- Декомпозиция целей: что это такое и как она помогает в работе
- Что такое декомпозиция
- Что значит декомпозировать цели и задачи
- «Вырастить» дерево целей – визуализировать идею
- Принцип декомпозиции
- Методы декомпозиции, которые действительно работают
- Измерители декомпозиции
- «Вырастить дерево» с зависимыми измерителями
- Каких ошибок нужно избегать при декомпозиции целей?
- Что такое декомпозиция целей и как она помогает достигать результатов
- Что такое декомпозиция целей
- Визуализация декомпозиции
- Характеристики
- Основные методы декомпозиции целей
Декомпозиция целей: что это такое и как она помогает в работе
Декомпозиция – это, по сути, представление глобальной задачи, которую необходимо выполнить, конкретные шаги по её реализации. Чтобы успешно довести дело до конца и получить ощутимый результат, нужно четко представлять, из каких составляющих складывается достижение этой цели.
Так, каждая большая задача делится на несколько подзадач, без выполнения которых не достигнуть намеченного. А подзадачи, в свою очередь, подразделяются на еще более мелкие детали, причем каждая «мелочь» несет свою смысловую нагрузку и играет важную роль.
Что такое декомпозиция
Правильное планирование невозможно без декомпозиции. Научившись разделять объемные задачи на шаги, которые необходимо выполнить, можно уяснить алгоритм работы этого метода. Глубокое понимание проблемы приводит к её осмыслению и возможности выполнить необходимую работу в чётко обозначенные сроки. Декомпозирование помогает улучшить не только скорость выполнения задачи, но и её качество.
Что значит декомпозировать цели и задачи
- Убрать в личном восприятии сложность реализации. Когда грандиозный по масштабам проект грамотно разделен на подразделы, выполнение которых уже не выглядит невероятно сложным, то достижение цели кажется реалистичным.
- Правильно определить сроки претворения мечты в реальность. Нужно осознавать трудоемкость и реальные затраты времени на выполнение каждого пункта и действия. Зная временные рамки, отведённые на все подзадачи, без труда можно определить общий тайминг всего процесса.
- Подготовить план, сделав акцент на требуемых шагах для реализации цели. Таким образом, появится не размытая мечта, а чёткое понимание, что нужно сделать и как именно.
- Оценить ресурсную базу, которая понадобится для выполнения каждого этапа работы. Сюда входят финансы, люди, техническая и информационная база.
Когда декомпозиция целей и задач проведена, появляется ясность, с чего начать и как действовать. Проведя изначально тщательное планирование процесса, в дальнейшем можно немного расслабиться и просто выполнить каждый шаг по пунктам из списка. Начало планирования – это «лыжня» будущей выполненной задачи. Проложив её качественно, ехать дальше будет просто и приятно. Поясним подробно о том, как правильно выстроить систему работы.
«Вырастить» дерево целей – визуализировать идею
Чтобы уяснить, каких усилий потребует выполнение проекта, следует воспользоваться иерархической структурой, позволяющей понять весь план, сразу увидеть дефектные составляющие и заменить их реальными и необходимыми. Также дерево целей, так называется эта структура, – поможет понять, чего ещё не хватает, где допущен промах и какую позицию нужно усилить.
Визуализировать декомпозицию можно как в рукописном виде – на страницах рабочего блокнота или на листе бумаги, так и в электронном – воспользовавшись программными редакторами. Простой вариант такого софта – Microsoft Visio. Также программы для создания электронных схем можно найти в Интернете, причем есть даже бесплатные сервисы. Одним из таких помощников является draw.io.
«Вырастить» дерево целей можно и с помощью таких программ, как MindManager и X-mind. Эти сервисы создают ментальные карты, которые наглядно демонстрируют пошаговую инструкцию продвижения к цели.
Принцип декомпозиции
Построение дерева целей при помощи программ, рукописный план действий, пошаговая схема задач – все эти действия могут быть применены при декомпозиции. Вне зависимости от выбранного метода работы, итоговое планирование будет состоять из нескольких шагов:
- Определение цели, задачи.
- Алгоритм выполнения основной задачи — так выявляются подзадачи второго уровня.
- Шаги для выполнения подзадач второго уровня, в результате чего появляются подзадачи третьего ряда действий.
- Таким образом, дерево целей может состоять из множества рядов, в которых прописаны шаги.
