- Как выехать из съёмной квартиры и вернуть страховой депозит
- Что такое страховой депозит
- Что нужно прописать в договоре найма о страховом депозите
- Нужно ли восполнять депозит после страхового случая и в какой срок.
- Можно ли зачислять страховой депозит в счёт последнего месяца проживания
- Как грамотно «вернуть» квартиру и получить страховой депозит
- Что делать, если страховой депозит не возвращают
- Страховой депозит при аренде квартиры
- Что такое страховой депозит?
- Удержание обеспечительного платёжа на законных основаниях
- Как составить опись имущества?
- Как оформить передаточный акт квартиры?
- Когда владелец квартиры не может претендовать на обеспечительный платёж?
- Что ещё надо принимать во внимание?
Как выехать из съёмной квартиры и вернуть страховой депозит
Что такое страховой депозит
Страховой депозит — это финансовые обязательства того, что квартирант будет платить вовремя и бережно относиться к чужому имуществу. Если что-то пойдёт не так, арендодатель вычтет из депозита сумму ущерба. А если никаких нарушений не было, сумму вернут в полном объёме. Закон называет это «обеспечительный платёж», но на рынке недвижимости устоялось выражение «страховой депозит». Его мы и будем использовать.
Что нужно прописать в договоре найма о страховом депозите
О страховом депозите и его возвращении надо начать думать ещё при подписании договора найма. Вот что стоит в нём предусмотреть:
Когда собственник может взять деньги из депозита. На практике в договоре найма часто пишут, что депозит — это деньги, в которые наймодатель может «залезть» в случае любого нарушения нанимателем договора.
Нужно ли восполнять депозит после страхового случая и в какой срок.
Например, вы залили соседей и на ремонт ушла вся страховая сумма. Должны ли вы заново вносить страховой депозит? Или «посчитаетесь» при выезде?
В какие сроки собственник должен вернуть обеспечительный платёж. Не во всех договорах есть срок, что позволяет собственникам кормить бывших арендаторов обещаниями. Но в законе такой срок указан чётко — 7 дней с момента, когда наниматель потребовал вернуть депозит.
К договору должен прилагаться акт-приёма передачи квартиры. Этот документ фиксирует, в каком состоянии квартира и вещи перешли к вам. Детально всё опишите, чтобы не оставить пространства для манипуляций в будущем.
Что стоит проверить и описать в акте приёма-передачи квартиры:
● общее состояние квартиры и ремонта: пола, потолка, стен, плитки в ванной, дверей и окон;
● состояние инженерных систем: водопровода, канализации, системы отопления и вентиляции, газоснабжения и электричества, работу счётчиков;
● работу кранов, розеток и выключателей;
● наличие бытовой техники определённых брендов и её состояние (если она остаётся в квартире);
● перечень и состояние мебели (если она остаётся в квартире);
● наличие дорогих предметов интерьера и декора (картин, дизайнерских люстр и т. д.).
Описывайте и фотографируйте все неисправности — сломанную мебель, сколы на плитке, протёртый линолеум — и приложите всё это к акту.
Если вы обнаружили поломки или другие неисправности после того, как приняли квартиру по акту, сфотографируйте это и отправьте наймодателю. Так у него будет меньше шансов свалить вину за испорченную вещь на вас.
Можно ли зачислять страховой депозит в счёт последнего месяца проживания
Строго говоря, у депозита совсем другая цель — дать гарантию хозяину квартиры, что жилец будет платить вовремя, вернёт квартиру в целости и сохранности, когда срок договора закончится. По идее, эта гарантия должна работать до выезда жильцов.
С другой стороны, закон не запрещает засчитывать депозит в счёт последнего месяца проживания, хотя с юридической точки зрения в этот момент депозит перестанет быть депозитом и превращается в аванс. Для нанимателя такое условие в договоре выгодно — не придётся «выбивать» свои деньги у собственника, а вот положения хозяина квартиры оно ухудшает — на месяц он теряет подстраховку.
Как грамотно «вернуть» квартиру и получить страховой депозит
Если с хозяином отношения хорошие, проблем быть не должно.
Если чувствуете, что с возвращением депозита могут возникнуть сложности, подстрахуйтесь:
— вовремя предупредите о том, что вы решили съехать. Действуйте формально: отправьте собственнику квартиры ценное письмо с описью вложения (адрес регистрации хозяина должен быть в договоре найма);
— приготовьте фотографии, сделанные во время передачи квартиры, чтобы на руках были доказательства;
— на встрече составьте и подпишите акт возврата и сфотографируйте состояние квартиры.
