- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- Розмовляйка
- Записаться на прием
- Легкая степень ФФНР
- Средняя степень ФФНР
- Тяжелая степень ФФНР
- Что значит дети с ффнр
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Бесплатные занятия с логопедом
- Основные причины ФФНР у ребенка
- Общие сведения
- Основные симптомы
- Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)
- Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Одним из наиболее частых диагнозов поставленных после логопедической диагностики является фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Множество малознакомых слов вводят в сомнение, и зачастую родители не представляют, что это значит, серьезно ли это и поддается ли коррекции. Давайте попытаемся разобраться.
В логопедической среде ФФНР определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но можно объяснить и проще, при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух (фонематика). А применение слова «недоразвитие» указывает на то, что при квалифицированной помощи логопеда данный дефект можно устранить.
Происходит это из-за того, что у ребёнка не сформировался фонематический слух, т.е. ребёнок не всегда может отличить один звук от другого, в результате чего и не вырабатывается правильное произношение звуков и речь ребёнка нарушается. Стоит отметить, что при всем при этом дети с ФФНР могут иметь хороший словарный запас, строить развернутые и правильно оформленные предложения.
Рассмотрим как же проявляется ФФНР.
Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:
- смешение звуков, ребёнок может произносить одно и то же слово по разному, заменять звуки близкими по звучанию или артикуляции. Например, слово «собака» может быть произнесено «шабака» или «фабака» в зависимоти от ситуации;
замена звуков, одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака, «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
замена целой группы звуков более легким по артикуляции, например звуком «ть» заменяются звуки «с», «з»,»ч»,»ш» (тяпка-шапка, тюбы-зубы, тюмка);
нарушение правильной артикуляции звуков (горловой произнесение звука «р», межзубное произнесение звуков «с»,»з» и т.д.);
Нарушение восприятия звуков на слух выражается в:
- нечетком различении на слух звуков в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п. Пример: почка-бочка, дом-том, крыса-крыша);
Следует так же отметить, что сложности звукоразличения у малышей могут выражаться по-разному:
• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры) при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность звуков в слове.
Как и при любом нарушении речи, при ФФНР необходима квалифицированная помощь логопеда, иначе в дальнейшем неизбежны трудности в школьном обучении (Пример: если ребенок путает звуки «ш» и «с», то при письме, проговаривая слово, может написать не «кошка», а «коска»).
На первой консультации логопед проведет тщательный осмотр всех сторон речи и, на основе выявленных трудностей, составит для ребенка индивидуальный план занятий.
Работа на логопедических занятиях ведется по следующим направлениям:
1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
- постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);
различение звуков на слух и в произношении;
формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
2. Формирование навыков звукового анализа слов.
В заключении приведем пример из логопедической практики:
Мальчик 5,5 лет пришел на консультацию, при обследование были выявлены нарушения произношение звуков «с»-«сь», «з»-«зь», «ш», ребёнок заменял их на звук «ф», горловое произнесение звуков «р», «рь» и губное произнесение звуков «л»-«ль». Кроме этого мальчик не различал на слух звуки «с»-«ш», «з»-«ж», «ль»-«й». В результате месяца работы (занятия проходили 2 раза в неделю, плюс дома с ребёнком закрепляли полученные на занятии навыки) удалось поставить звук «с», научить ребёнка выделять данный звук и различать его со сходным по звучанию звуком «ш».
После того, как звук «с» полностью закрепился в обыденной речи, логопед приступил к постановке шипящих звуков «ш» и «ж», а затем к исправлению сонорных звуков (Л, Ль, Р, РЬ). Самым сложным для Алеши оказались звук «Р»: несмотря на то, что мышцы языка в процессе занятий уже были хорошо натренированы, и малыш за несколько занятий научился его правильно произносить, привычку говорить «горлом» было очень трудно исправить. Важно отметить, что все члены семьи включились в работу и помогали ребенку, ежедневно занимались с ним, и выполняли все рекомендации логопеда (Пример: дома говорили, выделяя голосом звук «р»: «Алеша, ты будешь чай с сахаРом? БутеРбРод с колбасой или сыРом?». Через год Алеша абсолютно чисто произносил все звуки, а на выпускном празднике в детском саду выразительно, без стеснения читал стихи и пел.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.
Источник
Розмовляйка
Записаться на прием
Проблема с речью, а именно не сформированная ее звуковая сторона, которая характеризуется фонематическими и фонетическими дефектами, называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Главным фактором выявления ФФНР является не завершенное формирование процессов восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам, и их произношения.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи сталкиваются с серьезными проблемами при обучении чтению и письму, а также подвержены риску формирования дислексии и дисграфии в дошкольном возрасте.
