Что значит детский социально значимый проект

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 1708 раз

Библиографическое описание:

Уварова, И. М. Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников / И. М. Уварова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15048/ (дата обращения: 13.12.2021).

На современном этапе развития общества одной из наиболее актуальных становится проблема социализации детей и подростков. Действительно, успешная адаптация в мире людей и нахождение в нём своего места, реализация собственного потенциала, играют немаловажную роль в становлении человека. Опыт отношений с другими людьми, полученный в детские годы, определяет дальнейшее развитие личности ребёнка. Именно поэтому мы считаем, что уже в дошкольном возрасте ребёнку важно предоставить возможность активного позитивного взаимодействия с социумом. Считаем, что традиционные методы и подходы к социализации дошкольников не позволяют в полной мере сформировать социальную компетентность ребёнка.

Читайте также:  Аналитические данные что это значит

Что же в таком случае является эффективным средством позитивной социализации? Проанализировав опыт работы педагогов ДОУ и эффективность применения современных образовательных технологий с целью социально-личностного развития дошкольников, пришли к выводу о целесообразности применения технологии проектной деятельности. Считаем, что разработка и реализация совместных социально значимых проектов, привлечение дошкольников к активному участию в социальных акциях, является основой формирования собственного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой, его активной жизненной позиции.

Под «социально значимыми» мы понимаем проекты, имеющие социальный эффект, в ходе которых разрабатываются различные варианты решения социальных проблем, участники которых вступают в конструктивное взаимодействие с социумом.

Конечно, мы не решаем с дошкольниками глобальные социальные проблемы. Но помочь малышам из соседней группы быстрее адаптироваться к детскому саду, напомнить водителям о соблюдении правил перевозки детей, подготовить своими силами концерт ко Дню пожилого человека, подарить прохожим весёлые солнышки и поделиться своей улыбкой, научить родителей выполнять музыкальную зарядку и «заразить» их идеей соблюдения всей семьей правил здорового образа жизни — это, и многое другое, нам вполне по силам.

За прошедший учебный год педагогами нашего ДОУ совместно со старшими дошкольниками, их родителями, с привлечением работников различных социальных организаций города были разработаны и реализованы следующие социально значимые проекты:

  1. проект «Спешите делать добрые дела!»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «В», педагог-психолог, родители, воспитатели, работники детской библиотеки.

Цель проекта создать условия для формирования социально-нравственного опыта участников образовательных отношений в ходе совместной проектной деятельности.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– социальная акция «День спонтанного проявления доброты»;

– изготовление «Дерева добрых дел»;

– социально-экологическая акция «Поможем птицам!»;

– акция «В небо птицу выпускаю» (изготовили птиц на основе воздушных шаров, прикрепили к ним послания с призывами «Спешите делать добрые дела!» и запустили в небо);

– акция «Книгообмен — эта книга ждет нового читателя»;

– акция «Улыбнитесь вместе с нами!».

  1. проект «Помни, водитель, ты тоже родитель!»

Участники проекта:дети старшей группы, родители, воспитатели, сотрудники ОГИБДД ОВД по Кореновскому району.

Цель проекта:создать условия для формирования у детей и родителей навыков безопасного поведения на улицах города в процессе совместной проектной деятельности.

Основные социально значимые мероприятия и продукты проекта:

– акция «Чтобы избежать беды, с автокреслом ты води!»;

– совместная с родителями и сотрудниками ОГИБДД ОВД по Кореновскому району викторина «Мы за безопасность на дороге!»;

– выставка поделок детей и родителей «Транспорт будущего»;

– спортивное развлечение «Знатоки дорожных правил»;

– открытое письмо родителям: «Помни, водитель, ты тоже родитель!».

  1. проект «Теплом души согрей меня»

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, сотрудники Кореновского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Планета детства», дети с ОВЗ, посещающие реабилитационный центр.

Цель проекта: создать условия для воспитания толерантности, сочувствия, понимания и принятия людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные социально значимые мероприятия и продукты проекта:

– концерт «Теплом души согрей меня» для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей;

– благотворительная акция «Все дети играют в игрушки»;

– социальная акция «Открытка для особого ребенка»;

– совместный мастер-класс по лепке.

  1. проект «Мы за здоровый образ жизни! Авы?»

Участники проекта: дети средней группы «Б», воспитатели, инструктор по физической культуре.

