Что значит день святого духа

Православные отмечают День Святого Духа (Духов День)

Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы — сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили.

Читайте также:  Что значит pap или chap

Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Источник

Почему день Святой Троицы и Духов день – два разных праздника. Зачем День Святаго Духа стали отмечать отдельно

На пятидесятый день после Пасхи все православные христиане празднуют День Святой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. А вот на следующий день наша Церковь установила еще один праздник, День Святаго Духа.

Почему так произошло, ведь Святой Дух — одно из трех лиц Пресвятой Троицы? Зачем было утверждать еще один праздник и «повторяться»?

Причина первая: праздник, установленный против ереси духоборчества

В период становления христианства возникало много ересей и споров о сущности Пресвятой Троицы, о месте каждой ее ипостаси. Церковь последовательно опровергала эти лжеучения, отстаивая правую веру .

В 381 году на Втором Вселенском Соборе была рассмотрена и отвергнута ересь духоборчества. Суть ее была в отрицании Божественного начала Духа Святого. Кто-то из духоборцев «не дерзал назвать Духа Святого ни Богом, ни творением», а кто-то радикально размышлял, считая Духа Святаго творением Бога Отца.

Важно! Дух Святой – одна из ипостасей Пресвятой Троицы! По Символу веры, Он исходит от Бога Отца (в отличие, например, от католицизма) и прославляется НАРАВНЕ с Ним и с Сыном.

Причина вторая: подчеркнуть единосущность Святаго Духа Богу Отцу и Богу Сыну, но не Его тварность

Бог Дух Святой не сотворен, но Он непостижимым образом исходит от Отца Небесного.

Праздник День Святаго Духа призван прославить третью ипостась Пресвятой Троицы.

«Дух Святой – свет и жизнь, и живой разумный источник. Дух премудрости, Дух разума, благой, правый, мыслящий, владычествующий. » (стихиры Пятидесятницы).

Два разных праздника, но один

Духов день является отдельным праздником, но, в то же время, он – продолжение празднования Дня Пресвятой Троицы.

Ведь мы прославляем третью ипостась Троицы и молимся о Его дарах, в том числе о высшем Его даре — даре любви, который является и Его плодом – результатом воздействия на душу человека.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». (Гал. 5:22)

Источник

День Святого Духа. Духов день в 2019 году — 17 июня

День Святого Духа, Духов день — 17 июня в 2019 году — православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Фото Олега Коновалова

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня — наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это — признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев «патриотических» митингов, участников гневных пресс-конференций о «разгуле сатанизма». Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем «режиме» иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе — но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога — Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение — благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: «Сыне, дай Мне твое сердце!». Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это — мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

Цитируется по: Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.

Читайте также про Духов день:

Источник

Троица и Духов день 2021: история и традиции, приметы и гадания, что нельзя делать

День Святой Троицы христиане, живущие по юлианскому календарю, в 2021 году отмечают 20 июня. Канун праздника 19 июня — Троицкая родительская суббота, подробнее о которой читайте в материале ФАН. Следующий за Троицей праздник — понедельник, 21 июня, это Духов день, посвященный Святому Духу — части божественного триединства. С Троицей и Духовым днем связано много народных традиций и запретов. Подробнее — в материале ФАН.

Троица: история и традиции

Праздник называется День святой Троицы, или Пятидесятница, поскольку отмечается на 50-й день после Пасхи. Согласно евангельским источникам, именно в этот день на апостолов снизошел Святой Дух, после чего они стали говорить на разных языках и получили возможность нести слово Христово в разные страны. Считается, что именно после этого события христианство стало мировой религией.

Троица символизирует божественное триединство (Бог-Отец, Бог-Сын — Иисус Христос и Бог Святой Дух), а также неразрывную связь Ветхого и Нового заветов, поскольку на 50-й день после Песаха (иудейской Пасхи) Моисею на горе Синай были дарованы Десять заповедей.

На Руси Троица знаменовала окончательное наступление лета и раскрытие всех сил природы. Символом праздника считается береза, ветвями которой украшают храмы, жилища, могилы близких.

Период до и после наступления Троицы на Руси называли Русалии. В это время было принято опасаться различной нечисти, задабривать потусторонние силы и «кормить покойников», оставляя им угощение на кладбищах, чтобы помогали живым. Застолья устраивали прямо на земле, но при этом в лес старались не ходить. Считалось, что водная нечисть в это время выходит из водоемов, гуляет по лесам и может навредить людям.

По традиции на Троицу не купались в открытых водоемах и вообще старались поменьше контактировать с водой из страха перед шалостями русалок.

Сватовство и гадания на Троицу

Троица считалась подходящим временем для сватовства — просватанные в это время, как правило, женились на Покров, осенью, после завершения осенней страды.

Также на Троицу девушки гадали на скорое замужество. Подробнее о летних гаданиях читайте в материале ФАН.

Духов день

Духов день — понедельник после Троицы — посвящен Святому Духу. Согласно традиции, в этот день «кормили» землю, устраивая застолья на полянах и оставляя на земле кусочки еды. Основными блюдами летних застолий были блины, яйца и яичница. Считалось, что «кормление» дает земле плодородие.

Также Духов день считается самым подходящим для поиска кладов.

Троица и Духов день: что нельзя делать 20 и 21 июня

На Троицу и в Духов день на Руси строго запрещалось беспокоить матушку-землю, поэтому под запретом были все полевые и огородные работы, а также женские рукоделия с использованием острых предметов. Запрещалось купаться, подходить к водоемам, ходить в лес, охотиться и ловить рыбу.

Троица — большой церковный праздник, поэтому под строгим запретом не только работа, но и споры, ссоры, дурные слова об умерших и т. д. Пища разрешена любая, это время мясоеда, который завершается 28 июня с началом Петрова поста.

Источник

Оцените статью