Что значит дифференцированные задания по русскому языку

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка

Скачать:

Вложение Размер
differentsirovannye_domashnie_zadaniya.docx 21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Борзёнкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

МБОУ «Чернская СОШ № 2», Тульская область, Чернский район, п. Воропаевский, ул.Грушелевского, д.17А.

« Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках русского языка ».

1.Дифференцированные домашние задания

Домашняя работа — это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

В расчете, на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.

Установлена закономерность 1 : 6, что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.

Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых — трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференцированный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.

В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.

Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в достижении всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.

Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.

Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.

Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия.

Психолого-педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.

Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

2. Дифференцированное обучение школьников.

Как уже было сказано выше, дифференциация — это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация в образовании — это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

-по образовательным целям;

-по уровням выполнения заданий;

-по времени обучения, времени выполнения заданий;

-по содержанию обучения;

-по последовательности учебного материала;

-по структуре учебного материала;

-по подходам к обучению;

-по видам учебной деятельности;

-по способам применения заданий;

-по оценке деятельности.

Таким образом, дифференцированное обучение — это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее относительно однородные группы (либо в малые группы внутри класса — внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы — внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.

Основная задача дифференцированного обучения — вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости.

Характерные особенности групп и задачи по работе с ними:

1) Ш кольники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.

Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

Главная задача — воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

2) Ш кольники со средними учебными возможностями.

При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.

Задача — развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.).

При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.

У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

3. Дифференцированный подход при подборе домашних заданий .

Он позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

Очень важно рационально организовать проверку домашнего задания . Она не должна занимать много времени, поэтому следует использовать разные способы проверки: самопроверку, взаимопроверку, слабых учеников целесообразнее учителю чаще проверять самому. Например, после изучения темы «Сложное предложение» (Сложносочинённое, сложноподчиненное) слабому ученику можно дать задание расставить знаки препинания, найти части сложного предложения, среднему ученику предложить и составить предложения по схемам, а сильному – найти предложения данного вида в тексте художественного произведения.

При проверке сильный ученик выписывает предложения на доску, средний ученик разбирает, проверяя сильного, а со слабым можно составить схемы (под руководством учителя).

4. Когда же и как давать дифференцированное домашнее задание?

Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

Таким образом, дифференцированная форма обучения — это особая форма работы на уроке, которая требует знания в этой области и опыта работы. Выдающийся педагог ХХ столетия В.А.Сухомлинский говорил: «Все дети талантливы по-своему!».

Самая важная и благородная задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ученику проявить имеющиеся у них способности, включить их в соответствующую деятельность, совершенствоваться в различных условиях учебно-воспитательного процесса в школе и во внешкольных учреждениях.

Источник

Дифференцированные задания на уроках русского языка
консультация по русскому языку на тему

Конкурсная работа по дифференцированному обучению

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 33.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

КОНКУРС «МАСТЕРСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Номинация 2 – Лучшая разработка формирующего и контрольно-измерительного материала для организации учителем-предметником обучения на уровне основного общего образования, основанного на принципе дифференциации

ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПО ТЕМЕ «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (5 КЛАСС)

Костянова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

В отечественной системе образования сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Перед образованием встаёт задача направить обучение на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство

· развитие способностей современного мышления;

· развитие познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей;

· формирование творческой личности с индивидуальным языком и стилем.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы – актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Дифференцированный подход позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения. В основу опыта положены технологии Н. П.Гузика «Технология внутриклассной дифференциации» и В. В.Пикана «Технология уровневой дифференциации».

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.

Самой распространённой формой дифференцированного обучения является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. Предложенная разработка контрольно-измерительного материала построена по принципу применения разноуровневых заданий с повышающейся сложностью. Выделяются три уровня сложности:

— А — элементарный (применение алгоритма по определению вида предложения по грамматическому составу);

— В — базовый (применение алгоритма по определению вида предложения по грамматическому составу с применением анализа языкового материала);

— С — повышенный (применение алгоритма по определению вида предложения по грамматическому составу с применением анализа языкового материала, демонстрация творческих способностей).

Также всем известно, что каждый класс условно можно разделить на три группы: ученики с высокими – средними – низкими учебными возможностями.

Критериями деления учащихся на группы являются:

— объем имеющихся знаний;

— культура умственного труда;

— уровень познавательной активности;

— способность к абстрактному мышлению;

— умение анализировать и обобщать;

— утомляемость от интеллектуальной деятельности;

— уровень работоспособности (желание и умение учиться).

