Что значит дисциплина хромает кратко

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 5

Параграф 5. Для чего нужна дисциплина

Страница 39

Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?

Люди в обществе соблюдают определенные правила. Эти правила по-другому называются нормами. Они регламентируют, что можно делать, а что делать запрещено. Правила важно соблюдать для того, чтобы не доставлять дискомфорт другим людям. Соблюдение норм – это проявление уважения к окружающим.

Нормы – это ряд правил, которые позволяют регулировать отношения людей в обществе.

Санкции – это понятие, которое подразумевает меру воздействия на нарушителей правил. Чаще они несут неблагоприятные последствия, включая штрафы, административные аресты, лишение свободы и другие наказания.

Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина – это порядок поведения в обществе, который складывается на основе норм, прав и требований. Она является необходимым условием для поддержания комфортных условий жизни, поэтому соблюдать дисциплину должны все без исключения.

Внешняя дисциплина – это порядок поведения, который соблюдается только в случае контролирования со стороны.

Внутренняя дисциплина – это соблюдение правил порядка, норм и морали человеком без какого-либо принуждения, а исключительно по собственной воле.

Страница 40

Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждет опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

За то, что Иван покинул территорию военной части, он получил выговор от старших по званию сослуживцев. К нему применят санкции в виде наказаний, предусмотренных за нарушение воинской дисциплины. Его наказание будет намного строже, чем то, что получит школьник, опоздавший на урок.

Нарушение воинского порядка является серьезным проступком в то время, как опоздание на урок – выражение дурного тона. Вероятно, Ивану грозит, как минимум, выговор, а не пунктуального ученика пустят на урок, сделав небольшое замечание.

Страница 41

Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Перечисленные факты объединяет нарушение правил безопасности и отсутствие дисциплины. Эти исторические события являются показателями того, как не нужно поступать в будущем. Они служат, своего рода, уроком, который учит тому, что соблюдение правил и требований важно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные последствия.

В жизни можно встретить массу похожих примеров. Люди часто забывают пристегиваться в автомобиле, говорят по телефону за рулем или отвлекаются на что-то другое во время ведения транспорта. В результате на дороге происходят сотни дорожно-транспортных происшествий, уносящих за собой жизни невинных людей.

Страница 44

Перед тобой два плаката (с. 42-43). С какими фрагментами параграфа они тематически связаны? Какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает?

Оба плаката связаны с темой параграфа – с дисциплиной. Мне кажется, что они относятся к первому разделу параграфа – дисциплина обязательная и специальная.

Смысл первого плаката заключается в том, что падение уровня дисциплины способно привести к разрушению транспорта. Это касается как тех людей, которые занимаются работой, связанной с транспортом, так и обычных граждан.

Человек, создающий и эксплуатирующий транспорт, должен ответственно относиться к своей работе, чтобы не изготовить и не выпустить бракованные средства передвижения. Обычные граждане, например, водители, должны так же быть дисциплинированными и не нарушать правил дорожного движения. В противном случае это грозит не только приведением транспорта в негодность, но и риском навредить себе и окружающим пешеходам.

Второй плакат призывает к уважению чужого труда. Девочка убралась в комнате, а мальчик оставил после себя мусор на полу. Так поступать нельзя, потому что люди тратят собственное время и усилия на какое-либо дело. Те, кто не уважает их труд, получают не только осуждение, но и портят отношения с этими людьми, доставляя им неприятные ощущения.

Страница 46

Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

Все правила, придуманные педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, можно использовать в современных детских коллективах.

Например, избирая в лагере, школе или классе командира, мы воспитываем в нем лидерские качества и учим других подчиняться ему, то есть соблюдать дисциплину. Научиться слушать другого и уважать чужое мнение и труд можно только, побывав на его месте.

Человек, который не слушает командира, вступая на его пост, понимает, как тяжело поддерживать порядок в коллективе, поэтому анализирует все свои ошибки в поведении и старается больше не допускать их.

Неограниченная свобода в какой-то степени позволяет формировать дисциплину и ответственность в людях. Если разрешить детям делать только то, что они хотят, то они вскоре поймут, что такое условие не приведет к порядку в обществе. Они осознают, что без правил и дисциплины невозможно жить в комфортных условиях.

