Что значит делить дверь пополам

Иосиф Бродский — В деревне Бог живет не по углам: Стих

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он — в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

Анализ стихотворения «В деревне Бог живет не по углам» Бродского

Иосиф Александрович Бродский сумел обернуть ссылку в глухой деревне себе на пользу. Новые образы, темы, некнижный взгляд на мир отражены в его стихотворении того периода «В деревне Бог живет не по углам».

Стихотворение написано в 1964 году. Его автору в эту пору 24 года. По решению суда молодого поэта обвинили в тунеядстве и приговорили к ссылке. Именно там, в деревне в Архангельской области, он и пишет свою чуть шутливую бытовую зарисовку. По жанру – поэтический рассказ, по размеру – пятистопный ямб с кольцевой рифмовкой. Деления на строфы нет, среди рифм есть и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам автор. Временами поэт словно смотрит на себя со стороны, как на персонажа. Сам городской житель, поэт присматривается к деревенскому быту. Такой образ жизни уже не экзотика для него, притерпелся, даже оценил, но удастся ли ему разглядеть в простоте этого быта высшее начало, так любимое всеми поэтами? Икон в доме в красном углу (настенная полка на самом видном месте в избе) могло и не быть, но Бог определенно разделял тяготы и заботы жизни совхозников.

Читайте также:  Что значит оплата через терминал

Городские остряки, иронизирующие над безыскусной верой народа, глядят на иконы лишь как на искусство. Однако «в деревне Он с избытком». Местоимение с прописной буквы «Он» не оставляет сомнений, что речь идет именно о Боге. Выражения «Он варит чечевицу», «изгороди ставит», «выдает девицу за лесничего» нередко принимают за отсылку к пантеизму, язычеству, домовому. Однако эти строки можно понимать и по-другому: отвергнутый прогрессивной советской страной Бог по-прежнему с людьми, их беды, лепет ребенка, свадьбы, черепки и теплота огня в очаге, как встарь, «освящены» Его милостью и долготерпением. Сам деревенский обиход идет своим чередом только благодаря извечно установленному миропорядку. Лирический герой здесь пришлый: возможность же все это наблюдать – единственная благодать. Он добавляет «в общем», поскольку понятно, что он не только пас телят, ворошил зерно, но и сочинял стихи, переводил. Поэт включает и юмористический эпизод: вечный недолет пули лесничего (объездчика) до утки. В простых вещах «приплясывает», «подмигивает» тайна бытия. В финале герой аттестован «атеистом». Что ж, ведь он и впрямь не перешел в эту «деревенскую веру». Эпитеты: честно, сонно. Сравнения: как очевидцу, в шутку. Множество глаголов с перечислением. Олицетворение с грустной ноткой: осеннему свисту.

Лауреат Нобелевской премии И. Бродский из эмиграции на Родину вернулся только своими стихами. Его ранняя лирика – пример прорастания вечности сквозь повседневность.

Источник

И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».

Тема: И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».

Цель: анализ стихотворения И. Бродского, развивать навыки выразительного

чтения, умение самостоятельно размышлять, делать соответствующие

выводы; нравственное и эстетическое воспевание. Тип урока: урок — анализ. Вид урока: совместная деятельность.

2. Вступительное слово учителя.

И. Бродский высоко ценил историю и свою родную культуру. Он понимал, что в мифе о Боге человек пытается примириться с миром и с самим собой. В стихотворении «В деревне бог живет не по углам» И. Бродский дал общую картину тех представлений, которые были распространены в русских деревнях во второй половине нашего вка (XX). В этх представлениях явно соединились черты языческих суеверий и христианской религии.

В стихотворении обнаруживается несколько взглядов на мир, бога и человека. Они достаточно отчетливы и в то же время как бы вплетаются один в другой. Трудно понять, наследником какого взгляда является сам поэт, т.е. какой взгляд в большей мере очаровывает его.

