Что значит делимитация границы демаркация границы

Делимитация и демаркация государственных границ

Государственные границы. Принцип нерушимости границ

Государственная граница – это обозначенная на картах и закреп­ленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного простран­ства) соответствующего государства, то есть пространственный пре­дел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).

Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.

Делимитация границы– договорное определение линии грани­цы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориен­тирам и характерным признакам рельефа местности.

Демаркация границы– обозначение (установление специаль­ных пограничных знаков) линии границы на местности в соответст­вии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или прове­дения дополнительных переговоров между соседними государст­вами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.

На сухопутной границеоборудуется пограничная полоса(шири­ной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содер­жится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсут­ствует, что характерно в отношениях между дружественными сопре­дельными государствами.

Водные границыподразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на ре­ках устанавливаются по договору между прибрежными государства­ми: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных – по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и дру­гих природных явлений, в таких договорах, как правило, определяет­ся, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.

Читайте также:  Перекрут яичка что это значит

На прохождение линии границы по реке и в особенности на ре­жим пользования пограничной рекой вследствие изменения уровня воды непосредственное влияние оказывают такие действия и деятель­ность, как сооружение, переоборудование или снос плотин, дамб, мостов и подобных сооружений. Считается неправомерным осуще­ствление таких мер каким-либо из приречных государств в односто­роннем порядке. Если же таких государств не два, а более, то подоб­ные меры не может осуществлять и группа приречных государств без согласования своих действий со всеми другими приречными государ­ствами. В договорах, касающихся режима пограничных рек, и в нормах, определяющих конкретный режим государственной речной границы, обычно содержатся специальные предписания по данному вопросу.

На приграничных озерах и иных подобных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.

Специфичен режим озер-морей, к берегам которых выходят не­сколько государств. Уникальным на сегодня в этом отношении яв­ляется Каспийское море, по берегам которого расположены Рос­сия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан.

Морские границыгосударства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если толь­ко между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.

Боковые (или вертикальные) воздушные границыгосударства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм националь­ного законодательства по данному вопросу. Территориальное разгра­ничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.

Если границы проводятся по специфическим характеристикам рельефа местности (долинам, герам, рекам и т.п.), они называются орографическими.Границы, устанавливаемые по прямой линии между двумя избранными в этих целях точками, именуются геомет­рическими.Границы, проходящие по меридианам или параллелям, носят название астрономических.

Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусто­ронних договорах устанавливают специальный пограничный режимв целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования при­граничных инцидентов и конфликтов и пр.

Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специ­альный режим своих государственных границ. Это могут быть «про­зрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвы­чайно редко) без пограничных знаков.

Режим прозрачности границ действует в отношениях между го­сударствами – участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и непри­косновенности границ государств – участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками го­сударств – участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами – не­участниками СНГ или с международной территорией общего пользо­вания (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.

Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зонашириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.

В целях урегулирования пограничных инцидентов правительства многих государств назначают специальных пограничных предста­вителей, именуемых (как, например, в Российской Федерации) по­граничными комиссарами или пограничными уполномоченными. Последние взаимодействуют с аналогичными представителями сосед­них государств на основе двусторонних договоров. В практике до­говорных отношений по данному вопросу встречаются примеры, когда и сам институт пограничных представителей как таковой, и порядок их назначения, а также права и обязанности таких предста­вителей, правила их сношений между собой, иммунитеты и т.п. изначально определяются договорами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов.

Случаи нарушения границы, которые не получают решения на уровне пограничных представителей или столь серьезны, что выхо­дят за рамки их компетенции, разрешаются дипломатическим путем.

Режим государственной границы России определен Законом о государственной границе Российской Федерации от 4 мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г.

Договоры о границах принципиально отличаются от других дого­воров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой при­чине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоя­тельств).

Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной терри­тории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на ос­новании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.

Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес Другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что значит делимитация границы демаркация границы

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность (плоскость), определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр) и воздушного пространства Российской Федерации, то есть — пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I).

