- Диаграммы Эйлера-Венна (помните, что это?) и доказательство законов де Моргана для множеств
- Подписывайтесь на канал в Яндекс. Дзен или на канал в телеграмм «Математика не для всех», чтобы не пропустить интересующие Вас материалы.
- Диаграммы Эйлера-Венна
- Законы де Моргана
- Курс «Введение в математическую топологию»
- Как составить диаграмму Эйлера-Венна
- Диаграмма Эйлера-Венна — что из себя представляет, где используется
- Принципы построения, как изобразить множества
- Дополнение множества
- Объединение множеств
- Пересечение множеств
- Разность множеств
- Симметричная разность множеств
- Использование диаграмм Эйлера-Венна для доказательства логических равенств
- Решение задачи поиска информации в Интернет с помощью диаграмм Эйлера-Венна
- Как логические операции связаны с теорией множеств
- Примеры задач с решением
Диаграммы Эйлера-Венна (помните, что это?) и доказательство законов де Моргана для множеств
Подписывайтесь на канал в Яндекс. Дзен или на канал в телеграмм «Математика не для всех», чтобы не пропустить интересующие Вас материалы.
Внимание: важная информация перед прочтением!
Если Вы новичок в теории множеств, ознакомьтесь, пожалуйста, со следующими материалами канала:
Перейдем к делу: в теории множеств у нас осталось совсем немного белых пятен, которые необходимо закрыть. Сегодня поговорим об удобном и наглядном представлении операций над множествами: диаграммами Эйлера-Венна, а также рассмотрим, как через них доказываются два ключевых закона логики — законы де Моргана. Поехали!
Диаграммы Эйлера-Венна
1. Дополнение множества.
2. Объединение множеств.
3. Пересечение множеств.
5. Симметричная разность множеств
На диаграммах Эйлера-Венна могут быть три и более окружностей. Очевидным их преимуществом является наглядность: например, вот так выглядит диаграмма пересечений букв русского, латинского и греческого алфавита.
Законы де Моргана
Несмотря на простоту, законы де Моргана применяются в физике, электротехнике и информатике. С их помощью оптимизируются схемы посредством замены одних логических элементов другими (кстати, вот канал моего товарища — на нём он неторопливо и вдумчиво рассказывает о современных технологиях, начиная с транзисторной логики и заканчивая прикладными приложениями). Эти законы пришли в теорию множеств из математической логики и изначально под А и B понимались не множества, а утверждения.
Суть первого закон де Моргана такова:
То есть: дополнение объединения множеств равно пересечению отдельных дополнений этих множеств (напомню, что когда говорим об операции дополнения множества А, подразумеваем разность UA, где U — универсум (универсальное множество). Докажем первый закон де Моргана с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Закончили с левой частью закона, перейдем к правой:
Таким образом, мы пришли к одинаковым диаграммам двумя разными путями, т.е. доказали справедливость первого закона де Моргана. Второй закон де Моргана выглядит обратным первому:
То есть: дополнение пересечения множеств равно объединению отдельных дополнений этих множеств. Доказательство второго закона идентично первому: оставлю его любопытному читателю.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ! Этим Вы максимально мотивируете меня на создание интересного и познавательного контента. Ведь, если математика не для всех, то не значит, что она не для Вас конкретно! В теории множеств осталось рассмотреть только функционал отображения множеств, и пойдем дальше к изучению топологии.
Курс «Введение в математическую топологию»
- Часть 1. Изучаем топологию или почему человек — это шар с ручками?
- Часть 2. Определения множества и подмножества.
- Часть 3. Бинарные операции над множествами.
- Часть 4. Унарные операции над множествами
- Часть 5. Законы де Моргана и диаграммы Эйлера-Венна
- Часть 6. Отображение множеств
Список материалов для начинающего математика:
- Как выглядели цифры 900 лет назад?
- Зачем строителю египетский треугольник?
- Как считать на пальцах до 60 ?
- Самая красивая формула в мире математики.
- 2+2 =5 с точки зрения математики.
- Задачка про сосиски.
- Помните теорему Виета?
- Когда случайное не случайно: теорема Чебышева.
- Решаю ЕГЭ по математике (часть А).
Источник
Как составить диаграмму Эйлера-Венна
Диаграмма Эйлера-Венна — что из себя представляет, где используется
Диаграмма Эйлера-Венна представляет собой геометрическую схему, предназначенную для представления моделей множеств и схем их взаимосвязей.