Если формировать коллективы из детей разных возрастов, то можно тоже многому научиться. Старшие смогут научиться воспитывать младшее поколение и передавать ему ценные знания. В своем время младшие дети будут впитывать знания, перенимать полезные привычки и понимать, как нужно жить так, чтобы всем было удобно и хорошо.

Задание 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

Дисциплина – это свод правил, направленных на регулирование поведение человека. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни, без которой нельзя представить нормальную и комфортную жизнь в обществе.

Дисциплина призвана учить людей нормам морали и воспитывать в них лучшие качества: ответственность за свои слова и поступки, уважение чужого мнения и труда.

Задание 2. Какая бывает дисциплина?

Дисциплину можно поделить на несколько видов:

  • Общеобязательная дисциплина должна быть исполнена всеми людьми безоговорочно. Каждый гражданин должен исполнять ряд обязанностей, возложенных на его плечи, для достижения общего порядка.
  • Специальная дисциплина свойственна определенным группах людей. Она носит название в зависимости от коллектива. Например, существует школьная, воинская, трудовая дисциплины. Каждый школьник обязан выполнять те требования, которые указаны в правилах его организации, то есть школьный устав.

Помимо этого в тексте параграфа выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплины. Внешняя обозначает, что человек выполняет требования только в том случае, если его контролируют со стороны. Он осознает, что может быть наказан и поэтому старается не нарушать правила.

Внутренняя дисциплина предполагает добровольное исполнение задач и обязанностей. Человеку не нужно принуждения к тому, чтобы он следовал правилам. Он сам понимает важность соблюдения законов и исполнения обязанностей. По-другому, внутреннюю дисциплину можно назвать самоконтролем.

Задание 3. Каковы последствия нарушения дисциплины?

Нарушение дисциплины несет за собой негативные последствия. В некоторых случаях человек получает незначительные санкции в виде замечаний со стороны. Например, мальчик выбрасывает мусор на улице не в специально отведенное для этого место.

За это его могут осудить взрослые, но большей меры пресечения он не получит. В то же время солдат, который покидает воинскую часть в неположенное время, наказывается более строго.

На него возлагается большая ответственность, и ему приходится не только выслушивать выговор, но и отрабатывать проступок. Наиболее страшные последствия несут за собой те нарушения дисциплины, которые связаны с выходом за рамки законов.

Если гражданин нарушает общественный порядок и не следует правилам, описанным в основных законодательных документах государства, то он платит штраф, отправляется на исправительные работы или заключается в колонию.

Кроме вышеперечисленных последствий хочется отметить некоторые моральные факторы. Ответственные люди, которые не по своей воле или случайно нарушают дисциплину, испытывают неприятные ощущения, связанные с ухудшением настроением. Они винят себя за то, что нарушили нормы морали, и чувствуют себя некомфортно.

Задание 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?

«Дисциплина хромает» — это выражение обозначает, что дисциплина нарушена. Обычно так говорят про людей, которые не обладают достаточным уровнем воспитания и ведут себя неподобающе. Например, парень не уступает место пожилому человеку в транспорте. В таком случае про него можно сказать, что его «дисциплина хромает».

Задание 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выйти играть»?

По моему мнению, высказывание Льва Николаевича Толстого связано с разделом параграфа, посвященным внутренней дисциплине. Человек с самоконтролем ведет себя так, что ем легче принимать решения в каких-либо вопросах. Он следует правилам порядка и нормам морали, поэтому не испытывает моральных мучений, чувствует себя более уверенно и легче справляется со всеми трудностями.

Страница 47

Задание 1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.

а) Речь идет о специальной, в частности, воинской дисциплине.

б) В этом пункте говорится о специальной – трудовой дисциплине, которой должен подчиняться каждый работник.

в) Под этой буквой ведется речь о специальной, школьной дисциплине. Каждый ученик школы должен соблюдать правила, описанные в уставе учебного заведения.

Задание 2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

На мой взгляд, значительно чаще проявляется внешняя дисциплина. Не каждый человек обладает самодисциплиной и силой воли. Иногда людям хочется делать то, что вздумается, поэтому они нарушают порядок. Внешняя дисциплина более распространена, так как она контролируется со стороны.