Цель проекта:создание условий для формирования у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– социальная акция «На зарядку по порядку, папа с мамой вместе с нами, становись!»;

– акция «Открытое письмо родителям «Мы выбираем спорт и здоровье!»;

– совместное спортивное развлечение «Спортивная семья»;

– вечер подвижных игр с папами;

– социальная акция «Школьники дошколятам: весёлая зарядка».

  1. проект «Улыбнитесь, малыши!»

Участники проекта: дети младшей группы, дети подготовительной группы, родители, воспитатели групп, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель: формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности в ходе реализации совместного образовательного проекта.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– акция «Книга в подарок малышам»;

– организация «Школы маленьких волонтёров»;

– изготовление с родителями книжек — малышек для малышей;

– вечер игр с детьми и родителями младшей группы;

– совместные физкультурные и музыкальные занятия, развлечения и игры детей младшей и подготовительных групп.

Подробнее остановлюсь на проекте «Теплом души согрей меня», который был разработан и реализован совместно с Кореновским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Планета детства». Дошкольники приобрели опыт общения и игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ, вместе с ними приняли участие в мастер-классе по лепке из глины, изготовили для них сувениры своими руками, подготовили концерт. Большое впечатление на детей произвел просмотр фильма «Даже слоны не бросают своих детей-инвалидов» и мультфильма «Подарок». В результате реализации проекта полностью изменилось отношение детей к людям с ОВЗ, исчезли страхи, настороженность, появился опыт позитивного общения, проявления душевной чуткости. Приведу высказывание одного из дошкольников после совместного мастер-класса и игрового общения: «Оказывается, с ними тоже можно дружить!».

Разработка и реализация с дошкольниками совместных социально значимых проектов, привлечение их к участию в социальных акциях позволило значительно расширить круг социального общения детей, сформировать уверенность в себе, почувствовать свою значимость, эмоциональную удовлетворенность от совместного выполнения общественно полезных дел, добрых поступков. Наши дошкольники постепенно учатся работать в команде, совместно решать проблемы, приобретают социальные навыки, что является непременным условием успешности в современном мире.

  1. Деркунская, В. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: методическое пособие / В. А. Деркунская, С. С. Агабекян, Н. А. Воронина; ред. В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования, 2018. — 240 с.
  2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / ред. В. А. Сластёнина. — М.: Академия, 2000. — 200 с.

Похожие статьи

Совместная деятельность с родителями по формированию.

В работе с родителями мы сделали упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группе работой по формированию здорового образа жизни у детей, и вовлечение родителей в неё. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в.

Реализация проекта «Здоровый педагог — успешные дети

Реализация проекта осуществляется согласно разработанному плану мероприятий, в реализации которого может участвовать каждый педагог и

Таким образом, в ходе реализации проекта созданы условия для позитивного микроклимата в коллективе до 98 %; наблюдается.

«Добротой согреем сердца» (программа. )

Сотрудничество участников проекта направлено на благотворительность и поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья

— статистические данные: о количестве проведённых благотворительных мероприятий, участниках акций, количестве.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Основные принципы здорового образа жизни

Работа в дошкольной образовательной организации по.

План работы по проекту. Срок проведения мероприятий.

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию.

– Тематические акцииЗдоровый образ жизни», «Лес здоровья»). – Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения: «Здорово

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ физической.

Проект «Здоровье детей в наших руках» | Статья в журнале.

Актуальность проекта: После обследования детей старшей группы у многих выявлен низкий уровень физического развития и физической

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная.

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство.

игра, здоровый образ жизни, умение, ребенок, команда, воспитанник, утренняя зарядка, подвижная игра, комплексный подход

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать.

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ.

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа.

МДОБУ детский сад № 43 муниципального образования.

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Источник

Значение социальных проектов в нравственном воспитании дошкольников

екатерина мазихина
Значение социальных проектов в нравственном воспитании дошкольников

«Значение социальных проектов в нравственном воспитании дошкольников«

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.

Организация и содержание образовательного процесса в нашем детском саду определяет основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная, утверждённая и реализуемая в образовательном учреждении на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В программе указаны условия для развития проектной деятельности.Определены цели: создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию и другие. Также выделены особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольномобразовательном учреждении:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Проект уникален, так как его замысел возникает на основе новой идеи.

Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только дети и педагоги, но и другие социальные группы и структуры: родители, школа, общественные и иные организации.

Социально-педагогический проект – это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.

Вот примеры некоторых социальных проектов,осуществляемых в нашем детском саду:

«Здесь Родины моей начало»

Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник- День Победы.

