Что значит демографические факторы

Фактор демографический

ФАКТОР ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ, фактор народонаселения, термин, используемый в научной литературе для обозначения зависимости темпов и пропорций обществ. развития или его отдельных экономических параметров (численность трудовых ресурсов, доли потребления в национальном доходе и др.) от численности, вoзpacтно-половой структуры и семейного состава населения, динамики рождаемости и смертности.

Фактор демографический — сложное системное понятие, характеризующее народонаселение в единстве его количественных и качественных сторон, помимо процессов воспроизводства населения (рождаемости и смертности) и демографических структур компонентами фактора демографического иногда считаются социальная мобильность, миграция и расселение, образовательная и профессионально-квалификационная структура, состояние здоровья населения. Исследование структуры фактора демографического, механизма и степени его воздействия на производство и потребление нац. дохода составляет одно из ведущих направлений экономики народонаселения.

Фактор демографический наряду с экономическими, социальными и национальными образуют сложную систему факторов общественного развития, находящихся в тесной связи и взаимообусловленности. Фактор демографический может рассматриваться как одна из предпосылок общественного развития и как продукт, результат экономической и социальной деятельности общества. Научное управление развитием общества (в том числе и развитием народонаселения) в условиях социализма предполагает всесторонний учет фактора демографического в планировании народного хозяйства, при выработке стратегии общественного развития и на этой основе разработку и проведение эффективной политики народонаселения

Буржуазные демографы, как правило, сводят фактор демографический к количественному росту населения и нередко абсолютизируют его роль в развитии общества (см. Демографическая школа)

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд, т. 3, Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг., там же, т. 46, ч. 1-2 Левин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге; Струве, Полн. собр. соч. 5 изд, т. 1, Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981, Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г., М. 1983, Валентей Д. И., Теория и политика народонаселения, М. 1967, Вишневский А. Г., О влиянии демографических факторов на производство, в кн. Влияние социально-экономических факторов на демографические процессы, К., 1972, Смирнова А. И., Понятие «демографический фактор», в сб. Некоторые вопросы марксистско-ленинскою философии, в. 5, Челябинск, 1973 Лармин О. В., Методологические проблемы изучения народонаселения, М. 1974, Основы управления развитием народонаселения, М. 1982.

Читайте также:  Что значит удаленный узел не прошел проверку

Источник

Факторы демографии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие демографического фактора

Демографический фактор – это термин, используемый в научной литературе для определения зависимости между общественным развитием, его отдельных социальных и экономических параметров от общей численности населения, возрастно-половой структурной принадлежности, структуры семейного состава, динамических показателей смертности и рождаемости. Основными демографическими факторами считаются следующие:

  • социальная мобильность населения;
  • миграция (въезд и выезд граждан);
  • структура расселения граждан по стране;
  • средний уровень образования людей;
  • среднее состояние здоровья населения страны.

Особенности демографических факторов

Различные демографические факторы являются важнейшими предпосылками для развития общества. Также они выполняют функцию носителей разнообразных общественных связей между различными социальными группами. Они дают возможность проводить анализ процесса воспроизводства населения, его особенности и тенденции. Тем самым проводить различные мероприятия для корректировки данного процесса.

Демографический фактор имеет пересечения и взаимосвязи с географическими особенностями проживания людей, так как люди проживающие на различных территориях имеют различные особенности в поведении и менталитете, обусловленные климатическими и историческими особенностями развития. На практике существует ряд ключевых факторов, влияющие на демографическую ситуацию в целом.

Фактор проводимой политики государственными органами власти и правительством страны – это направление политики, которую реализует государство, напрямую влияет и на экономическую ситуацию в целом в стране, так и на уровень социальной защищенности, законодательную защиту материнства и детства, семьи и брака.

Демографическая политика

Ориентация демографической политики находится в зависимости от поставленных целей, которые преследует правительственные структуры того или иного государства. Строго говоря, демографическую политику принято разделять на два вида:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Стимулирование рождаемости;
  • Пропаганда ограничения рождаемости.

Так, например, в Китае и Сингапуре, где плотность проживания людей крайне высока, проводимая политика в области демографии нацелена на снижение рождаемости и повышение продолжительности жизни. Главным девизом таких стран является: «Одна семья – один ребенок». Целями демографической политики Российской Федерации являются стабилизация численности и создание предпосылок для дальнейшего демографического роста.