Если претензий нет, так и запишите: «наймодатель не имеет претензий к состоянию квартиры и к сроку её возврата». Если вы что-то испортили, укажите в акте сумму ущерба и сумму, которую собственник должен вернуть. Не подписывайте акт, если вы не согласны с суммой ущерба, попросите документы, подтверждающие её (например, чеки). Если собственник по каким-то причинам отказывается вернуть депозит, запишите это в том же акте;
— подготовьте просьбу о возврате депозита в письменной форме, отправьте заказное письмо (или ценное письмо с описью вложения). После этого у арендодателя будет 7 дней, чтобы вернуть деньги.
Важно: если депозит вам не вернули, проследите, чтобы в акте возврата не было фраз о том, что у нанимателя нет претензий к наймодателю. Это могут быть разные выражения: «наниматель не имеет претензий к наймодателю по договору»; «у сторон нет финансовых требований друг к другу»; «все обязательства сторон по договору исполнены и т.п». Если хозяин квартиры не вернул вам депозит, у него осталась эта обязанность перед вами.
Что делать, если страховой депозит не возвращают
Итак, договор закончился, вы вернули квартиру, подписали акт, но депозит так к вам и не вернулся. Что делать в таких случаях?
В этой ситуации собственник должен вернуть депозит полностью в срок, прописанный в договоре. Или, как мы уже писали, в течение 7 дней с даты вашего требования о возврате. Поэтому такое требование лучше подготовить заранее и отдать его сразу.
Если никакой реакции на требование не последовало, действуйте:
● предупредите наймодателя о суде, скажите, что за задержку возврата ему придётся заплатить проценты, а судебные расходы тоже возложат на него;
● направьте досудебную претензию — лучше сделать это через почту России, с уведомлением о вручении (адрес собственника можно взять из договора найма), или отдать под роспись;
● идите в суд — здесь вам пригодятся все документы, которые вы оформили в процессе: и акт возврата, и фотографии квартиры, и требование о возврате платежа, и досудебная претензия.
Но помните, что вы не обязаны вести с хозяином устные разговоры или направлять претензию, а можете идти в суд сразу, особенно если у вас нет никаких надежд на мирное разрешение вопроса. Чем быстрее вы обратитесь в суд в такой ситуации, тем больше шансов получить свои деньги обратно.
Источник
Страховой депозит при аренде квартиры
Аренда квартиры традиционно связана с определёнными рисками. Они бывают разными, но большая часть их относится к взаимоотношениям с арендаторам.
Риски могут быть следующими:
- жильцы могут съехать, не оплатив долги за коммунальные услуги. Нередко это довольно крупные суммы, учитывая, что никаких ограничений на использование коммунальных услуг чаще всего не бывает;
- причинён вред имуществу. Обычно это относится к мебели, бытовой технике или ремонту. Арендаторы способны в нарушении договорённости курить внутри помещений или же небрежно относиться к мебели и технике;
- арендаторы съезжают раньше времени без предупреждений. Такое решение со стороны жильцов также означает для владельца финансовые потери. Квартиру не будут снимать, при этом собственнику нужно оперативно начинать искать новых арендаторов;
- при выезде из квартиры арендаторы забрали с собой часть техники или мебели. По факту, речь идёт о воровстве. Однако доказать его часто бывает проблематично, если отсутствует акт передачи помещения;
- арендаторы без согласования с владельцем выбросили из квартиры часть имущества, потому что оно мешало размещать собственные вещи или по другим причинам. Отнести это к воровству нельзя, но ущерб всё равно причиняется;
- арендаторы залили расположенных под ними соседей. В данном случае ущерб причинён не только квартире (может пострадать пол, например), но ещё и третьим лицам. А у них могут возникнуть финансовые претензии к владельцу квартиры. То есть ситуация складывается неоднозначная и неприятная;
- арендаторы использовали квартиру с нарушением договорённостей, из-за чего увеличился износ имущества. Допустим, в договоре указывается, что проживать будет два человека. Вместо этого арендаторы начинают постоянно приглашать гостей, друзей, знакомых. Некоторые могут заняться субарендой, то есть сдавать комнаты посуточно. Всё это нарушает права владельца;
- арендаторы повредили общедомовое имущество. Ущерб может носить разный характер, начиная от рисунков в подъезде и заканчивая сломанным лифтом. Привлечение к ответственности происходит, как правило, когда речь идёт или о порче в крупных размерах, или о целенаправленном характере такого повреждения имущества. А вот если жильцы просто пользовались лифтом, и он сломался, разумеется, никто привлекать их к ответственности не будет, и страхового залога такая ситуация касаться в принципе не может;
- арендаторы нарушили общественный порядок, спровоцировали конфликт с соседями. Это довольно спорный пункт, потому что многое зависит от того, кто на самом деле был инициатором, с чем связаны разногласия. Тем не менее внести такой пункт в договор по соглашению сторон можно.
