимым болезням. Вот так, не познав любви и счастья, крестьянки ложатся в сырую могилу.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой
    Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У неё особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века

Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

В XIX веке поэты писали о красоте русской природы, восхваляли героизм военных, защищавших родной край, роптали на несправедливость и жестокость власти, черствость, безразличие к общественной жизни дворянства. Но также в стороне не оставалась ниша, посвященная жизни простых крестьян. отменили только в 1861 году, да и то лишь формально. Крестьяне жили на правах рабов, с самого рождения их судьба была предопределена, с самого детства их приучали к тяжкому труду. Особенно тяжело приходилось женщинам. Именно непростой женской судьбе посвящено стихотворение Некрасова «Тройка».

Подведение итога

«Тройка» Некрасова — стих-предупреждение всем девушкам, по молодости и неопытности мечтающим о счастливой жизни с любимым мужчиной. Поэт понимает, что героиня спешит за тройкой в надежде понравиться корнету, который забрал бы ее с собой. Автор разбивает все надежды несчастной, говоря, что молодой барин спешит к другой. Дворяне принадлежат к другому миру, в котором нет тяжелой работы, голода, холода, и им нет дела до крестьян, которые хотят хоть немного пожить безбедной и спокойной жизнью.

Что еще хотел сказать стихотворением «Тройка» Некрасов? Тема произведения подталкивает читателя к мысли, что жизнь коротка, и человек не успевает сделать все то, что задумал, как-то реализовать себя. Девушка спешит за тройкой, но у нее нет никаких шансов ее догнать, да и не нужно этого делать. Мечты о богатстве — это единственное увлечение юных особ, делающее их хоть и ненадолго, но счастливыми. Некрасов советует выбросить из головы пустые мечтания, потому что они еще сильнее омрачают и без того сложную жизнь крестьянки.

Яркий образ красавицы-крестьянки

В описании образа главной героини поэт придерживался позднеромантической ориентации, выбрав идеальную красавицу восточного типа, на что указывает и анализ стиха «Тройка». Некрасов изобразил девушку с черными бровями, черными же длинными волосами, в которые вплетена алая лента, и смуглым личиком. Он соглашается с тем, что в такую красавицу сложно не влюбиться, она найдет отклик в сердце как у седобородого старца, так и молодого барина. Но, к сожалению, главное — не красота, а происхождение. Родители девушки — крепостные, а значит, и она чья-то собственность.

Источник

Конспект урока по литературе на тему: «Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

выявить фольклорные основы стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка», авторскую позицию; формировать представления о строфе;

формировать навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, лексической работы;

развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе анализа стихотворения.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Какие средства художественной выразительности вы знаете?

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г.

Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П.Огарёв писал Т.Н.Грановскому: «Тройка» Некрасова – чудесная вещь. Я её читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И.Дюбюк, М.В.Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и её сердечной «тревоги».

Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням, в которых возникали образы одинокой героини, окружённой «весёлыми подругами», нелюбимого мужа и злой свекрови.

3.Выразительное чтение стихотворения учителем.

4.Обращение к репродукции картины И.Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

5.Анализ содержания стихотворения.

— Найдите в тексте описание портрета героини, определите черты сходства с героиней полотна И.Глазунова.

— Перечитайте первое и второе четверостишия. Почему стихотворение начинается вопросами? (Это вопросы – упрёки (что жадно глядишь? зачем бежишь?)

Ирония – вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.

-Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в данных четверостишиях? . Автор с сожалением и иронией замечает волнение героини (знать, забило сердечко тревогу), понимает, что душа девушки полна надежды на счастье, которому не дано осуществиться).

— Знает ли героиня о том, что её ждёт в будущем? (Она знает о нелёгкой судьбе крестьянки, но лирическая героиня так молода, так красива! Девушка напряжённо всматривается в даль, как будто пытаясь обмануть судьбу).

Что значит для неё тройка, мчащаяся по дороге? (Стремительная тройка для героини – символ перемен, сказочная сила, которая перенесёт её в счастливое будущее).

— Тройка – образ-символ, часто появляющийся в народных песнях. Это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье).