В связи с этим мы реализовали проект «Искры памяти», посвященный 70-

летию Великой Победы.

Участниками проекта стали: воспитатели, дети, родители (законные представители) воспитанников.

Социальными партнерами проекта были: ветераны, труженики тыла, сельский социум деревни Коряково (Дом культуры, библиотека)

Актуальность проекта:

Нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. А зачем детям — дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории — это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Один из наиболее эффективных методов нравственного и патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Цель проекта:

воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за

подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Результаты проекта «Искры памяти»

-Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.

— Дети знакомы с символикой Российского государства.

— имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии

— познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

— владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – ДеньПобеды».

-Также они имеют представление об истории памятных мест родного края.

-Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени.

-Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

-Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

-Осуществляли инновационную деятельность.

-Повысили свой профессиональный уровень.

-Диссимиляция педагогического опыта.

Перспективы проекта:

-Пополнение оснащения методкабинета.

По проекту накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам

дошкольнойгруппы для использования в их работе с детьми:

презентации : «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Праздник со слезами на глазах», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Города – герои». Пособие для воспитателей «Как знакомить детей с праздником 9 Мая». (Занятия, беседы, дидактические игры, пословицы и поговорки). Альбом

«Детские рассуждения и рисунки на тему «9 Мая – День Победы». Стихи и песни о войне, о мире, о 9 Мая.

Рекомендации родителям по лексической теме «Как рассказать детям о ВОВ».

Информационный материал для родительского уголка «Атрибуты праздника

Победы», «Георгиевская лента – символ дня Победы», «Голубь-символ мира»

Во время реализации проекта вся работа была направлена на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшей группы, через разные виды деятельности детей.

Социальный проект воспитанников и педагога:

«Здесь Родины моей начало»

Цель проекта: Формировать знаний и представлений о малой Родине, о её достопримечательностях.

Краеведение является необходимым компонентом регионального образовательного стандарта. Оно раскрывает детям историю, культуру и некие региональные особенности, что повышает мировоззрение и позволяет воспитать патриотизм к родному городу, приобщить детей к культуре, традициям, родной природе, местным достопримечательностям, воспитать в них любовь и привязанность к нему. Краеведение один из важных предметов который играет большую роль в воспитании личности. Образованный человек должен знать историю своей страны, историю родного края. И именно образование сможет и должно дать эти знания. Но нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально — активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Но дети не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населенные пункты своего района, известных людей, прославивших нашу землю, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с раннего возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. А ведь дети — будущий ценный ресурс страны, залог развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. Наша страна живет на пике грандиозных перемен. И от того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу, селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории своей малой Родины.

Объектом изучения в данном проекте является деревня Коряково, Костромской район, город Кострома.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, помочь повысить уровень нравственного, патриотического воспитания дошкольников, приумножить любовь к Родине не только у детей, но и у взрослых.

Проект обогатит и разнообразит образовательный и воспитательный процесс ОУ. Позволит вырастить грамотное и всесторонне образованное поколение на благо Родины.

Повысит уровень патриотического потенциала детей.

В целом проект с детьми, родителями, общественностью и иными организациями с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только привлечь к активному чтению, самообразованию и изучению истории России, но и дадут толчок для развития новых направлений деятельности.

Одним из последних социальных проектов, реализуемых в нашем детском саду был проект: «Уроки добра».

Использование народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников 2. народная игра интегральна, и многофункциональна по своему характеру; способствует самореализации, самовыражению личности; интересна детям;.

Презентация «Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, Нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность.

Основы православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников Методическая разработка цикла занятий духовно-нравственного направления Тема: «Православные праздники.» «Пусть каждый припомнит свое детство,.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» Паспорт педагогического проекта Наименование проекта Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» Разработчик.

Презентация «Роль социальных акций в духовно-нравственном воспитании дошкольника» «Роль социальных акций в духовно –нравственном воспитании дошкольника» Выполнила: Воспитатель Мухина Ольга НиколаевнаДуховно-нравственное.

Проект «Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Видео «Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Обоснование проблемы Необходимость приобщения молодого.

Родительское собрание в форме круглого стола «Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников» Родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников» Вступительный этап — Добрый.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Аннотация В статье представлен опыт организации мини-музея в детском.

Значение художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников Значение художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников Для слушателей курсов «Введение федерального государственного.

Источник

Оцените статью