Экономический фактор демографии

Данный фактор оказывает огромное влияние, хотя и косвенное, на все протекающие демографические в обществе процессы. По мнению большого количества социологов и демографов, доля тяжелых условий жизни, неудовлетворительное состояние материального комфорта населения, составляет примерно 30% снижения рождаемости в данной стране. Снижение уровня благосостояния больших групп населения и как его прямое следствие – ухудшение качества питания, заметный рост цен на лекарства и медицину приводит неизбежно к росту смертности.

Экономические факторы также способны влиять на миграционные процессы. Могут изменяться как внутренние, так и внешние миграционные потоки населения. Благополучная экономика с хорошим уровнем средних зарплат и в достаточной степени лояльным законодательством притягивает мигрантов из других стран. Внутренняя миграция объясняется тем, что население переезжает в более благополучные регионы страны.

Различные группы и слои населения должны иметь поддержку и защиту своих прав от государства. Если данное условие не выполняется, происходит увеличение внешней миграции, что ведет к снижению численности населения. Как правило, страну покидает трудоспособное население, а также научная интеллигенция. Тем самым, страну могут в дальнейшем ждать экономические и социальные проблемы различного рода. Государство обязано выплачивать населению пенсии, различные виды пособий, субсидии, предоставлять льготы. Подобная забота порождает в людях чувство защищенности и уверенности.

Война является главной причиной неестественного снижения численности населения. В войнах гибнет большое количество людей, огромно число теряют здоровье. Два из четырех демографических кризиса России были вызваны войнами. Первый кризис (1914 — 1920) произошел в Первой Мировой Войне и последующей Гражданской войне. Второй обусловлен потерями в Великой Отечественной Войной, в которой наша страна потеряла около 22 млн. человек.

В различных странах и этносах существует традиция моноэтнических или моноконфессиональных браков. В нашей стране такие традиции особенно характерны для кавказских и азиатских национальностей. Подобные явления также могут приводить к снижению уровня миграции из многих государств.

Фактор государственной и законодательной защищенности института семьи и брака также влияет на демографию. В современных условиях, одной из главных причин демографического кризиса в России, является отказ от материнства, который выражается в стремительном росте количества проводимых абортов, большом количестве отказов от детей, отречении от родительства в принципе. Также наблюдается устойчивая тенденция к созданию малодетных семей.

Утрата моральных и этических принципов и ценностей института семьи и брака, что выражается в так называемых гражданских или гостевых браках, колоссальном количестве разводов, рождении детей вне брака и других негативных общественных явлениях. Государство уделяет недостаточно внимания различным вопросам семьи и брака. Института семьи требует возрождения на государственном и национальном уровне, необходимо проводить всестороннюю поддержку семей, супругов, детей.

Негативное воздействие данного фактора сложно и трудно нивелировать без адекватной политики государства в области медицины и здравоохранения, достойного материального положения учреждений здравоохранения, строгим мониторингом за состоянием здоровья населения. Эпидемии за незначительный временной промежуток способны сильно снизить численность населения страны.

Источник

ФАКТОР ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ

ФАКТОР ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ, фактор народонас., термин, используемый в науч. лит-ре для обозначения зависимости темпов и пропорций обществ. развития или его отд экон. параметров (числ. трудовых ресурсов, доли потребления в нац. доходе и др.) от числ., вoзpacтно половой структуры и семейного состава нас., динамики рождаемости и смертности.

Ф. д. — сложное системное понятие, характеризующее народонас. в единстве его количеств. и качеств. сторон, помимо процессов воспроиз-ва нас. (рождаемости и смертности) и демографич. структур компонентами Ф. д. иногда считаются социальная мобильность, миграция и расселение, образоват. и проф.-квалификац. структура, состояние здоровья нас. Исследование структуры Ф. д., механизма и степени его воздействия на произ-во и потребление нац. дохода составляет одно из ведущих направлений экономики народонаселения.

Ф. д. наряду с экономическими, социальными и национальными образуют сложную систему факторов обществ. развития, находящихся в тесной связи и взаимообусловленности. Ф. д может рассматриваться как одна из предпосылок обществ. развития и как продукт, результат экон. и социальной деятельности общества. Науч. управление развитием общества (в т ч. и развитием народонаселения) в условиях социализма предполагает всесторонний учет Ф. д. в планировании нар. х-ва, при выработке стратегии обществ. развития и на этой основе разработку и проведение эффективной политики народонаселения

Бурж. демографы, как правило, сводят Ф. д. к количеств. росту нас. и нередко абсолютизируют его роль в развитии общества (см. Демографическая школа)

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд, т. 3, Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг., там же, т. 46, ч. 1-2 Левин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге; Струве, Полн. собр. соч. 5 изд, т. 1, Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981, Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г., М. 1983, Валентей Д. И., Теория и политика народонаселения, М. 1967, Вишневский А. Г., О влиянии демографических факторов на производство, в кн. Влияние социально-экономических факторов на демографические процессы, К., 1972, Смирнова А. И., Понятие ‘демографический фактор’, в сб. Некоторые вопросы марксистско-ленинскою философии, в. 5, Челябинск, 1973 Лармин О. В., Методологические проблемы изучения народонаселения, М. 1974, Основы управления развитием народонаселения, М. 1982

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .

