Что значит диагностический поиск

ОБЩАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

кафедра факультетской терапии

Схема оформления истории болезни

Учебно-методическое пособие для студентов

IV курса по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»

Уфа – 2011

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра факультетской терапии

Схема оформления истории болезни

Учебно-методическое пособие для студентов

IV курса по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»

Уфа – 2011

Авторы:

P.M. Фазлыева, Г.К. Макеева, Г.В.Филиппова, Г.Х. Мирсаева, Л.А.Ибрагимова, Г.А.Мавзютова, Г.А.Мухетдинова, Г.Ф.Амирова

Рецензенты:

зав. кафедрой поликлинической терапии, проф. А.Я.Крюкова

зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, проф.

Схема оформления истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов IV курса по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» – Уфа, 2011.

В учебном пособии представлен порядок написания истории болезни курируемого больного для студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».

Уфа — 2011

ВВЕДЕНИЕ

С целью формирования у студентов клинического мышления в рекомендуемой схеме оформления истории бо­лезни больного представлен общий принцип диагностиче­ского поиска. Диагностику заболеваний внутренних орга­нов осуществляют в три этапа (Маколкин В.И., Овчаренко С.И., 2005)

I ЭТАП ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА – СБОР ЖАЛОБ, АНАМНЕЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ И АНАМНЕЗА ЖИЗНИ БОЛЬНОГО

Полученные при этом сведения необходимо творче­ски осмыслить и сделать следующие выводы:

1. Выявленные жалобы и особенности течения болезни чет­ко соответствуют определенной нозологической едини­це, т.е. диагностическая концепция является вполне опре­деленной и на следующих этапах ее надо лишь подтвер­дить, а также детализировать отдельные проявления бо­лезни.

2. Описанные больным симптомы встречаются при различ­ных заболеваниях, в связи с чем после I этапа диагности­ческого поиска можно лишь наметить круг сходных бо­лезней, а диагноз может быть поставлен только после II или даже III этапа.

3. Данные анамнеза не характерны ни для какого-либо определенного заболевания. Это, как правило, так назы­ваемые общие симптомы: слабость, утомляемость, сни­жение аппетита, похудание и т.д. При такой ситуации сделать определенный диагностический вывод после I этапа не представляется возможным.

II ЭТАП ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ (ФИЗИЧЕСКОЕ)ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО: ОСМОТР, ПАЛЬПАЦИЯ, ПЕРКУССИЯ, АУСКУЛЬТАЦИЯ

Объем информации, получаемый на II этапе, колеб­лется в широких пределах: от почти патогномичных приз­наков (например, аускультативные данные при митральном стенозе) до отсутствия патологических симптомов.

Выводы могут быть следующими:

1. Диагноз может быть уже сформулирован.

2. Круг заболеваний, очерченный после I этапа, существен­но сужается.

3. Определенной диагностической концепции нет, в связи с чем заключение о диагнозе будет отложено до III этапа диагностического поиска.

III ЭТАП ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА – ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

После оценки их результатов могут быть сделаны следующие выводы:

1. Диагноз, поставленный на предыдущих этапах диаг­ностического поиска, полностью подтверждается.

2. Неопределенная диагностическая концепция двух предыдущих этапов реализуется в четкий диагноз.

3. Диагноз остается неясным, в связи с чем требуется диаг­ностическое хирургическое вмешательство или длитель­ное динамическое наблюдение больного с обязательным выполнением ряда лабораторно-инструментальных ис­следований.

Значение каждого этапа диагностического поиска при том или ином заболевании и у каждого конкретного боль­ного различно. Развернутый клинический диагноз может быть сформулирован лишь с учетом трех этапов. Ре­комендуемый алгоритм диагностического поиска представ­лен в виде схемы.

ОБЩАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА

Источник

Что значит диагностический поиск

Эндокринные синдромы и болезни. Руководство для врачей

Список сокращений и условных обозначений

♠ – торговое название лекарственного средства

✗ – лекарственное средство не зарегистрировано в Российской Федерации

АД – артериальное давление

АДГ – антидиуретический гормон

АКТГ – адренокортикотропный гормон

ВГН – врождённая гиперплазия надпочечников

ВИП – вазоактивный интестинальный пептид

ГСПГ – глобулин, связывающий половые гормоны

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ДТЗ – диффузный токсический зоб

ДЭАС – дегидроэпиандростерон сульфат

ИРФ-1 – инсулиноподобный ростовой фактор-1

КТ – компьютерная томография

ЛГ – лютеинизирующий гормон

МРТ – магнитно-резонансная томография

МЭН-1 – синдром множественных эндокринных новообразований (опухолей) 1-го типа

МЭН-2 – синдром множественных эндокринных новообразований (опухолей) 2-го типа

НД – несахарный диабет

ПТТГ – пероральный тест толерантности к глюкозе

РЙПФ – радиойод-поглотительная функция щитовидной железы

РКИ – рандомизированное контролируемое исследование

РНК – рибонуклеиновая кислота

СНАДГ – синдром неадекватной секреции антидиуретического гормона

СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита

СТ4 – свободный тироксин

СТГ – соматотропный гормон

ТПО – тиреоидная пероксидаза

ТТГ – тиреотропный гормон

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФСГ – фолликулостимулирующий гормон

ХГЧ – хорионический гонадотропин человека

ХПН – хроническая почечная недостаточность

цАМФ – циклический аденозинмонофосфат

ЦНС – центральная нервная система

DEXA (от англ. Dual Energy X-ray Absorptiometry) – двухэнергетическая рентгеновская абсорбциометрия

pH – водородный показатель

Информационная база руководства – материалы, представленные в Интернете на профессиональных медицинских сайтах (в частности, www.diagnosispro.org, www.rightdiagnosis.com и др.) и следующих специализированных эндокринологических сайтах.

• Клинические руководства Американской ассоциации клинических эндокринологов: www.aace.com/publications/guidelines.

• Специализированный сайт с регулярным обновлением информации по эндокринологии: www.endotext.org. Информационный ресурс этого сайта поддерживают эндокринологи всего мира, и в связи с этим он представляет собой подобие хорошо известной интернет-энциклопедии «Википедии», но исключительно для эндокринологов.

• Образовательный портал с обширной слайдотекой, часть которого специально посвящена эндокринологии и диабетологии: www.medscape.com/diabetes-endocrinology.

• Сайт поддержки последипломного врачебного образования: www.uptodate.com/home. Введение любого вопроса в строку поиска этого сайта выведет вас на нужный ответ.

Из Интернета бесплатно можно загрузить ряд электронных книг по эндокринологии со следующих сайтов:

• www.freebookcentre.net – вы можете через раздел «Медицина» выйти на книги по эндокринологии;

• www.e-booksdirectory.com, на котором вы можете найти электронные книги исключительно по эндокринологии и метаболизму;

• http://www.intechopen.com/subjects/endocrinology-and-metabolism – тоже размещены книги по эндокринологии и метаболизму;

• известное руководство по эндокринологии Вильямса вы можете загрузить из Интернета бесплатно: www.ebook3000.com/dictionary/Williams-Textbook-of-Endocrinology_81222.html.

Особо следует обратить внимание на замечательный образовательный сайт www.medscape.org, цель которого – обеспечение непрерывного последипломного медицинского самостоятельного обучения. Регистрация на этом сайте с указанием специальности (эндокринология, кардиология и т. п.) позволяет регулярно и бесплатно получать по электронной почте обучающую информацию по специальности. В руководстве указаны ссылки на такие обучающие лекции по эндокринологии этого сайта. Однако нужно иметь в виду, что после прочтения лекционного материала сайта необходимо ответить на контрольные вопросы по теме лекции. Если ответы корректны, то посетителю сайта начисляют «кредиты» (баллы). Если баллов у пользователя сайта нет, то допуск к самым свежим и интересным материалам блокируют до тех пор, пока «на счету» пользователя не наберётся хотя бы один балл. К сожалению, информация на сайте доступна только тем, кто владеет английским языком, так как русскоязычная версия отсутствует. И в целом, в русскоязычном Интернете пока отсутствуют интернет-ресурсы для врачей-эндокринологов, сопоставимые по качеству с англоязычными.