Благодаря данной диаграмме, приводят наглядное объяснение разных фактов о множествах. При таком методе универсальное множество представляют в виде прямоугольника, а для изображения подмножества используют круги. Широкое применение диаграммы Эйлера-Венна нашли в таких дисциплинах, как математика, логика, менеджмент, финансы и другие прикладные направления.
Способы отражения отношений между множествами ранее отличались. Джон Венн применял в качестве обозначения множеств замкнутые фигуры, а Эйлер – круги.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Диаграммы Эйлера-Венна представляют собой важный частный случай кругов, которые изображал Эйлер. На диаграммах представлены все 2 n комбинаций n свойств, что является конечной булевой алгеброй. Если n = 3, на диаграмме, как правило, изображают три круга с центрами, которые расположены в углах равностороннего треугольника, и совпадающими радиусами, ориентировочно равными длине сторон этого многоугольника.
Принципы построения, как изобразить множества
Построить диаграмму Эйлера-Венна – значит, составить большой прямоугольник, представляющий универсальное множество U, и разместить внутри него замкнутые фигуры в качестве обозначения множеств.
В том случае, когда требуется строить на диаграмме не более трех множеств, целесообразно использовать круги. Для изображения свыше четырех множеств применяют эллипсы. Пересечение фигур соответствует максимально общему случаю, согласно условиям задачи, и изображается должным образом на диаграмме.
Если предположить, что диаграмма содержит круг, обозначающий множество А, его центральная часть будет отражать истинность выражения А, а область вне круга – обозначать ложь. Те области, которые соответствуют истинным значениям, заштриховывают, что является отражением логической операции на диаграмме.
Согласно алгебре логики, конъюнкция множеств А и В соответствует истине в том случае, когда истинны оба эти множества. При этом на диаграмме отмечают участок пересечения множеств.
Применяя диаграммы Эйлера-Венна, доказывают любые алгебраические законы с помощью их графического изображения. Алгоритм построения:
- изображение диаграммы с заштрихованными множествами, которые представлены в левой части выражения;
- чертеж другой диаграммы с заштрихованными множествами, расположенными в правой части уравнения;
- сравнение заштрихованных областей на диаграммах: если это одна и та же область, то можно говорить об истинности тождества.
Данные диаграммы являются эффективным методом визуализации операций с множествами. Отдельные множества изображают в виде кругов, а универсальное множество представляют прямоугольником.
Дополнение множества
Объединение множеств
Пересечение множеств
Разность множеств
Симметричная разность множеств
Использование диаграмм Эйлера-Венна для доказательства логических равенств
В качестве доказательства логического равенства подходит способ построения диаграмм Эйлера-Венна. Для примера можно представить доказательства следующего выражения: ¬(АvВ) = ¬А&¬В. Равенство демонстрирует запись закона де Моргана. В первую очередь следует наглядно изобразить левую часть уравнения. Для этого необходимо последовательно заштриховать серым цветом все круги, то есть применить дизъюнкцию. Отобразить инверсию можно с помощью закрашивания черным цветом области вне этих кругов.
Далее следует визуально представить правую часть выражения. Последовательность действий в этом случае такова: необходимо заштриховать область, в которой отображается инверсия (¬А), с использованием серого цвета и аналогично закрасить область ¬В; отобразить конъюнкцию в виде пересечения этих серых областей. Результат такого наложения будет окрашен черным цветом.
На рисунке видно, что области, в которых отображены левая и правая части уравнения, равны друг другу. Таким образом, закономерность доказана.
Решение задачи поиска информации в Интернет с помощью диаграмм Эйлера-Венна
Изучая тему поиска информации в глобальной сети Интернет, нельзя обойтись без примеров поисковых запросов, в которых использованы логические связки. Как правило, их смысл аналогичен союзам «и», «или» из русского языка. Принцип действия можно понять, если изобразить логические связи с помощью графической схемы или диаграммы Эйлера-Венна.
Как логические операции связаны с теорией множеств
Используя диаграммы Эйлера-Венна, принято наглядно демонстрировать связь логических действий и теории множеств. Операции логики можно задать с помощью таблиц истинности. В этом случае следует руководствоваться общим принципом.
На диаграмме в виде области круга под названием А отображают истинность определения А, то есть теоретически круг А обозначает все элементы, которые включены в данное множество. Таким образом, область за пределами круга А будет обозначать ложь соответствующего утверждения.
Понимание, какая область диаграммы отражает логическую операцию, возникает после того, как будут заштрихованы только те области, в которых значения логической операции на наборах А и В соответствуют истине. К примеру, импликация истинна при (00, 01 и 11).
