Что значит диктант с продолжением

Диктант с продолжением

Это вид представляет собой диктант с элементами сочинения в продолжении текста.

Перед выполнением этой письменной работы учитель ориентирует школьников на предстоящее задание – создать свой текст, тематически связанный с продиктованным.

Сначала ученики записывают текст под диктовку (как при проведении обычного контрольного или контрольно-обучающего диктанта).

На втором этапе работы формулируется задание для продолжения (оно может быть записано на доске), которое зависит от особенностей текста диктанта.

Тексты для диктанта с продолжением могут быть2-х разновидностей:

тексты, которые обрываются, но в так, что понятно, в каком направлении они могут быть продолжены; например, написать дальнейшее развитие действия, продолжить рассуждение и сделать вывод, завершить начатое описание;

тексты, заключающие в себе вопрос или позволяющие ставить вопрос, на который можно ответить; тексты данного вида подбираются с учётом актуальных для данного возраста, класса проблем.

От творческого диктанта диктант с продолжением отличается тем, что учащиеся создают высказывания самостоятельного характера с точки зрения языка и содержания, а не производят вставку или замену одних форм другими.

Рассматриваемый вид диктанта напоминает по своему характеру изложение с дополнительным заданием. Разница состоит в том, что при изложении прочитанный текст воспроизводится учащимися, а не записывается под диктовку.

Учитель оценивает диктант с продолжением 2-мя отметками: первая – за текст диктанта (в соответствии с нормами оценок для диктанта), вторая – за его продолжение (по нормам, принятым для оценки сочинений и изложений). Возможен вариант, когда учитель ставит отметку только за диктант.

Анализируя диктанты, учитель начинает с той части письменной работы, которую дети сочиняли.

Подберите текст для данного вида диктанта и сформулируйте задание для продолжения текста.

Источник

Творческие и восстановленные диктанты
консультация по русскому языку (3 класс) на тему

Статья опубликована при поддержке Компании «Бьюти Бизнес Консалт». Компания «Бьюти Бизнес Консалт» предлагает широкий спектр услуг в области бухгалтерии и энергоаудита. Компания предлагает типовые решения для фермерских хозяйств по постановке бухгалтерского учета, ведении бухгалтерии и многого другого. Посетите офциальный сайт компании www.beautybc.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Скачать:

Вложение Размер
tvorcheskie_i_vosstanovlennye_diktanty.docx 29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие и восстановленные диктанты

Статья опубликована при поддержке Компании «Бьюти Бизнес Консалт». Компания «Бьюти Бизнес Консалт» предлагает широкий спектр услуг в области бухгалтерии и энергоаудита. Компания предлагает типовые решения для фермерских хозяйств по постановке бухгалтерского учета , ведении бухгалтерии и многого другого. Посетите офциальный сайт компании www.beautybc.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся верно употреблять изученные правила правописания. При формировании орфографической грамотности закладываются следующие виды орфографических умений:

1. Нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость).
2. Правильное написание слов с изученными орфограммами (в том числе с непроверяемыми написаниями).
3. Обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и при графическом письме.
4. Нахождение и исправление ошибок в словах (между словами) с изученными орфограммами.

Для успешного формирования орфографических умений учитель начальных классов использует различные виды диктантов: контрольный, предупредительный, объяснительный, словарный, диктант «Проверяю себя», самодиктант, выборочный диктант, распределительный, свободный, восстановленный, творческий, зрительно-слуховой, по памяти, грамматический, графический, по аналогии, диагностический и др.

Эффективность диктанта исследована еще недостаточно, но наблюдения методистов, опыт работы свидетельствуют, что роль его при обучении русскому языку значительна. Несомненно, что диктант эффективнее списывания. Ученик во время диктанта молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук, то есть фонему.

Среди диктантов можно выделить группу с творческим заданием, в которую входят следующие виды диктантов: выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, восстановленный и др.: первые три – на 12–15 минут, а остальные могут быть на весь урок.

Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Почти все диктанты этой группы проводятся по связному тексту. Подражание – естественный путь усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся.

В работе над любым диктантом выделяют три этапа:

1) знакомство с текстом до записи, объяснение цели диктанта;
2) запись текста;
3) проверка текста, по-другому – считывание.

Подробнее остановимся на диктантах с творческим заданием.

