- Деструктивный ученик — распознать и «обезвредить»
- Яна Андреева
- Как вычислить опасного подростка
- Причины опасного поведения
- Что провоцирует агрессию
- Как выяснить, что тревожит ученика
- Как общаться с учеником в конфликтной ситуации
- Деструктивное поведение несовершеннолетних
- Консультация для родителей «Деструктивное поведение подростка: что это и что делать?»
Деструктивный ученик — распознать и «обезвредить»
Яна Андреева
10 ноября • 16:38
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Что такое деструктивное поведение? Как распознать потенциально опасных учеников и вести с ними диалог? Об этом рассказывают магистр педагогической психологии, автор блога для помощи школьным психологам Анастасия Ерёменко и медиатор, профессиональный профайлер, автор журнала «Лаборатория Медиации» Полина Воробьева.
Как вычислить опасного подростка
Только в этом году сразу в двух российских учебных заведениях — гимназии №175 в Казани и в Пермском государственном университете — была открыта стрельба по учащимся и преподавателям. И это далеко не первые подобные случаи. Ранее нападения в школах случались в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске.
Чтобы избежать таких трагедий, общество всерьез обеспокоилось тем, как вовремя выявить школьников, отличающихся деструктивным поведением.
Деструктивное поведение — это поведение, которое формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.
По словам медиатора Полины Воробьевой, у социально опасного поведения подростков есть ряд признаков.
- Явные признаки: запах сигарет, алкоголя, порезы, наличие следов от шприца, публикация экстремистских постов.
- Неявные признаки: замкнутость, нервозность, токсичность, эмоциональная нестабильность, вспышки агрессии, провокация конфликтов, травля других, отсутствие друзей.
Обычно, чтобы выявить деструктивное поведение, психологи проводят различные тесты по специализированным методикам:
Но в ситуации, когда в школе или вовсе отсутствует штатный психолог, или он оказывается не в силах охватить всех учеников, педагогам, классными руководителям, кураторам следует проводить динамическое наблюдение за учащимися.
Наблюдение — это базовый и довольно эффективный метод диагностики и оценки состояния подростка. Во время учебного процесса педагоги непосредственно взаимодействуют с детьми и способны заметить малейшие отклонения от нормы в поведении.
«Если ребенок часто теряет контроль над собой, отказывается выполнять правила, спорит, ругается, винит других в своих ошибках, излишне чувствителен — это повод обратить на него особое внимание», — говорит Полина.
Причины опасного поведения
По мнению магистра педагогической психологии Анастасии Ерёменко, изменение поведения может быть связано как с внешними факторами, так и с внутренними.
«Причины бывают самые разные, — говорит Анастасия. — Но в основном все деструкции формируются в неблагополучных семьях. В группе риска те дети, в семьях которых есть алкоголизм, наркотики, физическое или психологическое насилие».
К неблагополучным семьям можно отнести и гиперопекающих или наоборот отстраненных родителей, не уделяющих ребенку достаточно внимания.
Что провоцирует агрессию
- травля со стороны окружающих (одноклассников, учителей);
- подражание человеку или персонажу из мира кино, игр или книг, который демонстрирует антисоциальное поведение;
- психические расстройства (например, психопатия);
- стресс;
- сложный подростковый период.
Дело в том, что в период взросления подросток сталкивается с социально-психологической дезадаптацией. Она связана с полной или частичной утратой умения приспосабливаться к условиям социальной среды. Это состояние опасно тем, что подросток не контролирует агрессию по отношению к себе и окружающим.
Здесь важно понимать, что деструктивное поведение — всего лишь следствие. Чтобы вернуть подростка в нормальное состояние, необходимо отыскать первопричину и проработать ее.
Как выяснить, что тревожит ученика
Анастасии Ерёменко обращает внимание на то, что в подростковом возрасте ребята хотят чувствовать себя самостоятельными, взрослыми, поэтому охотно идут на контакт, когда с ними общаются на равных. Когда их не осуждают, а понимают.
