- Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения
- Дистанционное обучение
- Онлайн-обучение
- Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
- Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения
- Статья. Тема :»Дистанционное обучение»
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения
Почему одни курсы называют дистанционными, а другие онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще? В этом материале мы попытались разобраться в этих вопросах и дали небольшие рекомендации по выбору программы обучения тем, кто планирует повышать квалификацию и осваивать новые полезные для профессии навыки.
Дистанционное обучение
Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.
Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.
Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.
Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:
Онлайн-обучение
Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.
Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.
Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.
В остальном — они практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:
- индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия
- доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время
- персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения
- курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.
Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения
В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться и сложно подобрать качественную программу онлайн-обучения или повышения квалификации.
Стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на онлайн-курс или тренинг.
Вот небольшой перечень таких вопросов:
- Есть ли бесплатные пробные уроки или ознакомительные фрагменты занятий курсов?
Демо версии курсов и тренингов помогают ознакомиться с содержанием курса, уровнем подачи материала и решить, подходит ли вам не только курс, но и сам формат онлайн-обучения.
- Есть ли у учебного центра аккредитация на подготовку по тем или иным программам?
Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации только соответствующим всем требованиям провайдерам.
- Какие требования программа предъявляет к учащимся?
Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента — это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.
- Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?
Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любом онлайн-курсе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.
- К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?
В идеале, у студента должен быть свой виртуальный кабинет на портале. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем и администраторами. Если такового нет, то провайдеры обучения должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях администраторов и кураторов для связи.
- Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?
Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество онлайн-обучения.
Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн и дистанционного обучения. Оба варианта названий подразумевают собой обучение вне аудитории, по собственному графику. Теперь главный вопрос для всех специалистов, желающих повысить свою квалификацию или изучить что-то новое, состоит не в формате обучения, а в его качестве, длительности и актуальности полученных знаний.
Источник
Статья. Тема :»Дистанционное обучение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья «Дистанционное обучение»
В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий – это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга. Понятийный аппарат дистанционного обучения. Ключевое определение – это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся. К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:
географическое разделение педагога и его обучающихся;
применение учебных средств, которые позволяют объединить усилия педагога и учеников и тем самым обеспечить усвоение содержания курса;
отведение приоритетной роли самоконтролю обучающихся;
обеспечение интерактивности не только в общении между педагогом и обучающимися, но и между администрацией учреждения и обучающимися.
Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:
взаимодействие учителя с учениками
взаимодействие учеников между собой
взаимодействие обучающихся со средствами обучения
Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.
Отечественными ученые А.А. Андреев и В.И. Солдаткин сформулировали такую трактовку, что « Дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» .
Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:
информационно-образовательная подсистема, т.е. средства обучения;
При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.
Характерные черты дистанционного обучения:
Гибкость . Обычно обучающиеся не должны посещать регулярные занятия. Они выбирают удобное для себя время, место и темп занятий. Срок обучения определяется индивидуальными особенностями обучающегося, т.е. он определяет самостоятельно, сколько времени требуется на полное усвоение материала учебного курса, дисциплины по выбранному курсу или специальности;
Модульность . Основой программ дистанционного обучения является принцип модульности. Должна быть обеспечена адекватность каждой отдельной дисциплины либо курса содержанию определенной предметной области. Благодаря этому становится возможным формирование учебного плана с учетом индивидуальных либо групповых потребностей, основываясь на наборе независимых, но логически взаимосвязанных дисциплин и учебных курсов. Таким образом реализуется формирование практически персонифицированного учебного плана обучающегося, где будут отражены его индивидуальные предпочтения. Это является совершенно несвойственным для традиционных форм получения образования;
Параллельность . Обучение может осуществляться параллельно с иным обучением либо при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
Дальнодействие . Вне зависимости от местонахождения обучающегося и месторасположения образовательного учреждения обеспечивается эффективность образовательного процесса;
Асинхронность . Реализация технологии дистанционного обучения осуществляется вне зависимости от временного фактора, как как обучаемый и обучающий могут работать по удобному для себя графику/расписанию;
Массовость . Нет критичности такого параметра, как число обучаемых. У обучающихся есть доступ к разнообразным источникам информации учебного и справочного характера, в число которых входят электронные библиотеки и информационные базы данных. Предусмотрена возможность общения друг с другом, с преподавателем посредством телекоммуникационных сетей и средств связи;
Рентабельность. Дистанционное обучение характеризуется высокой экономической эффективностью. Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, затраты на дистанционное обучение примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на иные формы обучения;
Социальность. За счет дистанционного образования в определенной степени происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени – и материальные условия;
Интернациональность . Внедрение дистанционного обучения оказывает положительный эффект на экспорт и импорт образовательных услуг.
