Что значит для чика возмездия

Ф.Искандер «Возмездие»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения.

8 класс

Ф.Искандер «Возмездие»

Скачать:

Вложение Размер
iskander_vozmezdie.doc 162 байта
f.iskander_vozmezdie.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

  1. Продолжить знакомство с творчеством Ф.Искандера.
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения.
  3. Совершенствовать навыки сопоставительной характеристики персонажей.
  4. Формировать гуманистическое мировоззрение и нравственные устои лично сти учащихся.
  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
  2. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве Искандера.
  3. Обсуждение письменных домашних работ учащихся.
  4. Аналитическая работа по тексту.

— Вам предлагалось прочитать рассказ Ф.Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием.

Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие».

(рекомендуется использование толкового словаря)

Придумайте словосочетания с данными словами, подберите однокоренные слова.

Месть -намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Возмездие — отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово возмездие все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, т.к. наказание подразумевает не только кару, но и воспитание.

Выбрать из текста слова, лексическое значение которых является непонятным. Дать им объяснение, используя толковый словарь.

— Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?

— Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом?

Данный композиционный прием называется ретроспекцией.

— В какой момент повествования Чик начинает желать возмездия? Насколько серьезно это желание? Найдите в тексте подтверждение своим ответам.

— Найдите в тексте описание сцен возмездия.

(Чик желал возмездия потому, что хотел, чтобы обидчик дяди Алихана был наказан. Но в воображении Чика сцены возмездия становятся все менее жестокими.

1 сцена: возмездие направлено на физическое уничтожение обидчика и его друзей.

2 сцена: речь идет об избиении.

3 сцена: возмездие направлено на то, чтобы обидчик тоже испытал унижение.

«Но почему он ему не говорит, за что. » Почему Чик задается этим вопросом?

(Для Чика важно важно не только, чтобы Мотя отплатил Керопчику. Важно, чтобы Керопчик знал, что это наказание за унижение дяди Алихана)

— В какой момент начинаются изменения в отношениях Чика к Керопчику?

(Эпизод, когда Керопчик спрашивает Чика о его брате. Чик вспоминает, что его брат много раз мирно встречался и разговаривал с Керопчиком. Обида, нанесенная Керопчиком брату, перестает казаться Чику важной)

— Почему Чику становится «страшно жалко» Керопчика? Чего он стыдился?

(Унижение Керопчика не было для Чика самоцелью. Все обиды, причиненные Керопчиком, не казались важными по сравнению с унижением, которому подвергал его Мотя)

Дать сравнительную характеристику Моти и Керопчика (письменно).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Портретное описание персонажей.
  2. Речевые характеристики.
  3. Поступки героев.
  4. Восприятие сравниваемых персонажей другими героями рассказа (кроме Чика)
  5. Авторские характеристики.

— В какой момент Чику показалось, что он понял смысл выражения глаз Моти? В рассказе несколько раз говорится о выражении глаз Моти. Что добавляет эта деталь к пониманию характера и действий Моти?

— Как вы понимаете слово презрение?

(Презрение – чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо. Может возникать и проявляться в различных ситуациях. Чик понимает, что презрение к людям, к человеческому достоинству является основной чертой его недавнего кумира)

— К чему стремится Мотя? Каковы причины его поступков? Что им движет? Какие средства он для этого использует?

(В отличие от Чика, который в рассказе хочет, чтобы Керопчик ответил за унижение других людей, цель Моти – показать всем, что он в городе хозяин)

Работа в группах.

Задание: проследить, как и в силу чего менялось отношение Чика к Моте и Керопчику.

1 группа: отношение к Моте в начале рассказа.

2 группа: отношение к Моте в середине повествования.

3 группа: отношение к Керопчику в начале рассказа.

4 группа: отношение к Керопчику в середине повествования.

— В какой момент и почему изменился взгляд Чика на возмездие?

(Ключевой момент: Чик почувствовал себя соучастником действий Моти. Унижение человеческого достоинства с самого начала рассказа вызывает протест Чика. Возмездие, представляющее собой унижение другого человека и издевательство над ним, также вызывает протест Чика)

Цель Чика состояла в том, чтобы обидчик ответил за свои поступки. В представлении Чика возмездие было подходящим средством для достижения этой цели. Но, оказавшись свидетелем и соучастником действий Моти, Чик почувствовал, понял, что для него возмездие как средство неприемлемо, потому что в его основе лежит унижение человеческого достоинства.

Презентация книг писателя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Каждый выбирает для себя»(интерпретация рассказа Ф. Искандера «Возмездие»): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе.

«Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера» в 10-11 классах

Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для .

«Моцарт и Сальери» Тема злодеяния и возмездия в трагедии

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа.

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Каждый выбирает сам. » по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»

Данный урок затрагивает проблему нравственного выбора героями жизненной позиции. На примере литературных героев формируются нравственные качества учащихся.

«Возмездие – торжество правды или иллюзия справедливости?» (по рассказу Фазия Искандера «Возмездие»)
Урок по теме: «Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн — главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво.

ПРАВОСЛАВИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗМЕЗДИЯ

Цель: осмыслить понятия добра и зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со злом, приумножать меру добра в себе и в мире.

Источник

«Каждый выбирает для себя» (интерпретация рассказа Ф.Искандера «Возмездие»): урок внекласного чтения в 8-м классе

Разделы: Литература

формирование умений самостоятельного анализа художественного текста:

  • определение частей композиции сюжета;
  • выявление основных сюжетных линий;
  • сопоставление эпизодов, мотивов, характеров героев и их интерпретации с опорой на приобретенные теоретические сведения;
  • определение способов выражения идеи текста;
  • выявление авторской позиции;

    развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;

    воспитание культуры речи, культуры чтения.

    портрет Ф. Искандера;

    иллюстрации к рассказу (портреты главных героев, выполненные учащимися)

    эпиграфы: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия его», «Не убий», «Не укради», «Чти отца своего и матерь твою»;

    проблемный вопрос: «Что выбирает для себя Чик»?

    карточки с вопросами на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных особенностей текста;

    словарь: интерпретация, мораль, возмездие, месть, благоговение, ретроспек-тива, нравственность.

    Организация: 4 группы учащихся (предварительные задания для каждой группы)

    1 группа готовит пересказ экспозиции рассказа, находит в тексте портреты Керопчика и Моти Деревянного (героев рассказа), комментирует библейскую заповедь «Не сотвори себе кумира»;

    2 группа выделяет в тексте завязку сюжета, анализирует роль приема ретроспекции, комментирует библейскую заповедь «Не убий»;

    3 группа находит кульминационные точки сюжета (почему их две?), эпизоды, в которых можно увидеть отношение окружающих к Моте и Керопчику; комментирует библейскую заповедь «Не укради»;

    4 группа выявляет развязку сюжета, анализирует речевые характеристики Моти и Керопчика, комментирует библейскую заповедь «Чти отца своего и матерь твою».

    Сообщения учащихся (индивидуальные задания):

    черты характера героев произведений Д. Лондона;

    выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал».

    1. Слово учителя о целях урока.

    Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла чего-либо.

    2. «Судьба интеллигента», который хочет « что-то сделать для Родины в условиях остановившегося социального времени»: биография Ф.Искандера (сообщение учащегося)

    3. Работа в группах.

    • Опорные точки композиции

    1 группа: экспозиция сюжета (описание базара, портретные характеристики продавцов, появление Керопчика и компании, хулиганство (оскорбил старшего по возрасту человека) – опрокинул лоток со сладостями старика Алихана)

    2 группа: завязка сюжета (зарождение желания отомстить хулигану).

    Вопрос для обсуждения: с течением времени способы мести становятся менее жестокими, почему? (Сначала: «О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четверых одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск». Позже: «Иногда ему представлялось, что тот (Мотя) избивает Керопчика до полного нокаута». И наконец: «Иногда ему представлялось, что он (Мотя) ставит Керопчика на колени перед самым лотком Алихана и, велев ему стоять весь день до закрытия базара, сам уходит по своим делам»).

    3 группа: кульминация сюжета (появление человека в военной форме во время наказания Керопчика, которое могло перейти в убийство).

    4 группа: развязка сюжета (Чик убежал из дома «нервного хозяина», «бежал до самого дома, словно выныривая и выныривая, просыпаясь и просыпаясь от ужасного сна»)

    Вопрос для обсуждения: есть ли в рассказе эпилог (есть, автор предоставляет отдельные факты из дальнейшей жизни Керопчика и Моти Деревянного).

