Что значит дикторское чтение

ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ

ди́кторский текст, речевое сопровождение фильма. Дикторский текст вводит зрителя в обстановку действия, даёт оценку событий и характеров, связывает между собой отдельные эпизоды фильма. Умело сочетаемый с действием в кадре, дикторский текст расширяет композиционные возможности изложения сюжета картины. Применение дикторского текста в кино началось с появлением звука. В практику мирового кино дикторский текст как компонент художественных фильмов активно вошёл в конце 40-х гг. и постепенно завоевал прочное место среди выразительных средств кинематографа. С эволюцией дикторских текстов, увеличением их разнообразия видоизменяется характер дикторского исполнения (приближение к разговорной речи, большая свобода и живость построения и др.). В документальном и научно-популярном кино дикторский текст несёт важную функцию осмысления изобразительного материала. Кроме «монологических» форм дикторского текста (голос автора или рассказчика) в документальном кино также используется «диалогический» комментарий, построенный как живое общение с героями, или разговор нескольких собеседников между собой.

Кино: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Смотреть что такое «ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ» в других словарях:

дикторский — ДИКТОР, а, м. Работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном, телекамерой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Читайте также:  Что значит зеркалить отношения

дикторский — см. диктор; ая, ое. Ди/кторский голос. Ди/кторский текст … Словарь многих выражений

КОКТО Жан — КОКТО (Сосteau) Жан (05. 07. 1889 11. 10. 1963), французский поэт, драматург, прозаик, сценарист, кинорежиссер, актер, график. Один из виднейших представителей авангарда в европейском искусстве 20 века. Образование получил в лицее Кондорсе. В… … Энциклопедия кино

Всесоюзный кинофестиваль — Всесоюзный кинофестиваль. Организуется с целью повышения идейно художественного уровня фильмов, профессионального мастерства работников кино, стимулирования творческого соревнования кинематографистов и привлечения внимания зрителей и… … Кино: Энциклопедический словарь

ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло — ПАЗОЛИНИ (Pasolini) Пьер Паоло (05. 03. 1922 02. 11. 1975), итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик. Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу и язык на своей «второй родине» со стороны матери во Фриули,… … Энциклопедия кино

ХЬЮСТОН Джон — ХЬЮСТОН (Huston) Джон (05 августа 1906 28 августа 1987), американский режиссер, сценарист и актер. Сын актера Уолтера Хьюстона, отец актрисы Анджелики Хьюстон, режиссера Дэнни Хьюстона и сценариста Тони Хьюстона. С трехлетнего возраста выступал в … Энциклопедия кино

КЛУГЕ Александр — КЛУГЕ (Kluge) Александр (р. 14. 02. 1932), немецкий режиссер, сценарист, продюсер. Изучал юриспруденцию во Фрайбургском, Френкфуртском и Марбургском университетах, затем был адвокатом, политическим журналистом и автором нескольких романов. Эти… … Энциклопедия кино

Кинематограф Азербайджана — Часть серий Азербайджанцы … Википедия

Апокалипсис сегодня — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Документальное кино — документальное кино, вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий. Документальный экран мира отражает острую идеологическую борьбу. Прогрессивное документальное кино противостоит реакционной буржуазной пропаганде,… … Кино: Энциклопедический словарь

Источник

Как профессионалы создают качественный дикторский текст

Часто в разных видеороликах мы не обращаем внимание на одну очень важную деталь, работу над которой можно смело назвать колоссальной. Речь идет о дикторской озвучке, а точнее о ее главной составляющей – дикторском тексте. Дикторская озвучка может использоваться как в корпоративных и презентационных фильмах , так и в имиджевых и рекламных роликах . И уже на этом этапе дикторская озвучка становится очень вариативным инструментом и выполняет совершенно разные функции. В первом случае дикторская озвучка берет на себя основную смысловую нагрузку, потому что именно благодаря закадровому голосу зритель усваивает главные идеи видеоролика и воспринимает всю представленную информацию. А в рекламных и имиджевых видеороликах дикторская озвучка метко и ненавязчиво акцентирует внимание зрителя на ключевом сообщении произведения. В процессе написания текста для дикторской озвучки корпоративных и презентационных фильмов большую роль играет заказчик. Это связано с тем, что закадровый текст, как правило, состоит из информации о компании или рекламируемом продукте, которую предоставляет заказчик. После получения текста сценарист или копирайтер редактируют и обрабатывают текст, чтобы улучшить восприятие текста зрителем. В процессе такой обработки текст как бы настраивают на звучание. Это связано с любопытной особенностью человека: текст может очень понравиться в процессе его чтения, но если человек услышит такой текст, то его реакция может быть кардинально другой.