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, анализу.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Эти учащиеся требуют к себе повышенного внимания.

При реализации предложенной разработки взаимосвязаны оба распространенные принципы дифференциации.

Цели и задачи предлагаемой разработки:

Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Цель применения контрольно-измерительного материала на уроке обобщения и систематизации – проверка способности и умения школьников находить в тексте распространенные и нераспространенные предложения;

проверка умения распространить предложение;

проверка орфографической грамотности учащихся;

создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.

Особое внимание уделяется развитию стремления личности к самосовершенствованию на основе самопознания и учёта собственных возможностей и ресурсов развития.

Задачи, решаемые в рамках использования контрольно-измерительного материала на уроке обобщения и систематизации:

· повышение эффективности процесса обучения;

· формирование и развитие специальных способностей учащихся (познавательные интересы, познавательная самостоятельность, способность к самообразованию, познавательная активность и творчество);

· развитие дополнительных возможностей учеников (опережающий темп развития, мышление в сфере способности, осознанный выбор профиля обучения).

· репродуктивные способствуют усвоению знаний на основе заучивания умений и навыков;

· проблемные задания рассчитаны на вовлечение ученика в познавательную деятельность ученика путём постановки проблемы и нахождения самостоятельных путей её решения;

· эвристические используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения.

Описание модели разработки:

В начале урока каждому учащемуся выдается лист с заданиями трех уровней и отводится время на ознакомление.

Далее следует коллективный разбор заданий каждого упражнения, и ученикам предоставляется возможность выбрать уровень сложности задания. Но внимание детей обращается на то, что уровень задания можно сопоставить с системой школьных оценок: «3» — уровень А, «4» — Б; «5» — С.

Самостоятельная работа по теме

«Нераспространенные и распространенные предложения»

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

1) Олень красивое животное. 2) Дождик сильный. 3) Девушка плачет. 4) Наша стр..на огромная. 5) У опушки дремл..т кони. 6) Черви самое х..рошее яблоко любят. 7) Не греет солнце.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите нераспространенные предложения.

1) Моросящая т..ма будто ож..вает. 2) Лес непроходим. 3) Андрей ст..ял рядом. 4) Этот ч..ловек помог мне. 5) День знойный. 6) Всё сгорело. 7) Погода перем..нилась. 8) Всё злее и напористее задувал ветер.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

Был веч..р. Над высокими стенами ш..лково ш..лестелид..рев..я. В..сна кончалась. И этим веч..ром, быть может, прошел последний её, тихо мерцающий дождь. Между в..ршина деревьев и в..дой расселись сол..в..ии пели. Вслед за деревьями в с..реневую мглу скрылись и широкие и разноцветные купола мечетей. И тол..котпнкие минареты пронзали небо.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите, распространенное предложение или нераспространенное.

Х..р..шо в осенн..м лесу. Пахнет ув..дающими лист..ями, гр..бами, хвоей. Совсем не то, что в городе: там пройдёт дождь, наделает луж на асфальте, а через час-два на улице сухо. В л..су после с..нтябр..ского д..ждя несколько дней земля сохнет. А грибам только этого и надо: они так и л..зут из-под з..мли.

Качнулась ветка, вздрогнула. Это белка спрыгнула на землю. Идёт косуля. Ни одной веточкой не хрустнет, озирается.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и добавляя второстепенные члены в нераспространенные предложения.
  1. В ми.. один шмыгнёт л..сица в н..ру. 2) Заканчивается этот день. 3) Утро м..лоросистое. Заметно пох..л..дало. 5) Уже нельзя было ни остановиться, ни пов..рнуть, ни огл..нуться. 6) Читайте! 7) Как будто полчище снежных великанов прил..тело откуда-то из-за Волги. 8)Пойдём домой.
  1. Найдите нераспространённые предложения и распространите их. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Погода перем..нилась. М..тель из влажной, д..коративной перех..дила в сухую. Мороз набирал силу.

Начинается это красиво. Кончается м..тель стр..шновато.

Сн..жок всё подсушивался и подсушивался. Он все с..льнее к..сил, будто кто его швырял из-за горизонта. Все злее и напористее задувал ветер. Прошёл час-другой. Степь од..чала, зашипела, завыла. Ничего не разобрать и не различить.

Источник

Читайте также:  Superior no window что значит
Оцените статью