Что значит диск всмпо

Что значит диск всмпо

2 апреля 2010Текст: Максим Ахтямов. Фото: Максим Ахтямов

Для начала определимся с терминологией. В российской научной литературе используется слово колесо – это непосредственно сам диск и обод. Но мы, чтобы не вводить в вас в заблуждение, будем использовать «кухонный» термин – диск.
Первый раз я услышал о русских кованых дисках в США. Да-да, от своего знакомого, помешенного на дрэг-рейсинге и облегчении своей Acura Integra Type R.
Он с гордостью заявил мне, что купил уникальные диски японской компании Spoon и обнаружил, что на обратной стороне диска выбито «Made in Russia». Эти диски считаются одними из самых легких кованых дисков (каждый весит всего 3,88 кг).
Моему удивлению не было предела: благодаря этим сверхлегким дискам японская компания стала известна во всем мире, а заготовки для дисков были сделаны в России.
Насколько хороши кованые диски?
15-дюймовые диски Spoon SW 388 весом в 3,88 кг стоили по 500 долларов каждый.
Тогда я уже приобрел литые диски OZ Superleggera. Но вопрос остался – действительно ли кованые российские колеса лучше других в мире или нет?
И может мне хватит быть ярким примером пословицы «трава зеленее там, где нас нет», и не покупать диски за границей, а обратить свой взор на российские литые и кованые диски.
Теперь у нашего издания появилась возможность в течение трех месяцев тестировать кованые диски ВСМПО.
Но для того, чтобы начать тестирование, нужно выбрать параметры дисков. Ведь покупка и подбор дисков намного сложнее покупки шин. Если в случае с резиновыми лентами вокруг диска нужно знать только ширину, диаметр диска, да высоту боковины (в процентах от ширины покрышки), то в случае с диском, количество необходимых параметров увеличивается.

Вылет диска (ET)
Насколько хороши кованые диски?
Вылет (ET) – это расстояние от виртуальной середины (оси симметрии) до места крепления диска (розетки). На сегодняшний момент на большинстве легковых автомобилей установлены диски с положительным вылетом. Автомобильные заводы не рекомендуют изменять вылет колеса больше чем на 5 мм.
Первое и самое простое, что может отличить обычный человек – это количество отверстий. Однако это единственный визуальный параметр, который можно определить у диска. Остальные дополнительные параметры дисков могут взорвать мозг обычному обывателю, а обозначения, вроде ET45 mm DIA 56.1 mm скорее будут похожи на секретный код для ЦРУ.
Самое простое – открыть руководство по эксплуатации и прийти с ним в магазин за дисками. Ну, а кто хочет понимать, что предлагает ему продавец, и не обернется ли покупка фатальной ошибкой, предлагаю продолжить читать. Тем более, никто не застрахован от ошибки консультанта во время горячей поры весной или осенью.
Сначала поговорим об управляемых передних колесах, для них изменения вылета колеса более чувствительно, чем для задней оси.
Насколько хороши кованые диски?
В первом случае показано положительное плечо обкатки, а во втором — отрицательное.
У всех управляемых колес есть плечо обката – расстояние между осью поворота колеса и центром пятна контакта шины и дороги. В соответствии с конструкцией подвески автомобиля у каждой машины он свой. Наиболее безопасное – это отрицательное плечо обката (на большинстве современных автомобилей оно такое), в случае если шина взорвется или произойдет еще что-то страшное, то у водителя есть больше шансов удержать руль.

Читайте также:  Что значит гинекологическая боль

Делая вылет меньше (или другими словами выдвигая колеса из арки автомобиля), вы можете кардинальным образом поменять плечо обкатки с отрицательного на положительное. Поэтому в колеях и на кочках у вас начнет в буквальном смысле вырывать руль из рук.
Если вы действительно ошиблись с выбором и у вас случились вышеперечисленные проблемы, то следует увеличить схождение колес на нужное количество градусов. Конечно, резина будет жить значительно меньше, но безопасность вашего перемещения в пространстве возрастет.
Для задней оси влияние вылета не столь серьезно, как для передней. Конечно, в первую очередь, страдают ступичные подшипники, при особо экстремальном изменении вылета (+/- 25 мм) они проходят не больше 30 000 км: представьте, что вы несете сумку не на опущенной руке, а поднятой – то же самое и со ступичными подшипниками. Но у многих автомобилей со спортивной настройкой, задние шины имеют отрицательный развал (внешне они стоят домиком), и изменение вылета изменит и пятно контакта шины с асфальтом.
Не стоит забывать и не менее важные факторы: такие, как ход подвески и ее геометрия, которые рассчитаны именно под определенный вылет колес. С установкой колеса с меньшим вылетом (где ET стремится к 0) вы только ухудшите управляемость.
Диаметр центрального отверстия диска под ступицу (DIA)
Насколько хороши кованые диски?
Обычно в сервисах устанавливают пластиковые центровочные кольца, но лучше ставить алюминиевые или стальные (на фото ступица с пластиковым центровочным кольцом).
Производители обычно не церемонятся и делают ступицы автомобилей с разными диаметрами центрального отверстия. Иногда даже одна модель в разных комплектациях может иметь разные диаметры центрального отверстия. Независимые производители дисков наоборот делают диаметр центрального отверстия как можно больше для того, чтобы с помощью центровочного кольца диск подошел как можно большему количеству автомобилей.
Конечно, можно не ставить центровочное кольцо, а просто закрепить диск с большим центральным отверстием, центровать и крепить гайками. Но представьте ситуацию: у вас размер ноги 42, а вы купили кроссовки 43 размера и вы вроде бы хорошенько затянули шнурки, во время небольших прогулок вы ничего не заметите, но если решите пробежать 10 км, то к концу дистанции обязательно заработаете мозоли.
То же самое и с автомобилем. Если вы водите спокойно, то можете не возмущаться в комментариях после этой статьи в абсолютной ненужности центровочного кольца. Но если вы участвуете в автоспортивных мероприятиях или, по вашему мнению, сильно нагружаете диски и резину, то я бы посоветовал поставить центровочное кольцо, и не просто пластиковое, а алюминиевое (стальное). Были случаи, когда в соревнованиях у гонщиков просто срезало шпильки, ведь основная нагрузка в случае отсутствия центровочного кольца будет не на ступицу, а именно на шпильки.

