- ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ
- Смотреть что такое «ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ» в других словарях:
- Как профессионалы создают качественный дикторский текст
- Пример корпоративного фильма с закадровым дикторским голосом
- Пример рекламного ролика с креативным дикторским текстом
- Два важных правила для создания качественного дикторского текста
- Писать чисто
- Логика – прежде всего
- Дикторский текст на английском языке
- Ббк 81 Ml 8 Мальханова И. А
ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ
ди́кторский текст, речевое сопровождение фильма. Дикторский текст вводит зрителя в обстановку действия, даёт оценку событий и характеров, связывает между собой отдельные эпизоды фильма. Умело сочетаемый с действием в кадре, дикторский текст расширяет композиционные возможности изложения сюжета картины. Применение дикторского текста в кино началось с появлением звука. В практику мирового кино дикторский текст как компонент художественных фильмов активно вошёл в конце 40-х гг. и постепенно завоевал прочное место среди выразительных средств кинематографа. С эволюцией дикторских текстов, увеличением их разнообразия видоизменяется характер дикторского исполнения (приближение к разговорной речи, большая свобода и живость построения и др.). В документальном и научно-популярном кино дикторский текст несёт важную функцию осмысления изобразительного материала. Кроме «монологических» форм дикторского текста (голос автора или рассказчика) в документальном кино также используется «диалогический» комментарий, построенный как живое общение с героями, или разговор нескольких собеседников между собой.
Кино: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .
Смотреть что такое «ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ» в других словарях:
дикторский — ДИКТОР, а, м. Работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном, телекамерой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
дикторский — см. диктор; ая, ое. Ди/кторский голос. Ди/кторский текст … Словарь многих выражений
КОКТО Жан — КОКТО (Сосteau) Жан (05. 07. 1889 11. 10. 1963), французский поэт, драматург, прозаик, сценарист, кинорежиссер, актер, график. Один из виднейших представителей авангарда в европейском искусстве 20 века. Образование получил в лицее Кондорсе. В… … Энциклопедия кино
Всесоюзный кинофестиваль — Всесоюзный кинофестиваль. Организуется с целью повышения идейно художественного уровня фильмов, профессионального мастерства работников кино, стимулирования творческого соревнования кинематографистов и привлечения внимания зрителей и… … Кино: Энциклопедический словарь
ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло — ПАЗОЛИНИ (Pasolini) Пьер Паоло (05. 03. 1922 02. 11. 1975), итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик. Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу и язык на своей «второй родине» со стороны матери во Фриули,… … Энциклопедия кино
ХЬЮСТОН Джон — ХЬЮСТОН (Huston) Джон (05 августа 1906 28 августа 1987), американский режиссер, сценарист и актер. Сын актера Уолтера Хьюстона, отец актрисы Анджелики Хьюстон, режиссера Дэнни Хьюстона и сценариста Тони Хьюстона. С трехлетнего возраста выступал в … Энциклопедия кино
КЛУГЕ Александр — КЛУГЕ (Kluge) Александр (р. 14. 02. 1932), немецкий режиссер, сценарист, продюсер. Изучал юриспруденцию во Фрайбургском, Френкфуртском и Марбургском университетах, затем был адвокатом, политическим журналистом и автором нескольких романов. Эти… … Энциклопедия кино
Кинематограф Азербайджана — Часть серий Азербайджанцы … Википедия
Апокалипсис сегодня — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Документальное кино — документальное кино, вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий. Документальный экран мира отражает острую идеологическую борьбу. Прогрессивное документальное кино противостоит реакционной буржуазной пропаганде,… … Кино: Энциклопедический словарь
Источник
Как профессионалы создают качественный дикторский текст
Часто в разных видеороликах мы не обращаем внимание на одну очень важную деталь, работу над которой можно смело назвать колоссальной. Речь идет о дикторской озвучке, а точнее о ее главной составляющей – дикторском тексте. Дикторская озвучка может использоваться как в корпоративных и презентационных фильмах , так и в имиджевых и рекламных роликах . И уже на этом этапе дикторская озвучка становится очень вариативным инструментом и выполняет совершенно разные функции. В первом случае дикторская озвучка берет на себя основную смысловую нагрузку, потому что именно благодаря закадровому голосу зритель усваивает главные идеи видеоролика и воспринимает всю представленную информацию. А в рекламных и имиджевых видеороликах дикторская озвучка метко и ненавязчиво акцентирует внимание зрителя на ключевом сообщении произведения. В процессе написания текста для дикторской озвучки корпоративных и презентационных фильмов большую роль играет заказчик. Это связано с тем, что закадровый текст, как правило, состоит из информации о компании или рекламируемом продукте, которую предоставляет заказчик. После получения текста сценарист или копирайтер редактируют и обрабатывают текст, чтобы улучшить восприятие текста зрителем. В процессе такой обработки текст как бы настраивают на звучание. Это связано с любопытной особенностью человека: текст может очень понравиться в процессе его чтения, но если человек услышит такой текст, то его реакция может быть кардинально другой.