— Почему в стихотворении Некрасова возникает образ корнета? (Корнет для героини – сказочный принц, который непременно должен сделать её счастливой).

— На какие смысловые части можно разделить стихотворение Н.А.Некрасова? (Стихотворение Н.А.Некрасова можно условно разделить на две части : в первой говорится о красоте героини, о её заветной мечте стать счастливой; во второй речь идёт о нелёгкой судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки).

— В каких словах звучит отношение лирического героя к крестьянке? Прочитайте выразительно этот фрагмент. (Фрагмент стихотворения от слов «На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя каждый не прочь» до слов «В сердце юноши кинет любовь» свидетельствует о восхищении лирического героя красотой девушки).

6.Исследовательская работа с текстом. Лексическая работа.

— Выпишите из текста слова и сочетания слов, позволяющие представить облик красавицы.

Дикарка – застенчивая, избегающая людей девушка.

— Почему лирический герой так называет девушку? (Лирический герой показывает неискушённость героини, её беспомощность перед лицом судьбы).

7.Анализ содержания стихотворения.

— Каких сказочных героинь напоминает девушка? (Героиня похожа на сказочную царевну из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).

— Каким чувством наполнены строчки: «Поживёшь и попразднуешь вволю, /Будет жизнь и полна и легка»? (В этих строчках звучит горькая ирония).

— Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотворения? (Первая и вторая части связаны образом лирической героини и противопоставлены как мечта и действительность ).

8.Выразительное чтение отрывка от слов «Поживёшь и попразднуешь вволю…» до слов «И ничем не согретую грудь».

9. Исследовательская работа с текстом.

— Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в будущем. (Перетянешь уродливо грудь, отцветёшь, погрузишься в сон непробудный, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, бесполезно угасшая сила, ничем не согретая грудь.)

10.Анализ содержания стихотворения. Лексическая работа.

— Свидетельством каких внутренних изменений стали перемены во внешности героини? Каково значение строчки «ничем не согретая грудь»? (Героиня измучена жизнью, она потеряла надежду, согревавшую её душу в юности).

— Как изображается жизнь в семье героини? (Бьёт муж-привередник, гнёт в три погибели свекровь. Крестьянка ничего не знает, кроме изнурительного труда).

— Объясните смысл фразы: «Выраженье тупого терпенья / И бессмысленный, вечный испуг». Какова жизнь героини?

Терпеть – выносить, страдать, крепиться.

(Героиня принимает такую жизнь как раз и навсегда установленный порядок вещей. Она и не пытается помышлять о справедливости законов, по которым живут многие поколения русских людей).

— Смерть героини – трагедия или закономерный финал её жизни?

— Почему два последних четверостишия начинаются с отрицания? Что скрывается за призывом лирического героя? (Лирический герой призывает крестьянку забыть о бесполезных мечтах, не бередить душу красивой сказкой).

— Почему героине не суждено нагнать бешеную тройку? Каково значение фраз «кони крепки, сыты и бойки, / И ямщик под хмельком»? (Бешеная тройка – это совсем другой мир, полный счастья и довольства. Реальность крестьянской жизни наполнена тяжёлым трудом и лишениями).

11. Прослушивание романса «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…») на музыку неизвестного композитора в исполнении Л.Зыкиной.

12.Подведение итогов по анализу содержания стихотворения.

— Каково отношение лирического героя к крестьянке? (Он испытывает чувство сострадания и тайного негодования, описывая тяжёлую участь крестьянки).

— Как в отношении лирического героя к крестьянке проявляется авторская позиция? (В обращениях лирического героя к крестьянке звучит авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого зависит счастье простых людей).

IV. Работа по теории литературы.

Стих – это одна стихотворная строчка.

Строфа – повторяющееся в стихотворении сочетание из нескольких строк с определённой рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов.

Четверостишие (катрен) – в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими.

V. Подведение итогов урока.

1.Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», с.278-304, ч.1.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

— «историка» о присоединении Кавказа к России;

— «искусствоведа» о картинах, посвящённых Кавказской войне, о портрете Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского;

— «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «Кавказский пленник».

Источник

Читайте также:  Медные трубы что значит это выражение
Оцените статью