    • Сравнительная характеристика Керопчика и Моти Деревянного

    Критерии сравнения

    Керопчик

    Мотя Деревянный (Пилипенко)

    Небольшого роста, коренастый, прозрачные глаза безумной козы (прозрачные козьи глаза)

    Рослый, здоровый, в матросском костюме, медаль «За отвагу», холодные, стальные спокойные глаза, тяжелые шаги усталого хозяина

    Прием ретроспекции

    Футбольный матч, на котором Керопчик дразнил брата Чика

    Ограбление магазина

    Отношение окружающих

    Настороженность, возможность общения

    Страх и «благоговейный шелест», ужас и восхищение, никто не вмешивался в ситуации, т.к. не хотел осложнять себе жизнь

    Речевая характеристика

    Использование жаргонизмов («хошь», «пошухарить», «братуха», «прихандекаю»), эмоциональность речи (вопросительные и восклицательные предложения)

    Краткость, отрывочность речи, использование односоставных предложений («За..». «Кого», «Дефицит»: что хотел сказать Мотя, и так все понимали)

    Вопрос для обсуждения: почему автор оставляет Керопчику право на социальную реабилитацию, а Моте — нет? ( Керопчика арестовали, он образумился и появляется снова в городе. Мотю арестовали, он исчезает. Первый совершает моральное преступление. Второй – уголовное. Керопчику есть прощение, Моте – нет).

    • Работа с карточками (выбрать вопросы, направленные на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных особенностей текста)
      • Почему Чик решается прибегнуть к возмездию? (тема)
      • Какие способы возмездия выбирает Чик? (тема)
      • Чему научило Чика наказание Керопчика? (идея)
      • Возмездие – цель или средство для Чика? (проблема)
      • Какие глаза были у Керопчика, Моти? (художественная деталь)
      • Какова разгадка взгляда Моти? (идея)
      • Каково отношение окружающих к Моте, Керопчику? (проблема)
      • Какое наказание выбирает Мотя для Керопчика? (тема)
      • В каких ситуациях использует автор прием ретроспекции? (художественный прием)
      • Почему в эпилоге рассказа автор оставляет место для Керопчика, а Мотя исчезает из города навсегда? (идея)
    • Эволюция отношений Чика к Керопчику и Моте.

    Керопчик

    Тревога – жалость — возмущение

    Ужас и восхищение

    Выбор способов возмездия:

    Хотел быть на него похожим (тайный восторг, глаза героев Д. Лондона)

    «приступ тоски по возмездию»

    Восхищался дерзостью (слухи об ограблении магазина), но не хотел верить

    «Нельзя вспугивать дичь раньше времени» (охота на Керопчика)

    Процесс возмездия = процесс прозрения для Чика (почему, когда наказывает, не говорит, за что)

    «что-то кольнуло» (Керопчик спросил у Чика про брата)

    Чик чувствует себя во время наказания соучастником преступления

    Соучастник грабежа (Мотя заставляет Керопчика раздеться)

    Стало «страшно жалко» Керопчика (татуировка орла, уносящего девушку, придает контрастный, нелепый внешний вид раздетому хулигану)

    Разгадал значение взгляда = презрение к людям

    «все неважно по сравнению с унижением» (Керопчика Мотя унижает, а не наказывает за хулиганство)

    Перестал ходить на спортплощадку (любимое место отдыха Моти)

    Вопрос для обсуждения: что такое возмездие, почему рассказ получил такое название? (Возмездие – правосудие, отплата, кара за преступление, способ добиться справедливости, не цель. Чик возмездие превратил в цель. В ходе развития сюжета он «прозревает», освобождается от иллюзий, учится путем проб и ошибок распознавать добро и зло).

    • Обращение к эпиграфам
      • Не сотвори себе кумира и всякого подобия его (поклоняясь иконам, человек молится не краске, дереву или металлу, а тому, кто на ней изображен: Чик в Моте не видел сначала человека, ему нравились только внешние атрибуты героя).
      • Разновидность идолопоклонства (т.е. поклонение кумиру) – служение такой страсти как гордость (гордый человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве, чтит самого себя, с презрением относится к мнениям и советам других (образ такого героя в рассказе — Мотя).
      • Не убий (Мотя в течение наказания доходит до угрозы жизни Керопчику; появление человека в военной форме предотвращает потенциальное убийство).
      • Не укради: вид кражи – грабительство, т.е. отнятие чужой вещи насилием (по слухам, Мотя ограбил магазин)
      • Чти отца своего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. Наряду с родителями должны почитаться старшие по возрасту, имеющие опыт жизни и могущие дать добрый совет. Моисей сказал: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Керопчик обидел старика Алихана).

    4. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал» (чужая боль должна отзываться в твоем сердце, стать твоей болью).

    Ты заплакал о моем горе, и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.

    Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне.

    5. Итоги работы в группах: слово организаторам групп (сплоченность группы, взаимопомощь, полнота ответов, логичность доказательств, уместность цитат, богатство лексики, выразительность речи).

    6. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Что выбирает для себя Чик».

    Источник

    Читайте также:  Что значит имя лоулайт
  • Оцените статью