Пример корпоративного фильма с закадровым дикторским голосом
Пример рекламного ролика с креативным дикторским текстом
Но на этом важные функции дикторского текста не заканчиваются. Он также играет ключевую роль при работе над хронометражем видеоролика. Это связано с тем, что дикторский текст никогда не начитывают быстро, потому что важно добиться его максимального восприятия аудиторией. Диктор воспроизводит текст размеренно, используя в своем чтении логические паузы. В связи с этим при написании дикторского текста важно держать в голове желаемый хронометраж видеоролика и соотносить его с размером и формой дикторского текста.
Два важных правила для создания качественного дикторского текста
Каждый дикторский текст индивидуален, как и проект, для которого он создается. Но существуют правила обязательные к соблюдению в рамках любого текста.
Писать чисто
В тексте для дикторской озвучки нельзя допускать появления стоп-слов. Это слова, которые засоряют текст и мешают его восприятию как в бумажном, так и в звуковом формате воспроизведения. К таким стоп-словам можно отнести:
— Канцеляризмы: зачем писать «оказать содействие», когда можно «помочь», зачем писать «осуществить заказ», когда можно «заказать»
— Плеоназмы: вместо «сервис по оказанию услуг» — «сервис», вместо «быстро и своевременно» — «вовремя» или «без задержек».
— Общие словарные конструкции: вместо «квалифицированные преподаватели немецкого языка» — «каждый сотрудник закончил проф. ВУЗ и провёл минимум 3 месяца на стажировке в Берлине».
А главное оставаться с чистой совестью и не использовать в дикторском тексте преувеличения, которых легко можно избежать.
Логика – прежде всего
Если видеоролик ориентирован на аудиторию, которая совершенно незнакома с продуктом, следует построить внутри текста логическую цепочку, начинающуюся с общих понятий и фактов, продолжающуюся подробным описанием продукта или компании, и заканчивающуюся грамотным выводом.
Дикторский текст на английском языке
Возникают ситуации, когда дикторский текст необходимо перевести на английский язык. В таких случаях мы обращаемся к носителям языка, так как не все конструкции, переведенные с русского языка, могут звучать корректно на английском. Ведь дикторы-носители могут отказаться читать текст, если он плохо написан.
При переводе дикторского текста важно понимать, что объем текста может увеличиться или уменьшиться, а это внесет свои коррективы и в хронометраж видеоролика. Например, если английский текст перевести на русский, то объем увеличится примерно на 10 процентов, а при переводе на испанский или французский увеличение может достигнуть 20 процентов. Поэтому при создании видеороликов режиссер оставляет немного «воздуха» в видеоролике в виде пауз, которые можно будет использовать при изменении объема дикторского текста и без вреда для хронометража.
Работа с иностранным языком – это сложная задача, которую наша компания выполняет с большой ответственностью и удовольствием. Рады представить вам один из наших проектов, в рамках которого мы провели качественную работу над закадровым текстом на английском языке — ролик-эксплейнер для Bpay.
