- Что такое дидактические материалы? Виды учебных наглядных пособий. Обучающие игры
- Что к ним относят
- Разнообразные демонстрационные пособия
- Раздаточный материал
- Муляжи, макеты, модели измерительных приборов
- Таблицы
- Изображения, различные картинки
- Электронные пособия
- Обучающие игры
- Значение слова «дидактический»
- дидакти́ческий
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «дидактический»
- Предложения со словом «дидактический»
- Цитаты из русской классики со словом «дидактический»
- Сочетаемость слова «дидактический»
- Что (кто) бывает «дидактическим»
- Понятия со словом «дидактический»
- Афоризмы русских писателей со словом «дидактический»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «дидактический»
- Дидактика — что это (определение), задачи и основные категории
- Дидактика — это.
- Объект и предмет изучения
- Функции и задачи дидактики в педагогике
- Категории дидактики
- Комментарии и отзывы (5)
Что такое дидактические материалы? Виды учебных наглядных пособий. Обучающие игры
Что такое дидактические материалы? Это всевозможные материалы, предназначенные для улучшения процесса обучения или развития детей в школе или в детском саду. Ну а далее более подробно о том, что такое дидактические материалы для школы, садика и просто занятий.
Что к ним относят
К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:
- презентации;
- обучающие игры;
- всевозможные карточки;
- рисунки;
- схемы, таблицы;
- графики, диаграммы;
- контурные карты.
Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.
Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.
С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.
Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.
Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.
Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.
Разберем подробнее, какие бывают виды учебных наглядных пособий.
Учебные учреждения совместно с учителями сами выбирают, какие наглядные пособия необходимы для процесса обучения. При этом учитывают наглядность, возрастные особенности детей, степень индивидуальности.
Разнообразные демонстрационные пособия
К таким пособиям можно отнести плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач. Еще такие материалы называют раздаточный материал. Такие пособия часто используют педагоги и в школе, и в детском саду. Это, пожалуй, самый доступный материал, его также можно подготовить самостоятельно. Изготовление дидактических пособий своими руками учит детей уважать чужой труд, бережно относиться к учебным пособиям.
Раздаточный материал
Для маленьких учеников можно использовать необычный раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, перекидной вариант, со шнуровкой. Такое интересное исполнение точно увлечет юного ученика, и он усвоит больше новой информации.
Муляжи, макеты, модели измерительных приборов
Все это относится к наглядным пособиям. С помощью таких макетов можно изучить, как устроены различные приборы. Например, глобус — это своеобразный макет земли. Или макет для изучения солнечной системы.
Таблицы
Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену.
Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:
- Справочные — в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.
- Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года).
- Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).
- Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков).
- Справочные.
Изображения, различные картинки
Изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.
Электронные пособия
Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.
Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.
Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.
Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.
При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.
Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:
- повышается эффективность освоения материала;
- поиск информации занимает меньше времени;
- дети заинтересованы в изучении предмета;
- можно самостоятельно изучить урок;
- возможно использовать для большой аудитории;
- возможно наглядно объяснить новую информацию.
Обучающие игры
Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.
Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников.
Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться.
- Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат.
- В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.
Все игры можно классифицировать на группы:
- Сюжетно-ролевые игры. Дети выступают в роли режиссера, сами выстраивают сюжет развития игры. Это отлично развивает воображение.
- Игры-инсценировки. Ребенок получает новые впечатления и эмоции. Формируют выразительность речи, эмоциональное воспитание.
- Игры с конструкторами, с помощью таких простых предметов ребенок может создать любую форму, воспринимает предметы не как игрушки, а как образы взрослых предметов. В процессе игры приобретает новые знания и умения.
Источник
Значение слова «дидактический»
1. Прил. к дидактика (в 1 знач.). Дидактические принципы.
2. Поучительный, наставительный. Дидактический тон. || Имеющий характер поучения, наставления (о литературных произведениях и жанрах). Дидактическая литература. Дидактический роман.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДИДАКТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. Прил. к дидактика. 2. Наставительный, поучительный. Д. тон. 3. Излагающий в форме художественного произведения какие-н. сведения или наставления (лит.). Дидактическая поэма.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дидакти́ческий
1. книжн. относящийся к дидактике ◆ Это не к тому, что сейчас нужно модифицировать схему, имеющую скорее дидактическое значение. В.П. Зинченко, «Таинство творческого озарения», 1976 г. // «Вопросы психологии» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: енотовидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «дидактический»
Предложения со словом «дидактический»
- Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.
Цитаты из русской классики со словом «дидактический»
- Вообще стихотворный отдел отличается скорее сатирическим, нежели дидактическим направлением.
Сочетаемость слова «дидактический»
Что (кто) бывает «дидактическим»
Понятия со словом «дидактический»
Афоризмы русских писателей со словом «дидактический»
- Читатель-ребенок мыслит образами, а не отвлеченными понятиями, и книга должна обращаться к его воображению, вместо того чтобы быть дидактической.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «дидактический»
Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.
Предлагаемые в пособии дидактические игры и упражнения по развитию наглядных форм мышления представлены в постепенно усложняющейся системе, которая учитывает опыт ребёнка.
Это не методика трудового обучения, которая, как известно, в определённой системе и с учётом дидактических принципов излагает вопросы содержания, организации и методов обучения труду, воспитания в труде и для труда.
Источник
Дидактика — что это (определение), задачи и основные категории
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Педагогика – это наука об обучении и воспитании.