Использование в книге доказательных материалов и медицинской логики в алгоритмах принятия решений может служить определённой гарантией того, что представленные суждения обеспечивают максимально возможное на в настоящее время качество лечебно-диагностической помощи.

И несколько слов относительно ссылок на использованную в написании книги научную литературу. Роль таких ссылок вытекает из основной цели написания книги. В нашем случае – дать врачу оптимальный объем медицинской информации, который позволил бы ему принимать оправданные решения относительно обследования и лечения больного с эндокринной болезнью. Следовательно, в книгу обычно включают не всю возможную информацию относительно какой-либо болезни, её диагностики и лечения, а лишь необходимую с точки зрения автора. Но некоторым читателям этой информации может оказаться недостаточно. Для них и указываются так называемые первоисточники, из которых они могут пополнить недостающие знания. Однако проблема состоит в получении необходимой статьи или книги, на которую ссылается автор. Ранее эту задачу выполняли только медицинские библиотеки, которые массово приобретали журналы и книги, а читателю оставалось её посетить и заказать необходимую литературу. Вместе с тем такие библиотеки есть только в крупных городах, да и в них существует далеко не полный перечень издаваемой в мире литературы. Теперь появился Интернет, в котором, как говорят, «есть всё». Хотя, к сожалению, не для всех. Что касается доступа к интернету, то в подавляющем большинстве случаев в России эта проблема решена, особенно в образовательных учреждениях. И в нём действительно можно найти практически любую статью или книгу.

С учётом сказанного выше во многих случаях в руководстве вместо литературных первоисточников указаны интернет-адреса, по которым можно выйти на интернет-ресурсы с обстоятельно представленной информацией по теме (обычно – методам исследования, лечения и проявлениям болезни) и интернет-ссылками на первоисточники (статьи и книги). Однако в отличие от печатных изданий виртуальные интернет-ресурсы часто менее «живучи», и ссылка, работающая сегодня, завтра может исчезнуть навсегда. По этой причине были выбраны не только те сайты, информация на которых вызывает доверие, но и потенциально наиболее долговечные, в частности www.uptodate.com, www.clinicalkey.com, интернет-базы данных медицинских университетов, международных медицинских ассоциаций и прочие, которые, кстати, регулярно обновляются – в отличие от изданных книг и статей (ещё одно преимущество интернет-ресурсов).

Общие вопросы диагностики болезней

Основные определения в диагностике болезней

Источник

ВВЕДЕНИЕ. Главное условие эффективного лечения заболевшего человека — пра­вильное распознавание его болезни

Главное условие эффективного лечения заболевшего человека — пра­вильное распознавание его болезни. Следует иметь в виду, что у разных людей одна и та же болезнь протекает по-разному. Это обусловлено инди­видуальными особенностями организма. В связи с этим правильное распо­знавание болезни возможно лишь на основе строго научных фактов, кото­рыми располагает врач. Эти факты, характеризующие отклонения от нор­мального функционирования различных органов и систем, врач устанав­ливает при систематическом обследовании больного.

Информацию о таких отклонениях можно получить из трех источ­ников.

1. Беседа с больным (изучение жалоб, анамнеза болезни, анамнеза
жизни).

2. Непосредственное (физическое) обследование больного: осмотр,
пальпация, перкуссия, аускультация.

3. Данные лабораторно-инструментальных методов исследования
(так называемые рутинные методы, производимые всем больным, и иссле­
дования по специальным показаниям, обусловленным особенностями кли­
нической картины болезни у больного).