Пример корпоративного фильма с закадровым дикторским голосом

Пример рекламного ролика с креативным дикторским текстом

Но на этом важные функции дикторского текста не заканчиваются. Он также играет ключевую роль при работе над хронометражем видеоролика. Это связано с тем, что дикторский текст никогда не начитывают быстро, потому что важно добиться его максимального восприятия аудиторией. Диктор воспроизводит текст размеренно, используя в своем чтении логические паузы. В связи с этим при написании дикторского текста важно держать в голове желаемый хронометраж видеоролика и соотносить его с размером и формой дикторского текста.

Два важных правила для создания качественного дикторского текста

Каждый дикторский текст индивидуален, как и проект, для которого он создается. Но существуют правила обязательные к соблюдению в рамках любого текста.

Писать чисто

В тексте для дикторской озвучки нельзя допускать появления стоп-слов. Это слова, которые засоряют текст и мешают его восприятию как в бумажном, так и в звуковом формате воспроизведения. К таким стоп-словам можно отнести:
— Канцеляризмы: зачем писать «оказать содействие», когда можно «помочь», зачем писать «осуществить заказ», когда можно «заказать»
— Плеоназмы: вместо «сервис по оказанию услуг» — «сервис», вместо «быстро и своевременно» — «вовремя» или «без задержек».
— Общие словарные конструкции: вместо «квалифицированные преподаватели немецкого языка» — «каждый сотрудник закончил проф. ВУЗ и провёл минимум 3 месяца на стажировке в Берлине».
А главное оставаться с чистой совестью и не использовать в дикторском тексте преувеличения, которых легко можно избежать.

Логика – прежде всего

Если видеоролик ориентирован на аудиторию, которая совершенно незнакома с продуктом, следует построить внутри текста логическую цепочку, начинающуюся с общих понятий и фактов, продолжающуюся подробным описанием продукта или компании, и заканчивающуюся грамотным выводом.

Дикторский текст на английском языке

Возникают ситуации, когда дикторский текст необходимо перевести на английский язык. В таких случаях мы обращаемся к носителям языка, так как не все конструкции, переведенные с русского языка, могут звучать корректно на английском. Ведь дикторы-носители могут отказаться читать текст, если он плохо написан.
При переводе дикторского текста важно понимать, что объем текста может увеличиться или уменьшиться, а это внесет свои коррективы и в хронометраж видеоролика. Например, если английский текст перевести на русский, то объем увеличится примерно на 10 процентов, а при переводе на испанский или французский увеличение может достигнуть 20 процентов. Поэтому при создании видеороликов режиссер оставляет немного «воздуха» в видеоролике в виде пауз, которые можно будет использовать при изменении объема дикторского текста и без вреда для хронометража.
Работа с иностранным языком – это сложная задача, которую наша компания выполняет с большой ответственностью и удовольствием. Рады представить вам один из наших проектов, в рамках которого мы провели качественную работу над закадровым текстом на английском языке — ролик-эксплейнер для Bpay.
Дикторский текст и озвучка — одни из важнейших аспектов при создании видеоролика, поэтому так важно не пренебрегать этим процессом и обращаться к помощи профессионалов.