ФФНР, равно как и ОНР (общее недоразвитие речи), относятся к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений. Эти категории отражают уровень сформированности средств общения и позволяют выстраивать соответствующую логопедическую работу.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи объединяет группу дефектов речи, таких как:
- артикуляторно-фонематическая дислалия,
- акустико-фонематическая дислалия,
- дизартрия,
- ринолалия.
ФФНР делится на легкую, среднюю и тяжелую степень, в зависимости от выраженности дефектов звуковой стороны речи:
Легкая степень ФФНР
Звуко-слоговая структура слова анализируется нормально, но наблюдаются нарушения дифференциации только дефектно произносимых звуков.
Средняя степень ФФНР
Налицо грубые нарушения звукового анализа. Наблюдается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, различных фонетических групп. Но их артикуляция в устной речи сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФНР
Отмечается глубокое фонематическое недоразвитие, что выражается в не восприятии звуков на слух, ребенок их не различает, не способен выделить звуки в слове и не может установить их последовательность.
У детей с ФФНР интеллект и физиологический слух сохранны, но присутствует расстройство особого фонематического слуха, который способствует различению и узнаванию фонем речи, и наблюдаются дефекты произносительной стороны речи. Структура дефекта характеризуется не сформированной звуковой стороной речи, нарушением слоговой структуры слова и дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, а также не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
У детей с ФФНР дефекты звуковой стороны речи выражены фонематическими, такими как замена либо смешение звуков, и фонетическими – искажением звуков. Чаще всего артикуляторно сложные звуки заменяются более простыми: [р] на [л], [с] на [т], [ш] на [ф] и т. д. ФФНР может проявляться и в недифференцированном произношении звуков, при этом целый ряд звуков может заменяться одним, например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]. Смещение звуков и их неустойчивое употребление в речи является еще одним проявлением ФФНР, при этом звуки могут как заменяться артикуляторно или акустически близкими в одних случаях, так и произносится правильно, в других. Как правило такие нарушения в перспективе будут сопровождаться однотипными заменами букв при письме, что называется артикуляторно-акустической дисграфией.
Довольно часто фонематические нарушения сочетаются с фонетическими дефектами, такими как искажение произношения одного или нескольких звуков (сигматизмом, ротацизмом, ламбдацизмом и др.). При ФФНР количество таких, дефектно произносимых, звуков может достигать 16-20.
Дети с ФФНР испытывают сложности с овладением фонематическим анализом – неспособны выделить звуки на фоне слова, определить их последовательность и количество, что является следствием нарушенного звукопроизношения. Таким детям трудно дается произнесение многосложных слов и слов со стечением согласных. В процессе проговаривания подобных слов наблюдаются перестановки и замены слогов и их пропуски, добавления внутри слога лишнего звука и т. д. Также, при ФФНР может проявляться нечеткость артикуляции.
Грамматический строй речи у детей с ФФНР, как и словарный запас, обычно в пределах возрастной нормы, хотя при специальном обследовании часто выявляются ошибки в согласовании частей речи, словоизменении и употреблении предлогов.
Кроме дефектов вербального характера, дети с ФФНР проявляют некоторые особенности протекания ВПФ, такие как:
- сужение объема памяти (особенно на речевой материал),
- трудности в понимании абстрактных понятий,
- неустойчивость произвольного внимания,
- трудности переключения,
- замедленное течение мыслительных процессов и т. д.
Все эти нарушения неблагоприятно действуют на успехи в обучении и обусловливают нестойкую успеваемость на занятиях.
Источник
Что значит дети с ффнр
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
В нашей стране количество детей с ФФНР составляет 20-25%.
Бесплатные занятия с логопедом
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФНР составляет 20-25%.
Основные причины ФФНР у ребенка
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
- Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
- Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
- Генетическая предрасположенность.
- Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.
Общие сведения
Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.
Основные симптомы
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
- Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
- Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
- Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
- Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
- Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
- Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
- проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
- сложности с восприятием абстрактных понятий;
- проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
- замедленность мыслительных процессов и т.д.
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
В логопедии выделяется три основных степени:
- Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
- Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
- Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.
Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)
Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.
При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.
Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).
Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.
Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.
Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.
Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.
Основные цели коррекции ФФНР:
- формирование фонематического восприятия;
- обогащение словарного запаса ребенка;
- развитие правильной, связной речи;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- коррекция звукопроизношения;
- работа с простыми и сложными предложениями;
- подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).
Как проводят коррекционную работу с детьми?
В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.
Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).
Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:
- «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
- «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
- «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.
Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.
Для этого используются следующие упражнения:
- «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
- «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
- «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.
Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.
Профилактика и прогноз
Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.
Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.
Источник