По мере углубления в детали составления плана становится понятно, что такое декомпозиция процесса. Это разбиение задач на несколько частей и отслеживание их поэтапного выполнения. Однако не следует слишком вдаваться в детализацию, добавляя в список множество подзадач. Проще контролировать реализацию при 5-6 пунктах для одного масштабного действия. Но в случае объемных проектов, разумеется, следует сделать поправки на специфику и добавить все задачи, требующие внимания.
Методы декомпозиции, которые действительно работают
Пока не оформлена главная идея проекта, невозможно сдвинуться с места для достижения цели.
Метод декомпозиции как раз позволяет, прежде всего, вычленить ключевой момент – идею и цель всего действия. Именно для это существует декомпозиция проекта по методу SMART. Что включает в себя данная модель?
- установку цели;
- обозначение сроков реализации этапов для достижения цели;
- указание ответственных за выполнение работы;
- определение ресурсов;
- внесение информации в программу.
После прохождения этапов подготовки всё зависит от командной работы. С усилиями и слаженными действиями сотрудников напрямую коррелирует реализация проекта без срыва сроков.
При чётком пошаговом планировании, когда учтены мелкие детали, можно получить больший эффект, чем при планировании без разделения на подзадачи. Кстати, наиболее успешным считается такая декомпозиция, при которой каждая подзадача заключительного уровня может быть выполнена за 100-120 минут. Если на выполнение данной подзадачи уходит больше времени, эту часть мероприятия следует раздробить. Данный метод эффективен как для различных бизнес-целей, так и для выполнения любых личных проектов.
Измерители декомпозиции
В случае детализации задач следует указать определенные показатели, которых нужно добиться.
Как использовать измерители и показатели? Рассмотреть это можно на примере спортивных тренировок. Предполагается, что человеку нужно увеличить физические нагрузки, уйти от показателя, который существует в конкретный момент, и достичь большего результата. Если в конкретный момент спортсмен выполняет упражнения в 2 подхода по 10 повторений, то показателем может стать доведение количества подходов до 3, а повторений упражнения до 15-20 раз. На реализацию цели нужно отвести конкретный период, причем реальный, чтобы выполнить задуманное.
На практике спортсмен, убедившись, что выбранный период подходит, так как не требует сложных физических изменений, должен разработать план для конкретного количества тренировок, которые он проведет в отведенный срок.
План можно составить, воспользовавшись программой Excel. Работа с таблицей позволит представить пошагово планируемую задачу. В каждой строке следует обозначить действие и показатель, для каждого действия свой, заранее продуманный. Фиксируя данные каждой тренировки, в конце запланированного периода можно получить показатель.
По подобному плану можно рассчитать действия и измерители любых других проектов. Однако данный простейший тип планирования не применим к задачам, включающим в себя зависимые измерители. Например, когда речь идет об увеличении количества посетителей сайта или подписчиков группы в социальной сети – необходима более тщательная проработка всех показателей.
При работе с зависимыми измерителями также важно учитывать процесс изменения показателей. Так, к примеру, в работе над редакторским проектом не помешает указать, сколько задач выполняется за конкретный период. Если идёт работа над книгой, то следует учитывать, сколько страниц выполняется за сутки и как этот показатель меняется со временем. Такое качественное рассмотрение процесса работы более эффективно. Однако в любом случае необходимо предусмотреть «подушку безопасности». В данном случае речь идет о запасном временном периоде, который можно потратить на выполнение задуманного, если запланированный график срывается по каким-либо причинам.
Однако пример с книгой является далеко не самым обширным по количеству измерителей проектом. Что же делать в случае ещё большего объёма показателей? Поговорим об этом далее.
«Вырастить дерево» с зависимыми измерителями
С зависимыми измерителями работать сложнее. Это мероприятие требует не только последовательного выполнения действий, но и проработки комплекта, в который входят дополнительные задачи.
Яркий пример работы с зависимыми измерителями – повышение прибыли торгового предприятия. Декомпозиция представляет выведение некой формулы, куда входят и показатели, и шаги, и результат, который необходимо получить.
В формулу дерева целей в данном случае включаются:
- число посетителей магазина;
- количество потенциальной целевой аудитории;
- показатель среднего чека;
- маржа.
Это основные элементы, но их также можно дробить, чтобы получить более удобный результат для визуализации цели.
Например, первый показатель «Число посетителей магазина» можно раздробить на подзадачи, выполнение которых приведет к должному эффекту: сделать вывеску заведения яркой, привлекающей внимание; обновить интерьер торговой точки; установить иллюминацию; провести обновление бухгалтерских программ. Этот список можно продолжать, чтобы добиться поставленной подцели, которая, в свою очередь, приведет частично к реализации главной задачи.