После сбора информации делают диагностическое заключение, а затем формируют развернутый клинический диагноз. Следовательно, каж­дый источник информации необходим для построения диагностической концепции.

Таким образом, три источника получения информации и выводы, ко­торые делает врач после получения информации, можно условно рассмат­ривать как три этапа диагностического поиска.

Первый этап диагностического поиска— выяснение жалоб, анамнеза болезни и жизни больного — является весьма существенным этапом для диагностики, так как квалифицированно проведенный расспрос, глубокий анализ полученной информации, группировка фактов, а затем логичное из­ложение материала, свободное от ненужной детализации или краткости — есть залог грамотной и точной диагностики. История настоящего заболева­ния описывается с момента появления первых симптомов («дебют» болез­ни). Следует особо подчеркнуть, что анамнез болезни — отнюдь не хроно­логическое перечисление посещений врача поликлиники либо этапов стаци­онарного лечения. Главное в данном разделе — отразить динамику развития болезни от ее начальных проявлений до появления типичных клинических синдромов и симптомов, осложнений, частоты и длительности периодов обо-

стрения и ремиссий, ослабления или усиления симптоматики в процессе ле­карственной или немедикаментозной терапии (физиопроцедуры, санаторное лечение, массаж, ЛФК), влияние на развитие и течение болезни условий труда и быта, характера питания, вредных привычек.

В процессе работы следует тщательно изучить имеющуюся у больного медицинскую документацию из других учреждений (выписки, справки, эпикризы), позволяющую конкретизировать полученную информацию (шумы в сердце, гепатомегалия, асцит и т.д.), выявить изменения при ла-бораторно-инструментальном исследовании (анемия, увеличение СОЭ), эффект терапии, дозы и количество ряда лекарственных препаратов (глю-кокортикоиды и т.д.).

При заболеваниях, обострения которых протекают по единой схеме («стереотипно»), можно не перечислять аналогичную симптоматику не­сколько раз, а описать типичную картину, затем отметить, что подобные обострения отмечались в таком-то году (в весенне-осенний период, еже­годно и т.п.).

В ряде случаев в анамнезе настоящего заболевания имеются результа­ты, которые могут уточнить или отвергнуть предыдущую диагностическую концепцию (велоэргометрия, коронароангиография, эхокардиография и т.п.). Следует также отразить влияние заболевания на трудоспособность больного (временная или стойкая утрата, группа инвалидности).

Таким образом, из беседы с пациентом выясняют не только жалобы, но и этапы развития болезни, изменение ее течения с годами и под влияни­ем проводившегося лечения. Часть сведений можно получить от родствен­ников больного. Естественно, что сам больной не все может сообщить врачу о своем заболевании. Часто одни симптомы кажутся больному наи­более важными, тогда как для постановки диагноза важны совсем иные. В связи с этим необходимо выявлять диагностически значимую информа­цию; полученные сведения врач должен творчески осмыслить и сделать выводы следующего порядка:

а) выявленные жалобы и течение болезни полностью соответствуют
таковым при такой-то нозологической форме; иначе говоря, после первого
этапа диагностического поиска диагностическая концепция является впол­
не определенной и на остальных этапах ее надо лишь подтвердить, а
также детализировать отдельные проявления болезни;

б) описанные больным симптомы встречаются при самых разных бо­
лезнях, в связи с чем после I этапа диагностического поиска можно лишь
наметить круг болезней, в который входит заболевание данного пациента
(речь идет о так называемом методе дифференциальной диагностики,
о чем более подробно с приведением конкретных ситуаций будет сказа­
но позже). Диагноз в данном случае может быть поставлен лишь после
получения информации на II или даже III этапе диагностического по­
иска;

в) жалобы больного и данные анамнеза нехарактерны ни для какого
определенного заболевания. Это так называемые общие симптомы (сла­
бость, утомляемость, потеря массы тела, субфебрилитет и пр.). При такой
ситуации сделать какие-либо заключения после I этапа не представляется
возможным.