«Это не значит, что нужно демонстрировать принятие и одобрение социально опасного поведения, — подчеркивает Анастасия. — Я говорю про то, как найти контакт. Сможете ли вы завоевать доверие, зависит от того, найдете ли вы ту связующую нить разговора для конкретного ребенка».
Иногда подростку просто нужно, чтобы его выслушали, и откровенной беседы бывает достаточно, чтобы помочь ему справиться с негативными эмоциями. В более тяжелых случаях необходима работа с семьей и подростком в комплексе. Возможно, придется привлекать правоохранительные органы, проводить консультации с психиатром, наркологом, неврологом.
Как общаться с учеником в конфликтной ситуации
Медиатор Полина Воробьева советует во время диалога придерживаться вектора на сотрудничество и взаимное уважение и использовать техники бесконфликтного общения.
- Не оскорблять.
Избегайте слов, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию у подростка и спровоцировать конфликт. - Не поддаваться на провокации.
Игнорируйте выпады — это более эффективно и подчеркивает профессионализм преподавателя. Ученик же не получит той реакции, которую ожидал, и его действия потеряют значимость. - Думать, как ученик.
Поставьте себя на его место, чтобы понять, как он мыслит и что чувствует. Это поможет наладить контакт. - Проявлять эмпатию.
Должен считываться посыл: «Я здесь, я хочу тебя выслушать». - Сохранять спокойствие.
И уверенность. - Извиняться.
Если знаете о своей ошибке. - Не разжигать конфликт.
При агрессии со стороны подростка постарайтесь сменить тему разговора, отвлечь его внимание. - Быть тактичным.
Не задевайте чувств подростка, его сомнений и переживаний. - Не торопиться.
Если конфликт усиливается, сделайте в переговорах паузу. Она даст время успокоиться и спокойно продолжить диалог; - Сохранять контакт.
Ученик должен видеть в вас человека, которому может довериться.
Если ситуация выходит из-под контроля, следует предпринимать решительные действия:
- обратиться к подростку по имени;
- сообщить ученику о том, что для урегулирования спора пригласят родителей и школьных специалистов;
- в случае обострения конфликтной ситуации и опасном поведении нужно изолировать ученика от остальных детей;
- по возможности стоит привлечь школьную службу медиации (если такая имеется), чтобы разрешить конфликт и нивелировать негативные последствия.
Грамотные действия педагога способны не только погасить конфликт, но и спасти жизни. Например, Галине Зайцевой, директору школы в поселке Сарс Пермского края, где устроил стрельбу шестиклассник, удалось уговорить мальчика отдать оружие.
Как сообщила женщина, у мальчика был нервный срыв. Он кричал, что может не справиться с собой и сделать что-то плохое. Зайцева сумела убедить школьника пройти в учительскую. При этом она повторяла, что в школе маленькие дети и «они не виноваты». Мальчик послушал педагога и по пути отдал ей оружие и патроны.
«Во время общения с подростком следует сохранять свое внутреннее спокойствие, говорить вежливо и доброжелательно и держать фокус внимания на самом подростке, — отмечает медиатор Полина Воробьева. — Главное — помнить, что основная задача педагога: помочь подростку максимально быстро выйти из конфликтной ситуации».
Источник
Деструктивное поведение несовершеннолетних
В психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное поведение или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.
Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.
Деструктивная модель поведения
Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:
- вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
- не соответствует социальным нормам;
- приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
- выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
- связана с отрицательной направленностью личности;
- развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
- имеет свои собственные индивидуальные черты.
Основу модели разрушительного поведения составляют:
- отсутствие мотивации;
- неадекватность;
- дезадаптивность;
- аутичность;
- отсутствие результативности.
Причины деструктивного поведения
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.
Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.
Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:
- наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
- ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
- ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
- либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).
Виды деструктивного поведения
В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение(выход за правовые рамки, нарушения закона);
- девиантное поведение(несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:
- агрессивное поведение по отношению к людям;
- враждебность при общении;
- склонность к разрушению вещей;
- желание расстроить уклад жизни близких;
- отсутствие возможности испытывать эмоции;
- угроза чужой и собственной жизни.