Например, человек хочет перебежать дорогу в неположенном месте, потому что он думает только о том, чтобы быстрее прийти в назначенный пункт. Если он увидит гражданина, следящего за порядком, в данном случае полицейского, то он не станет этого делать, чтобы не понести наказание за свой проступок.

Задание 3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну все подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?

В моей жизни несколько раз бывали подобные случаи. Например, я говорил(а) себе о том, что начну бегать по утрам и делать зарядку. У меня не получалось сделать это с первого раза. Сначала мне помешали погодные условия, затем я просто хотел(а) дольше поспать.

В итоге я смог(ла) настроить себя так, чтобы справиться со всеми трудностями и добиться поставленной цели. Мне помогла мотивация о том, что если я стану вставать раньше и делать зарядку, то я буду более бодрым(ой) и смогу сделать больше дел за день.

Задание 4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

Я думаю, что более надежно оберегает от нарушения закона внешняя дисциплина. Она контролируется со стороны, и поэтому все преступники могут быть наказаны в случае нарушения правил. Внутренняя дисциплина подразумевает то, что за нарушение человек не понесет наказания, поэтому люди, нарушающие ее, меньше переживают о своей дальнейшей судьбе.

Самый простой пример нарушения дисциплины из литературы – сказка «Гуси-лебеди». Девочка убежала гулять с подругами и оставила младшего брата одного. Она нарушила указания родителей, то есть ее дисциплина хромала. В итоге она осознала уровень возложенной на нее ответственности и смогла найти правильный выход из ситуации.

Задание 5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.

Примеры несоблюдения дисциплины

Одно из последних нарушений дисциплины, которое удавалось мне наблюдать своими глазами, было связано с нарушением школьных правил. Ученик пришел в школу с опозданием и не в той форме, которая указана в уставе школы. За это его выгнали с урока и потребовали прийти на следующий день вместе с родителями в кабинет директора.

Вред данного случая заключается в том, что ребенок уже со школьного возраста не может приучить себя следовать порядку, указанному в правилах организации. В будущем ему придется работать на каком-то предприятии, где будут свои правила. И если пока наказание ограничивается визитом родителей и замечаниями, то позднее это может грозить штрафом и увольнением.

Другой неприятный случай я видел(а) в автобусе. Мальчик не заплатил за проезд и вышел из транспорта на своей остановке. В тот день ему повезло, потому что никто не заметил, что он проехал «зайцем», но в какой-то момент его поймают и заставят платить штраф, сумма которого будет значительно выше той, что указана в стоимости проезда.

Вред данной ситуации в том, что парень не может приучить себя не нарушать установленный порядок. Он действует в своих интересах и не считается с мнением окружающих. Кроме того он поступает несправедливо по отношению к другим людям. В нашей стране все равны, и если один не платит за проезд, а другие оплачивают, то это несправедливо.

Последствия нарушений

Нарушения дисциплины могут нести за собой опасные последствия. Самое страшное – это преступления против человечества. Люди не осознают того, что они не должны поступать против воли других людей и нарушать их права и свободы.

Они не только причиняют им моральный и материальный вред, но и могут угрожать их здоровью и жизни. В истории нашей страны есть множество примеров, связанных с нарушением прав людей. Во время войны фашисты совершали зверские преступления против окружающих, истязая и убивая невинных людей. К счастью, нарушение закона в нашей стране карается наказанием, и все преступники несут ответственность за содеянное.

Какая связь между дисциплиной и ответственностью

Дисциплина и ответственность напрямую связаны между собой. Отсутствие одного из факторов влечет за собой отсутствие другого. Без ответственности не может существовать дисциплины. Это правило работает и в обратную сторону.

Задание 6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Я поддерживаю мнение Анны. Дисциплина помогает человеку не нарушать правила и не заходить за рамки дозволенного. С помощью дисциплины люди могут контролировать свое поведение, экономить время и легче справляться с трудностями и добиваться значительного успеха в делах.

Источник

Читайте также:  Ssr что это значит
Оцените статью