Источник

Ббк 81 Ml 8 Мальханова И. А

Конечно, наши студенты — не профессиональные дикторы или артисты, но умение хорошо, выразительно, убедительно говорить необходимо всем и, по крайней мере, не помешает никому. Для выработки навыков дикторско­го чтения полезны как тексты самого разного содержа­ния, так и особенно анекдоты, маленькие пьески( детские сказки, которые, при желании, всегда можно инсцениро­вать в учебной группе. В данном блоке в качестве образ­цов дается несколько учебно-тренировочнцх матералов, но, понятно, что они могут и должны быть дополнены пре­подавателем, в зависимости от состава, возраста, специа­лизации, задач и конкретных целей обучающейся группы. Здесь специально подобраны тексты ра/ной направлен­ности — от художественного до страноведческого и чисто учебного (юридического). Понятно, чт^’студентов следует ориентировать на разную интерпретацию текстов разно­го содержания. Так, чтение отрывков из романа надо мак­симально приближать к художественному чтению, а вот нейтральные, учебные тексты следует читать более бес­страстно, типично «дикторским»/голосом.

Дикторское чтение — необходимый, но не един­ственный компонент, необходимый человеку при вы­ступлении с эстрады или по телевидению. В этом слу­чае его надо дополнять соответствующими мимикой и пластикой (жестами, движениями тела). В противном случае человек может выглядеть безжизненно, «как чурбан» и даже самый распрекрасно поставленный голос не произведет должного впечатления на зрите­лей. Ряд нижеприведенных упражнений направлен на то, чтобы «оживить» мимику и пластику, синхронизи­ровать их с дикторским чтением учащихся.

Дикторское чтение, тренировка мимики и пластики.

Прочтите нижеприведенные анекдоты как можно выразительнее. Дайте максимальное количество опре­делений к голосу каждого персонажа. Можно ли было их реплики прочитать совсем другим голосом? Почему вы так думаете?

После удовлетворительного чтения попробуйте совместить пересказ анекдота с соответствующими мимикой и пластикой.

а) Едут в такси мать, отец и взрослая дочь. Отец сидит впереди, рядом с шофером, а мать и дочь сзади. Вдруг шофер пово­рачивается к отцу и говорит шепотом: «Правительственное шоссе*. Отец, в свою очередь, оборачивается назад и шепчет жене: «Правительственное шоссе*. Мать шепчет дочери: «Правительственное шоссе». Дочь шепотом отвечает мате­ри: «А почему шепотом?* Мать шепчет мужу: «А почему шепотом?* Тот переспрашивает шофера: «А почему шепо­том?* Шо

б) Сидят два приятеля в ресторане и Беседуют.

— Вот. смотри, галстук у меня от Версаче.’ В Париже за тысячу долларов купил.

— Ну и дурак же ты! За углом на лотке тетка точно такие же продает — за две тысячи!

в) Беседуют муж с женой:

— Дорогая, мне совсем не нравится твоя новая шляпка! -Я тевя очень хорошо понимаю, дорогой! Да ведь не могу же я вместо шляпки носить на голове Бутылку водки!

г) На пляже загорают Бабушка и маленький внучек. Светит солнышко, погода прекрасная. Вдруг ни с того ни с сего наБегает огромная волна и уносит ребенка в море. Бабушка в отчаянии воздевает руки к неву и взывает: «Боже, верни мне ребенка, что я скажу его родителям!* Внезапно снова накатывает морская волна и выбрасывает ребенка на Берег целым и невредимым. Бабушка обнимает, целует ребенка, а затем снова воздевает руки к небу и спрашивает: «А где же панамка?!*

Упражнение 2. Копире одного анекдота. Моделирование голоса и тона, отработка мимики и пластики

Учащиеся по очереди представляют «зрителям» один и тот же анекдот, а затем после совместного об­суждения (или тайного голосования) выбирается «чем­пион анекдота».

Упражнение 3. «Конферансье». Конкурс анекдотов. Моделирование голоса и тона, развитие мимики и пластики

Слушатели по очереди выходят на «эстраду» и каждый представляет свой анекдот. Затем все вместе с преподавателем или путем тайного голосования (пре­подаватель имеет два голоса) определяют лучшего «кон­ферансье».