Читайте также:  120 dha что значит

Насколько хороши кованые диски?
Вроде бы нет ничего проще гаек, но и с ними нужно держать ухо востро. Существует три варианта прижимной части гаек (болтов): сфера, конус и прижимная шайба (последней нет на фото). Поэтому диски, сверленные под конус, нужно крепить гайкой с конусной прижимной частью. Ни в коем случае нельзя ставить не соответствующие гайки – в лучшем случае у вас будет постоянное биение (а значит стертая резина и «убитая» подвеска), в худшем – колесо просто открутится.
Итак, мы начали выбирать диски ВСМПО с параметрами, рекомендованными заводом изготовителем: 15×6 PCD 4×100 ET45. Вариантов дизайна с посадочным диаметром в 15 дюймов у ВСМПО немного, но все же выбрать сложно. Поэтому мы обратились за советом к эксперту в области шин и колес кандидату технических наук, профессору кафедры «Автомобили» ЮУрГУ Валентину Путину. «На сегодняшний момент существует множество дизайнов колес, но для наших дорог лучше брать многоспицевые колеса (8-10-20 и т.д.), при этом желательно, чтобы спица доходила до боковой закраины, тогда удар будет равномерно распределяться по всему диску, и вероятность загиба обода будет минимальной», – резюмировал Валентин Александрович.
Насколько хороши кованые диски?
Мы взяли для теста диск «Солярис», хоть спицы у него и не доходят до боковой закраины, зато их количество равно 10.
Помогать в монтаже и балансировке на всем протяжении теста нам будет компания «Шининвест», официальный дилер легкосплавных дисков ВСМПО.
Некоторые измерения мы уже провели, а некоторые только собираемся. Ждем и ваших предложений. А мы попробуем это реализовать!

Источник

Диски VSMPO

Легендарные кованые диски ВСМПО – это мечта любого автомобилиста. Такие диски украшение каждой машины. Но загвоздка заключается в том, что такие колесные диски – это совсем недешевое удовольствие. Для начала стоит расшифровать саму аббревиатуру. ВСМПО – это Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (крупнейшее в России, входит в состав «Ростех»). Год основания – 1933.

Читайте также:  Что значит стойкий болевой синдром

В плане материала кованый диск ВСМПО не отличается от литого «собрата». Он делается из сплава алюминия, магния к которым в малом количестве добавляется медь. Конечно же, у каждого производителя есть свои пропорции этих составляющих, которые являются их коммерческой тайной и секретом качества, но общая суть понятна.

Производство кованых дисков ВСМПО

На первом этапе металлы, которые будут входить в сплав для изготовления диска, плавят, заливая в специальные формы (цилиндры). После полного остывания формы, получившиеся из сплава металлов цилиндры, распиливают поперек на заготовки, из которых потом будет производиться колесный диск (одна заготовка – это один будущий кованый диск).

Далее получившуюся заготовку нагревают в специальной печи до определенной температуры и отправляют под пресс, который сплющивает заготовку под определенными углами несколько раз. В чем-то этот процесс напоминает ковку металла кузнецом, отсюда и происходит название. После воздействия пресса на металл, его структура становится мелкозернистой и волокнистый, в ней просто физически не может остаться никаких пор и пустот.

Стоит сказать, что воздействий пресса на будущий диск несколько. Мы описали первое, когда цилиндрическую заготовку превращают в «лепешку», но это лишь часть процесса, после этого «лепешка» отправляется в печь, а на пресс ставится другой штамп, который из этих «лепешек» сделает нечто напоминающее «кастрюли». Они уже будут чем-то отдаленным походить на колесный диск, но у них все еще не будет прорезей и отверстий, которые появятся на последующих этапах.