Новые информационные технологии. Активно применяются различные информационные технологии, причем предпочтение отдается новым информационным технологиям, представленным компьютерами, мультимедиа системами, компьютерными сетям и пр.;
Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.
Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником. Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.
В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:
подконтрольность технологическим правилам. При очном преподавании существует подконтрольность социальным нормам;
поддержка посредством неэмоционального языка, а не живой речи;
основой являются ограниченные возможности анализа и направления потребностей обучающихся, так как личное общение отсутствует;
достижение поставленных целей через продуктивную работу, а не с помощью личного взаимодействия.
Для организации и поддержки системы педагогического сопровождения дистанционного обучения важное значение имеет информационная образовательная среда (ИОС), которая является программной основой. Для того чтобы организовать ИОС, требуется наличие современных платформ дистанционного обучения, которые также называются система дистанционного обучения (СДО). В число самых распространенных и доступных СДО входит платформа Moodle, благодаря которой у учебного заведения появляется возможность развертывания сети электронных дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle – это Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Ресурсы платформы дистанционного обучения обеспечивают доступ к электронным учебно-методическим комплексам, учебно-методической документации (графикам учебного процесса, учебным планам и т. д.); дополнительным образовательным материалам. Также предусматривается возможность работы с материалами мультимедиа, прохождения тестирования и взаимодействия с субъектами системы дистанционного обучения .
Основными преимуществами дистанционного обучения являются: 1) Предоставление возможности обучающимся получать образование без отрыва от своих основных занятий и делать это в любое удобное для себя время. 2) Обеспечение высокого уровня самостоятельности с одновременной возможностью получать консультации от преподавателя. 3) Наличие возможности самостоятельно определять сроки и темп обучения. 4) Возможность привлечения к образовательному процессу специалистов, вне зависимости от их географической удаленности. 5) Применение в обучении передовых технологий и современных учебных средств. 6) Возможность использования приобретенных навыков работы с различными интернет-технологиями в своей профессиональной деятельности.
Говоря о стратегии развития дистанционного обучения в России, С.А. Щенников выделяет основные тенденции:
Единение возможностей современных информационных технологий с традиционно сложившейся практикой обучения для того, чтобы обеспечить массовость и возможность обучения на расстоянии;
Построение базовой модели образования, которая ориентируется на учет и развитие потребностей в образовании специалиста XXI века.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 931 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 881 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Сейчас обучается 457 человек из 69 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий – это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга.
Понятийный аппарат дистанционного обучения.Ключевое определение – это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся.К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:
- географическое разделение педагога и его обучающихся;
- применение учебных средств, которые позволяют объединить усилия педагога и учеников и тем самым обеспечить усвоение содержания курса;
- отведение приоритетной роли самоконтролю обучающихся;
- обеспечение интерактивности не только в общении между педагогом и обучающимися, но и между администрацией учреждения и обучающимися.
Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:
- взаимодействие учителя с учениками
- взаимодействие учеников между собой
- взаимодействие обучающихся со средствами обучения
Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.
Отечественными ученые А.А. Андреев и В.И. Солдаткин сформулировали такую трактовку, что « Дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:
- цель;
- содержание;
- обучающие;
- обучаемые;
- методы обучения;
- информационно-образовательная подсистема, т.е. средства обучения;
- формы обучения;
- материально-техническая подсистема;
- нормативно-правовая подсистема;
- финансово-экономическая подсистема;
- маркетинговая подсистема;
- идентификационно-контрольная подсистема.
При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.