Упражнение 4. «Анекдот -нвмпиор. Интенсивный тренинг на моделирование голоса и тона, развитие мимики и пластики

Существует удивительный — очень короткий и как бы специально созданный для тренинга— «анекдот-чемпион», отработка которого в группе дает прекрас­ные результаты Очень полезно записывать на пленку все этапы тренировки, вплоть до конечного результата и вместе с преподавателем анализировать эти записи Еще лучше то же самое записывать на видеокассету — тогда будет гораздо легче корректировать еще и мими­ку и пластику Вот этот анекдот, поданный не в «чис­том» виде, а с комментариями речевика-имиджмейкера для своих слушателей. Фактически же анекдот состоит всего лишь из ..восьми слов! (обозначенных жирным шрифтом, в отличие от учебных комментариев, которые даны в скобках и притом обычным шрифтом).

Приходит грузин с похорон жены, (сел за стол, подпер опу­щенную голову руками, на лице написано отчаяние)

— Один, совсем один! (с надрывом, отчаянием)

— Один, совсем один. (слегка встреленулся, поднял голову, задумался, говорит уже гораздо спокойнее. Без надрыва)

— Один, совсем один? (заинтересованно, удивленно, встрепе­нулся, в глазах появляется Блеск)

— Один, совсем один. (проявляет Бурный восторг, вскакива­ет и пляшет лезгинку)

Упражнение 5. «Редактор», Отработка дикторского чтения

Подготовьте нижеприведенный текст для диктор­ского чтения по радио. Для этого возьмите фломасте­ры, разметьте разными цветами основные и второсте­пенные паузы, повышения и понижения голоса, «ти­хие» и «громкие» места и так далее. Подготовив таким образом текст, приступайте к его чтению. Прочтите его несколько раз до оптимального результата, который запишите на аудиокассету и вместе с преподавателем

прослушайте и проанализируйте в учебной группе.

Седьмой и последний «вождь» партии и советского государства — Горбачев — человек классической партий­ной карьеры. Первые годы «правления» чувствовалось, что он знает страну как партийный лидер провинци­ального масштаба. Но со временем и достаточно быст­ро постиг нечто очень важное: внутренние проблемы в такой огромной стране трудно решать вне планетар­ного контекста и ставки на широкую Реформацию. Его знание множества проблем, которыми была больна стра­на , слабо, однако, сочеталось с прогностическими и во­левыми компонентами управления. Главный просчет Горбачева: он надеялся реформировать и сохранить ком­мунистическую систему, что в принципе невозможно. Однако его великие «заделы» по устранению угрозы ядер­ной войны, открытие шлюзов гласности, ставка на де­мократические перемены в обществе сделали Горбачева эпохальной исторической личностью, роль которой бу­дет оценена лишь за .порогом XXI столетия.

Каждый вождь, окруженный партийной элитой, знал по-своему страну, общество, свой народ. Но при этом у всех господствовало конфронтационное, клас­совое мышление. Коммунистическая идеология вся «за­мешана» на борьбе: с внутренними и внешними врага­ми, природой, другими системами и идеологиями. Но вожди «просмотрели» то обстоятельство, что посте­пенно господствующими тенденциями в мировом раз­витии стали интеграционные процессы, переход от конфронтации к сотрудничеству, социальному объе­динению, поиску гармонизированных форм сосущество­вания землян. Мысль вождей, всех нас была как бы в «окопах», в вечной непримиримости и борьбе со всем, что не совпадает с марксистскими схемами и с большевистским мироощущением. Это вело к консервации созданной Лениным системы, «застылости» обще­ственного сознания, враждебности и недоверию к чу­жому социальному опыту. В конечном счете это при­вело к утрате великим народом способности к циви­лизованным, эволюционным переменам в социальной сфере. Стремление «разрушить старый мир до основа­нья» создало у людей устойчивую черту, склонность к радикализму, бунтарству, потрясениям, взрывам.

Горбачев первым из семерки большевистских вож­дей заставил глубоко задуматься мыслящих людей над этим судьбоносным вопросом. Но задуматься — не значит переосмыслить.

(Волкогонов Д. Семь вождей // Новости.— М., 1995.)