Христианский взгляд отражен в боге, «живущим по углам». На Руси возникла традиция, по которой их отражения Бога и святых угодников в виде икон помещалось в правый угол избы, он назывался «красным». Это является знаком уважения и почитания, знаком ритуального следования христианской традиции. Христианский Бог живет на небе. Деревенский человек довольствуется его изображениями, помещенными в почетном углу. Это великий Бог, десятью речениями которого был сотворен мир. Он твори мир без усилий, свободным актом воли, выраженным в формуле -«Да будет так». Это Бог недоступный созерцанию. Его в деревне боятся, он требует уважения. Он требует уважения, но непосредственно в каждом моменте жизни не участвует. Люди своим разумом вполне постичь его не могут, так как это бестелесный невидимый Дух, всеправедный и всемогущий, можно сказать, что это «непонятный» Бог.

Просмотр содержимого документа
«И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».»

Тема: И. Бродский «В деревне бог живет не по углам».

Цель: анализ стихотворения И. Бродского, развивать навыки выразительного

чтения, умение самостоятельно размышлять, делать соответствующие

выводы; нравственное и эстетическое воспевание. Тип урока: урок — анализ. Вид урока: совместная деятельность.

Вступительное слово учителя.

И. Бродский высоко ценил историю и свою родную культуру. Он понимал, что в мифе о Боге человек пытается примириться с миром и с самим собой. В стихотворении «В деревне бог живет не по углам» И. Бродский дал общую картину тех представлений, которые были распространены в русских деревнях во второй половине нашего вка (XX). В этх представлениях явно соединились черты языческих суеверий и христианской религии.

В стихотворении обнаруживается несколько взглядов на мир, бога и человека. Они достаточно отчетливы и в то же время как бы вплетаются один в другой. Трудно понять, наследником какого взгляда является сам поэт, т.е. какой взгляд в большей мере очаровывает его.

Христианский взгляд отражен в боге, «живущим по углам». На Руси возникла традиция, по которой их отражения Бога и святых угодников в виде икон помещалось в правый угол избы, он назывался «красным». Это является знаком уважения и почитания, знаком ритуального следования христианской традиции. Христианский Бог живет на небе. Деревенский человек довольствуется его изображениями, помещенными в почетном углу. Это великий Бог, десятью речениями которого был сотворен мир. Он твори мир без усилий, свободным актом воли, выраженным в формуле -«Да будет так». Это Бог недоступный созерцанию. Его в деревне боятся, он требует уважения. Он требует уважения, но непосредственно в каждом моменте жизни не участвует. Люди своим разумом вполне постичь его не могут, так как это бестелесный невидимый Дух, всеправедный и всемогущий, можно сказать, что это «непонятный» Бог.

Сознание деревенского человека, с одной стороны, отделяет этого Бога от повседневной жизни, а, с другой, — посредством веры пытается навести мосты между «непонятным» Богом, живущим на небе и в «красном углу», и тем, который в деревне «повсюду», «в избытке». Именно в его чертах отражается идея «понятного», земного Бога. Он больше похож на языческого домового, которому в славянской мифологии приписывались функции заботы обо всех сторонах повседневной жизни человека, особенно, живущего в деревне. Это архаичное синкретическое божество, освящающее каждый шаг деревенского человека. С ним связано откровенное признание бытующих в деревне суеверий.

В стихотворении субъективных переживания деревенского человека перенесены на образ «понятного» Бога. Перенос осуществляется проекцией на Бога — высших жизненных ценностей. Такой Бог в древне выступает их хранителем. Он наделен особой окрашенностью и жизненной динамикой в рамках специфической деревенской жизни. Это красноречивый шалун. С этим Богом в деревне «живут». Взгляд, осуществляющийся в образе этого Бога, ближе к языческому.

3. Чтение стихотворения, анализ стихотворения.

1. Словарная работа.

Бог живет не по углам.

— Изображение христианского Бога и христианских святых в виде икон
помещалось в «красный» (правый) угол избы.

Освящает кровлю и посуду.