Полезное

Смотреть что такое «ФАКТОР ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ» в других словарях:

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД — ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД, концепция, применяемая в совр. демографии (в т. ч. частью сов. учёных) для объяснения смены типов воспроиз ва нас. Термин Д. п. предложен в 1945 амер. демографом Ф. Ноутстайном, но разработка первой концепции Д. п.… … Демографический энциклопедический словарь

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, один из осн. методологич. принципов бурж. обществ. науки, сводящийся к абсолютизации роли фактора населения в развитии общества. Идея определяющей роли нас. в обществ. развитии выдвинута в 18 в. К. Гельвецией, А.… … Демографический энциклопедический словарь

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Экономически активное население — часть населения, занятая в народном хозяйстве (включая и занятых в личном подсобном сельском хозяйстве). В условиях СССР это совокупность всех занятых оплачиваемым или дающим доход общественно полезным трудом. В статистике различных стран … Большая советская энциклопедия

Капитал — (Capital) Капитал это совокупность материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения дополнительных благ Определение понятия капитала, виды капитала, рынок капитала, кругооборот капитала, проблема оттока… … Энциклопедия инвестора

Демография — (Demography) Содержание Содержание 1. История формирования демографии Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века) Возникновение демографической науки (XIX век) Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня) 2 … Энциклопедия инвестора

Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения). Запрос «РФ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Россия Российская Федерация … Википедия

Международная торговля — (World trade) Определение международная торговля, развитие международной торговли, формы международной торговли Современные теории международной торговли, роль международной торговли, международная торговля России, показатели международной… … Энциклопедия инвестора

Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия

Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора

Источник

Демографические факторы

2.1 Демографические факторы

Демографические факторы (англ. demography parameters) – явления и характеристики, рассматриваемые в рамках демографии.

Демография исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов.

В маркетинге при рассмотрении макросреды организации основными характеристиками демографических факторов считаются:

· численность населения и темпы ее изменения;

· территориальное размещение населения;

· миграционные потоки и их тенденции;

· возрастная структура населения;

· динамика рождаемости и смертности;

· количество браков и разводов;

· этническая и религиозная структура населения.

Демографические факторы чаще всего учитываются бессистемно, нередко без проведения соответствующих расчетов, без анализа и прогнозов. Такой подход приводит к ошибкам, искажениям, которые иногда даже не замечают ни руководители, ни специалисты, имеющие непосредственное отношение к подобным делам. Например, демографы давно установили, что в старых городах центральные районы заселены более пожилыми людьми. Детей в этих районах мало. Молодые же семьи, имеющие маленьких детей, как правило, расселены по окраинам. Такая картина наблюдается, например в Барнауле. А магазины детской одежды расположены в основном в центре города.

Демографические показатели, особенно тенденции их изменения, представляют для маркетологов большой интерес, так как рынок как совокупность реальных и потенциальных покупателей имеет под собой именно демографическую первооснову.

В настоящее время для России характерны следующие наиболее существенные демографические тенденции:

1) Уменьшение абсолютной численности населения. Сейчас Россия со своим почти 150-миллионным населением занимает шестое место в мире, уступая по численности населения Китаю, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Но в отличие от этих стран численность населения России в 1990-е гг. не только не росла, но снижалась. Это результат сложения нескольких факторов, которые и вызвали демографический кризис. Во-первых, сказалось влияние больших демографических волн, обусловленных Первой и Второй мировыми войнами, революцией, Гражданской войной, трудными послевоенными годами. Во-вторых, к настоящему времени в России окончательно сформировался урбанизированный тип населения с устойчивой ориентацией на малодетную семью. В-третьих, произошел системный кризис, который разрушил экономику Советского Союза и привел к резкому падению реальных доходов 3/4 населения страны.

2) Снижение рождаемости. В последнее время наблюдалось устойчивое снижение рождаемости, достигавшее в отдельные годы 1 млн. чел. А это самым непосредственным образом влияет на рынок детских товаров и услуг. Так фирма «Джонсон энд Джонсон» отреагировала на снижение рождаемости в США попытками убедить взрослых пользоваться ее детскими присыпками, маслами и шампунями.