1. Выборочный диктант

Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот – прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже – на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях – слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

2. Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с ь ; существительные м. р. без ь ; инфинитив ь ; глаголы 2-го лица единственного числа с ь ; — тся без ь (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.

3. Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).

Источник

Статья «Диктант с изменением текста как один из приёмов развития речи учащихся и коррекции внимания, мышления, памяти»
статья по русскому языку на тему

В данной статье рассказано, как я работаю на уроках русского языка в 5-9 классах по корреции внимания, мышления, памяти учащихся

Скачать:

Вложение Размер
titulnyy_list.docx 13.07 КБ
statya.docx 31.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №523

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Диктант с изменением текста

как один из приёмов

развития речи учащихся и

коррекции внимания, мышления, памяти»

Стебенева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

средней школы № 523

Предварительный просмотр:

На уроках русского языка в 5-9 классах, как правило, применяются диктанты без изменения текста, служащие только целям правописания. Психологи считают, что даже если преследуются орфографические цели, чисто орфографическими упражнениями обучение не должно ограничиваться, потому что этих упражнений недостаточно для выработки навыка. Поэтому надо шире практиковать диктанты с изменением текста, которые служат и орфографии, и развитию речи, а также коррекции внимания, мышления и памяти.

Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности обучаемых, что помогает лучше понять и запомнить материал, учат распределять внимание.

Почти все диктанты этой группы проводят по связному тексту, так как подражание – естественный путь усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся. Текст диктанта должен быть понятен, интересен по содержанию, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать и соответствовать возрасту учащихся.

Творческие диктанты по назначению делятся на обучающие и проверочные, по восприятию на слуховые и зрительные.

Лучше всего работу проводить, разделив класс на группы, тогда даже самые слабые учащиеся будут активны в течение всего времени.

Этот вид диктанта позволяет сделать переход от диктанта к изложению постепенным. Чтобы учащиеся лучше запоминали текст, полезно использовать картину. В этом случае работа будет промежуточной не только между диктантом и изложением, но и включит некоторые элементы сочинения по картине, что развивает образное мышление.

Под восстановленным диктантом подразумевается работа по связному тексту, в процессе которой школьник прослушивает целиком предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и, наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

Восстановленный диктант может проводиться при изучении любой темы, но более эффективен он при изучении лексики, словообразования, морфологии и орфографии.

Пример восстановленного диктанта по теме «Сложносочиненные предложения, знаки препинания в них, значения сочинительных союзов».

Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутинка. Лес прощается с солнцем, и светлые зайчики играют на опавших листьях. Всюду звучат птичьи голоса. Весь лес объят какой-то задумчивостью. Земля ещё пьёт росу, а деревья ловят тепло и свет, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут, и заблестит по утрам на сучьях серебро инея. Вода в реке станет тёмной и холодной, а ночью появится на ней первый ледок. Узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои печальные песни. Так будет всю долгую зиму, а весной съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега и зажурчат ручьи.

(По И. Соколову-Микитову)

1)Прочитайте текст. Какова его тема, основная мысль? Озаглавьте текст.

2)Разделите текст на части. Обоснуйте своё мнение.

1.Описание осеннего леса.

2.Скоро хозяйничать в лесу будет зима.

3.А что же в лесу будет весной?

3)Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Укажите прямое значение этих слов.

4)Найдите в тексте сложносочинённые предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте знаки препинания. Выделите союзы, укажите их значения. Обоснуйте выбор союзов писателем. (Задание выполняется в группах. Три абзаца – три группы)

5)Текст читается ещё раз и пересказывается по частям.

6)Затем в сложносочинённых предложениях оставляются грамматические основы и союзы. Учащиеся письменно восстанавливают текст.

7)По окончании работы перечитывание учителем исходного текста для сравнения услышанного и написанного.

2.Диктант по аналогии

Диктант по аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

Пример диктанта по аналогии по теме «Сложноподчинённые предложения».

Зимой на дорогах можно увидеть птичку, которая очень похожа на воробья. Но голове у неё острый хохолок, на котором написано всё настроение птички. Если она затаилась, хохолок прижат к затылку. Когда же она радуется, хохолок задорным букетиком торчит вверх. Птичка шустро бегает по дорогам в сёлах, на окраинах городов. Если повстречаешься с ней, вежливо отлетит, а потом опять на старое место вернётся. Пока заморские певцы ещё не прилетели, среди зимней тишины раздаётся её длинный и звонкий напев. А летом весь день звучит над полем радостная песня.