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

Границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается, изменяется международными договорами, подписываемыми Президентами сопредельных стран и утвержденными (ратифицированными) Правительством Российской Федерации. Договоры разрабатываются по итогам работы межгосударственных комиссий по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации.
Участие Росреестра в работах по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы проводится на основании:

  • постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, от 29 июня 2007 г. № 415;
  • распоряжений Правительства Российской Федерации № 2011-р, от 21 декабря 2009 г., от 6 марта 2012 г. № 331-р, от 17 февраля 2018 г. №255-р, от 3 апреля 2018 г. № 584-р.

В компетенцию Росреестра входит геодезическое, картографическое и топографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, формирование банков геодезических данных и картографических материалов о российской границе и границах иностранных государств.

Росреестр участвует в процессе делимитации и демаркации границ, начиная от формирования российских делегаций в международных комиссиях до окончательного оформления государственной границы в соответствии с международными и российскими нормами права.

Основные мероприятия по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации проводятся в соответствии с директивами и инструкциями, утвержденными совместными комиссиями.

В настоящее время Росреестром проводятся работы по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению государственной границы Российской Федерации:

Источник

Территория и другие пространства в международном праве

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • понятие, значение и виды территории;
  • государственные границы; установление (делимитация и демаркация) изменение, режим;
  • способы приобретения и утраты территории: исторический титул, оккупация, лишение, аренда, уступка, продажа, обмен;
  • международные реки: понятие и правовой режим;
  • международно-правовой статус и режим пользования пространствами и ресурсами Антарктики и Арктики;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Понятие и виды территории

Территория в международном праве — это весь земной шар, охватывающий его сухопутные, водные пространства, недра и воздушное пространство, космическое пространство и небесные тела.

Территория в международном праве подразделяется на следующие виды: 1) государственная территория; 2) территория с международным режимом; 3) территория со смешанным режимом.

Государственная территория — Это часть земного шара, на которой распространяется суверенитет определенного государства.

Государственная территория состоит из сухопутного, водного и воздушного пространств и недра. Внешние пределы государственной территории определяются границей данного государства.

Сухопутная территория государства составляет часть суши и ее недра, которая находится в пределах границ государства. Сухопутная территория государства может быть отдельным земным массивом либо разделена водным пространством (острова), может быть отделена от основной территории государства и окружена со всех сторон территорией другого государства (анклав).

К водным территориям государства относятся внутренние воды, территориальные воды, озера, реки, заливы, порты, бухты. На все эти водные пространства распространяется суверенитет соответствующего государства, и данное государство устанавливает их правовой режим в соответствии с его законодательством.

Воздушное пространство государства — это пространство, находящееся над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Высотный предел в международном праве не установлен, однако сложилась такая обычно-правовая норма, согласно которой предел не должен быть выше 100—110 км над уровнем Мирового океана. Данное пространство находится под суверенитетом государства, которое устанавливает правовой режим воздушного пространство и правила полетов в соответствии с национальным законодательством и международным правом.

К государственной территории также относятся посольства и другие виды представительства за рубежом, воздушные и морские суда, космические корабли, кабели подводные, трубопроводы.

Каждое государство в пределах своей территории осуществляет территориальное верховенство. Территориальное верховенство означает, что власть данного государства распространяется на все лица, находящиеся в пределах его территории. Территория государства исключительно находится под властью данного государства, власть другого государства исключается на этой территории. Государство осуществляет свое территориальное верховенство с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Юрисдикция государства может осуществляться за пределами ее территории, например: на континентальном шельфе, в исключительных экономических зонах.

К территории с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно открытого моря, космическое пространство, включая Луну, и другие небесные тела.

Правовой режим и статус таких территорий определяется международным правом. На этих территориях действует принцип общего наследия человечества. Суверенитет государств на них не распространяется.

К территориям со смешанным режимом относятся исключительные экономические зоны, континентальный шельф и прилежащие зоны. Они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства имеют суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом также относятся проливы, международные реки.