Конкурс дикторов. Отработка дикторского (художественного) чтения

Вышеприведенный (или любой другой, но один и тот же для всей группы текст) отработайте дома или в группе до полного совершенства и затем все по очере­ди продемонстрируйте его сокурсникам. Путем совме­стного обсуждения или тайного голосования выберите лучшего диктора (чтеца).

А. . Их неудержимо влекло друг к другу. То, чего они не могли найти в себе, они видели в своем собеседни­ке. Саша был очарован аристократичностью Нины, ка­ким-то чудом уживавшейся с ее детской доверчивос­тью, совсем не подходящей возрасту девушки. Темные волосы, распущенные по хрупким Пу\ечам, слегка при­теняли лицо Нины, во мраке зала делая его еще более таинственным. Полуопущенные lycmne ресницы, уме­ло удлиненные французской косметикой, придавали возлюбленной выражение застенчивости и покорнос­ти. Нина растягивала удовольствие от этого вечера. Она была прекраою воспитана и не спешила разде­латься со своим мороженым. Временами она с легким наклоном-головы смотрела на него сквозь ресницы и отвечала «да>> или «нет». Все зависело от того, что в этот момент желал услышать от нее Саша Оба они были настроены на одну волну и ловили из\учения любви, парящие в полутемном чале.

Единственное, что не вязалось с ее легкой фигур-коп, это низкий голос. Впрочем, Нина нр стремилась им пользоваться. Без слов, своей покорностью прояви­ла она вес своп чувства, таящиеся в душе Саша это прекрасно оцепил Ненова полутьма зала оказалась причиной всплеска его юношеских эмоций.

(Сердобольская М Кольцо и крест Роман — М Краса, 1994)

Б. Возросший интерес к традиционной культуре народов мира, а также стремление сохранить лучшее из ее достояний в наши дни — в век все возрастающей ур­банизации, нивелировки, стандартизации, наступления так называемой массовой культуры — стали своеобраз­ным знамением времени. Эти проблемы одинаково вол­нуют ученых и писателей, журналистов и обществен­ных деятелей Сохранение наиболее ценного из тради­ционной культуры народов мира — это настоящее и будущее любого этноса, а также всего человечества.

В наши дни особое звучание приобрело введенное Д С. Лихачевым понятие «экология культуры», которое означает и (‘сбережение» культурной среды, и сохране­ние активной, действенной памяти любого этноса, и понимание невосполнимости разрушения памятников и явлений культуры, и сознание страшной опасности забвения. Это понятие существенно необходимо для развития этики, той нравственной среды, в которой живут как отдельный человек, так и целый народ

(Из кн Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии — М Наука, 1993 )

В. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства.

Суверенность государства является политико-пра­вовой предпосылкой для его полноправною и равноправ­ного участия в международном общении и в принци­пе — независимой деятельности на мировой арене Это свойство юсударртв обусловливает и самостоя­тельность во всем, что касается его внутренней жизни, от установления и поддержания подходящего для него ‘жономического и политического сроя, созда­ния и функционирования орпшов власти, управления и правосудия до различных проявлений общественной жизни, равно как и осуществления всякого рода преоб­разований Все это многообразие внутренней жизни государства не может являться предметом каких-либо пчислений, указаний, непрошенных советов и т. л дей-тний, направленных на оказание влияния или давле­ния на то, что происходит внутри страны

Свое концентрированное концептуальное выраже­ние эта сторона межгосударственного общения на оп­ределенном историческом этапе получила в формиро­вании доктрины невмешательства, а затем, по мере развития многосторонних процессов, обрела характер международно-правового принципа невмешательства.

(Из ш Международное право — М МГИМО, Международные отношения, 2000 )

Упражнение 7. Конкурс телеведущих. Отработка дикторского чтения в сочетании с мимикой и пластикой

Хорошо отработанный текст (любой по вашему вы­бору) представьте на суд товарищей («телезрителей»), сочетая дикторское чтение с соответствующими мими­кой и пластикой. Проанализируйте выступления и вы­берите лучшего «телеведущего».