Дикторский текст и озвучка — одни из важнейших аспектов при создании видеоролика, поэтому так важно не пренебрегать этим процессом и обращаться к помощи профессионалов.
Источник
Ббк 81 Ml 8 Мальханова И. А
Конечно, наши студенты — не профессиональные дикторы или артисты, но умение хорошо, выразительно, убедительно говорить необходимо всем и, по крайней мере, не помешает никому. Для выработки навыков дикторского чтения полезны как тексты самого разного содержания, так и особенно анекдоты, маленькие пьески( детские сказки, которые, при желании, всегда можно инсценировать в учебной группе. В данном блоке в качестве образцов дается несколько учебно-тренировочнцх матералов, но, понятно, что они могут и должны быть дополнены преподавателем, в зависимости от состава, возраста, специализации, задач и конкретных целей обучающейся группы. Здесь специально подобраны тексты ра/ной направленности — от художественного до страноведческого и чисто учебного (юридического). Понятно, чт^’студентов следует ориентировать на разную интерпретацию текстов разного содержания. Так, чтение отрывков из романа надо максимально приближать к художественному чтению, а вот нейтральные, учебные тексты следует читать более бесстрастно, типично «дикторским»/голосом.
Дикторское чтение — необходимый, но не единственный компонент, необходимый человеку при выступлении с эстрады или по телевидению. В этом случае его надо дополнять соответствующими мимикой и пластикой (жестами, движениями тела). В противном случае человек может выглядеть безжизненно, «как чурбан» и даже самый распрекрасно поставленный голос не произведет должного впечатления на зрителей. Ряд нижеприведенных упражнений направлен на то, чтобы «оживить» мимику и пластику, синхронизировать их с дикторским чтением учащихся.
Дикторское чтение, тренировка мимики и пластики.
Прочтите нижеприведенные анекдоты как можно выразительнее. Дайте максимальное количество определений к голосу каждого персонажа. Можно ли было их реплики прочитать совсем другим голосом? Почему вы так думаете?
После удовлетворительного чтения попробуйте совместить пересказ анекдота с соответствующими мимикой и пластикой.
а) Едут в такси мать, отец и взрослая дочь. Отец сидит впереди, рядом с шофером, а мать и дочь сзади. Вдруг шофер поворачивается к отцу и говорит шепотом: «Правительственное шоссе*. Отец, в свою очередь, оборачивается назад и шепчет жене: «Правительственное шоссе*. Мать шепчет дочери: «Правительственное шоссе». Дочь шепотом отвечает матери: «А почему шепотом?* Мать шепчет мужу: «А почему шепотом?* Тот переспрашивает шофера: «А почему шепотом?* Шо
б) Сидят два приятеля в ресторане и Беседуют.
— Вот. смотри, галстук у меня от Версаче.’ В Париже за тысячу долларов купил.
— Ну и дурак же ты! За углом на лотке тетка точно такие же продает — за две тысячи!
в) Беседуют муж с женой:
— Дорогая, мне совсем не нравится твоя новая шляпка! -Я тевя очень хорошо понимаю, дорогой! Да ведь не могу же я вместо шляпки носить на голове Бутылку водки!
г) На пляже загорают Бабушка и маленький внучек. Светит солнышко, погода прекрасная. Вдруг ни с того ни с сего наБегает огромная волна и уносит ребенка в море. Бабушка в отчаянии воздевает руки к неву и взывает: «Боже, верни мне ребенка, что я скажу его родителям!* Внезапно снова накатывает морская волна и выбрасывает ребенка на Берег целым и невредимым. Бабушка обнимает, целует ребенка, а затем снова воздевает руки к небу и спрашивает: «А где же панамка?!*
Упражнение 2. Копире одного анекдота. Моделирование голоса и тона, отработка мимики и пластики
Учащиеся по очереди представляют «зрителям» один и тот же анекдот, а затем после совместного обсуждения (или тайного голосования) выбирается «чемпион анекдота».