— В христианском ритуале освящение делает дом и все, что в нем находится,
очищенном от скверны, от злых сил.

Честно двери делит пополам.

— В деревне двери состоя из двух створок, таких же, как на складнях — икона:
из двух симметричных частей. Симметрия — гармония. Жизнь деревенского
человека симметрична природе. Это честная жизнь. Бог, который честно
делит двери пополам, — справедливый Бог.

— Человек, который сам своими глазами наблюдает какое — то событие,
смотрящий на что — то со стороны.

— Человек, отрицающий всякое существование Бога и религии.

— Человек любит насмехаться.

— В обилии, в полноте, в излишке.

2. Вопросно — ответная беседа.

Каким словом в стихотворении определяется отношение атеиста к вере деревенского человека в Бога?

Найдите в стихотворении строки, позволяющие говорить о том, что деревенский Бог любит пошутить.

Кто в деревне «ставит изгороди», с вашей точки зрения, и как это описано в стихотворении?

«Кто «выдает девицу замуж»: люди или Бог? Выберите и объясните свой ответ.

«В деревне он в избытке2 — о ком идет речь в этих словах

Как поэт относится к насмешникам?

Выберите правильный, с вашей точки зрения, вариант и объясните:

а) поэт — равнодушный наблюдатель за жизнью в деревне;

б) поэт — сочувствующий наблюдатель за жизнью в деревне;

в) поэт — деревенский человек

г) поэт — городской человек, полюбивший деревенскую жизнь.

8. Перечислите черты деревенской жизни, о которых идет речь в
стихотворении.

9. Выберите правильный, с вашей точки зрения, вариант и объясните его.
Взгляд очевидца:

а) это взгляд извне;

б) это взгляд изнутри.

Есть ли, с вашей точки зрения, отличие между Богом, «живущим» «по углам», и Богом, «устраивающим объездчику недолет». Если есть, то в чем, объясните.

Какого Бога можно назвать «понятным» для деревенского человека, а какого «непонятным» — «живущим по углам» или «варящего чечевицу» и почему? С каким Богом чаще общается деревенский человек.

В каких христианских праздниках проявляются черты языческих славянских обрядов?

Как был создан мир по библейской мифологии?

Подумайте, где живет христианский Бог?

Попытайтесь описать жизнь поэта Иосифа Бродского в деревне?

Придумайте предложение со словом «благодать».

Единственным настоящим убеждением поэта является убеждение в том, что слишком часто внешние проявления загораживают истинную поэзию жизни, в которой важны не отличия одной религии от другой, а умение облекать бытовые стороны жизни в форму неописуемого чуда, неразрешимой загадки. В условиях такого видения чудом в этом мире является все.

Подводя итог, следует сказать, что бог — шутник, очевидец и поэт очень близки и как бы совместно обсуждают деревенские события. Иначе говоря, поэт и является тем самым очевидцем, который «прислушивается к осеннему свисту» и которому доступна поэзия простых событий. Будучи наполнены верой, эти события превращаются в миф о деревне, деревенском человеке, деревенском Боге и «очевидце».

В завершении возникает вопрос, какой же взгляд ближе всего к Иосифу Бродскому? Ответом на него могут стать слова И. Бродского: «Ни язычество,

ни крестьянство не могут удовлетворить полностью духовные потребности человека, всегда есть что — то в остатке» и слова А. Уланова: «Все у Бродского под вопросом, поэтому он и атеист, и поклонник «понятного» и «непонятного» Бога, но не «насмешник».

Источник

и честно двери делит пополам

И. Бродский

В деревне Бог живёт не по углам,
Как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
И честно двери делит пополам.

В деревне Он — в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
Приплясывает сонно на огне,
Подмигивает мне, как очевидцу.

Он изгороди ставит. Выдаёт
Девицу за лесничего. И в шутку
Устраивает вечный недолёт
Объездчику, стреляющему в утку.