Каких ошибок нужно избегать при декомпозиции целей?
Нужно учитывать, что выполнение подцелей может быть разным — какие-то сработают быстро, для достижения других потребуются дополнительные ресурсы. Также нужно определиться с важностью подцелей и подзадач, из которых складываются главные цели и задачи. При этом не стоит пренебрегать тестированием – эта работа поможет определиться с намёткой главных этапов по достижению намеченной самой важной задачи.
Использование декомпозиции, по мнению бизнесменов, – весьма эффективный метод работы, так как он способен значительно улучшить реализацию сложнейших проектов, которые без детальной визуализации и расставления приоритетов считаются практически невыполнимыми.
Открыв для себя метод декомпозиции целей, новички часто изучают очередное руководство к действию, обещающее изменение в лучшую сторону. На начальных этапах часто возникает одна и та же ошибка – излишнее дробление и без того незначительных задач. Чересчур расширенная структура плана может только усложнить достижение цели. Пусть дерево, которое нужно «вырастить», будет с надежными «ветвями» и понятными, реально выполнимыми подзадачами.
Еще одна ошибка, из-за которой работа может пойти насмарку – пренебрежение промежуточными данными. Не нужно забывать, что именно этот показатель может существенно повлиять на конечный результат. Внимательность, даже скрупулезность помогут избежать неточностей при планировании шагов, которые приведут к реализации главной идеи.
Мы рассмотрели основные ошибки и выделили 2 основных, кардинально противоположных друг другу:
- слишком большое количество подзадач;
- недостаточное количество подзадач.
При использовании метода декомпозиции важно соблюсти баланс, правильно расставив приоритеты. Только при выполнении этого условия метод пойдёт на пользу для выполнения задачи.
Источник
Что такое декомпозиция целей и как она помогает достигать результатов
Что такое декомпозиция целей
Декомпозиция цели — это её детализация, наглядное разделение комплексной объемлющей цели на многоуровневую иерархию небольших взаимосвязанных задач.
Говоря простыми словами, любая цель подразделяется на несколько уровней задач, а те, в свою очередь, на элементарные действия.
Декомпозиция — это дедуктивный метод перехода от общего к частному. От сложного к простому. Это научная методика, эффективность которой подтверждена высокой результативностью применения в самых разных сферах — от личных спортивных достижений до масштабных индустриальных проектов.
В терминологии тайм-менеджмента принято называть «слонами» крупные цели и задачи. Как проще всего «съесть слона» — достичь большой цели, решить крупную задачу? Нужно «нарезать слона на куски» — произвести декомпозицию целей — и постепенно «съесть небольшими бифштексами», выполняя простые понятные задачи. В идеальном случае «бифштекс» должен быть «съеден» за один присест от 15 минут до 2 часов.
Визуализация декомпозиции
Для визуализации декомпозиции целей используются различные подходы — от структурированного списка в рукописном или электронном виде до сложных таблиц.
Одним из самых удобных методов для наглядной декомпозиции целей являются древовидные интеллект-карты, ментальные карты, Mind Maps. Их можно рисовать на бумаге, либо составлять в специальных редакторах:
- Miro (бывший RealTimeBoard);
- XMind;
- MindMeister;
- MindJet Mindmanager;
- Draw.io;
- LucidChart.
Среди них есть простые и сложные, платные и бесплатные, для индивидуальной работы и коллективной.
Сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой
100 минут обратного звонка бесплатно
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок
Характеристики
В зависимости от сферы применения декомпозиции, мелкими подсистемами могут считаться не только задачи, но и различные понятия, процессы, явления . В бизнесе цели верхнего уровня могут относиться к регионам, проектам, продуктам, подразделениям.
Допускается несколько уровней вложенности в подобных структурах. В большинстве случаев оптимальной является декомпозиция до третьего уровня, на котором становится понятно, что конкретно делать.
При планировании в крупных компаниях, холдингах, государственных структурах и международных проектах может применяться декомпозиция вплоть до шестого уровня. Причём начинать следует с видения, миссии и ценностей организации. Из них формулируются стратегические цели, которые далее разделяются на тактические, а уже те, в свою очередь, на функциональные задачи.
Одна из основных задач декомпозиции — получение информации о необходимых ресурсах и требуемом объёме действий для достижения цели. Полезно чётко осознавать какие навыки, компетенции, люди и прочие ресурсы нужны для реализации каждого этапа достижения цели.