Упражнение 3. «Конферансье». Конкурс анекдотов. Моделирование голоса и тона, развитие мимики и пластики
Слушатели по очереди выходят на «эстраду» и каждый представляет свой анекдот. Затем все вместе с преподавателем или путем тайного голосования (преподаватель имеет два голоса) определяют лучшего «конферансье».
Упражнение 4. «Анекдот -нвмпиор. Интенсивный тренинг на моделирование голоса и тона, развитие мимики и пластики
Существует удивительный — очень короткий и как бы специально созданный для тренинга— «анекдот-чемпион», отработка которого в группе дает прекрасные результаты Очень полезно записывать на пленку все этапы тренировки, вплоть до конечного результата и вместе с преподавателем анализировать эти записи Еще лучше то же самое записывать на видеокассету — тогда будет гораздо легче корректировать еще и мимику и пластику Вот этот анекдот, поданный не в «чистом» виде, а с комментариями речевика-имиджмейкера для своих слушателей. Фактически же анекдот состоит всего лишь из ..восьми слов! (обозначенных жирным шрифтом, в отличие от учебных комментариев, которые даны в скобках и притом обычным шрифтом).
Приходит грузин с похорон жены, (сел за стол, подпер опущенную голову руками, на лице написано отчаяние)
— Один, совсем один! (с надрывом, отчаянием)
— Один, совсем один. (слегка встреленулся, поднял голову, задумался, говорит уже гораздо спокойнее. Без надрыва)
— Один, совсем один? (заинтересованно, удивленно, встрепенулся, в глазах появляется Блеск)
— Один, совсем один. (проявляет Бурный восторг, вскакивает и пляшет лезгинку)
Упражнение 5. «Редактор», Отработка дикторского чтения
Подготовьте нижеприведенный текст для дикторского чтения по радио. Для этого возьмите фломастеры, разметьте разными цветами основные и второстепенные паузы, повышения и понижения голоса, «тихие» и «громкие» места и так далее. Подготовив таким образом текст, приступайте к его чтению. Прочтите его несколько раз до оптимального результата, который запишите на аудиокассету и вместе с преподавателем
прослушайте и проанализируйте в учебной группе.
Седьмой и последний «вождь» партии и советского государства — Горбачев — человек классической партийной карьеры. Первые годы «правления» чувствовалось, что он знает страну как партийный лидер провинциального масштаба. Но со временем и достаточно быстро постиг нечто очень важное: внутренние проблемы в такой огромной стране трудно решать вне планетарного контекста и ставки на широкую Реформацию. Его знание множества проблем, которыми была больна страна , слабо, однако, сочеталось с прогностическими и волевыми компонентами управления. Главный просчет Горбачева: он надеялся реформировать и сохранить коммунистическую систему, что в принципе невозможно. Однако его великие «заделы» по устранению угрозы ядерной войны, открытие шлюзов гласности, ставка на демократические перемены в обществе сделали Горбачева эпохальной исторической личностью, роль которой будет оценена лишь за .порогом XXI столетия.
Каждый вождь, окруженный партийной элитой, знал по-своему страну, общество, свой народ. Но при этом у всех господствовало конфронтационное, классовое мышление. Коммунистическая идеология вся «замешана» на борьбе: с внутренними и внешними врагами, природой, другими системами и идеологиями. Но вожди «просмотрели» то обстоятельство, что постепенно господствующими тенденциями в мировом развитии стали интеграционные процессы, переход от конфронтации к сотрудничеству, социальному объединению, поиску гармонизированных форм сосуществования землян. Мысль вождей, всех нас была как бы в «окопах», в вечной непримиримости и борьбе со всем, что не совпадает с марксистскими схемами и с большевистским мироощущением. Это вело к консервации созданной Лениным системы, «застылости» общественного сознания, враждебности и недоверию к чужому социальному опыту. В конечном счете это привело к утрате великим народом способности к цивилизованным, эволюционным переменам в социальной сфере. Стремление «разрушить старый мир до основанья» создало у людей устойчивую черту, склонность к радикализму, бунтарству, потрясениям, взрывам.
