- Диагнозы логопеда
- Характеристика детей логопатов. Причины нарушения речи у детей.
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи
- Уровни речевого развития и их особенности
- Первый уровень речевого развития
- Второй уровень речевого развития
- Третий уровень речевого развития
- Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня
- Развитие понимания речи (пассивная речь)
- Формирование самостоятельной речи
Диагнозы логопеда
Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.
Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.
В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог. Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение. Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.
ЗРР – задержка речевого развития. Это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков. Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо меньше и хуже сверстников. Его речь поздно появляется или медленно развивается и малопонятна. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. На консультации логопед определяет степень задержки речевого развития, рекомендует консультацию невролога (для исключения тяжёлых нарушений органического характера), может также направить на консультацию к ЛОРу (для проверки слуха), педиатра (показатели общего физического здоровья также важны для своевременного развития высших психических функций). Детям с задержками речевого развития рекомендованы занятия логоритмикой, занятия с психологом, логопедом (групповые и/или индивидуальные) на стимуляцию речевой активности.
Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада. Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.
ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания. Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада. Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.
Дизартрия — возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Дизартрия речи может быть самостоятельным речевым дефектом, а также может входить в состав более сложных речевых расстройств. Дизартрия тот случай, когда в народе говорят «каша во рту». Сильно страдает произносительная сторона речи, звукопроизношение. Родители могут заметить не только нечёткое произнесение звуков, но и недостаточную координацию у детей, неуклюжесть, неопрятность, неловкость в артикуляционной и мелкой моторике; может быть повышенная саливация (слюнотечение разной степени), возможна асимметрия в работе мышц языка, щёк (при высовывании языка и выполнении им заданных движений, надувании щёк и пр.), назализация голоса (гнусавый, носовой оттенок речи). Логопед на диагностике определяет вид дизартрии, обращая внимание на состояние мышц артикуляционного аппарата (гипер/гипотонус) для правильного подбора вида и способов артикуляционного массажа. Коррекция такого нарушения будет успешнее, если в работе участвуют невролог, врач-физиотерапевт, массажист, специалист по ЛФК, нейропсихолог. Детям показаны регулярные логопедические занятия с использованием логопедического массажа, тейпирования.
ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными звуковыми заменами, смешениями, пропусками, искажениями звуков (чай – тяй, щётка – сётка, кошка – коська, самокат – фамокат, мебель – небель, космонавт — косёнат и пр.) Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов (пувица- пуговица, кода-сковорода, нига-книга, мот-мост). То есть ребёнок может пропускать целые слоги, переставлять местами, пропускать звуки в словах. Успешность коррекционной работы с таким нарушением зависит от регулярных, системных индивидуальных занятий с логопедом.
Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, соблюдение назначений невролога, массаж, ЛФК, психотерапию) и систему логопедических занятий.
Дисграфия, дислексия – нарушение письма, нарушение чтения.
Дисграфия — это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме (смешение букв по схожим признакам, пропуски букв, «зеркальное» написание буквы, пропуск элементов буквы, кинетические ошибки).
Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем (ребёнок может смешивать буквы во время чтения, может быть нарушение чтения слоговой структуры слова, во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки, с трудом усваивает зрительный образ буквы, нарушение грамматических форм при чтении, чтение по догадке, школьник плохо и длительный период связывает буквы в слоги или долго находится на слоговом типе чтения).
Ошибки имеют разный характер и форму дисграфии и дислексии определит логопед во время диагностики. Для полноты сведений также важна консультация невролога, окулиста, ЛОРа, нейропсихолога. Ставят такой диагноз школьникам, но предпосылки нарушения письма и чтения могут появится в дошкольный период. Родителям стоит обратить внимание, если:
ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;
он плохо различает и воспроизводит звуки;
речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;
имеются проблемы с развитием мелкой моторики;
Источник
Характеристика детей логопатов. Причины нарушения речи у детей.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Еськовой Олеси Ивановны
Характеристика речевых нарушений. Характеристика детей-логопатов.
Основными задачами школьного логопункта являются: коррекция нарушений устной и письменной и речи, своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями, а также пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.
