Что значит дидактический характер

Содержание
  1. ДИДАКТИЧЕСКИЙ
  2. Смотреть что такое «ДИДАКТИЧЕСКИЙ» в других словарях:
  3. ДИДАКТИЧЕСКИЙ
  4. Смотреть что такое «ДИДАКТИЧЕСКИЙ» в других словарях:
  5. Значение слова «дидактический»
  6. дидакти́ческий
  7. Делаем Карту слов лучше вместе
  8. Синонимы к слову «дидактический&raquo
  9. Предложения со словом «дидактический&raquo
  10. Цитаты из русской классики со словом «дидактический»
  11. Сочетаемость слова «дидактический&raquo
  12. Что (кто) бывает «дидактическим»
  13. Понятия со словом «дидактический»
  14. Афоризмы русских писателей со словом «дидактический&raquo
  15. Отправить комментарий
  16. Дополнительно
  17. Предложения со словом «дидактический&raquo
  18. Урок 2. Основные принципы дидактики
  19. Основные принципы дидактики
  20. Принцип научности
  21. Принцип доступности
  22. Принцип целенаправленности
  23. Принцип систематичности и последовательности
  24. Принцип наглядности
  25. Принцип связи обучения с жизнью
  26. Принцип сознательности и активности
  27. Принцип прочности
  28. Принцип воспитания и развития
  29. Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»
  30. Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)
  31. Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
  32. Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
  33. Проверьте свои знания

ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое «ДИДАКТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

дидактический — См … Словарь синонимов

дидактический — ая, ое. didactique adj. <гр. didaktikos поучительный. 1. ♦ Дидактическая поэзия. Поэзия, использующая стихотворную форму для изложения научных, моральных и т. п. положений для поучения читателей. СИС 1954. Поэзия Дидактическая есть История… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИДАКТИЧЕСКИЙ — ДИДАКТИЧЕСКИЙ, дидактическая, дидактическое. 1. прил. к дидактика. 2. Наставительный, поучительный. Дидактический тон. 3. Излагающий в форме художественного произведения какие нибудь сведения или наставления (лит.). Дидактическая поэма. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ДИДАКТИЧЕСКИЙ — касающийся дидактики; поучительный; д. поэзия поучительная, доказывающая полезность знания, добродетели и проч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. дидактический относящийся к дидактике;… … Словарь иностранных слов русского языка

Читайте также:  Что значит фраза ударили по щеке подставь другую

Дидактический — прил. 1. соотн. с сущ. дидактика, связанный с ним 2. Свойственный дидактике, характерный для неё. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

дидактический — дидактический, дидактическая, дидактическое, дидактические, дидактического, дидактической, дидактического, дидактических, дидактическому, дидактической, дидактическому, дидактическим, дидактический, дидактическую, дидактическое, дидактические,… … Формы слов

дидактический — легкомысленный … Словарь антонимов

дидактический — дидакт ический … Русский орфографический словарь

дидактический — … Орфографический словарь русского языка

дидактический — ‘содержащий поучение’ Syn: нравоучительный, наставнический, менторский (неод.), резонерский, учительный (уст.), поучительный, наставительный, назидательный … Тезаурус русской деловой лексики

Источник

ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Смотреть что такое «ДИДАКТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

дидактический — См … Словарь синонимов

дидактический — ая, ое. didactique adj. <гр. didaktikos поучительный. 1. ♦ Дидактическая поэзия. Поэзия, использующая стихотворную форму для изложения научных, моральных и т. п. положений для поучения читателей. СИС 1954. Поэзия Дидактическая есть История… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИДАКТИЧЕСКИЙ — ДИДАКТИЧЕСКИЙ, дидактическая, дидактическое. 1. прил. к дидактика. 2. Наставительный, поучительный. Дидактический тон. 3. Излагающий в форме художественного произведения какие нибудь сведения или наставления (лит.). Дидактическая поэма. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ДИДАКТИЧЕСКИЙ — ДИДАКТИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. дидактика. 2. Наставительный, поучительный (книжн.). Д. тон. Дидактическая повесть. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Дидактический — прил. 1. соотн. с сущ. дидактика, связанный с ним 2. Свойственный дидактике, характерный для неё. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

дидактический — дидактический, дидактическая, дидактическое, дидактические, дидактического, дидактической, дидактического, дидактических, дидактическому, дидактической, дидактическому, дидактическим, дидактический, дидактическую, дидактическое, дидактические,… … Формы слов

дидактический — легкомысленный … Словарь антонимов

дидактический — дидакт ический … Русский орфографический словарь

дидактический — … Орфографический словарь русского языка

дидактический — ‘содержащий поучение’ Syn: нравоучительный, наставнический, менторский (неод.), резонерский, учительный (уст.), поучительный, наставительный, назидательный … Тезаурус русской деловой лексики

Источник

Значение слова «дидактический»

1. Прил. к дидактика (в 1 знач.). Дидактические принципы.

2. Поучительный, наставительный. Дидактический тон. || Имеющий характер поучения, наставления (о литературных произведениях и жанрах). Дидактическая литература. Дидактический роман.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДИДАКТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. Прил. к дидактика. 2. Наставительный, поучительный. Д. тон. 3. Излагающий в форме художественного произведения какие-н. сведения или наставления (лит.). Дидактическая поэма.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дидакти́ческий

1. книжн. относящийся к дидактике ◆ Это не к тому, что сейчас нужно модифицировать схему, имеющую скорее дидактическое значение. В.П. Зинченко, «Таинство творческого озарения», 1976 г. // «Вопросы психологии» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: длиннорогий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «дидактический&raquo

Предложения со словом «дидактический&raquo

  • Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.

Цитаты из русской классики со словом «дидактический»

  • Вообще стихотворный отдел отличается скорее сатирическим, нежели дидактическим направлением.

Сочетаемость слова «дидактический&raquo

Что (кто) бывает «дидактическим»

Понятия со словом «дидактический»

Афоризмы русских писателей со словом «дидактический&raquo

  • Читатель-ребенок мыслит образами, а не отвлеченными понятиями, и книга должна обращаться к его воображению, вместо того чтобы быть дидактической.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «дидактический&raquo

Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.

Предлагаемые в пособии дидактические игры и упражнения по развитию наглядных форм мышления представлены в постепенно усложняющейся системе, которая учитывает опыт ребёнка.

Это не методика трудового обучения, которая, как известно, в определённой системе и с учётом дидактических принципов излагает вопросы содержания, организации и методов обучения труду, воспитания в труде и для труда.

Источник

Урок 2. Основные принципы дидактики

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Оцените статью