Горбачев первым из семерки большевистских вождей заставил глубоко задуматься мыслящих людей над этим судьбоносным вопросом. Но задуматься — не значит переосмыслить.
(Волкогонов Д. Семь вождей // Новости.— М., 1995.)
Конкурс дикторов. Отработка дикторского (художественного) чтения
Вышеприведенный (или любой другой, но один и тот же для всей группы текст) отработайте дома или в группе до полного совершенства и затем все по очереди продемонстрируйте его сокурсникам. Путем совместного обсуждения или тайного голосования выберите лучшего диктора (чтеца).
А. . Их неудержимо влекло друг к другу. То, чего они не могли найти в себе, они видели в своем собеседнике. Саша был очарован аристократичностью Нины, каким-то чудом уживавшейся с ее детской доверчивостью, совсем не подходящей возрасту девушки. Темные волосы, распущенные по хрупким Пу\ечам, слегка притеняли лицо Нины, во мраке зала делая его еще более таинственным. Полуопущенные lycmne ресницы, умело удлиненные французской косметикой, придавали возлюбленной выражение застенчивости и покорности. Нина растягивала удовольствие от этого вечера. Она была прекраою воспитана и не спешила разделаться со своим мороженым. Временами она с легким наклоном-головы смотрела на него сквозь ресницы и отвечала «да>> или «нет». Все зависело от того, что в этот момент желал услышать от нее Саша Оба они были настроены на одну волну и ловили из\учения любви, парящие в полутемном чале.
Единственное, что не вязалось с ее легкой фигур-коп, это низкий голос. Впрочем, Нина нр стремилась им пользоваться. Без слов, своей покорностью проявила она вес своп чувства, таящиеся в душе Саша это прекрасно оцепил Ненова полутьма зала оказалась причиной всплеска его юношеских эмоций.
(Сердобольская М Кольцо и крест Роман — М Краса, 1994)
Б. Возросший интерес к традиционной культуре народов мира, а также стремление сохранить лучшее из ее достояний в наши дни — в век все возрастающей урбанизации, нивелировки, стандартизации, наступления так называемой массовой культуры — стали своеобразным знамением времени. Эти проблемы одинаково волнуют ученых и писателей, журналистов и общественных деятелей Сохранение наиболее ценного из традиционной культуры народов мира — это настоящее и будущее любого этноса, а также всего человечества.
В наши дни особое звучание приобрело введенное Д С. Лихачевым понятие «экология культуры», которое означает и (‘сбережение» культурной среды, и сохранение активной, действенной памяти любого этноса, и понимание невосполнимости разрушения памятников и явлений культуры, и сознание страшной опасности забвения. Это понятие существенно необходимо для развития этики, той нравственной среды, в которой живут как отдельный человек, так и целый народ
(Из кн Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии — М Наука, 1993 )
В. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства.
Суверенность государства является политико-правовой предпосылкой для его полноправною и равноправного участия в международном общении и в принципе — независимой деятельности на мировой арене Это свойство юсударртв обусловливает и самостоятельность во всем, что касается его внутренней жизни, от установления и поддержания подходящего для него ‘жономического и политического сроя, создания и функционирования орпшов власти, управления и правосудия до различных проявлений общественной жизни, равно как и осуществления всякого рода преобразований Все это многообразие внутренней жизни государства не может являться предметом каких-либо пчислений, указаний, непрошенных советов и т. л дей-тний, направленных на оказание влияния или давления на то, что происходит внутри страны
Свое концентрированное концептуальное выражение эта сторона межгосударственного общения на определенном историческом этапе получила в формировании доктрины невмешательства, а затем, по мере развития многосторонних процессов, обрела характер международно-правового принципа невмешательства.
(Из ш Международное право — М МГИМО, Международные отношения, 2000 )
Упражнение 7. Конкурс телеведущих. Отработка дикторского чтения в сочетании с мимикой и пластикой
Хорошо отработанный текст (любой по вашему выбору) представьте на суд товарищей («телезрителей»), сочетая дикторское чтение с соответствующими мимикой и пластикой. Проанализируйте выступления и выберите лучшего «телеведущего».