Вы, конечно, уже догадались, что это…

1)Прочитайте текст. Сказано ли в нём, о какой птичке идет речь? Какой прием использует автор, чтоб нам её узнать?

2)Автор дает описание её внешнего вида, поведения, местонахождения, значит, какой использует тип речи? (Описание)

Если бы взяли фотоаппарат, то сделали сколько кадров? (Вывешивается плакат с изображением птицы)

3)Проследите, в какой последовательности дается описание птицы. Составьте план описания в виде вопросительных предложений. (Задание выполняется в парах)

1.Где можно увидеть эту птичку?

2.Как она выглядит от смены настроения?

3.Как она ведет себя при встрече с человеком?

4.Какая песня у этой птицы?

4)А вы догадались, как её зовут? (Жаворонок)

Дается лексическое значение «жаворонка» и прослушивание записи её голоса.

4)Укажите сложноподчиненные предложения, поставьте вопросы от главного к придаточному, назовите союзы и союзные слова.

5)По составленному плану опишите другую , хорошо известную вам птицу, используя тот же авторский прием.

3.Диктант с заменами

В этих диктантах предполагается замена некоторых частей текста в процессе его записи. Диктанты с заменами эффективны при изучении всех разделов школьного курса. Они требуют хорошего знания материала и несовместимы с механической работой.

Диктант с заменами по теме «Обособленные члены предложения»

Наша библиотека находится на третьем этаже.

Всегда в ней много ребят, которые пришли за книгами. Здесь можно встретить и первоклассника, который берет для чтения сказки, и старшеклассника, который интересуется книгами по истории и информатике.

Наш библиотекарь умеет заинтересовать ребят.

Да и литературы у нас много. Всё хранилище заставлено стеллажами, которые сверху донизу заполнены книгами. На столе лежат журналы, подшивки газет, брошюры. Если ты хочешь узнать, есть ли нужная книга в библиотеке, обратись к алфавитному каталогу, который стоит в углу.

Как много на свете удивительного, интересного, прекрасного! И обо всём этом узнаешь из книг.

1)Прочитайте текст и озаглавьте его.

2)Понравился ли вам он? (Нет, в нем часто повторяется слово «который»)

Это можно исправить, заменив сложное предложение простым с причастным оборотом. Как это сделать рассмотрим на примере.

Всегда в ней много ребят, которые (повтор убираем) пришли за книгами.

Пришли (глагол прошедшего времени) – ребят, пришедших (причастие прошедшего времени)

Всегда в ней много ребят, пришедших за книгами.

3)Дальше учащиеся работают в группах по 5-6 человек, кто-то один в группе записывает текст в измененном виде, графически выделяя обособленные члены и объясняя окончания причастий.

4) Тексты проверяются учителем, оцениваются все учащиеся. Диктант на «отлично» читается вслух учащимся.

4.Диктант на расширение текста

Этот диктант развивает реакцию на слово, требует хорошего знания изучаемой категории и правил правописания. Дан текст и задача: вставьте…

Во всех случаях текст остается связным, но количество орфограмм и пунктограмм увеличивается.

Диктант можно проводить по картине, тогда легче обучаемому найти нужное слово, словосочетание и предложение. Но для этого дать время на рассмотрение картины, а потом уже читать текст.

Для проведения диктанта подбирается текст, дающий возможность закрепить изучаемое.

Диктант на расширение текста по теме «Сложносочиненное предложение»

На невысоком пригорке растут белоствольные березки, а рядом…(поднимаются дрожащие осинки, потерявшие свой летний наряд). Малейший ветерок – и…(желтые листья, кружась в воздухе, плавно падают на землю).

Спустимся к реке. Вода в ней, очевидно, еще не очень холодная, но…(Купаться уже не хочется). На левом берегу реки лес уже одет в багрец и золото, а справа… (деревья еще не потеряли зеленую окраску). В реке отражается небо. Оно ещё по-летнему голубое, но кое-где… (на нем уже появляются беловато-серые облака).

Всё тихо. Только изредка то застрекочет кузнечик, то…(зашуршат листья), то…(послышатся крики улетающих птиц).

Скоро наступит зима, и…(всё покроется белым снежным ковром).