Третье воздействие пресса придаст форму «кастрюле», тут уже прорисуются все борта диска и его борозды, но прорезей и отверстий все еще не будет. После этого заготовку разогревают до температуры около 500 градусов и резко охлаждают в ледяной воде. Это сделает структуру металла еще более мелкозернистой и еще более крепкой и прочной. Заготовка подвергается трем этапам такого нагревания и охлаждения. Далее её искусственно «старят», что еще даст ей дополнительную прочность, так как все механические напряжения снимаются.

После этого будущий диск попадает на механическую обработку в цех, где с помощью сверл и резцов заготовка становится диском. В ходе этой обработки снижают вес будущего диска, но при этом оставляют ребра жесткости. Снижение веса важный момент, так как облегчение одного диска на один килограмм – это дополнительная грузоподъемность автомобиля примерно в шестьдесят кило.

Преимущества «ковки» ВСМПО

Многие даже никогда об этом не думали, но зря. Преимущества у кованых дисков есть перед литыми аналогами, причем их немало. Стоит перечислить основные сильные стороны данной «ковки»:

  • высокое качество изготовления;
  • крайне высокая прочность;
  • отличные скоростные характеристики;
  • влияют на снижение расхода топлива;
  • эстетически привлекательные;
  • снимают нагрузку с подвески авто.

Подделки

То, на что есть спрос, часто подделывают. Конечно же, речь идет о, так называемых, репликах. Они тоже имеют право на жизнь, так как и на такие диски хороший спрос. Но иногда хитрые продавцы (чаще всего подержанных дисков) продают аналог по цене оригинала ВСМПО, это не совсем хорошо и нужно кое-что знать, чтобы не попасться на такую уловку.

Нужно тщательно осмотреть диск, на оригинале на внутренней части есть штампы производителя, конечно же, производители из Китая сейчас и штампы копируют, но у них получается это немного грубовато, оригинальная штамповка диска выглядит аккуратно и всегда делается одним стилем и шрифтом.

Если вы хорошо знаете, как выглядит оригинальный диск, то заметите, что перед вами не он, когда вам будут предлагать реплику. Отличия не слишком очевидные, но они есть. Вы должны хорошо представлять кованый диск, которым интересуетесь, чтобы вовремя понять подвох, особенно хорошо отличать реплику, когда есть с чем её сравнить. Возможно нужно ехать покупать диски с товарищем, у которого на авто уже установлены такие оригинальные.

У кованого диска края рисунка всегда островатые, литая реплика такого диска будет иметь сглаженные края. Литой диск тяжелее, но это уже вопрос к тем, кто знает вес оригинала или же есть то, с чем можно сравнить, это актуально, если покупается диск без резины.

Цена кованого диска всегда выше, не стоит клевать на заманчивые предложения, где за деньги, которые характерны для литых колесных дисков, предлагают якобы «ковку». С большой вероятностью это и есть «литье» по цене «литья».

ВСМПО или аналоги?

Оригинальная «ковка» заслуживает внимания, диски очень качественные и достойные. Литые диски могут превзойти кованые диски ВСМПО только лишь во внешней эстетике. «Ковка» выглядит менее изящно, но у него множество других плюсов. Если вам нужны качественные диски по разумной цене, то выбирайте кованые ВСМПО, если для вас это вторично и главное для вас — это красота, то рассматривайте конкурентные литые модели. Выбор делает каждый автолюбитель самостоятельно.

Чтобы хоть как-то понять ценообразование компании-производителя стоит рассмотреть этот момент на реальных примерах, для удобства восприятия информации сведем все основные данные по этим дискам в одну таблицу, цены приведем усредненные. В данной таблице будут представлены и новые модели дисков, которые до сих пор можно купить со складов из запаса, и предложения со вторичного рынка, но нужно понимать, что на диски б/у ценообразование условное и во многом зависит от состояния диска и запросов продавца:

Новые кованые колесные диски ВСМПО
Название модели Радиус диска Ширина обода Количество отверстий Цена за штуку
Гамма R16 6.5″ 5 4800 рублей
Предложения на вторичном рынке по кованым дискам ВСМПО
Вега R15 6.5″ 4 3500 рублей
Пантера R13 5.0″ 4 2500 рублей
Орбита R13 5.0″ 4 1300 рублей
Эдельвейс R13 5.0″ 4 1200 рублей

Стоит понимать, что компания закончила производство дисков в 2012 году. И найти новыми их сейчас очень непросто.

Отзывы

Отзывы реальных покупателей характеризуют диски ВСМПО, как очень прочные и надежные. Все вышеперечисленные положительные их стороны подтверждаются. Иногда есть редкие отрицательные отзывы, касательно высокой цены, но технология производство и безупречное качество этих дисков вполне эту цену объясняют.

Есть еще один момент, на который жалуются автолюбители. Он заключается в том, что когда вы попадаете колесом в глубокую выбоину, то кованый диск вообще не страдает, но данная выбоина сильно отражается на подвеске автомобиля и резине, которая может даже с легкостью порваться. Но стоит признать, что данный минус весьма условен. Во всем другом кованые диски ВСМПО только хвалят.

И, конечно же, все любители «ковки» от ВСМПО расстроены тем, что в данный момент производство колесных автомобильных дисков прекращено.

Источник

Оцените статью