Необходимо заштриховать сначала область за пределами пары пересекающихся кругов в соответствии со значениями А=0, В=0. Затем закрасить область в круге В, которая относится к значениям А=0, В=1, и область, соответствующую и кругу А, и кругу В, то есть участок пересечения, отображающий значения А=1, В=1. Эти три области в комплексе являются графическим представлением логической импликации.
Примеры задач с решением
Диаграммы Эйлера-Венна могут содержать три и более круга. Преимуществом данного графического способа представления выражений является его высокая эффективность и наглядность. К примеру, можно изобразить диаграмму пересечений букв из русского, латинского и греческого алфавита:
Понять суть методики удобно на практике. Можно решить несколько задач с применением диаграмм Эйлера-Венна.
Задача 1
По условию есть таблица поисковых запросов. В ней представлены страницы по некоторому сегменту. Требуется определить, сколько страниц в тысячах будет отображаться по запросу «Эсминец». Следует отметить, что запросы выполнялись практически в одно время, поэтому набор страниц с искомыми словами не менялся в процессе выполнения запросов.
Решение
Ф – является числом страниц (в тысячах) в соответствии с запросом «Фрегат»;
Э – является числом страниц (в тысячах) в соответствии с запросом «Эсминец»;
Х – представляет собой число страниц (в тысячах) по запросу, в котором присутствует «Фрегат» и отсутствует «Эсминец»;
У – определяет число страниц (в тысячах) по запросу, в котором указано слово «Эсминец» и отсутствует слово «Фрегат».
Диаграмма для каждого поискового запроса будет иметь следующий вид:
Исходя из информации по диаграммам, получим:
Х+900+У = Ф+У = 2100+У = 3400
У = 3400-2100 = 1300
Э = 900+У = 900+1300= 2200
Ответ: по запросу «Эсминец» будет найдено 2200 страниц
Задача 2
Класс состоит из 36 учеников. Дети ходят на занятия в рамках математического, физического, химического кружка. Факультатив по математике посещают 18 учащихся, по физике – 14, по химии – 10. Также известно, что 2 ученика ходят на все три кружка, 8 – на математику и физику, 5 – на математику и химию, 3 – на физику и химию. Необходимо определить количество учеников, которые не посещают ни одного кружка.
Решение
Решить данную задачу можно с помощью удобного и наглядного метода в виде кругов Эйлера. Наибольшим кругом следует обозначить множество всех учащихся класса. Внутри этой окружности необходимо изобразить пересекающиеся множества в виде учащихся на факультативе по математике (М), физике (Ф), химии (Х).
МФХ – является множеством учеников, каждый из которых ходит на занятия во все три кружка;
МФ¬Х – определяет множество учащихся, которые посещают факультативы по математике и физике, но не ходят на занятия по химии.
¬М¬ФХ – представляет собой множество людей, каждый из которых посещает химический факультатив, но отказался от дополнительных занятий по физике и математике.
По аналогичному принципу можно ввести множества: ¬МФХ, М¬ФХ, М¬Ф¬Х, ¬МФ¬Х, ¬М¬Ф¬Х.
Согласно условиям задачи, пара учеников записаны во все три кружка. Поэтому в область МФХ требуется вписать число 2. Исходя из того, что 8 учащихся посещают факультативы по математике и физике, а из них двое школьников ходят во все кружки, то в области МФ¬Х следует отметить 6 человек (8-2). Аналогичным способом можно определить число учеников в остальных множествах:
Далее требуется определить сумму учеников по всем областям:
Таким образом, всего 28 учащихся посещают факультативные занятия.
Ответ: 8 учеников из класса не посещают ни одного кружка.
Задача 3
Когда закончились зимние каникулы, преподаватель поинтересовался у учеников, кто из них посещал театр, кино или цирк. Всего в классе 36 человек. По полученной информации, два ребенка не были ни в кино, ни в театре, ни в цирке. Кино посетили 25 школьников, театр – 11, цирк – 17. И в кино, и в театр сходили 6 человек, и в кино, и в цирк – 10, и в театр, и в цирк – 4. Необходимо посчитать, какое количество учащихся из класса посетили и кино, и театр, и цирк.
Решение
Предположим, что х представляет собой число учеников, которые посетили и кино, и театр, и цирк. В таком случае, можно изобразить диаграмму и определить число школьников для каждой области:
Ответ: 1 ученик побывал и в кино, и в театре, и в цирке.
Источник