Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) в российскую законодательную практику введена новая процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларирование соответствия). Как и реализация любого нововведения осуществление на практике декларирования соответствия несомненно может вызвать определенные трудности. Причины возможных проблем рассматриваются в данной статье.
Вопрос о необход
В первую очередь необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация соответствия) подается работодателем в отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. При этом под идентификацией в соответствии с разделом 2 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, понимается процедура, которая включает в себя следующие этапы:
выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор);
принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
оформление результатов идентификации.
выявлен источник фактора и сам фактор;
наименование фактора сопоставлено с классификатором и имеет место совпадение наименования, но на основании результатов предыдущей оценки в рамках аттестации рабочих мест или производственного контроля принято решение не проводить измерение данного фактора в связи с отсутствием превышений.
При соблюдении вышеуказанных условий комиссией и экспертом по проведению специальной оценки условий труда признается тот факт, что производственные факторы на рабочем месте могут присутствовать, но они не носят потенциально вредный и (или) опасный характер, а значит, не нуждаются в идентификации и проведении соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодателем подается декларация соответствия.
Кроме того при формировании перечня рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия, необходимо учитывать следующие аспекты:
отсутствие случаев профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
отсутствие жалоб или предложений работников по осуществлению идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах,
условия труда на рабочем месте по результатам предыдущей оценки отнесены к допустимым;
отсутствие наименования профессии работника или видов выполняемых работ в списках, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Ответственность за осуществление процедуры идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов несет эксперт, проводящий специальную оценку условий труда. При этом следует понимать, что выполнение всех перечисленных требований в случае декларирования соответствия условий труда не является исчерпывающим с точки зрения практики. При принятии решения об отсутствии необходимости проведения измерений, руководствуясь только тем, что условия труда по ранее проведенной аттестации рабочих мест были признаны допустимыми, эксперт может столкнуться с проблемой нахождения фактического значения фактора на границе с гигиеническим нормативом.
Например, при нормативном значении шума в 80 дБА измеренное значение составило 80 дБА. Тогда, заявляя условия труда на таком рабочем месте как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, работодатель несет определенный риск, связанный, к примеру, с возможностью наступления у работника профессионального заболевания. Ответственность за декларирование соответствия условий труда на рабочем месте несет работодатель.
Отдельного внимания также заслуживает вопрос прекращения действия Декларации соответствия условий труда при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, а именно:
на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве;
у работника выявлено профессиональное заболевание, связанное с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.
В соответствии с законодательством при наступлении указанных обстоятельств действие Декларации соответствия прекращается. При этом приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н предусмотрена возможность оформления документа сразу на несколько рабочих мест, условия труда на которых соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
Работодатели стремятся перестраховаться и оформляют декларации соответствия отдельно для каждого рабочего места. Данный подход не противоречит действующему законодательству. Однако, если речь идет о десятках, сотнях и даже тысячах задекларированных рабочих мест, такие действия только усложняют работу сотрудников государственных инспекций труда, ведущих реестр деклараций.
Говоря о форме Декларации соответствия, утвержденной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н, необходимо обратить внимание на тот факт, что ее образец предусматривает возможность указания в качестве идентифицирующих признаков рабочих мест только их наименований, индивидуальных номеров и количества занятых на них работников. Для организаций с небольшой численностью персонала таких сведений будет явно достаточно. В холдингах с развитой филиальной сетью или на крупных промышленных предприятиях, где специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, часто встречается несквозная нумерация рабочих мест в отдельных структурных подразделениях. Нарушение в отношении уникальности номера рабочего места приведет к невозможности учета декларируемых рабочих мест в реестре деклараций соответствия.
тражения в тексте Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Источник
Декларация рабочих мест
С 1 мая 2016 года работодатель должен подавать декларацию не только на рабочие места, на которых не обнаружены вредные факторы, но и на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда. Если же декларация к этому моменту была зарегистрирована, необходимо подать уточненную декларацию. Практика оформления и подачи этого документа выявила несколько типичных сложностей. Они возникают как на стадии работы с экспертами организаций, проводящих спецоценку, так и в ходе регистрации деклараций в государственных инспекциях по труду. Расскажем о пяти самых распространенных проблемах.
Информацию о вредных факторах рабочих мест предоставляют на основании недостоверных данных
Эксперт, проводящий спецоценку, выявляет вредные факторы на рабочем месте в ходе идентификации. Ее результаты оформляет в виде заключения, которое передает в комиссию по спецоценке. Оно может быть:
выдано на основании документальной оценки условий на рабочем месте без идентификации, то есть по формальным признакам;
сформировано на основании данных производственного контроля. Такое заключение будет некорректным, так как параметры вредных факторов, полученные при производственном контроле, могут отличаться от оценочных критериев, полученных в ходе идентификации;
сформировано на основании не полных данных. Например, может отсутствовать информация о том, что думает работник об условиях труда. Оно может быть проигнорировано комиссией или экспертом.