Упражнение 8. «Кастинг». Отработка навыков
художественного чтения и декламации
Слушателям предлагается заранее выучить наизусть небольшой отрывок прозы (для этого можно взять любой текст из материала этого учебного пособия) или же стихотворение и затем продемонстрировать навыки художественного чтения или декламации перед всей группой и преподавателем Только один человек — тот, кто лучше всего владеет своим голосом и имеет наилучшую пластику— будет отобран для престижной работы в театре.
1 Как надо подготовить текст для прочтения его по радио ?
2 Какие компоненты включает в себя дикторское чтение ? 3. Какие материалы можно использовать для тренинга г
4 Чем дополняется дикторское чтение в случае выступления по телевизору или с эстрады 7
5 Какова роль мимики и пластики в устном выступлении перед аудиторией ?
6 Чем отличается дикторское чтение от художественного? Продемонстрируйте это на примерах.
Блок 1. Подготовка к выступлению: работа над письменными источниками
При подготовке публичного выступления нам нередко приходится пользоваться письменными материалами. Как с ними работать? Прежде всего внимательно прочтите весь текст, неплохо даже (если он достаточно длинный) — два-три раза. А теперь запаситесь цветными фломастерами и попробуйте провести анализ: составить по абзацный план прочитанного. На отдельном листке запишите (в столбик) двумя-тремя словами основную мысль каждого абзаца. Не смущайтесь, если один длинный абзац содержит две-три основных мысли и, наоборот, несколько абзацев говорят примерно об одном и том же. Цветными фломастерами сделайте соответствующие надписи на полях вашего письменного текста, причем для каждой темы выберите свой определенный цвет.
Теперь, когда вам стало наглядно видно, какие и сколько основных мыслей содержит ваш материал, приступайте к трансформациям: то есть перегруппировке и сжатию (опущению) информации, если наблюдается ее избыточность. Для устного изложения в случае необходимости произведите обобщение — объедините в один блок одинаковые мысли, находящиеся в разных частях текста Если же какая-то мысль повторяется слишком часто, то информацию надо сократить, оставив самое необходимое, чтобы не затягивать свое выступление и но повторяться, вызывая скуку у слушателей. И, наоборот, если важная мысль мелькнула где-то в середине абзаца, в целом посвященного совсем другому вопросу, то ее в вашей речи следует выделить в отдельный блок и сделать добавление, то есть для устного выступления привлечь другой известный вам материал на ту же тему, который не содержится в разрабатываемой статье. Если вы не произведете добавления (дополнения) материала, то важная мысль, облеченная в одно-единственное предложение, может пройти мимо внимания слушателей и прозвучит не очень-то убедительно, а все ваше выступление окажется несбалансированным, что явится его серьезным недостатком
Работа немного усложняется, если приходится обрабатывать несколько письменных источников, но, в принципе, она мало чем отличается от работы над одним источником. Просто в этом случае выделенных тем будет несколько больше и работа потребует больше времени. В принципе, подготовка реферата или же курсовой работы, обработка материала научным работником тоже мало отличаются от описанного выше процесса.
Во время устного выступления неожиданно может измениться ситуациями яам Т1 Р И Л^ Т СЯ-Г1!ЛЬ- ИП со кратить HAH^_e t j«o6oppT^j^T^HXIbjBa.uii Р С ЧЬ. Опытный докладчик должен быть всегда готов к этому. Вот почему, обрабатывая письменный текст, обязательно надо особым знаком отметить те места, которые в случае необходимости вы сможете безболезненно выбросить. И, соответственно, продумать, за счет чего ваше выступление можно расширить, при этом не особенно ухудшая его качество. Обычно добавления осуществляются с помощью приведения параллелей и примеЛ-ров (заготовленных «впрок» заранее), выражения соб^ ственного отношения к излагаемой проблеме,! обращения к слушателям с просьбой что-то проком- 1 монтировать или высказаться, уместных притч, цитат, ( анекдотов или воспоминаний, эпизодов из собствен- ) ной жизни рассказчика. Понятно, что такие заготовки . тоже делаются заранееикратко записываются на отдельных листочках ^^
Упражнение 1. Поабзацный план. Подготовка
письменного текста для устного выступления
Возьмите цветные фломастеры и поработайте дома над предлагаемым текстом так, как было сказано выше. Сколько тем вы сумели выделить и какие? Какие части статьи можно, в случае необходимости, опустить, и, наоборот, что бы вы могли добавить от себя по данной теме?