Социально-деструктивное поведение
Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:
- Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
- Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
- Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»
Профилактика деструктивного поведения
Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.
Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.
Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:
- Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
- Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
- Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
- Решайте задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
- Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
- Использовать телесно-ориентированный подход. Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.
Пресс-служба ОМВД России по Черниговскому району
Источник
Консультация для родителей «Деструктивное поведение подростка: что это и что делать?»
Деструктивное поведение: что это и что делать
Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.
Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.
Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков , которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.
Почему возникает деструктивная модель поведения?
Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребёнок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.
Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребёнка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упрёков, ребёнок не видит постоянных пьянок и растёт в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения. Если происходит наоборот, он – в группе риска.
Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:
– внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид);
– направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).
Состояние усугубляется при наличии некоторых факторов:
– алкоголизм, разгул преступности, отсутствие мер наказания со стороны государства;
– браки по расчёту, различные спекуляции;
– общественное безразличие (падение уровня критики и осуждения со стороны);
– несовершенность или полное отсутствие мер наказания за проступки.
– жестокое и враждебное отношение к окружающим;
– агрессия в общении;
– тенденция к разрушению материальных вещей и ценностей;
– тенденция к разрушению уклада жизни близких людей;
– отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо;
– представление опасности для собственной жизни и жизни близких.
Виды разрушительного поведения
Психологам тяжело чётко определить, что же собой являет деструктивная деятельность, поскольку она неразделима с понятием нормы, а норма, все же, является понятием нестабильным.
Основная классификация видов такого поведения
Делинквентное – являет собой противозаконные действия человека, что влечёт за собой криминальную, административную и правовую ответственность.
Девиантное – модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности (отличие от признанной нормы поведения).
Девиантное поведение подростков: что нужно делать?
Девиантное поведение характеризуется открытым отклонением от общепринятых норм поведения в том социокультурном пространстве, к которому принадлежит данный индивид.
Оно идёт в разрез с морально-нравственными устоями общества, с распространенным на уровне больших и малых социальных групп проявлением. Это термин, имеющий яркий негативный окрас, так как он связан с возможностью или реальной угрозой нанесения ущерба другим людям или окружающей среде. Является распространенным в криминалистике и юридической практике, психологии расстройств личности и применим к людям разных возрастных категорий, начиная с 5 лет. К детям младше 5 лет это понятие не употребляется.
Несмотря на применимость термина к разным возрастным группам, наиболее часто оно употребляется в отношении подростков . Подростки наиболее нестабильная в психологическом и социальном плане возрастная группа. Само понятие «подросток» ассоциируется с переходным возрастом, а это кризисный период в жизни любого человека, который имеет свои особенности и закономерности проживания.
Несомненно, переходный возраст не приравнивается автоматически к девиантному поведению. Тем не менее, такая возможность для отдельно взятого подростка и при определённых условиях не исключена.
Что это за условия и почему один подросток легко проходит период переходного возраста и становится нормальной социально адаптированной личностью, а другому это не удаётся и он заканчивает жизнь не совсем хорошо?
Есть основные признаки:
– поведение девианта резко отличается от общепринятого;
– поведение подвергается осуждению и резкой негативной оценке общества;
– результатом действий является нанесение ущерба или себе, или другим, или окружающей среде;
– поведение является «типичным» для девианта, систематически повторяющимся;
– является следствием социальной дезадаптации человека.
Таким образом, девиант – это человек (подросток, в данном случае), типичное поведение и систематические действия которого отличаются от общепринятых и которые наносят значительный урон себе или окружающим, что является причиной социальной дезадаптации.
Причин можно выделить несколько:
– социальные условия, в которых ребёнок рос;
– личностные характеристики самого девианта.
Несмотря на то, что причин несколько, все же, основную можно охарактеризовать как «ригидность малой социальной группы, где растёт и развивается ребёнок».
Под малой социальной группой понимают семью или других значимых взрослых, которые являются авторитетом для подростка (опекуны, воспитатели в детском доме, учителя и т.д.).