Способы приобретения и утраты территории

Вопрос приобретения и утраты территории имеет особое значение в международных отношениях. Учитывая важность территории в образовании государства и тот факт, что государство осуществляет свой суверенитет исключительно на его территории, является одним из наиболее важных вопросов, имеющих отношение к международному праву.

В международной практике сложились такие способы приобретения территории, как первоначальные и производные. К первоначальным способам относятся эффективная оккупация (завладение), приращение, приобретательская давность. К производным способам относятся цессия или уступка, обмен, дарение, плебисцит.

Одним из первоначальных способов приобретения территории является эффективная оккупация. Данный способ появился в средних веках во время Великих географических открытий. Данный способ считался законным, если оккупируемая территория на момент оккупации была terranullius — ничейной территорией. В качестве правового основания приобретения новых территорий являлся титул «первичного присвоения». Для эффективной оккупации необходимо не только провозглашать суверенитет на данную территорию, но и осуществлять контроль над ней и верховную власть на данной территории. Государство, которое открыло новую территорию, обязано официально уведомить другие государства о том, что оно открыло новую территорию, такое уведомление включает в себя заявление о границах приобретенной территории.

К первоначальным способам относится приращение, означающее увеличение территории государства в результате образования новых земельных участков за счет действия сил природы, например, образование островов. Государство также обладает промышленными приращениями, которые оно строит на своей территории, — это барьеры волн или портов, установленные государствами в их территориальных морях.

Производные способы приобретения территории заключаются в переходе территории одного государства к территории другого государства, как на договорной, так и на внедоговорной основе.

К производным способам относятся цессия или уступка территории — это уступка части своей территории государства другому государству на договорной основе. Уступка может быть осуществлена на возмездной основе (например, уступка в 1867 г. Россией США Аляски за 7,2 млн долл.). Уступка может быть безвозмездной в соответствии с принципом ответственности за агрессию. Такие меры были приняты после Второй мировой войны в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. От Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР.

Такой способ, как плебисцит, означает всенародное голосование (референдум) о территориальном изменении. Например: Исландия в 1944 г. на основе плебисцита вышла из состава Дании.

Под приобретательской давностью понимается приобретение территории путем длительного законного владения такой территорией. Для того чтобы владение стало законным: владение должно быть мирным и постоянным; осуществление суверенитета на всей этой территории; владение должно быть публичным; владение должно быть в течение длительного периода времени. На сегодняшний день не установлен срок для приобретательской давности.

Известны еще такие способы, как адьюдикация, — передача территории другому государству на основе судебного решения, передача территории по решению международной организации.

Понятие государственной границы и ее режим

Границы имеют политическое и юридическое значение. Государство осуществляет свой суверенитет в пределах своих границ. Границы государства обычно устанавливаются международными договорами между соседними государствами.

Государственная граница — это линия, которая определяет предел действия государственного суверенитета и отделяет территорию государства от других территорий.

Граница — это линия, в которой нет размерности, кроме длины, которая определяет площадь государства и действие его суверенитета.

Граница — это точка, с которой начинается и затем заканчивается суверенитет, власть, собственность и законы государства для его соседних государств. Они отображаются только на политических картах в виде линий, которые следуют между странами для обозначения и отделения территорий и территорий каждой страны от другой.

В современную эпоху границы составляются по соглашению между заинтересованными государствами, в соответствии с международными соглашениями и договорами или арбитражными решениями или решениями международного суда.

Границы бывают естественные и искусственные.

Естественные границы связаны с природными рубежами, которые создают благоприятные условия для развития государства и его обороны (горы, реки и т.д.). Они создаются самой природой.

Искусственные границы связаны с созданием линий военно-инженерных укреплений, которые разделяют государственные территории. Такие границы устанавливаются в виде колючей проволоки или цветных линий, контрольно-пропускных пунктов или таможенных зон. Ярким примером искусственных границ является Великая китайская стена.