По факту, арендаторы способны причинить ущерб имуществу в том или ином виде, повлиять на возможность получения стабильного дохода или создать проблемы с соседями. Все эти риски можно уменьшить, частично перекрыв убытки страховым залогом.
В нашей практике в данном жилом комплексе страховой депозит использовался два раза. У депозита две основные задачи — страховка на случай неожиданного разрыва договорных отношений и обеспечение сохранности оставленного в квартире имущества.
Что такое страховой депозит?
Для начала стоит разобраться с самим понятием. Нужно отметить, что в российском законодательстве нет термина “страховой депозит”. Он возник на практике. И если опираться именно на практику, то таким понятием обозначается сумма, которой арендодатель сможет возместить возможный ущерб в случае возникновения проблем с арендаторами. А оно определяется по перечисленным выше пунктам.
На практике это означает, что арендаторы при заключении договора передают в распоряжение собственника определенную сумму. И если с ними не возникает никаких проблем, владелец при расторжении договора обязан эти деньги вернуть.
Стоит отметить, что ближе всего к данному понятию в законодательстве обеспечительный платёж. Он существует с 1994 года и направлен именно на обеспечение выполнения одной из сторон взятых на себя обязательств. Учтите, что обеспечительный платёж отличается от страхового депозита. Депозит вносится для того, что в данном случае арендаторы будут добросовестно пользоваться недвижимостью и заботиться о её сохранности. То есть эти деньги нельзя потратить.
Депозит выдаётся в счёт будущего исполнения обязательств по оплате аренды квартиры. К примеру, можно договориться о том, что в счёт депозита арендаторы будут жить последний месяц. Обеспечительный платёж для этих целей нельзя использовать. Соответствующие средства возвращаются арендатору только после того, как владелец примет жильё и убедится в том, что всё находится в полной сохранности. Но на практике часто данный платеж может быть засчитан в счет аренды, если стороны договорятся об этом.
Удержание обеспечительного платёжа на законных основаниях
Обеспечительный платёж обычно равен стоимости аренды в течение одного месяца. Но в некоторых случаях, по договорённости сторон, такая сумма может быть увеличена. Например, если арендаторы находятся в группе риска — с маленькими детьми или с животными.
Таким образом, иногда речь может заходить о довольно крупной сумме. И между сторонами по поводу этих средств возникают споры. Владельцы нередко полагают, что имеют право на выплату, обнаружив даже несколько царапин на мебели. Вместе с тем арендаторы могут отказаться признавать свою долю ответственности и за довольно серьёзный ущерб имуществу.
Оценка состояния квартиры — вопрос субъективный. Особенно, когда недвижимостью пользовались в течение нескольких лет. Понятно, что существует естественный износ ремонта помещения и мебели в ней. Платить за него арендаторы не обязаны: за то, что они пользуются недвижимостью, собственнику регулярно поступает арендная плата. Поэтому во избежание проблем необходимо при сдаче квартиры составить опись недвижимости, а при принятии недвижимости — акт сдачи-приёмки.
В таком случае при возникновении претензий будут официальные документы, в которых состояние квартиры, мебели и техники на момент сдачи в аренду и на момент расторжения договора фиксируется. Если разбирательства дойдут до суда, такие документы могут значительно упростить принятие решения и ускорить весь процесс.
Как составить опись имущества?
И опись имущества, и акт сдачи-приёма оформляются в виде отдельных документов, которые идут в качестве приложений к договору. Они заполняются в свободной форме. Однако в такой документации состояние квартиры должно быть чётко зафиксировано. Желательно провести фото и видеосъёмку с однозначным указанием даты (например, можно продемонстрировать дату на смартфоне или просто озвучить время описи).