Понятие ригидности в психологии очень сложное и многогранное. Но в семейной психологии и в психологии девиантного поведения именно ригидность играет ключевую роль.
Ригидность малой социальной группы – это семья со стабильными, инертными, не предполагающими вариант изменения или влияния, нормами и правилами, устоями и традициями.
К примеру, есть в семье правило каждый день ужинать всей семьей. Это традиция, которая согласно негласным договоренностям взрослых членов семьи, должна исполняться всегда. Любые срывы ужина, опоздания или неполный состав семьи за ужином воспринимается как покушение на общий уклад семьи, что влечёт за собой наказание. Наказания в ригидных семьях очень строги, вплоть до физических воздействий на ослушавшегося. При этом мотивация ослушавшегося в расчёт не берётся. Ребёнок мог пропустить ужин заигравшись на улице, опоздав на автобус домой, задержавшись в очереди за хлебом или отсутствием аппетита по причине болезни. Какой бы уважительной причина пропуска ужина не была, ослушавшийся будет наказан.
Таким образом, на уровне психологии семьи чётко прослеживается неуважение к личности ребёнка и неудовлетворение его потребностей в угоду внешним показателям стабильности.
Это принципиально для развития девиантного поведения, ведь, по сути, оно является результатом внутреннего протеста ребёнка перед непосильными и часто глупыми правилами семьи, где важнее красивая картинка, а не чувства человека.
Дети в ригидных семьях воспринимаются не как отдельные личности, со своим темпераментом, характером и желаниями, а как атрибут и показатель «правильности» семьи, и как нарциссическое продолжение взрослых.
Нарциссическое продолжение взрослого – это восприятие ребёнка как своего продолжения, когда нет осознания того, что взрослый и ребёнок – это отдельные люди, которые не могут вести себя одинаково, хотеть одного и того же, выбирать и любить одно. При нарциссическом продолжении утрачивается индивидуальность и становится невозможным его развитие и адаптация в обществе.
Взрослые уже все за ребёнка придумали, решили, отхотели. В итоге, ребёнок не знает кто он, каковы его истинные желания и потребности, куда ему идти и кем быть.
Таким образом, с одной стороны, это неприемлемое самовыражение подростка в обществе, а с другой, это адекватная, если можно так сказать, реакция на те внутрисемейные условия, от которых ему просто некуда деться.
Своевременное обращение к психологу – это залог успеха в предотвращении девиантного поведения и его лечения.
При этом психолог должен проводить систематическую семейную психотерапию. Дело в том, что девиант стал девиантом не в силу своих физиологических особенностей или по собственному желанию. Тому были чёткие предпосылки, которые стали благодатной почвой для формирования и подкрепления проблемы:
– это семейные ценности, взгляды и ригидные традиции;
– это устои, которые не подлежат возрастной адаптации под ребёнка или невыполнению при необходимости.
А так как дети – это зеркало отношений в семье, то и лечение и терапия ребеёнка должны начинаться с семьи.
Ответственности за антисоциальное поведение с подростка никакая психотерапия не снимет, но взрослые должны осознавать и свой вклад в девианта. Таким образом, взрослые осознают свои ошибки и промахи, исправят их, а девианту будет предложена другая модель реагирования и социальной адаптации.
К большому сожалению, этим занимаются в большей степени психологи в местах лишения свободы, в детских колониях, центрах лечения алко- и нарко- зависимостей, когда урон девиантом уже нанесён и часто исправить это невозможно.
Всегда лучше предотвратить беду, чем разбираться с последствиями. Проверка степени ригидности вашей семьи крайне важна для понимания возможности развития девиантного поведения у вашего подростка:
– если вы не говорите о своих чувствах с ребёнком;
– о своем истинном отношении к каким-то вещам и поступкам;
– если вы не признаете своей «человечности» и возможности ошибки;
– если вы никогда не просите прощения у своего подростка;
– если внешние показатели благополучия семьи для вас важнее, чем внутренняя удовлетворенность и счастье;
– если настаиваете на нерушимости своего авторитета в глазах ребёнка;
– если за малейший проступок следует наказание и физическое насилие;
– если ваш подросток вас боится и/или ненавидит, тогда искренне признайте факт ригидности вашей семьи и возможности вашего ребёнка стать девиантом.