1)Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень». (Краткая справка о художнике ученика)

2)Перед вами текст с пропусками. Допишите начатые предложения, добавив еще одну грамматическую основу, чтоб получилось сложносочиненное предложение. (Первое предложение выполняется вместе с учителем как образец, а потом ребята работают в группах по четыре человека) Доработанные тексты вывешиваются на стене. Учащиеся их поочередно читают, понравившиеся оценивают знаком «+». Лучший и правильный вариант читается вслух учеником.

5.Диктанты на соединение текста

Эти диктанты проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. От учащихся требуется умение выражать одну и ту же мысль разными способами.

Диктанты используются для тренировки в постановке знаков препинания при однородных членах (замена нескольких простых предложений одним с однородными членами), при изучении сложных предложений (объединение простых предложений в сложные).

При проведении этого диктанта предварительное объяснение написаний нежелательно.

Диктант на соединение текста по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

Новую пушку поставили на открытую позицию. До вечера не было сделано ни одного выстрела. (Замена сложносочиненным предложением с союзом но)

Стало темнеть. Из леса показались немецкие танки. (Замена сложноподчиненным предложением с союзом когда)

Командир орудия Гусев увидел три вражеские стальные машины. Они двигались прямо на наши позиции, ведя огонь с хода. (Замена сложноподчиненным с союзным словом которые)

Танки приблизились на четыреста метров. Гусев открыл огонь. (Замена сложноподчиненным с союзом как только)

Третьим снарядом была пробита броня головной машины. Остальные тут же повернули назад. (Замена сложносочиненным с союзом а)

Так была отражена танковая атака.

1)Прочитайте текст. Из каких предложений по наличию грамматических основ он состоит?

2)Из каждой пары предложений образуйте сложные при помощи сочинительных или подчинительных союзов. Укажите вид союза. (Работа в парах с записью в тетради)

3)В каком стиле написан текст? Обоснуйте свое мнение.

6.Диктант на разделение текста

В процессе записи этих диктантов ученики по заданию учителя заменяют диктуемое сложное предложение простыми. Диктанты этой разновидности проводятся с целью устранения неточностей в построении сложных предложений, например: Дети сидели в тени липы, которая покрывала дорогу. – Дети сидели в тени липы. Эта тень покрывала дорогу.

Замена сложных предложений простыми иногда придает тексту бОльшую динамичность, например: Машина, которая стоит против сада, загораживает дорогу. – Машина стоит против сада. Она загораживает дорогу.

Также увлечение сложными предложениями с многочисленными придаточными приводит к речевым ошибкам учащихся и не всегда соответствует выбранному стилю речи.

Диктанты на разделение текста применяются обычно при изучении синтаксиса и пунктуации. Он требуют хорошего знания состава предложения, умение сразу выделить подлежащее и сказуемое.

Диктант на разделение текста по теме «Грамматическая основа предложения»

В кишлаке никакого медицинского или ветеринарного пункта не оказалось, а весь «медперсонал» представлял один старик, который умел лечить травами. К нему-то меня и свели, и дед промыл мне ссадины, прочистил их свежеоструганной палочкой, мелко накрошил какую-то травку, присыпал ею все побитые места и перевязал выстиранными лоскутами. Результаты лечения оказались великолепными, и к утру ссадины уже не болели, не кровоточили и выглядели явно заживающими. (По О. Агаханянцу)

1)Восстановите авторский текст, разделив сложные предложения на простые, и подумайте, почему автор употреблял простые предложения в этом тексте.

2)Докажите, что переделанные предложения простые, выделив в них грамматическую основу.

3)Объясните значения следующих слов: кишлак, медицинский, ветеринарный, лоскут.

4)Подберите синоним к словосочетанию «народный лекарь» (знахарь).

7.Диктанты на сужение текста

Это диктанты, при записи которых школьники сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений и производя необходимую стилистическую правку. Диктанты на сужение текста применяются при изучении синтаксиса и пунктуации. Они требуют устойчивого внимания. Являются хорошими подготовительными упражнениями к работе над тезисами, конспектами и сжатыми изложениями. Эти диктанты требуют языкового чутья, отличного знания состава предложения, умения быстро анализировать сокращаемую конструкцию и сопоставлять её с измененной.

Диктант на сужение текста по теме «Знаки препинания между подлежащим и сказуемым»

Надежда Андреевна Дурова

Надежда Андреевна Дурова была участницей прусского похода 1807 года и Отечественной войны 1812 года. Она оказалась храбрым воином, получила несколько наград и была произведена в офицеры. Одно время она являлась ординарцем при штабе Михаила Илларионовича Кутузова. Надежда Андреевна была первой женщиной-офицером в русской армии.