Опись квартиры при сдаче недвижимости в аренду составляет сам владелец. Но этим по договорённости может заняться и агент. В целом в законодательстве нет запрета на составление такой описи кому-то самостоятельно. Но если вы хотите, чтобы суд серьёзно отнёсся к такому документу, желательно подготовить его заранее в двойном экземпляре, чтобы по одному было и у арендатора, и у владельца. При этом в документации необходимо перечислить следующее:
- дорогостоящую технику. Должно быть написано наименование, серийный номер, год выпуска, год покупки и начала эксплуатации. Если у техники на момент составления описи есть какие-то повреждения или функциональные недостатки, об этом нужно указать. Например, у холодильника может быть поцарапана крышка и не загораться лампочка при открытии дверцы;
- всю мебель, чьё состояние и наличие для владельца имеет значение. Поскольку серийного номера в этом случае нет, стоит уделить особое внимание отличительным особенностями. Например, если какой-то шкаф сделан вручную, это обязательно нужно указать. Аналогично в отношении антиквариата и не только;
- электронику. Любые системы, которые установлены в доме и функционируют, надо внести в опись;
- сантехническое оборудование. Если у вас в квартире — итальянские краны от конкретного бренда, зафиксируйте это;
- посуду, предметы интерьера и прочее. В таком документе нужно указывать всё, что имеет ценность по мнению собственника. Обозначать надо название, количество единиц, состояние.
Важно: опись нельзя просто составлять. Арендатор принимает у владельца квартиру. Поэтому он должен включить каждый бытовой прибор и убедиться в его функциональности. Также ему надо осмотреть каждый предмет, чтобы проверить на предмет скрытых дефектов. Опись необходимо подписать и арендатору, и владельцу.
Как оформить передаточный акт квартиры?
При расторжении договора между сторонами необходимо составить акт передаточный акт квартиры. Некоторые собственники ограничиваются беглым осмотром квартиры. Они убеждаются в том, что серьёзный ущерб не причинён, после чего отказываются от дальнейших претензий. Но если собственник предлагает арендатору просто не тратить время на оформление такого документа, хотя опись при въезде в квартиру была проведена, это может оказаться ошибкой. Некоторые владельцы в состоянии потом передумать и подать на бывших жильцов в суд. Поэтому документы во избежание проблем лучше правильно оформить.
Чтобы такие приложения к договору были приняты при разбирательствах, опись надо проводить в присутствии свидетелей. Желательно — двух. Разумеется, это должны быть совершеннолетние и дееспособные лица.
Когда владелец квартиры не может претендовать на обеспечительный платёж?
Многие собственники жилья нередко полагают, что самого факта причинения недвижимости ущерба во время сдачи в аренду достаточно, чтобы удержать обеспечительный платёж. Но это далеко не так. Важно, чтобы ущерб был причинён по вине арендатора. В частности, если какой-то электрический прибор вышел из строя из-за того, что во всём доме не по вине арендатора случился скачок напряжения, ни о какой компенсации и речи идти не может.
Как уже говорилось, жильцы не обязаны покрывать естественный износ. То есть старый бытовой прибор может перестать работать из-за того, что истёрлась какая-то прокладка, произошло что-то ещё. Аналогично в отношении кранов и прочего.
Поэтому если при выявлении таких поломок собственник попытается удержать у себя обеспечительную сумму, он может столкнуться с обжалованием своих действий в суде. Причём вполне правомерным.
Чтобы установить, по чьей конкретно вине случилась та или иная поломка, нередко приходится проводить экспертизу. Её может организовать арендатор. И в таком случае изначально он будет всё оплачивать. Однако если арендатор через суд докажет, что его вины в поломке нет, все издержки лягут на плечи владельца как проигравшей стороны. И это также касается расходов на экспертизу.
Что ещё надо принимать во внимание?
Обеспечительный платёж — это конкретная сумма. Как уже и говорилось выше, она обычно равна стоимости оплаты за проживание в течение месяца. Однако нередко причинённый недвижимости ущерб значительно больше. Означает ли это, что собственник не сможет претендовать на возмещение в полном размере? Нет, из правоприменительной практики видно, что собственнику ничто не мешает подать в суд на арендатора и истребовать дополнительную компенсацию.
Доступ к обеспечительному платежу у собственника есть всегда. Ему для этого не придётся проходить длительные разбирательства. А вот для компенсации уже большего размера понадобится отдельно обосновывать свою позицию, собирать доказательства, подавать исковое заявление. Таким образом, обеспечительный платёж введён просто для удобства и для защиты одной из сторон. Однако закон не принуждает ограничиваться исключительно этим способом возмещения ущерба.
Информация от партнеров по зарубежной недвижимости в Европе: на сайте europe-house.com Вы можете выбрать и купить недвижимость в Риме. По всем объектам представлена подробная информация. Сервис работает без дополнительных и скрытых комиссий.
Независимый эксперт по инвестициям в недвижимость.
Источник