Любые родители, любящие своё чадо и желающие ему добра, не хотят, чтобы он стал девиантом. Тем не менее, изменить себя и общий уклад семьи часто самостоятельно невозможно. Но некоторые меры всё же можно принять , они станут первым и очень значимым шагом, который может предотвратить беду. Это две вещи:
1. Говорите о своих чувствах.
Ключевое слово «своих». Часто родители говорят: «Вот ты, такой-сякой неправильный! Натворил чёрт знает что!». Несомненно, реагировать на поведение девианта в более мягком ключе очень сложно, но нужно постараться. Оценивайте его поступки своим истинным отношением и озвучиванием чувств: «Знаешь, мне очень больно было наблюдать, как ты бьёшь дворовую собаку палкой. Она сильно скулила, ей было невыносимо больно. Она не могла дать сдачи тебе». Таким образом, вы акцентируете внимание не на личности девианта, а на своих чувствах по поводу его поступка. Это важно на предмет того, что девиант часто не разделяет свою личность и свои поступки. У него нет ощущения своей природной «хорошести», которая присуща другим детям. Ударил кого-то, значит плохой мальчик. Нахамил в автобусе старушке, значит, плохой. Но это не так. Даже хорошие люди иногда совершают дурные поступки и вашему сыну или дочке это важно понимать.
2. Исключите физическое воздействие на ребёнка. Насилие порождает только насилие. Физическое наказание – это грубейшая форма нарушения личностных границ индивидуума. Это знак того, что только силой можно повлиять на ситуацию, это унижение. Ведь бьёт тот, кто сильнее, кому нельзя ответить. Возникает злость и обида. Это те эмоции, которые не находят выход с тем, кто обижает. Поэтому, все девианты так агрессивны по отношению к другим людям. Таким способом они проявляют подавленную агрессию к тем, кто проявляет физическое насилие к ним.
Среднестатистический подросток и девиант
Как было сказано, подросток не равно девианту. Но переходный период так же характеризуется некоторыми чертами девиантности:
– это желание делать все не так, как делают родители;
– это резкие высказывания по отношению к старшим по возрасту;
– это и перепады настроения и эмоциональная замкнутость;
– это повышение авторитета себе подобных, желание принадлежать к какой-то социальной группе единомышленников.
Все вышеперечисленное является нормой в переходном периоде, когда ребёнок превращается во взрослого, ищет себя, расширяет свои границы, смотрит на возможности.
Задача взрослого – не мешать и очень тактично и почти незаметно направлять. Девиант хочет того же, но способ достижения желаемого резко отличен. Он берет агрессией, истериками, физическим воздействием. Это те подростки, которые могут бросить стеклянную бутылку из-под только что выпитой водки в голову маленькому ребёнку с 4-го этажа. Это те, которые издеваются над животными, режут их заживо и сжигают. Это те ребята, которые не посещают учебу и грубо хамят учителям и бьют их. Это те, которые занимаются групповыми изнасилованиями девочек, кражами и убийствами.
Поэтому, если ваш ребёнок вам однажды нахамил, скажите о том, что это было неприятно и больно. Потом обнимите. Переходный возраст пройдет, и ваш повзрослевший ребёнок будет вам благодарен за понимание.
По материалам Т. Белоконской
Если подросток бунтует: советы родителям
Практически все родители так или иначе сталкиваются с трудностями воспитания детей в подростковом возрасте. Некоторые из них жалуются на то, что дети полностью выходят из-под контроля и пытаются самоутвердиться деструктивными способами , пробуя делать то, что им всегда запрещалось: курить, выпивать, употреблять наркотические вещества и т. п. При этом попытки родителей наказывать детей или контролировать их другим способом приводят к усилению деструктивного поведения.
Предлагаем семь советов о том, как родителям реагировать на протестное и бунтарское поведение детей в подростковом возрасте.