Характерные черты дистанционного обучения:
- Гибкость. Обычно обучающиеся не должны посещать регулярные занятия. Они выбирают удобное для себя время, место и темп занятий. Срок обучения определяется индивидуальными особенностями обучающегося, т.е. он определяет самостоятельно, сколько времени требуется на полное усвоение материала учебного курса, дисциплины по выбранному курсу или специальности;
- Модульность. Основой программ дистанционного обучения является принцип модульности. Должна быть обеспечена адекватность каждой отдельной дисциплины либо курса содержанию определенной предметной области. Благодаря этому становится возможным формирование учебного плана с учетом индивидуальных либо групповых потребностей, основываясь на наборе независимых, но логически взаимосвязанных дисциплин и учебных курсов. Таким образом реализуется формирование практически персонифицированного учебного плана обучающегося, где будут отражены его индивидуальные предпочтения. Это является совершенно несвойственным для традиционных форм получения образования;
- Параллельность. Обучение может осуществляться параллельно с иным обучением либо при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
- Дальнодействие. Вне зависимости от местонахождения обучающегося и месторасположения образовательного учреждения обеспечивается эффективность образовательного процесса;
- Асинхронность. Реализация технологии дистанционного обучения осуществляется вне зависимости от временного фактора, как как обучаемый и обучающий могут работать по удобному для себя графику/расписанию;
- Массовость. Нет критичности такого параметра, как число обучаемых. У обучающихся есть доступ к разнообразным источникам информации учебного и справочного характера, в число которых входят электронные библиотеки и информационные базы данных. Предусмотрена возможность общения друг с другом, с преподавателем посредством телекоммуникационных сетей и средств связи;
- Рентабельность. Дистанционное обучение характеризуется высокой экономической эффективностью. Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, затраты на дистанционное обучение примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на иные формы обучения;
- Социальность. За счет дистанционного образования в определенной степени происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени – и материальные условия;
- Интернациональность. Внедрение дистанционного обучения оказывает положительный эффект на экспорт и импорт образовательных услуг.
- Новые информационные технологии. Активно применяются различные информационные технологии, причем предпочтение отдается новым информационным технологиям, представленным компьютерами, мультимедиа системами, компьютерными сетям и пр.;
Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.
Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником. Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.
В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:
- подконтрольность технологическим правилам. При очном преподавании существует подконтрольность социальным нормам;
- поддержка посредством неэмоционального языка, а не живой речи;
- основой являются ограниченные возможности анализа и направления потребностей обучающихся, так как личное общение отсутствует;
- достижение поставленных целей через продуктивную работу, а не с помощью личного взаимодействия.
Для организации и поддержки системы педагогического сопровождения дистанционного обучения важное значение имеет информационная образовательная среда (ИОС), которая является программной основой. Для того чтобы организовать ИОС, требуется наличие современных платформ дистанционного обучения, которые также называются система дистанционного обучения (СДО). В число самых распространенных и доступных СДО входит платформа Moodle, благодаря которой у учебного заведения появляется возможность развертывания сети электронных дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle – это Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Ресурсы платформы дистанционного обучения обеспечивают доступ к электронным учебно-методическим комплексам, учебно-методической документации (графикам учебного процесса, учебным планам и т. д.); дополнительным образовательным материалам. Также предусматривается возможность работы с материалами мультимедиа, прохождения тестирования и взаимодействия с субъектами системы дистанционного обучения.
Основными преимуществами дистанционного обучения являются
1) Предоставление возможности обучающимся получать образование без отрыва от своих основных занятий и делать это в любое удобное для себя время.
2) Обеспечение высокого уровня самостоятельности с одновременной возможностью получать консультации от преподавателя.
3) Наличие возможности самостоятельно определять сроки и темп обучения.
4) Возможность привлечения к образовательному процессу специалистов, вне зависимости от их географической удаленности.
5) Применение в обучении передовых технологий и современных учебных средств.
6) Возможность использования приобретенных навыков работы с различными интернет-технологиями в своей профессиональной деятельности.
Говоря о стратегии развития дистанционного обучения в России,С.А. Щенников выделяет основные тенденции:
- Единение возможностей современных информационных технологий с традиционно сложившейся практикой обучения для того, чтобы обеспечить массовость и возможность обучения на расстоянии;
- Построение базовой модели образования, которая ориентируется на учет и развитие потребностей в образовании специалиста XXI века.
Источник