3) Старение населения. Эта тенденция характерна не только для России, но и для стран Европы, многих стран Азии и для Америки. Средняя продолжительность жизни в этих странах растет, что вместе со снижением рождаемости ведет к старению населения. При этом численность разных возрастных групп меняется разными темпами, количество жителей младших возрастов уменьшается, а старших – растет. Процесс старения населения необходимо учитывать с корректировками на изменение покупательной способности различных возрастных групп. Исследования показывают, что в настоящее время пик покупательной способности приходится на возрастную группу 25 — 35 лет; покупательная способность группы средних возрастов (35-50 лет) ниже, затем она повышается у тех, кому за 50 лет и резко снижается у лиц старше 60 лет. Это приводит к обострению конкуренции между фирмами и компаниями, занимающимися производством товаров предоставлением услуг, ориентированных на молодежь. Одновременно такая ситуация открывает новые возможности перед теми, для кого основными потребителями являются люди старшего возраста. Производители должны непременно учитывать это обстоятельство в структуре предлагаемых рынку товаров: больше производить товаров, в которых нуждаются пожилые люди (например, лекарств и т.п.). По сравнению с предшествующими поколениями лица этой возрастной группы в большей степени сосредоточиваются на своих интересах, они склонны больше тратиться на себя, не заботясь о сохранении денег. Классическим примером, приведенным Ф. Котлером, является фирма «Ригли», которая выпустила на рынок не прилипающую к вставным челюстям жевательную резинка «Фридент».

Тенденции в структуре населения позволяют предположить увеличение потребностей в товарах для лиц старшего поколения, однако объем их потребления будет существенно зависеть от пенсионной политики государства, так как сколько-нибудь значительных накоплений у отечественных пенсионеров нет.

4) Изменения в составе семьи. При демографическом анализе вместо понятия «семья» стали пользоваться более широким понятием «домохозяйство», которое представляет собой малую группу, связанную общим жилищем и бюджетом. Сейчас в России насчитывается порядка 52 млн. домохозяйств. Средний размер домохозяйства составляет 2,84 чел. В то же время семьи составляют подавляющее большинство домохозяйств (75 %).

Известно, что каждая семья может пройти в своем развитии несколько стадий или этапов жизненного цикла. Наиболее характерные из них следующие:

1. Этап «ухаживание». Молодые люди живут отдельно от родителей или совместно с ними, но имеют отдельный бюджет, активно покупают модную одежду, спортивные товары, туристические путевки, посещают дискотеки и концерты поп- и рок-звезд, пользуются образовательными услугами и т. п.

2. Этап «молодожены». Молодые люди живут отдельно от родителей, активно покупают товары длительного пользования. бытовую и видеотехнику, мебель, полуфабрикаты, совершают свадебные путешествия, посещают дискотеки, театры.

3. Этап «растущая семья». Появляются дети. Семья начинает ,активно покупать детское питание, игрушки, одежду, стиральные машины, медицинские услуги (массажисты и педиатры) и т. п.

4. Этап «полное гнездо». Семья больше не увеличивается. Младший ребенок пошел в школу. Семья начинает активно покупать мелкооптовые партии товаров и продуктов, услуги по ремонту, педагогические услуги, детские спортивные секции и т. п.

5. Этап «пустое гнездо». Дети покидают родительскую семью и создают собственные. Глава семьи еще работает. Наибольшим спросом пользуются строительные услуги, лекарственные препараты, автомобили, санаторно-курортные услуги и т. п.

6. Этап «пенсионеры». Супруги не работают. Они интересуются садово-огородным инвентарем, книгами, медицинскими услугами, пансионатами и т. п.

На данном этапе для России характерны заметные изменения в семьях, которые выражаются:

· в увеличении количества более поздних браков, что приводит к уменьшению сбыта обручальных колец, уборов для невест и т.п.

· в увеличении числа бездетных семей, семей с одним ребенком, а это означает сокращение спроса на детское питание, игрушки, детскую одежду и прочие товары и услуги для детей.

· в увеличение количества разводов. Разведенные также довольно редко вступают в повторный брак. Это приводит к необходимости в дополнительных жилых единицах, мебели, бытовых приборах и прочих товарах для дома.

5) Увеличение доли образованных людей. Растущее число образованных людей способствует увеличению спроса на книги, журналы, газеты, компьютеры, другую технику, предназначенную для обработки и хранения данных, а также различные услуги, в том числе и образовательные. Это может привести к повышению цен на образование, к появлению новых образовательных программ и т.п.

Источник

Оцените статью