Второй этап диагностического поиска.При непосредственном обсле­довании выявляют симптомы, которые могут быть обусловлены самим за-

болеванием, реакцией органов и систем на имеющееся заболевание, прояв­лением осложнений болезни. Объем информации, получаемой на II этапе, колеблется в широких пределах: от почти патогномоничных признаков (например, данные аускультации при митральном или аортальном стено­зе) до отсутствия патологических симптомов (например, у больного с яз­венной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки в стадии ремис­сии). В связи с этим необнаружение каких-либо изменений в органах и системах не означает, что все жалобы имеют неврогенное происхождение или больной здоров. Вместе с тем отсутствие каких-либо патологических находок на II этапе диагностического поиска при вполне определенных диагностических выводах I этапа (типичные жалобы и анамнез болезни) может свидетельствовать о доброкачественном течении заболевания или о ремиссии.

После II этапа могут быть сделаны такие же выводы, как и после I этапа, однако их определенность будет значительно выше, так как заклю­чение базируется на информации, полученной из двух источников. Таким образом, выводы после II этапа (с учетом выводов I этапа) могут быть следующими: а) диагноз можно сформулировать; б) круг заболеваний, очерченный после I этапа, существенно сужается; в) по-прежнему нет ни­какой определенной диагностической концепции, в связи с чем заключе­ние о диагнозе будет отложено до III этапа. При получении сведений на I и II этапах диагностического поиска особенно важна роль личного контак­та врача с больным.

Третий этап диагностического поиска.Завершив II этап диагности­ческого поиска, врач должен спланировать проведение параклинических исследований (являющихся III этапом диагностического поиска). Конеч­но, целью III этапа диагностического поиска является верификация диа­гноза путем исключения синдромно сходных заболеваний и подтвержде­ния (компьютерная томографи, МР-томография, эндоскопические иссле­дования и т.д.) приоритетной диагностической концепции.

При ряде заболеваний необходимы прижизненные морфологические исследования (биопсия почки, печени, стернальная пункция5 для форму­лировки клинико-морфологического диагноза.

План обследования больного на III этапе диагностического поиска со­стоит из нескольких разделов.

• Обязательные исследования, проводимые всем без исключения
больным.

• Исследования, необходимые для дифференциальной диагностики и
уточнения диагноза (дополнительные исследования).

• Консультации специалистов (окулист, уролог. ).

• К обязательным исследованиям относят следующие:

1) общий анализ крови,

2) общий анализ мочи,

3) общий анализ кала,

4) биохимический анализ крови (общий белок, сахар, холестерин,
билирубин, креатинин),

5) реакция Вассермана,

7) рентгенологическое исследование органов грудной клетки.

• Объем дополнительных исследований определяется в каждой кон­
кретной диагностической ситуации. Так, у легочного больного к
обязательным клиническим анализам добавляется общий анализ
мокроты, при необходимости микробиологический анализ (посев)
мокроты, исследование чувствительности микрофлоры к антибиоти­
кам. Определяется перечень необходимых биохимических, фер­
ментных, иммунологических и других исследований, инструмен­
тальные манипуляции (бронхоскопия, функция внешнего дыхания,
компьютерная томография, бронхоальвеолярный лаваж).

Больным, у которых возможны кровотечения либо предстоит перевод в хирургический стационар для операции, определяют группу крови и резус-фактор, анализ на ВИЧ, изучают коагуло-грамму.

• Консультации специалистов проводят для исключения либо под­
тверждения тех или иных диагностических предположений. Всем
женщинам, находящимся на обследовании в стационаре, необходи­
ма консультация гинеколога.

В трудных диагностических ситуациях приходится прибегать к по­вторным исследованиям (в динамике), к сложным исследованиям (МР-то-мография, радиоизотопные методы и т.д.).