Возможность же всё это наблюдать,
К осеннему прислушиваясь свисту,
Единственная, в общем, благодать,
Доступная в деревне атеисту.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Иосиф Бродский

Дни удлиняются. Ночи
становятся все короче.
Нужда в языке свечи
на глазах убывает,
все быстрей остывают
на заре кирпичи.

И от снега до боли
дни бескрайней, чем поле
без межи. И уже
ни к высокому слогу,
ни к пространству, ни к Богу
не пробиться душе.

И не видит предела
своим движениям тело.
Только изгородь сна
делит эти угодья
ради их плодородья.
Так приходит весна
1965.

Из «Литовского дивертисмента»
Dominikanaj *

***
Как давно я топчу, видно по каблуку.
Паутинку тоже пальцем не снять с чела.
То и приятно в громком кукареку,
что звучит как вчера.
Но и черной мысли толком не закрепить,
как на лоб упавшую косо прядь.
И уже ничего не снится, чтоб меньше быть,
реже сбываться, не засорять
Времени. Нищий квартал в окне
глаз мозолит, чтоб, в свой черед,
в лицо запомнить жильца, а не наоборот.
И по комнате точно шаман кружа,
я наматываю, как клубок,
на себя пустоту ее, чтоб душа
знала что-то, что знает Бог.
(1980-1987)

Представь трех царей, караванов движенье
к пещере; верней, трех лучей приближенье
к звезде, скрип поклажи, бренчание ботал
(Младенец покамест не заработал
на колокол с эхом в сгустившейся сини).
Представь, что Господь в Человеческом Сыне
впервые Себя узнает на огромном
впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном.

***
Не важно, что было вокруг, и не важно,
о чем пурга завывала протяжно,
что тесно им было в пастушьей квартире,
что места другого им не было в мире.

Во-первых, они были вместе. Второе,
и главное, было, что их было трое,
и все, что творилось, варилось, дарилось
отныне, как минимум на трое делилось.

Костер полыхал, но полено кончалось;
все спали. Звезда от других отличалась
сильней, чем свеченьем, казавшимся лишним,
способностью дальнего смешивать с ближним.
1990

На севере если и верят в Бога,
то как в коменданта того острога,
где всем бока намяло,
но только и слышно, что дали мало.

В деревне Бог живет не по углам

В деревне Бог живет не по углам

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освещает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.

В деревне он в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.

Он изгороди ставит, выдает
девицу за лесничего и, в шутку,
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.

Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

И честно двери делит пополам

Похожие цитаты

Церковь стоит у реки. Слепят глаза купола,
Словно ругая за то, что я без веры жила.

Сколько вокруг нас таких, Бога готовых гневить…
Господи! Ты им не дай через себя преступить!

Боже! В нас разум вдохни, чтобы тебя почитать,
Ближних любить, как себя, и научиться прощать.

К вере сегодня пришла. Видно, устала грешить.
Буду с душою своей в полной гармонии жить!

Если опять предо мной встанет из горя броня…
Не побоюсь! Мой Господь разве оставит меня?

Для тех, кто не видел Бога.

— Я его не видел…
Как можно верить в то, что не видал?
Ты извини, что я тебя обидел,
Ведь ты такой ответ не ожидал…
Я верю в деньги, их я видел точно…
Я верю в план, в прогноз, в карьерный рост…
Я верю в дом, что был построен прочным…

— Конечно… Твой ответ довольно прост…
Ты веришь в счастье? Ты его не видел…
Но видела его душа твоя…
Прости, наверно, я тебя обидел…
… показать весь текст …

Я не могу не верить в Бога,
Ведь он мне дарит чудеса…
Когда в холмах моя дорога,
Когда в слезах мои глаза,

Когда от боли задыхаюсь,
Когда опять встаю с колен,
На плечи Бога опираюсь…
Он ничего не ждёт взамен…

Когда грешу и каюсь тоже,
Когда счастливая до слёз,
Ему шепчу: «Спасибо, Боже,
Что на руках над бездной нёс!»
… показать весь текст …

Иосиф Бродский

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне он — в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И, в шутку,
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Оцените статью