Упражнение 8. «Кастинг». Отработка навыков

художественного чтения и декламации

Слушателям предлагается заранее выучить наизусть небольшой отрывок прозы (для этого можно взять любой текст из материала этого учебного пособия) или же сти­хотворение и затем продемонстрировать навыки художе­ственного чтения или декламации перед всей группой и преподавателем Только один человек — тот, кто лучше всего владеет своим голосом и имеет наилучшую пласти­ку— будет отобран для престижной работы в театре.

1 Как надо подготовить текст для прочтения его по радио ?

2 Какие компоненты включает в себя дикторское чтение ? 3. Какие материалы можно использовать для тренинга г

4 Чем дополняется дикторское чтение в случае выступле­ния по телевизору или с эстрады 7

5 Какова роль мимики и пластики в устном выступлении перед аудиторией ?

6 Чем отличается дикторское чтение от художественного? Продемонстрируйте это на примерах.

Блок 1. Подготовка к выступлению: работа над письменными источниками

При подготовке публичного выступления нам нередко приходится пользоваться письменными матери­алами. Как с ними работать? Прежде всего вниматель­но прочтите весь текст, неплохо даже (если он доста­точно длинный) — два-три раза. А теперь запаситесь цветными фломастерами и попробуйте провести ана­лиз: составить по абзацный план прочитанного. На от­дельном листке запишите (в столбик) двумя-тремя сло­вами основную мысль каждого абзаца. Не смущайтесь, если один длинный абзац содержит две-три основных мысли и, наоборот, несколько абзацев говорят пример­но об одном и том же. Цветными фломастерами сде­лайте соответствующие надписи на полях вашего пись­менного текста, причем для каждой темы выберите свой определенный цвет.

Теперь, когда вам стало наглядно видно, какие и сколько основных мыслей содержит ваш материал, приступайте к трансформациям: то есть перегруппи­ровке и сжатию (опущению) информации, если наблю­дается ее избыточность. Для устного изложения в слу­чае необходимости произведите обобщение — объеди­ните в один блок одинаковые мысли, находящиеся в разных частях текста Если же какая-то мысль повто­ряется слишком часто, то информацию надо сократить, оставив самое необходимое, чтобы не затягивать свое выступление и но повторяться, вызывая скуку у слу­шателей. И, наоборот, если важная мысль мелькнула где-то в середине абзаца, в целом посвященного со­всем другому вопросу, то ее в вашей речи следует выделить в отдельный блок и сделать добавление, то есть для устного выступления привлечь другой извес­тный вам материал на ту же тему, который не содер­жится в разрабатываемой статье. Если вы не произве­дете добавления (дополнения) материала, то важная мысль, облеченная в одно-единственное предложение, может пройти мимо внимания слушателей и прозвучит не очень-то убедительно, а все ваше выступление ока­жется несбалансированным, что явится его серьезным недостатком

Работа немного усложняется, если приходится обрабатывать несколько письменных источников, но, в принципе, она мало чем отличается от работы над одним источником. Просто в этом случае выделенных тем будет несколько больше и работа потребует боль­ше времени. В принципе, подготовка реферата или же курсовой работы, обработка материала научным работ­ником тоже мало отличаются от описанного выше процесса.

Во время устного выступления неожиданно может измениться ситуациями яам Т1 Р И Л^ Т СЯ-Г1!ЛЬ- ИП со кратить HAH^_e t j«o6oppT^j^T^HXIbjBa.uii Р С ЧЬ. Опытный док­ладчик должен быть всегда готов к этому. Вот почему, обрабатывая письменный текст, обязательно надо осо­бым знаком отметить те места, которые в случае необ­ходимости вы сможете безболезненно выбросить. И, соответственно, продумать, за счет чего ваше вы­ступление можно расширить, при этом не особенно ухудшая его качество. Обычно добавления осуществ­ляются с помощью приведения параллелей и примеЛ-ров (заготовленных «впрок» заранее), выражения соб^ ственного отношения к излагаемой проблеме,! обращения к слушателям с просьбой что-то проком- 1 монтировать или высказаться, уместных притч, цитат, ( анекдотов или воспоминаний, эпизодов из собствен- ) ной жизни рассказчика. Понятно, что такие заготовки . тоже делаются заранееикратко записываются на отдельных листочках ^^

Упражнение 1. Поабзацный план. Подготовка

письменного текста для устного выступления

Возьмите цветные фломастеры и поработайте дома над предлагаемым текстом так, как было сказа­но выше. Сколько тем вы сумели выделить и какие? Какие части статьи можно, в случае необходимости, опустить, и, наоборот, что бы вы могли добавить от себя по данной теме?