Совет № 1. Контроль и наказание не помогут воспитать подростков, просто потому что в данном случае они не действуют. Несомненно, родителям становится страшно, когда они видят, сколько опасностей подстерегает подростков в нашем не только несовершенном, но и во многом враждебном мире. Мы опасаемся, что наши мятежные дети сломают себе жизнь навсегда. Но все же важно понять, что, когда мы пытаемся остановить бунт посредством контроля и наказаний, движимые самыми лучшими побуждениями, мы делаем только хуже, поскольку контроль провоцирует бунт (явный или скрытый).
Совет № 2. Многие думают, что единственной альтернативой контроля и наказания является попустительство. Но попустительство неполезно ни детям, ни взрослым.
Совет № 3. Ваши слова и действия должны демонстрировать одновременно и твёрдость, и доброту. Доброта поможет донести до ребёнка мысль о том, что вы его любите безусловной любовью – таким, каким он есть. Твёрдость в общении с подростками подразумевает, что вам необходимо принять решение о том, что ВЫ будете делать в данной ситуации, а не о том, что вы будете заставлять делать их.
Совет № 4. Верьте в вашего ребёнка, в его светлую сторону и его способность справиться с трудностями и опасностями своего возраста. Объясните ему, что ошибки – это прекрасная возможность научиться чему-либо и что учиться никогда не поздно. Важно, чтобы ребёнок знал о вашей безусловной любви к нему и о вашей глубокой тревоге (без чтения нотаций), скажите, что вы всегда готовы выслушать его, если он захочет открыть вам своё сердце. Когда он все же решится поговорить с вами, слушайте его очень внимательно.
Совет № 5. Проводите семейные собрания для совместного решения существующих проблем. Используйте «мозговой штурм» для поиска решений, которые устроят всех. Если ваш ребёнок отказывается участвовать в совместном поиске решения проблем, такое поведение является признаком того, что ваши отношения серьезно повреждены. Иногда лучше прекратить решать проблемы до тех пор, пока вы не сможете восстановить отношения посредством искреннего проявления безусловной любви.
Совет № 6. Научитесь отпускать ситуацию, не устраняясь и не впадая в отчаяние или равнодушие. Родители подростков должны понять, что прибегать к контролю в этом возрасте слишком поздно. Чем больше родители пытаются контролировать детей, тем больше они становятся скрытными. Когда вы откажетесь от контроля и сможете убедить своих подростков в безусловной любви к ним, то сможете сохранить и укрепить свое влияние на них.
Совет № 7. Сосредоточьтесь на долгосрочных результатах воспитания вместо краткосрочного контроля. Бунт – это работа подростков, которая иначе называется индивидуализацией. Индивидуализация – это попытка подростков выяснить, кем они являются на самом деле, когда отделены от своих родителей. Как они смогут это выяснить, если не поставят под сомнение родительские правила и ценности?
Многие подростки не восставали против домашних правил, но становились совершенно неуправляемыми, когда попадали в относительно независимую студенческую среду. Другие никогда не бунтовали, но утрачивали чувство собственного достоинства и посвящали свою жизнь попыткам доказать свою состоятельность в глазах других.
Не стоит оправдывать бунт подростков, но нужно понимать, что есть бунт здоровый, а есть нездоровый. Часто родители не могут терпеть даже здоровый бунт (например, одежду, которую носят подростки, их угрюмые взгляды или отсутствие желания проводить время с семьей, неубранную комнату, разговоры по телефону часами и т. д.) и подталкивают их к более деструктивному, нездоровому бунту из-за своего неодобрения, контроля и наказаний.
Дети обычно возвращаются к большинству ценностей своих родителей, если с ними обращаются с добротой и твердостью, а также с верой в их светлую сторону во время проявления их бунтарского поведения.
Безусловно, подростковый период является очень трудным для родителей. Тяжело наблюдать, как дети делают то, что им заведомо может навредить. Но ведь и вы, родители, допускали ошибки, когда были подростками, и тем не менее с вами все в порядке! Не так ли? Вспомните те дни и верьте в ваших детей.
Источник