В отношении определения и расстановки приоритетов методика декомпозиции целей коррелирует с подходом Дуайта Эйзенхауэра. В первую очередь важно обращать внимание на важность этапов достижения цели, а не на срочные задачи. Когда срочность доминирует над важностью, ограничивается инициатива, сокращается пространство вариантов решения задач и, как следствие, становится меньше возможностей эффективного решения этих задач.
Основные методы декомпозиции целей
Прежде всего, важно сформулировать ключевую идею цели.
Пожалуй, самая эффективная декомпозиция цели достигается при применении методики SMART.
Как известно, по данной технологии цель должна быть:
- S — конкретной (Specific);
- M — измеримой (Measurable);
- A — реально достижимой (Achievable);
- R — значимой, важной (Relevant);
- T — ограниченной по времени (Time bound).
Когда произведена декомпозиция цели, то алгоритм дальнейших действий становится предельно простым и понятным.
Определяются сроки выполнения каждого из этапов и назначаются ответственные исполнители, обладающие необходимыми знаниями, навыками, компетенциями, полномочиями и прочими ресурсами.
Затем все данные вносятся в систему управления проектами, CRM, таск-трекер или же формируется диаграмма Гантта. Команда приступает к реализации плана для достижения поставленной цели.
Может показаться парадоксальным, но совмещение методики декомпозиции с технологией целеполагания SMART, помогает планировать и в условиях неопределённости. Когда вместо чёткой цели сформулировано только намерение.
При дроблении задач стоит анализировать, возможно ли выполнить каждую из крайних подзадач ветки за короткий период времени — до 2 часов. При обнаружении задач, которые не выполняются за такой промежуток времени, рекомендуется делить их на более мелкие до тех пор, пока все конечные задачи не будут соответствовать данному условию.
Отдельного рассмотрения заслуживает использование методики декомпозиции целей для бизнеса в маркетинге и аналитике. Проще говоря, применительно к воронке продаж. Потому что зная ключевые показатели, такие как средний чек, маржинальность и конверсию каждого этапа, можно производить расчёты, исходя из целей.
Выгоды от использования декомпозиции целей в бизнесе и маркетинге очевидны. Цифр и показателей так много, что в этом легко запутаться: часто возникает хаос в постановке целей. С помощью метода декомпозиции целей легко понять, на какие метрики и характеристики обратить внимание. Например, у руководства появилась задача — увеличить продажи. И тут мы снова возвращаемся к воронке продаж.
Итак, есть конкретная цель — увеличить чистую прибыль, к примеру, на 10%. Чтобы добиться таких результатов, нужно разделить эту амбициозную задачу на подзадачи, а именно разложить на этапы воронки продаж. Как известно, воронка продаж состоит из нескольких стадий.
Возьмем за основу распространенный шаблон воронки. Обычно путь клиента начинается с рекламы, затем он попадает в отдел продаж, а потом совершает покупку. Логично предположить, что на каком-то из этих этапов надо увеличить один или несколько показателей.
К примеру, если увеличить расходы на рекламу в несколько раз, то вырастет и чистая прибыль согласно прогнозам. Однако стоит понимать, что одна и та же рекламная кампания способна выдавать разные результаты: в каком-то случае CTR может быть выше, а где-то ниже. А это, в свою очередь, влияет на количество лидов и завершенных сделок. Тем не менее, это не меняет сути декомпозиции в бизнесе и маркетинге — выяснить ключевые показатели, и на основе этих показателей выстроить эффективную маркетинговую стратегию.
Метод декомпозиции целей можно применить иначе. Предположим, в небольшом городе работает магазин бытовой техники. Его владелец решил, что в новом месяце надо увеличить средний чек : от 5 000 до 7 000 рублей, чтобы увеличить оборот. В таком случае визуализация декомпозиции цели выглядит примерно так.
Есть глобальная задача — увеличить средний чек. Чтобы в клиент покупал больше, есть смысл предложить бесплатную доставку, анонсировать акцию или внедрить гибкую скидочную систему. Таким образом, задача «дробится» на более мелкие задачи, решение которых занимает не так много времени. Так, если владелец магазина планирует бесплатную доставку, то ему следует подумать — за какую сумму чека покупатель получит право доставки до дома.
Поэтому владелец тратит время на поиски баланса: фиксированная сумма должна быть и выгодной для магазина, и привлекательной для покупателя. К этому добавляется еще одна подзадача — договориться с курьерской службой, продумать логистику и далее по списку. То же самое относится и к другим мерам. При этом целостность глобальной задачи не нарушается: она выполняется по ходу движения снизу вверх.
Источник