Кроме этого, Дурова является автором нескольких романов, повестей, мемуарных произведений, высоко оцененных Александром Сергеевичем Пушкиным. Она является прототипом героинь пьесы «Давным-давно» и кинофильма «Гусарская баллада».

1)Опустите в предложениях глагол-связку и расставьте знаки препинания, объяснив их графически.

2)Прочтение неизменного текста учителем и измененного учеником.

— К чему привело сокращение текста? (Сокращение текста избавило его от повторения одних и тех же глаголов)

3)Объясните знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

4)Объясните значение слов: ординарец, мемуары, прототип, баллада.

8.Диктанты с перестановками

При записи их учащиеся переставляют отдельные части предложений – по заданию учителя, но в записанном тексте не исчезает ни одного слова и не появляется ни одного нового слова сверх продиктованных. Основная цель работы – тренировка в постановке знаков препинания, и поэтому проводится такой диктант при изучении пунктуации. Могут переставляться как части простого предложения, так и простые предложения внутри сложного.

Диктант с перестановками по теме «Обособленные определения»

У всех народов с глубокой древности сохранились связанные с водяной лилией предания и легенды. В Древней Греции цветок лилии был символом красоты и красноречия. В средние века в Европе создавались сказки о катающихся в чашелистиках кувшинки эльфах – маленьких лесных человечках. Североамериканские индейцы считали, что лилия образовалась из упавших с Полярной звезды искр. Древние славяне приписывали лилии помогающие путешественникам таинственные свойства. В старинном рукописном травнике лилия называется одолень-травой – одолевающей нечистую силу травой. (По Н.Верзилину)

1)Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте.

2)Переконструируйте предложения так, чтобы необособленное определение стало обособленным. (Вспоминается правило и вырабатывается тактика работы)

Образец. У всех народов с глубокой древности сохранились связанные с водяной лилией предания и легенды. – У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией.

(Работа выполняется в группах по 4-5 человек)

3)Верно записанный текст читается вслух. Переделанный текст является авторским. Чем он лучше первоначального? (Перестановки устранили некоторые неудачные обороты, текст стал более красив и понятен)

4)Объясните знаки препинания.

Применение диктантов с изменением текста не только позволяет создать систему работы, обеспечивающую выработку орфографических и пунктуационных навыков, но и делает эту работу разнообразной и привлекательной для учащихся. Кроме того, диктанты с изменением текста – это творческие работы, и их выполнение является одним из условий познавательного интереса и его развития.

Эти диктанты являются средством развития речи учащихся, а развитие речи неразрывно связано с развитием мышления.

Диктанты с изменением текста развивают память учащихся, так как они требуют запоминания предложений для их последующего переконструирования (если диктант слуховой).

Но нельзя ограничиваться только этим. Развивают речь учащихся и такие задания, как озаглавливание текстов, деление их на части, составление планов, ответы на вопросы по содержанию текста, выбор слов, подбор к ним синонимов и антонимов и прочие задания.

Применение диктантов с изменением текста помогает поддержать эмоциональный тонус урока. Урок не кажется уже таким долгим, а материал таким трудным.

Всё сказанное можно представить на следующей схеме

Диктанты с изменением текста

1. Обучающие (с орфографическим или пунктуационным разбором):

а) предупредительный (с разбором до записи)

б) объяснительный (с разбором после записи)

По восприятию диктуемого:

Виды диктантов с изменением текста:

  1. Восстановленный диктант
  2. Диктант по аналогии
  3. Диктант с заменами
  4. Диктант на расширение текста
  5. Диктант на соединение текста
  6. Диктант на разделение текста
  7. Диктант на сужение текста
  8. Диктант с перестановками
  1. З.Ф.Ульченко «Диктанты с изменением текста» Москва «Просвещение», 1992
  2. В.В.Кологриф «Грамотность и логическое мышление. Свободные диктанты для 5-11 классов» Санкт-Петербург «Оргтехиздат», 2002
  3. Г.П.Попова «Русский язык 5-11 классы Диктанты» Издательство «Учитель», 2011
  4. В.В.Ежов-Строителев «Сборник диктантов по русскому языку 5-7 класс» Ростов-на-Дону ООО «Феникс», 2010

Источник

Читайте также:  Что значит репутационный риск
Оцените статью