План обследования является своеобразным «стержнем», на котором базируется этапность исследований, в ряде ситуаций составляется кален­дарный план обследования.

После III этапа диагностического поиска могут быть сделаны следую­щие выводы:

а) диагноз, поставленный (или предполагаемый) на предыдущих эта­
пах диагностического поиска, полностью подтверждается;

б) неопределенная диагностическая концепция двух предыдущих эта­
пов реализуется в четкий диагноз;

в) диагноз остается неясным, в связи с чем требуется диагностическое
хирургическое вмешательство (например, пробная лапаротомия) или дли­
тельное динамическое наблюдение за больным с обязательным выполнени­
ем ряда лабораторно-инструментальных исследований.

Как же осуществляется сам процесс диагностики? Информация по мере ее получения «мысленно» обрабатывается уже с первого момента встречи с больным. Этот анализ информации осуществляется по опреде­ленным направлениям.

1. Насколько получаемые сведения, сообщаемые больным, являются
свидетельством существования патологического процесса, т.е. отличаются
от нормы.

2. Что означают полученные физикальные данные (например, смеще­
ние левой границы относительной тупости кнаружи от левой грудинно-
ключичной линии; сухие свистящие хрипы; приступы сжимающих болей
за грудиной, возникающие при физической нагрузке и пр.).

3. Свидетельствуют ли полученные лабораторно-инструментальные
данные о наличии какого-либо патологического процесса. Далее следует с а-
мое важное в диагностическом процессе: полученную информацию
сравнивают с так называемыми эталонами болезней, их «образами», кото­
рые хранятся в памяти врача, учебнике и медицинской литературе.

Следовательно, процесс диагностики складывается из зримых дейст­вий врача и последовательного ряда интеллектуальных (мыс­лительных) действий. Эти мыслительные операции проводятся на каждом этапе получения информации.

Прежде чем полученная информация будет сравниваться с «эталона­ми» (образцами) болезней, ее следует соответствующим образом «препа­рировать», т.е. обработать. Как это делается?

1. Вначале выявляют доминирующие симптомы, т.е. любые при­
знаки болезни, доступные определению. При этом не имеет значения,
какой источник информации используется.

2. Далее осуществляется «сложение» выявленных симптомов в
синдромы.

Напомним, что синдром — это совокупность симптомов, имеющих еди­ный патогенез. Синдром следует отличать от симптомокомплек-с а, т.е. простой суммы симптомов, их неспецифической комбинации.

3. После того как выявлены симптомы и произошло объединение их в
синдромы, оказывается возможным локализовать патологический
процесс в какой-либо системе организма или отдельно взятом органе (на­
пример, в печени, сердечно-сосудистой системе, почке, системе кроветво­
рения и пр.), при этом симптом лишь «указывает», где локализован пато­
логический процесс и крайне редко говорит о существе патологического
процесса; синдром позволяет определить (выяснить) патологоанатомичес-
кую и патофизиологическую сущность патологического процесса (напри­
мер, воспаление на иммунной или бактериальной основе, расстройства
кровообращения в той или иной сосудистой области, бронхиальную об­
струкцию и пр.). Нередко у одного больного имеется несколько синдро­
мов (например, синдром дыхательной недостаточности, бронхиальной
обструкции, легочной гипертензии). Выделение ведущего (ведущих) син­
дромов уже существенно приближает нас к нозологической диа­
гностике, так как тот или иной синдром (или группа синдромов) свойст­
вен весьма ограниченному кругу болезней.

Таким образом, выделяя симптомы и синдромы, мы постоянно (по мере получения информации) сравниваем их с «эталонами» болезней и смотрим, какому же заболеванию соответствует полученный при исследо­вании пациента «образ» болезни.

Все сказанное схематично можно представить следующим образом (схема 1).

В результате проведенного диагностического поиска могут возник­нуть две ситуации.