На основании этих данных оформляют декларацию соответствия условий труда. Но каждый из перечисленных пунктов является достаточным, чтобы документ оказался недостоверным. В результате возникнут проблемы с ее регистрацией декларации.
Чтобы избежать негативного результата, комиссия еще на стадии подготовки к спецоценке должна сформировать перечень рабочих мест, на которые предположительно будет оформлена декларация. Это такие места, на которых не предполагается обнаружить вредные или опасные условия труда. Сведения о них нужно занести в протокол заседания комиссии.
Затем этот перечень нужно сверить с данными, предоставленными экспертом. Если сведения не совпадут, комиссия должна направлять эксперту письменный запрос с просьбой разъяснить, на каком основании сделаны выводы об отсутствии вредных факторов на рабочем месте.
Некомпетентность членов комиссии по спецоценке
Комиссия и представители работодателя не вправе вмешиваться в работу эксперта. Но закон о спецоценке не исключил «договорных отношений». И члены комиссии, утверждая перечень рабочих мест, высказывают эксперту определенные пожелания по количеству аналогичных рабочих мест или мест, на которые нужно составить декларацию.
Если эксперт пойдет на уступки, он может, например, не идентифицировать некоторые вредные факторы. Тогда количество инструментальных замеров и измерений уменьшится, что приведет к снижению стоимости спецоценки.
Важно: Если не вовремя подать декларацию, работодателя могут оштрафовать на сумму до 80 000 рублей. А за повторное нарушение грозит штраф до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Но любая жалоба работника на результаты работ приведет не только к дискредитации эксперта и работодателя, но и к их финансовым потерям.
Комиссия также не уполномочена оформлять декларации соответствия. Эту работу нужно поручить штатному специалисту по охране труда. Если же доверить экспертам, проводившим спецоценку, составить данные документы, это может повлиять на объективность отчета по спецоценке. Эксперту выгодно убедить работодателя в наименьшем количестве рабочих мест, на которые нужно оформлять декларацию. При этом у работодателя прямо противоположная цель. Обе позиции диаметрально противоположны. Возникает конфликт интересов.
Поэтому привлечь их можно только как консультантов.
Завышение стоимости работ организацией, проводящей спецоценку
Многие организации, проводящие работы в области оценки условий труда не дифференцируют стоимость работ между рабочими местами, где вредные факторы не обнаружены, и теми местами, где проводились измерения вредных и опасных факторов. В итоге общая цена за спецоценку может значительно возрасти.
Чтобы этого избежать, работодателю нужно разбить спецоценку на этапы и указать их в договоре с организацией, которая будет выполнять эти работы.
Существенную часть вознаграждения организации, оказывающие услуги по спецоценке, получают за работу лабораторий, выполняющих инструментальные исследования. Поэтому этап идентификации необходимо оценить по минимальной стоимости относительно этапа измерения и исследования.
Рекомендуем оценивать работы по идентификации не более 20% от общей стоимости спецоценки либо указать стоимость работ по каждому рабочему месту отдельно за идентификацию и инструментальные замеры.
На каждое рабочее место оформляют отдельную декларацию
Ни Минтруд России, ни Роструд не дают рекомендаций, нужно ли оформлять декларации на каждое рабочее место или можно оформить одну декларацию на все рабочие места. К различным вариантам оформления лояльно относится и ГИТ. Поэтому многие работодатели не видят, какие последствия могут наступить, если оформить одну декларацию на все рабочие места.
Если произойдет несчастный случай, то декларация прекратит свое действие, а работодатель будет обязан провести внеплановую спецоценку на всех рабочих местах, на которые декларация была оформлена (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Поэтому рекомендуем оформлять декларации на каждое рабочее место, где отсутствуют вредные факторы или условиям труда присвоен 1-й или 2-й класс.
Ошибки при подаче декларации
Декларация соответствия может быть подана работодателем несколькими доступными вариантами (приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н):
лично;
почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, заполнив декларацию на официальном сайте Роструда.
Роструд (ГИТ) вправе не принять декларацию, если она не соответствует форме, утвержденной приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. В этом случае декларация будет отправлена по почте обратно работодателю в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. А в сопроводительном письме должны быть указаны причины, по которым возвращают отчетность. Отказать в приеме декларации по другим основаниям трудовые инспекторы не вправе.
Устранив нарушения, можно подать декларацию повторно.
Необоснованный отказ в приеме декларации необходимо сразу обжаловать в административном либо в судебном порядке.
Поэтому важно иметь документы, подтверждающие, что декларация была направлена в ГИТ. Иногда работодатели не уделяют этому должного внимания.
Не редко при приеме документов часть из них может оказаться незарегистрированной по вине «человеческого фактора» либо иным причинам. В дальнейшем это может привести к проблемам с ГИТ. Например, инспектор в ходе проверки вправе запросить документы, подтверждающие регистрацию декларации. Если таких документов нет, работодатель не сможет подтвердить, что декларация предоставлена. В итоге инспектор выпишет штраф.