Глобальное мышление: универсальная задача

Научное предсказание изменений окружающей среды трудно для понимания простых людей. Мы слы­шим о глобальном потеплении климата и повышении уровня мирового океана, о росте числа раковых заболе­ваний, о перенаселенности, истощении природных ресурсов и вымирании биологических видов. Человек в своей деятельности повсеместно спешит разрушить ключевые элементы природных экологических систем, от которых зависит существование живых организ­мов. Эти разрушительные влияния, каждое из кото­рых является очень сильнодействующим, все вместе вызывают изумление. Численность населения в мире утроилась за истекшее столетие, а в следующем дол­жна снова удвоиться или даже утроиться. Общие по­казатели экономики возрастают в пять-десять раз, включая сюда рост уровня потребления энергии, выб­рос в атмосферу окиси углерода и уничтожение лесов. Трудно вообразить себе, что все это могло случиться за время нашей жизни или жизни наших детей. Мы должны согласиться с тем, что перспективы всеобщих лишений и разрушения окружающей среды, которые последуют за этим, несопоставимы ни с чем в челове­ческой истории.

Я думаю, однако, что хорошо уже одно то, что те­перь нам обязательно придется искать новые пути для совместного выживания на этой планете. В ны­нешнем столетии мы уже видели достаточно войн, нищеты, загрязнения природы и всеобщих страданий. Согласно буддийскому учению, такое происходит в ре­зультате неведения и эгоистических поступков лю­дей, поскольку мы часто не видим того, что по сути своей все существа связаны друг с другом. Сама Земля

предупреждает нас, ясно показывая громадные послед- твия и огромный негативный потенциал, заложенный и неправильном поведении людей.

Для того, чтобы противопоставить что-то сво­им собственным разрушительным тенденциям, мы можем постараться научиться проявлять больше вни­мания к факту нашей всеобщей взаимозависимости. Все живые существа желают счастья и не хотят стра­дать. Таким образом, все мы разделяем единое чувство. Мы можем развивать благую активность, основанную > ia правильной мотигпции для того, чтобы помочь Земле и друг другу. Именно поэтому я часто говорю о важности развития в себе истинного чувства всеоб­щей ответственности. Когда в основе наших поступ­ков лежат мудрость и сострадание, эти поступки приносят благо всем, а не просто удовлетворяют наши эгоистические потребности, принося временные ма­териальные выгоды. Когда мы сможем понять и про­стить невежественные поступки, совершенные в прошлом, у нас появятся силы для разрешения проблем, стоящих перед нами в настоящем.

. Для того, чтобы заботиться о самих себе, обо всей Земле и живущих на ней, равно как и о грядущих поколениях, мы нуждаемся в знаниях. Это значит, что очень важно включить в процесс всеобщего образова­ния знания об окружающей среде. Научные исследова­ния и технологический прогресс жизненно необходи­мы для поддержания современной жизни на должном уровне. Но еще более важно и для детей, и для взрос­лых получить практические знания, которые научат нас узнать ценность самих себя и окружающей нас природы. Если мы будем иметь истинное уважение к другим и перестанем действовать исходя из неведе­ния, мы сможем позаботиться обо всей Земле.

В самом общем смысле получить такое образова­ние — значит, научиться вести уравновешенный об­раз жизни. Все религии согласны в том, что следование своим эгоистическим устремлениям и материальный комфорт не приносят длительного счастья и удовлет­ворения. Даже если бы это и удалось лично нам, на свете проживает так много людей, что Земля не смогла бы выдерживать нас долго. Я полагаю, что гораздо лучше развивать в себе внутреннюю удовлетворенность и душевный покой. Мы можем совместно пользо­ваться Землей и вместе заботиться о ней, вместо того, чтобы пытаться овладеть ею, попутно разру­шая красоту жизни.