Глобальное мышление: универсальная задача
Научное предсказание изменений окружающей среды трудно для понимания простых людей. Мы слышим о глобальном потеплении климата и повышении уровня мирового океана, о росте числа раковых заболеваний, о перенаселенности, истощении природных ресурсов и вымирании биологических видов. Человек в своей деятельности повсеместно спешит разрушить ключевые элементы природных экологических систем, от которых зависит существование живых организмов. Эти разрушительные влияния, каждое из которых является очень сильнодействующим, все вместе вызывают изумление. Численность населения в мире утроилась за истекшее столетие, а в следующем должна снова удвоиться или даже утроиться. Общие показатели экономики возрастают в пять-десять раз, включая сюда рост уровня потребления энергии, выброс в атмосферу окиси углерода и уничтожение лесов. Трудно вообразить себе, что все это могло случиться за время нашей жизни или жизни наших детей. Мы должны согласиться с тем, что перспективы всеобщих лишений и разрушения окружающей среды, которые последуют за этим, несопоставимы ни с чем в человеческой истории.
Я думаю, однако, что хорошо уже одно то, что теперь нам обязательно придется искать новые пути для совместного выживания на этой планете. В нынешнем столетии мы уже видели достаточно войн, нищеты, загрязнения природы и всеобщих страданий. Согласно буддийскому учению, такое происходит в результате неведения и эгоистических поступков людей, поскольку мы часто не видим того, что по сути своей все существа связаны друг с другом. Сама Земля
предупреждает нас, ясно показывая громадные послед- твия и огромный негативный потенциал, заложенный и неправильном поведении людей.
Для того, чтобы противопоставить что-то своим собственным разрушительным тенденциям, мы можем постараться научиться проявлять больше внимания к факту нашей всеобщей взаимозависимости. Все живые существа желают счастья и не хотят страдать. Таким образом, все мы разделяем единое чувство. Мы можем развивать благую активность, основанную > ia правильной мотигпции для того, чтобы помочь Земле и друг другу. Именно поэтому я часто говорю о важности развития в себе истинного чувства всеобщей ответственности. Когда в основе наших поступков лежат мудрость и сострадание, эти поступки приносят благо всем, а не просто удовлетворяют наши эгоистические потребности, принося временные материальные выгоды. Когда мы сможем понять и простить невежественные поступки, совершенные в прошлом, у нас появятся силы для разрешения проблем, стоящих перед нами в настоящем.
. Для того, чтобы заботиться о самих себе, обо всей Земле и живущих на ней, равно как и о грядущих поколениях, мы нуждаемся в знаниях. Это значит, что очень важно включить в процесс всеобщего образования знания об окружающей среде. Научные исследования и технологический прогресс жизненно необходимы для поддержания современной жизни на должном уровне. Но еще более важно и для детей, и для взрослых получить практические знания, которые научат нас узнать ценность самих себя и окружающей нас природы. Если мы будем иметь истинное уважение к другим и перестанем действовать исходя из неведения, мы сможем позаботиться обо всей Земле.
В самом общем смысле получить такое образование — значит, научиться вести уравновешенный образ жизни. Все религии согласны в том, что следование своим эгоистическим устремлениям и материальный комфорт не приносят длительного счастья и удовлетворения. Даже если бы это и удалось лично нам, на свете проживает так много людей, что Земля не смогла бы выдерживать нас долго. Я полагаю, что гораздо лучше развивать в себе внутреннюю удовлетворенность и душевный покой. Мы можем совместно пользоваться Землей и вместе заботиться о ней, вместо того, чтобы пытаться овладеть ею, попутно разрушая красоту жизни.
