Что значит демократичное общение
Равноправие сторон общения. Что такое демократичность в общении? Морально-нравственные основы демократичности и ее влияние на производственный процесс*
Равноправие общающихся сторон. В процессе общения стороны, участвующие в диалоге с позиций волевых отношений, могут находиться в двух разных условиях: участники общения могут быть равны или не равны по отношению друг к другу.
Равными называются стороны, которые не зависимы друг от друга, не связаны между собой отношениями власти, т. е. не могут оказывать давление на своего собеседника. Равные стороны общаются свободно и на одинаковых условиях пытаются защищать свои интересы.
В процессе производственной деятельности равными являются люди, занимающие одинаковые должности: инженер и инженер, директор и директор и т.д. Они могут разговаривать свободно и вольны не уступать своих позиций. Представители коллективов, организаций, официальные лица или делегации на международных переговорах тоже являются независимыми субъектами диалога.
Но отсюда нельзя делать вывод, что во всех переговорах достигается равенство общающихся сторон. И в ходе производственной деятельности, и в быту участники общения часто не являются равноправными. В жизни в большинстве случаев одна сторона находится в подчинении у другой. В общественной деятельности это отношения между начальником и подчиненным (директор и служащий, преподаватель и ученик), в быту— отец и сын, старший брат и младший брат, попечитель и подопечный и т.д. Согласно моральному праву, положение первых, как правило, бывает доминирующим. Положение супругов тоже не всегда бывает равным: статус одного из них может быть выше.
Демократичность в общении. В общении между неравными сторонами могут наблюдаться признаки
давления. Используя рычаги власти, руководитель может оказывать давление на сотрудника, профессор—на студента, воспитатель—на воспитанника. Мотивов и причин оказания давления бывает много, и они очень разнообразны.
Для недопущения подобных негативных явлений важное значение имеет установление демократичности в общении. Демократичностью в общении называется установление равноправия в отношениях людей , которые по занимаемому в обществе положению и с точки зрения волевых отношений не являются равными .
Демократичность в общении позволяет подчиненному свободно высказывать свое мнение руководителю. Последний тоже не застрахован от ошибок, и его действия не всегда бывают правильными. Если начальник — истинный демократ, то он сделает выводы из критики, по достоинству оценит компетентность работника.
Влияние демократичности на производственный процесс. Современный менеджмент называет три условия, необходимые для эффективной работы коллектива. Первое условие — денежные средства, второе ^ иерархия, третье — высокая культура общения совместно работающих людей. При отсутствии одного из этих факторов достижение каких-либо положительных результатов в совместной деятельности затруднительно.
Демократичность в общении создает условия для творческого труда каждого работника, способствует установлению благоприятной морально-нравственной атмосферы в коллективе и дружеских отношений между коллегами. А это, в свою очередь, позволяет мобилизовать все творческие и материальные ресурсы коллектива на достижение производственных целей. Одним из главных признаков демократичности в отношениях является объективность критики в адрес любого из членов коллектива, что позволяет быстро устранять недостатки в работе, повышать производительность и качество производимых товаров и услуг.
1. Везде ли и всегда обязательно равноправие общающихся сторон? 2. Бывает ли так, что результат оказывается положительным именно в общении между людьми, когда одна сторона диктует условия, а другая покорно соглашается на предложенные условия? 3. Чем объясняется положительное влияние культуры общения на производственный процесс.
Источник
Демократичность в общении
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «Демократичность в общении» в других словарях:
демократичность в общении — стиль общения руководителя с подчиненными или людьми более низкого социального уровня, характеризующийся простотой, элементами неформальности, как бы «на равных», с устранением начальнического тона со стороны вышестоящего и чинопочитания,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Маслоу (Maslow) Абрахам Харольд — (1.04.1908, Нью Йорк 8.06.1970, Пало Альто, Калифорния) американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Биография. В 1934 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Висконсинском университете. С 1935 г. руководитель… … Большая психологическая энциклопедия
Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия
Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия
Дубовской, Николай Никанорович — Николай Дубовской … Википедия
Дипломатический протокол — (от греческого protokollon (protos первый, kolla клеить) совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными… … Википедия
Источник
Демократическое общение
Гуманистическое общение.
Манипулятивное общение.
Ритуальное общение.
Стили общения
Стиль общения определяется готовностью человека к коммуникации в той или иной ситуации. Можно говорить о следующих основных стилях общения: авторитарный, демократический, ритуальный, манипулятивный и гуманистический.
В реальной жизни существует множество ритуалов, иногда очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как «социальная роль» с заранее определенными качествами. Эти ритуалы требуют от участников знания правил поведения в стандартной ситуации. Например, поведение водителя при остановке автомобиля инспектором ГАИ четко определены.
Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения чужих целей. В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели манипулятора. Водители, провоцирующие на гонки относятся к такой категории.
Это в наибольшей степени личное общение, что позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как понимание, сочувствие, сопереживание. Это взаимодействие на дороге с уязвимыми участниками движения. Терпеливое, понимающее и помогающее взаимодействие. Когда водитель терпеливо ждет, пока пожилая женщина перейдет дорогу. И не раздражается даже если она переходит дорогу на красный свет.
Авторитарное общение.
Это власть одного в процессе общения. Например, когда водитель автомобиля не дает встать перед ним автомобилю, которому необходимо перестроиться в его ряд.
Это партнерское общение. Взаимовыручка и ответственность за свой вклад в дорожную ситуацию
Барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования.
Коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения:
Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной.
Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Демократический стиль общения
Введение
Целью данной контрольной работы является изучение стилей педагогического общения.
Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи:
— изучение авторитарного стиля общения;
— изучение демократического стиля общения;
— изучение либерального стиля общения;
— изучение смешанного стиля общения.
Педагогическое общение в отличие от других видов (социального, психологического, бытового, профессионального и др.), обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.
Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учащихся устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, мы можем говорить о педагогическом общении.
Еще одной особенной чертой педагогического общения является то, что учитель планирует и организует этот процесс, а ученик должен принять и включиться в него, т. к. в противном случае общение не состоится.
Специфика педагогического общения также обусловлена различными социально — ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
«Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися… Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Профессионально-педагогическое общение – это система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя и управляя им.
Общение в педагогической работе выступает, во — первых, как средство решения учебных задач; во — вторых, как социально — психологическое обеспечение воспитательного процесса; в — третьих, как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания».
«Я убежден, – писал А. С. Макаренко, – что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по — настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».
«Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания, – писал А. С. Макаренко. – Из этого основного положения вытекают и формы общения воспитателя и воспитанника и формы его изучения».
«Слово учителя, – говорил В. А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».
Педагогическая культура, по В. А. Сухомлинскому, связана с уровнем культуры человеческих взаимоотношений. И лишь тот педагог имеет право на это высокое звание, который умеет раскрыть в общении с учащимися свою, как говорил А. С. Макаренко, «прекрасную личность». Гармония внутреннего и внешнего (общение, поведение) – ключ к успешному воспитанию.
Существует четыре стиля педагогического общения:
Авторитарный стиль общения
Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.
Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения. Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание. Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой. Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.
Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности. Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников. Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.
Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями
Авторитарный стиль общения подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность.
Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками. Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников. Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.
Демократический стиль общения
Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем.
Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием. Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения. Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.
В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.
Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей. Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий. Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.
Источник