Государственные границы делятся на сухопутные, озерные, речные, морские и воздушные.

Сухопутные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства, они устанавливаются с учетом географических особенностей местности (моря, озера, реки, горы). Они могут проводиться посредством проведения прямых линий от одной точки к другой. Такие линии называются геометрическими (например, карта Африки). Они также могут устанавливаться по параллелям и меридианам.

Границы по озерам и рекам тоже устанавливаются по договоренности и на основе соглашения между соседними государствами. По судоходным рекам границы проводятся посередине главного фарватера (по тальвегу реки) или по линии наибольших глубин. На несудоходной реке границы устанавливаются посредине реки. На озерах и других водоемах границы проводятся по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Примером границы по рекам служит река Рио гранде между США и Мексикой, река Рейна между Францией и Германией. Примером границы по озерам: Великие озера между Канадой и Соединенными Штатами, Озеро Виктория между Угандой, Кенией и Танзанией, Женевское озеро между Швейцарией и Францией, Озеро Чад между Нигерией, Нигером и Чадом.

Морскими границами является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних государств. Морская граница государства проводится в соответствии с законодательством прибрежного государства и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., но ширина не может превышать 12 морских миль.

Воздушная государственная граница — это воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100—110 км. Каждое государство имеет право на полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над его территорией.

Для установления государственных границ выделяют две стадии: делимитация и демаркация.

Делимитация — это установление линии государственных границ по соглашению между соседними государствами и нанесение этой линии на карту. Как правило, данная карта становится приложением к пограничному договору.

Демаркация — это прохождение линии государственных границ на местности на основе договора и приложения к нему карты с помощью специальных пограничных знаков.

Для прохождения демаркации создаются совместные комиссии, и о всех действиях по демаркации составляют документы: протоколы об описании прохождения границ, карту с нанесением на нее линии границы и протоколы на установленный пограничный знак. Все эти документы являются приложением к пограничному договору и подписываются сторонами, скрепляются печатями.

Периодически государства проводят редемаркацию государственных границ, т.е. проверку, восстановление, замену разрушенных пограничных знаков или установку новых.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с законодательством каждого государства и его международными договорами.

Режим государственной границы включает в себя следующие правила:

  • порядок пересечения государственной границы физическими лицами, транспортными средствами;
  • содержание границы;
  • перемещение через границу товаров, грузов и животных;
  • ведение на границе различные виды деятельности;
  • порядок въезда на территорию государства и выезда из нее.

В международном праве сформировалась норма, согласно которой смена территориального суверенитета или иные случаи правопреемства не дают правовых основания для пересмотра границ.

Международно-правовой режим Антарктики и Арктики

Международно-правовой режим Антарктики закреплен в Договоре об Антарктике 1959 г., согласно которому Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые военные действия, такие как испытание любых видов оружия, в том числе любых ядерных взрывов и захоронение радиоактивных материалов, создание военных баз, она не может стать театром для военных действий, и она является демилитаризованной и нейтрализованной территорией. Антарктика также используется для научных исследований, договор запрещает разведку и добычу полезных ископаемых в этом районе. Договор возлагает на государства обязанность сотрудничать в целях защиты и сохранения природных ресурсов Антарктики.

На основе договора были приняты международные соглашения о сохранении природной среды Антарктики: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.

Срок Договора об Антарктике 1959 г. истекает в 2048 г.

Правовой режим Арктики основывается на следующих международных соглашениях: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,

Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др., законодательстве арктических государств (Канады, России, Норвегии, Дании, Исландии, США, Финляндии, Швеции). В отличие от Антарктики, нет международно-правового договора, определяющего статус арктического региона в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте понятие территории в международном праве.
  2. Каковы основные виды территории в международном праве?
  3. Каковы основные способы приобретения территории?
  4. Раскройте понятие государственной границы в международном праве.
  5. Каков международно-правовой режим Антарктики и Арктики?

Источник

Оцените статью