Схема 1. Симптомы—синдромы—болезнь

Симптомы Симптомы Симптомы Симптомы Симптомы Симптомы
Синдромы Синдромы Синдромы

Болезнь (болезни)

1. «Образ» болезни, выявленный у исследуемого пациента полно­
стью и совершенно безапелляционно соответствует какому-то опре­
деленному (одному) заболеванию. Это так называемый пря­
мой диагноз, так бывает не слишком часто. Более характерна другая си­
туация.

2. «Образ» болезни «похож» на два, три заболевания и более. Тогда
очерчивается «круг» заболеваний, которые надо дифференциро­
вать, т.е. в данной ситуации мы пользуемся методом дифференци­
альной диагностики (проводя анализ полученной информации,
смотрим, какому из дифференцируемых заболеваний информация соот­
ветствует в наибольшей степени). Для постановки диагноза часто нужна
дополнительная информация (получаемая с помощью использованных
ранее методов исследования) или же необходимо динамическое
наблюдение за больным, во время которого симптоматика становит­
ся более отчетливой. Длительность такого наблюдения различна — от не­
скольких дней до нескольких месяцев (реже — несколько лет). Так быва­
ет обычно в начальном периоде («дебюте») болезни.

Следует помнить, что значение каждого этапа диагностического поис­ка при том или ином заболевании и у каждого конкретного больного весь­ма различно. Например, при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки после I этапа диагностическую концепцию в большинстве случаев уже можно сформулировать вполне определенно, и на последующих этапах она обычно не меняется. При ревматическом митральном пороке с резким преобладанием стеноза или при стенозе устья аорты диагностическая кон­цепция становится четкой после II этапа диагностического поиска, кото­рый необходим, если даже на I этапе не удается получить сведения о ранее перенесенном полиартрите, не оставившем после себя никаких изменений в суставах. Наконец, в ряде случаев поставить диагноз можно лишь на III этапе диагностического поиска (гемобластозы, латентная форма хрони­ческого нефрита и пр.). Однако заранее нельзя знать, какой из этапов будет определяющим. Поэтому при обследовании больного необходимо вести диагностический поиск на всех трех этапах.

Развернутый клинический диагноз при различных заболеваниях стро­ится практически по единому образцу и отражает следующее:

1) этиологию (если она известна);

2) клинический (клинико-морфологический) вариант болезни;

3) фазу (ремиссия — обострение);

4) стадию течения (начальная, развернутая, терминальная);

5) отдельные наиболее выраженные синдромы (результат вовлечения
в патологический процесс различных органов и систем);

На схеме 2 представлены все этапы диагностического поиска.

Далее в учебнике будет продемонстрировано значение различных эта­пов диагностического поиска в распознавании тех или иных заболеваний, а также представлены принципы современной терапии, предусматриваю­щие выбор адекватных методов.

Лечениебольного с любым заболеванием предполагает проведение ряда мероприятий.

1. Нелекарственные методы лечения (соблюдение режима труда и быта, питания, ограничение в пище некоторых продуктов).

Схема 2. Этапы диагностического поиска

2. Лекарственная терапия, которая подразделяется на терапию в «пол­
ной дозе» (когда имеется «дебют» болезни, ее развернутая стадия или обо­
стрение) и поддерживающую терапию (лекарства можно давать в меньшей
дозе, но это необязательное условие, так как в ряде случаев дозы лекарст­
венных препаратов не уменьшаются при поддерживающей терапии).

3. Физиотерапевтическое лечение.

4. Санаторно-курортное лечение.

Естественно, у различных больных «набор» лечебных мероприятий может значительно различаться, но всегда надо помнить, что назначением одних только лекарств лечение не ограничивается.

В связи с ограниченным объемом издания названия болезней, методов исследования и реакций приводятся сокращенно — в виде аббревиатур (см. Список сокращений).

Глава I

Источник

Читайте также:  Anti hbs igg колич ихла повышен что это значит
Оцените статью