Внутри нее выделяют несколько отраслей, среди которых одну из самых важных ролей играет дидактика.
Сегодня поговорим об этом разделе в теории образования, о его объекте, предмете, задачах и категориях.
Дидактика — это.
Как обычно, ученые предлагают разные трактовки. Но все определения сходятся к одному смыслу:
Дидактика – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека.
Слово-термин восходит к греческому διδακτικός (дидактикос), что, в свою очередь, переводится как «поучающий». Но возник он не в античности, а значительно позже.
Впервые эту лексему в своих трудах использовал Вольфганг Ратке (1571—1635) – знаменитый педагог из Германии. Он трактовал термин как «искусство обучения».
Ян Амос Коменский, почти современник Ратке, также называл дидактику «универсальным искусством обучения всех всему». Иоганн Гербарт, живший на 2 века позднее, упрочнил место этого раздела в педагогике.
Он придал дидактическому направлению статус теории (читай науки). Но несмотря на эволюцию трактовки, суть явления оставалась (и остается) неизменной:
дидактика в педагогике – это ключ к решению проблем обучения и образования.
С объяснением лексемы всё более-менее унифицировано. А вот на основной вопрос дидактики есть три доминирующих взгляда:
- «В чем суть обучения и воспитания?» (Вендеровская)
- «Как протекает мышление ученика в процессе изучения предмета?» (Вильман)
- «Чему и как учить?» (Гребенев)
Каждое из этих мнений имеет право на существование и лоббируется уважаемыми группами педагогов.
Объект и предмет изучения
В целом объектом дидактики может быть названо обучение. Но ситуация усложняется сложной структурой этого раздела педагогики.
«Частные дидактики» как составляющие единой теории имеют собственные объекты.
К примеру, для методики преподавания физики объектом будет обучение этому предмету. Для методики передачи знаний в высшей школе – обучение студентов.
Предмет дидактики – это связь и взаимодействие между передачей и получением знаний, то есть между преподаванием (лицо – учитель) и изучением (лицо – ученик).
Функции и задачи дидактики в педагогике
Ключевых функций дидактической науки две:
- Теоретическая. Предусматривает обоснование, систематизацию и обобщение педагогического опыта, закономерностей, механизмов развития личности в процессе обучения. Другие названия функции – прогностическая и диагностическая.
- Практическая. Подразумевает разработку проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения в соответствии к поставленным дидактическим целям. Иногда её называют нормативной или инструментальной.
На практике эти функции взаимосвязаны.
Говоря о задачах дидактики, нужно затронуть этот вопрос с точки зрения синхронии и диахронии. На протяжении всей истории отрасли перед ней стояли такие цели:
- Определить содержание образования новых поколений.
- Найти наиболее эффективные пути передачи полезных знаний, умений и навыков.
- Раскрыть закономерности этого процесса.
Для современной дидактики, помимо названных феноменообразующих, актуальны такие задачи:
- Обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, определить пути и методы развития самостоятельности в познании, активности, инициативы учеников.
- Выделить критерии отбора содержания образования в связи со значительной перегрузкой учебных программ (и, соответственно, учебников) слишком сложным и второстепенным материалом.
- Изучить функции и структуру методов и форм обучения.
- Отследить межпредметные и внутрипредметные связи с целью актуализации опорных знаний и их систематизации.
- Обеспечить баланс социальных и личностных целей в процессе обучения.
- Разработать новые технологии обучения.
Вот что такое дидактика XXI века. Её опоры – личность, самостоятельность и технологический прогресс.
Категории дидактики
Основные категории дидактики строго ограничены перечнем:
- Обучение. Взаимодействие преподавателя и ученика для достижения конкретной цели.
- Образование. Развитие личности в аспекте (что это такое?) интеллекта и культуры с помощью обучения.
- Преподавание. Деятельность педагога, организованная и направленная на достижение поставленной цели.
- Учение. Самостоятельная деятельность ученика, направленная на получение знаний с использованием материала, полученного от педагогов.
Итак, мы определили место дидактики в педагогике, её определение, объект, предмет, функции, задачи и основные категории. Более подробно стоит читать в трудах самих педагогов.
Рекомендуем послушать любопытную лекцию об отличии современной дидактики от традиционной:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
И какая цель дидактики в сегодняшней средней школе? Многие эксперты сходятся во мнении, что сегодняшняя школа даёт не знания, а натаскивает на итоговый экзамен, ну ещё учит детей быть грамотными потребителями.
Извините, но у нас капитализм. Образцом этого строя считают США, а там образование именно такое — вырастить тупого потребителя. Мы, конечно же, отстоем в этом плане, но политический строй обязывает, ибо капитализм без роста потребления не жизнеспособен.
Не согласен с Дмитрием, в США великолепное образование, как среднее, так и высшее, самое большое число Нобелевских лауреатов представляют именно эту страну.
Николай: в США прямо сейчас идут разговоры об отмене математики в школе, ибо это дискриминирует меньшинства, не сильно в ней успевающие. А что после этого будет?
Нобелевки получали те, кто в основном получал образование не в США (эмигранты в первом поколении), либо делал еще до того, как его начали разваливать (лет сорок-пятьдесят назад), чтобы сформировать безмозглое общество потребления.
Не зря же люди педагогические ВУЗы заканчивают, ведь учить тоже надо уметь. Так что, дидактика весьма полезная наука.
Источник