Отклонения в речевом развитии имеют разную структуру и степень выраженности. Учащиеся у которых обнаруживаются отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка условно подразделяются на три группы :
Первую группу составляют учащиеся, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений, то есть различные искажения звуков. Такие дефекты речи, как правило, не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы общеобразовательной школы. Такие дети, приобретая к школьному возрасту определённый запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения звуков. Наиболее распостранёнными являются:
1) Нарушение произношения звука «Р» (в основном горловое),
2) Отсуствие звука «Р» и замена звуков «Р» — «Рь» на «Й» и «Л» .
3) Нарушение произношения звуков «Л»-«Ль»
4) Нарушение произношения свистящих и шипящих звуков.
У детей второй группы нарушения произношения звуков дополняются нарушениями в дифференциации звуков. Такие дети испытывают значительные трудности в восприятии на слух, определении акустического и артикуляционного сходства и различия парных согласных, свистящих и шипящих звуков. Эти дети не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах как: дочка-точка, бочка-почка, кора-гора, басня-башня, пашня-башня и т.д.
Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и часто служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма, то есть большим количеством специфических логопатических ошибок на письме и при чтении.
Это замены и смешения сходных по звучанию и артикуляции звуков: твёрдых-мягких, звонких-глухих. Это пропуски, перестановки, недописывание букв, слогов, полное искажение слов, наращивание слов лишними буквами и слогами. В этом случае речевое нарушение будет являться серьёзным препятствием для успешного овладения грамотным письмом.
В третью группу входят дети которые имеют самые сложные системные нарушения речи – нарушение звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас. Для них характерно слитное написание слов, грубое искажение слов, наращивание слов лишними буквами и слогами, смешение букв по звонкости-глухости, смешение по акустико-артикуляционному сходству. Всё это может являться серьёзным препятствием в усвоении учениками грамматических правил. Дети заучивают правила, но не могут использовать их при письме; некотоые ученики не слышат ударную и тем более безударные гласные, поэтому затрудняются в подборе проверочных слов. Следовательно, знание правил таким ученикам не помогает и им необходима специальная коррекционная помощь.
Нарушения грамматической стороны выражаются в:
1) Неумении правильно образовать форму множественного числа сушествительных: стул-стулы, дом-домы, дерево-дерева.
2) Согласовании числительных с существительными: пять стулов, шесть окнов, семь гнездов.
3) Нарушено согласование имён прилагательных с существительными среднего рода: зелёный дерево, смешная чучело.
4) Неправильное использование многих предлогов в речи: вылез из-под дивана – вылез с дивана
Кроме того такие учащиеся не выделяют границы предложений, не умеют правильно расставлять знаки препинания. Также эти дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказов, в основном пользуясь вопросно-ответной формой.
В конце выступления мне хочется сказать о психологических особенностях детей, зачисляемых на логопедические занятия.
Дети-логопаты имеют свои психо-физиологические особенности, выраженные у каждого в той или иной степени:
— низкий уровень переключаемости и самоконтроля;
— неумение проявлять волевые усилия;
— низкая наблюдательность к языковым явлениям;
— недостаточная сформированность словесно-логического мышления;
— пониженная познавательная активность.
А также они имеют и специфические речевые особенности:
— бедный словарный запас, ограниченный обиходным словарём;
— затруднения в подборе антонимов, синонимов, подборе родственных слов к указанным словам;
— затрудняются пользоваться разными способами словообразования с помощью суффиксов и приставок.
В классах эти дети требуют особого внимания со стороны учителя, индивидуального подхода. Необходимо создавать благоприятный психологический климат в классе, чаще создавать для них ситуацию успеха, поощрять, предупреждать по возможности срывы, больше давать индивидуальных заданий, не заострять внимание класса на неудачах ребёнка.
Источник
Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Уровни речевого развития и их особенности
Первый уровень речевого развития
Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.
Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.
Второй уровень речевого развития
Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.
В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.
Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.
На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).
Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).
Третий уровень речевого развития
На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.
При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.
Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.
Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.
Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня
Задачи логопеда:
- развивать понимание речи;
- формировать самостоятельную речь на основе подражания;
- учить двусоставным простым предложениям.
Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.
Развитие понимания речи (пассивная речь)
Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.
Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.
Обращайте особое внимание на умение различать:
- единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
- близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
- близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
- противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).
► Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.
Формирование самостоятельной речи
На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).
Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.
Источник