Что значит дата возникновения права

Что значит дата возникновения права

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 69

1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Читайте также:  Что значит если парень смеется над моими шутками

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;

5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.12.2021 N 408-ФЗ)

9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

Источник

Что значит дата возникновения права

ГК РФ Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору

1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2004 N 217-ФЗ)

3. Добросовестный приобретатель жилого помещения, в удовлетворении иска к которому отказано на основании пункта 4 статьи 302 настоящего Кодекса, признается собственником жилого помещения с момента государственной регистрации его права собственности. В таком случае право собственности добросовестного приобретателя может быть оспорено в судебном порядке и жилое помещение может быть истребовано у него в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 302 настоящего Кодекса лишь по требованию лица, не являющегося субъектом гражданского права, указанным в пункте 1 статьи 124 настоящего Кодекса.

(п. 3 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 430-ФЗ)

Источник

Что значит дата возникновения права

Понятие «ранее возникшие права на недвижимое имущество», в том числе на земельные участки, появилось в нашем законодательстве с момента введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее – ФЗ № 122-ФЗ). При этом в ст. 6 названного закона было установлено, что ранее возникшие права признаются юридически действительными. Государственная регистрация этих прав после вступления в силу ФЗ № 122-ФЗ проводится по желанию их обладателей, однако такая регистрация обязательна в случае государственной регистрации перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной сделки с объектом недвижимого имущества.

Повторная их регистрация в случае совершения сделки объясняется техническими особенностями ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП, реестр), потому что согласно Правилам ведения ЕГРП, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 (далее – Правила), без внесения в подразделы I и II ЕГРП записей соответственно об объекте и субъекте права невозможно внесение записи о сделке (ограничении, обременении, и т.д.) в подраздел III реестра.
До 01.01.1995 действовал Закон «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 № 443-1 (далее – Закон о собственности), в п.2 ст.7 которого было указано: «право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором». О какой-либо значимости «белых» и «розовых» свидетельств для возникновения прав на земельные участки в законодательстве не упоминалось. Передача земельного участка посредством договора купли-продажи (купчей) была регламентирована Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23.12.1992 № 4196-1 (вступил в силу с 17.01.1993, утратил силу с 31.10.2001), согласно которому купчая должна была быть нотариально удостоверена и зарегистрирована в соответствующем комитете по землеустройству и земельным ресурсам.
По аналогии можно предположить, что данная норма распространяется также на договоры дарения и мены земельных участков, хотя в законодательстве об этом умалчивается. Но при самом распространенном в то время способе передачи в собственность земельных участков – из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению органов местного самоуправления – передаточный акт не предусматривался. Поэтому следует полагать, что в таком случае право собственности физических лиц на земельный участок до 01.01.1995 возникало с момента издания соответствующего постановления.
Что касается собственности на земельные участки юридических лиц, то в ст.14 Закона о собственности сказано: «Хозяйственные общества и товарищества, кооперативы и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участников». Следовательно, момент возникновения права собственности на земельные участки у юридических лиц до 01.01.1995 определяется датой регистрации их учредительных документов, в которых содержатся сведения о внесении учредителями земельных участков (долей, паев) в уставный (складочный) капитал.
О моменте возникновении других вещных прав на землю — пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования – в законодательстве до 01.01.1995 не говорится ничего. Но на таких видах прав земельные участки передавались только из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поэтому можно полагать, что возникновение этих прав до указанной даты также наступало с момента издания соответствующего ненормативного акта органами государственной власти или органами местного самоуправления.
А что же свидетельства о правах на землю – «белые» и «розовые»? В постановлениях Правительства РФ либо Совета Министров РСФСР, которыми утверждались эти формы, о моменте возникновения прав на землю ничего не сказано. Кроме того, при утверждении каждой новой формы прежняя форма недействительной не признавалась! Единственным исключением был Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 о введении «розовых» свидетельств (вступил в силу 29.10.1993, утратил силу 25.02.2003), в п.3 которого было установлено: «государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными».
Подведем итоги:
Во-первых, права на земельные участки, возникшие до 01.01.1995 подтверждаются:
• актами органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на том или ином виде права, в том числе в собственность бесплатно в соответствии с действовавшим в то время законодательством;
• документами о сделках, в результате которых происходил переход права собственности на земельный участок (то есть «передача вещи»), в том числе свидетельствами о праве на наследство по закону либо по завещанию.
При этом с 17.01.1993 договор купли-продажи земельного участка должен был быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в соответствующем комитете по землеустройству и земельным ресурсам. К иным договорам эта норма не относится;
• учредительными документами юридических лиц, на основании которых земельные участки (доли, паи) вносились учредителями в уставный капитал;
• решениями суда, вступившими в законную силу.
Во-вторых, права на земельные участки, возникшие с 01.01.1995 по 01.02.1998 подтверждаются:
• «розовыми» свидетельствами, выданными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству;
• «белыми» государственными актами обязательно зарегистрированными (завизированными) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
В-третьих, как уже говорилось, государственная регистрация возникшего до введения в действие ФЗ № 122-ФЗ права на земельный участок проводится по желанию правообладателя на основании заявления его или уполномоченного им на то лица (при наличии у последнего нотариально удостоверенной доверенности) за половину платы, установленной субъектом РФ.
При одновременной регистрации сделки с земельным участком плата за государственную регистрацию ранее возникшего права, подтвержденного документами, указанными выше (см. пп.1, 2), не взимается вообще, но с одной существенной оговоркой: объект ранее возникшего права собственности (при иных правах сделки с земельными участками невозможны) должен точно совпадать с предметом договора о сделке. Например, если гражданин имеет «розовое» свидетельство 1994 года о праве собственности на земельный участок площадью 4 га, полученный им в результате реорганизации бывшего сельскохозяйственного предприятия, а предметом договора купли-продажи является 1/1000 доля в праве на общий земельный участок площадью 4000 га (по ныне действующему законодательству именно так и должно быть), то право долевой собственности гражданину придется регистрировать заново, за полную плату. Конечно, это может показаться несправедливым, но несправедливость эту может исправить только законодатель, но не государственный регистратор прав.
В-четвертых, «белые» и «розовые» свидетельства, выданные после 01.02.1998 до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Правилами, зарегистрированные в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, признаются юридически действительными (например, для оформления свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию, при разрешении судебных споров и др.), но не являются основанием для применения льгот по плате за государственную регистрацию в случае внесения записей в ЕГРП.

Источник

Оцените статью