Древние культуры, которые научились хорошо приспосабливаться к условиям окружающей их природы, могут многому научить нас в отношении того, как общество благодаря своему устройству может жить в гармонии с окружающей средой. Например, тибетцы отлично приспособились к условиям жизни на Гималайском плато. Процесс их выживания превратился в длительную историю культуры, которая заботилась о том, чтобы не разрушить свою хрупкую экосистему. Тибетцы всегда ценили присутствие диких животных как символическое выражение свободы. Многие наши произведения искусства и религиозные обряды свидетельствуют об уважении к природе. Духовное развитие процветало, несмотря на ограниченный прогресс в материальной области. Так же как некоторые виды могут не успеть приспособиться к неожиданным изменениям окружающей среды, человеческие культуры нуждаются иногда в особой заботе для своего выживания. Поэтому знание того, чего достигли в своем развитии другие люди, и бережное отношение к их культурному наследию являются составной частью обучения людей заботе об окружающей среде.
Я хочу также подчеркнуть ценность добросердечия. Эта простая черта человеческой природы может развиться до того, что станет огромной силой. Имея доброе сердце и мудрость, вы обретете правильную мотивацию и сможете естественным образом принимать правильные решения. Если люди станут действовать исходя из истинного сострадания ко всем, мы сможем помочь друг другу и окружающей среде. Это гораздо проще, чем приспособиться к жестоким и непонятным условиям, которые нас могут ожидать в будущем.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что человеческий разум, человеческое сердце и окружающая среда неразрывно связаны между собой. И поэтому экологическое обучение должно помочь развить пони чище и любовь, в которых мы нуждаемся для создания 1’П1\учших условий для жизни и совместного суще-п новация.
(Далай-лама XIV . 1991 год Из кн.. Жизнь на Земле ле кции и статьи по проблемам экологии Сборник — М ,
Упражнение 2. «Консенсус». Подготовка текста для устного изложения
Сравните ваши результаты по предыдущему упражнению с результатами других слушателей, вместе придите к «консенсусу», составив единый план для всей группы. Отстаивайте свое мнение, если вы в чем-то не согласны с другими слушателями.
Упражнение 3. Публичное выступление
Перескажите в классе содержание прочитанного и обработанного вами материала в соответствии с общим планом всей группы. Вместе проанализируйте и дайте оценку вашего выступления — насколько были оправданы все ваши трансформации, помогли ли они лучшей подаче материала в устном изложении? Зафиксируйте время, которое заняло ваше выступление.
Упражнение 4. «Расширение». Публичное выступление. Управление временем
После того, как вы зафиксировали время, потребовавшееся вам для устного выступления по заданной теме, попробуйте, минимально пользуясь дополнительными материалами, выступить снова, но — удлинив ваше выступление на 2 — 3 минуты. За счет чего вы смогли это сделать?
Упражнение 5. «Сжатие». Публичное выступление. Управление временем
После того, как вы зафиксировали время, потребовавшееся вам для устного выступления по заданной теме, попробуйте выступить снова, но на этот раз, наоборот,— сократив ваше выступление на 1 — 2 минуты. За счет чего вы смогли это сделать?
1 Чем устное выступление отличается от письменного текста на ту же тему?
2. Какие трансформации необходимо произвести, работая над письменным текстом, который вам предстоит изложить устно?
3. Что такое «сжатие»?
4. Что такое «опущение»?
5. Как выйти из положениия, если ваше выступление приходится неожиданно заметно сократить?
6. Что делать, если обстоятельства требуют затянуть выступление?
7. Что такое «перегруппировка»?
Блок 2. Структура выступления
Для подготовки устного выступления — мало поработать над письменным текстом так, как это было сказано ранее. В своей речи надо еще уметь пользоваться двумя очень важными вещами: правилом рамки и правилом цепи. Что же это такое?
Источник