Древние культуры, которые научились хорошо приспосабливаться к условиям окружающей их при­роды, могут многому научить нас в отношении того, как общество благодаря своему устройству может жить в гармонии с окружающей средой. Например, тибетцы отлично приспособились к условиям жизни на Гималайском плато. Процесс их выживания превра­тился в длительную историю культуры, которая за­ботилась о том, чтобы не разрушить свою хрупкую экосистему. Тибетцы всегда ценили присутствие диких животных как символическое выражение сво­боды. Многие наши произведения искусства и рели­гиозные обряды свидетельствуют об уважении к при­роде. Духовное развитие процветало, несмотря на ограниченный прогресс в материальной области. Так же как некоторые виды могут не успеть приспосо­биться к неожиданным изменениям окружающей сре­ды, человеческие культуры нуждаются иногда в осо­бой заботе для своего выживания. Поэтому знание того, чего достигли в своем развитии другие люди, и бережное отношение к их культурному наследию яв­ляются составной частью обучения людей заботе об окружающей среде.

Я хочу также подчеркнуть ценность добросерде­чия. Эта простая черта человеческой природы может развиться до того, что станет огромной силой. Имея доброе сердце и мудрость, вы обретете правильную мотивацию и сможете естественным образом при­нимать правильные решения. Если люди станут дей­ствовать исходя из истинного сострадания ко всем, мы сможем помочь друг другу и окружающей среде. Это гораздо проще, чем приспособиться к жестоким и непонятным условиям, которые нас могут ожидать в будущем.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что человеческий разум, человеческое сердце и окружающая среда неразрывно связаны между собой. И поэтому экологическое обучение должно помочь развить пони чище и любовь, в которых мы нуждаемся для создания 1’П1\учших условий для жизни и совместного суще-п новация.

(Далай-лама XIV . 1991 год Из кн.. Жизнь на Земле ле кции и статьи по проблемам экологии Сборник — М ,

Упражнение 2. «Консенсус». Подготовка текста для устного изложения

Сравните ваши результаты по предыдущему уп­ражнению с результатами других слушателей, вместе придите к «консенсусу», составив единый план для всей группы. Отстаивайте свое мнение, если вы в чем-то не согласны с другими слушателями.

Упражнение 3. Публичное выступление

Перескажите в классе содержание прочитанного и обработанного вами материала в соответствии с об­щим планом всей группы. Вместе проанализируйте и дайте оценку вашего выступления — насколько были оправданы все ваши трансформации, помогли ли они лучшей подаче материала в устном изложении? Зафик­сируйте время, которое заняло ваше выступление.

Упражнение 4. «Расширение». Публичное выступление. Управление временем

После того, как вы зафиксировали время, потребо­вавшееся вам для устного выступления по заданной теме, попробуйте, минимально пользуясь дополнитель­ными материалами, выступить снова, но — удлинив ваше выступление на 2 — 3 минуты. За счет чего вы смогли это сделать?

Упражнение 5. «Сжатие». Публичное выступление. Управление временем

После того, как вы зафиксировали время, потребо­вавшееся вам для устного выступления по заданной теме, попробуйте выступить снова, но на этот раз, наоборот,— сократив ваше выступление на 1 — 2 минуты. За счет чего вы смогли это сделать?

1 Чем устное выступление отличается от письменного тек­ста на ту же тему?

2. Какие трансформации необходимо произвести, работая над письменным текстом, который вам предстоит изло­жить устно?

3. Что такое «сжатие»?

4. Что такое «опущение»?

5. Как выйти из положениия, если ваше выступление прихо­дится неожиданно заметно сократить?

6. Что делать, если обстоятельства требуют затянуть выс­тупление?

7. Что такое «перегруппировка»?

Блок 2. Структура выступления

Для подготовки устного выступления — мало по­работать над письменным текстом так, как это было сказано ранее. В своей речи надо еще уметь пользо­ваться двумя очень важными вещами: правилом рам­ки и правилом цепи. Что же это такое?

Источник

Оцените статью